Тема 2. Психологические теории чувств

План:

Заслушивание докладов на семинарском занятии по теме «Психологические теории чувств в отечественной и зарубежной психологии: общее и различия».

1. Эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина.

2. Теория выразительных движений В.Вундта.

3. Теория эмоций Джемса-Ланге.

4. Теория эмоций Кеннона-Барда.

5. Теория эмоций Д.Хебба.

6. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

7. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера.

8. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

9. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

Литература:

1. Вундт В. Психология душевных волнений// Психология эмоций. Тексты/ под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М., 1984.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.

3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 1986.

4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т.5.- М., 1953.

5. Изард К. Эмоции человека.- М., 1980.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1999.

8. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

9. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М., 1984..

10. Симонов Г.В. Информационная теория эмоций// Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте высказывания с точки зрения различных подходов к раскрытию сущности эмоциональной сферы человека:

 

1) «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию». (Ч.Дарвин)

2) «Аффекты – это та сторона душевной жизни, по отношению к которой выразительные движения и порождающие их процессы иннервации должны рассматриваться как их физические корреляты». (В.Вундт)

3) «Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной теплоты. Мы в таком случае могли бы увидеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха и негодования». (У.Джемс)

4) Благодаря «адреналовому фактору» (выделение надпочечниками адреналина) энергетизируется деятельность организма. Такая перестройка имеет биологический смысл. Он заключается в том, что поведение живых существ в угрожающей ситуации становится более эффективным («гормон борьбы и бегства»). (У.Б.Кеннон)

5) Висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и характера инструкций: в одном случае они вызывали реакцию гнева, в другом – страха, в третьем – радости и т.д. (С.Шехтер)

 6) «Существование линейной зависимости эмоционального напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений». (П.В.Симонов)

7) «Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями (драйвами), с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние». (К.Изард)

 

Задание 2. Объясните, почему процессы, протекающие во внутренних органах тела и сопровождающие переживание чувств, с давних времен принимались за причину чувств.

Переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д.

В русском языке до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и т.п.

 

Задание 3. Проведите опыт с целью выявления взаимосвязи эмоций и познания:

Цель: Показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере зрительных впечатлений.

Материал: 8 цветных бумажек размером 3 х 3 см. Список- 8 цветов (по М.Люшеру: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и список 9 эмоций (по К.Изарду). Они определяют строки и столбцы таблицы.

 

Цвета

Эмоции

интерес ра-дость удив-ление стра-дание гнев отвра-щение през-рение страх стыд
Серый                  
синий и т.д.                                    

Ход опыта. Студентам предлагается для каждого цвета определить наиболее соответствующее ему эмоциональное состояние (или несколько состояний). Каждый делает это  индивидуально, на своем листе, проставляя знак «+» в соответствующей ячейки таблицы. Затем записи обобщаются на доске и выделяются наиболее характерные для группы ассоциации цвета и эмоций. Для каждого цвета определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным. Для каждого цвета определяется последовательность цветов - также от более вероятных к менее вероятным.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 123.