План:
1. Проблема развития «силы воли» в психологических исследованиях.
2. Формирование морального компонента «силы воли».
3. Развитие волевых качеств.
4. Рассмотрите методики изучения волевой сферы.
5. Обсуждение рефератов по темам: «Отрицательные волевые качества: импульсивность, нерешительность, инертность, внушаемость, упрямство», «Проблема воспитания воли в подростковом возрасте», «Локус контроля как устойчивое качество личности».
Литература:
1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь// Ваш беспокойный подросток.- М., 1991.- С.27-49.
2. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе// Избранные психологические труды.- М., 1995.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- Киев, 1999.
4. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Полн. собр. соч. В 6-ти т. Т.3.- М., 1982.
5. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб., 2002.
6. Люблинская А.А.Детская психология.- М., 1971.
7. Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольников// Психология личности и деятельности дошкольника.- М., 1965.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.
9. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1995.
10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе// Вопросы психологии. 1990. №3.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Определите, чем должен руководствоваться педагог и родитель (принципы, требования, условия) при воспитании воли ребенка?
1) В подходе к развитию воли имеются, как полагал С.Л.Рубинштейн, две крайности. «Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем, готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, - совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия; совершенно не привычное, оно окажется непосильным. Другая – тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца…» (С.Л.Рубинштейн)
2) Оля (3 г.10 мес.) получает задание протыкать дырочки в листке бумаги. После отказа добиться продолжения работы можно было, только включив заданное действие в игру. Теперь предлагают Оле, протыкая дырочки в бумажке, сделать простынку, одеяло, чтобы потом играть с ними в куклы. Девочка тут же принимается за работу, работает долго, делает, кроме того, что было предложено экспериментатором, по своей инициативе еще несколько вещей для куклы (подушечку, коврик). (из наблюдений Н.И.Непомнящей)
3) «Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т.п. могут иметь врожденную основу… Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость.» (Е.П.Ильин)
Задание 2. Являются ли приведенные примеры самовоспитания «силы воли» педагогически целесообразными:
1) «…Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Хочется идти играть в футбол – а я не пойду. Хочется почитать интересную книжку – а я не стану. Решил начать сразу, с этого же дня…
Наутро я встал – мне очень не хотелось делать зарядку, - я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом позавтракал и пошел в школу.
В этот день я решил в футбол не играть… «Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не буду». Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шишкин увидел меня, кричит: «Где ты ходишь? Нам уже десять голов насажали! Скорей выручай! И тут уж я сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: «Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!» (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
2) «За год перед тем, как во второй и, вероятно, окончательный раз, пропал из Петербурга, Рахметов сказал Кирсанову: «Дайте мне порядочное количество мази для заживления ран от острых орудий». Кирсанов дал огромнейшую банку, думая, что Рахметов хочет отнести лекарство в какую-нибудь артель плотников или других мастеровых, которые часто подвергаются порезам. На другое утро хозяйка Рахметова в страшном испуге прибежала к Кирсанову: «батюшка-лекарь, не знаю, что с моим жильцом сделалось: не выходит долго из своей комнаты, дверь запер, я заглянула в щель; он лежит весь в крови; я как закричу, а он мне говорит сквозь дверь: «ничего, Аграфена Антоновна». Какое, ничего! Спаси, батюшка-лекарь, боюсь смертного случаю. Ведь он такой до себя безжалостный». Кирсанов поскакал. Рахметов отпер дверь с мрачною широкою улыбкою, и посетитель увидел вещь, от которой и не Аграфена Антоновна могла развести руками: спина и бока всего белья Рахметова (он был в одном белье) были облиты кровью, под кроватью была кровь, войлок, на котором он спал, также в крови; в войлоке были натыканы сотни мелких гвоздей шляпками с-исподи, остриями вверх, они высовывались из войлока чуть не на полвершка; Рахметов лежал на них ночь. «Что это такое, помилуйте, Рахметов», с ужасом проговорил Кирсанов. – «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно; однако же, на всякий случай нужно. Вижу, могу». Кроме того, что видел Кирсанов, видно из этого также, что хозяйка, вероятно, могла бы рассказать много разного любопытного о Рахметове; но, в качестве простодушной и простоплатной, старуха была без ума от него, и уж, конечно, от нее нельзя было бы ничего добиться. Она и в этот-то раз побежала к Кирсанову потому только, что сам Рахметов дозволил ей это для ее успокоения: она слишком плакала, думая, что он хочет убить себя». (Н.Г.Чернышевский «Что делать»)
3) «… я вижу себя на уроке Кораблева, на одной парте с Ромашкой. Пари заключено, - пари, что я не закричу и не отдерну руку, если Ромашка полоснет меня по пальцам перочинным ножом. Это испытание воли. Согласно «правилам для развития воли», я должен научиться «не выражать своих чувств наружно». Каждый вечер я твержу эти правила, и вот наконец удобный случай. Я проверяю себя.
Весь класс следит за нами, никто не слушает Кораблева, хотя сегодня интересный урок: о нравах и обычаях чукчей.
- Режь, - говорю я Ромашке.
И этот подлец хладнокровно режет мне палец перочинным ножом. Я не кричу, но невольно отдергиваю руку и проигрываю пари.
Кто-то ахает, шепот пролетает по партам. Кровь течет, я нарочно громко смеюсь, чтобы показать, что мне нисколько не больно…
Правила для развития воли! Я возился с ними целый год. Я пробовал не только «скрывать свои чувства», но и «не заботиться о мнении людей, которых презираешь». Не помню, какое из этих правил было труднее…
«Спать как можно меньше, потому что во сне отсутствует воля» - также не было слишком трудной задачей для такого человека, как я.
Но зато я научился «порядок дня определять с утра» - и следую этому правилу всю мою жизнь.
Что касается главного правила: «помнить цель своего существования», то мне не приходится очень часто повторять его, потому что эта цель была мне ясна уже и в те годы…» (В.А.Каверин «Два капитана»)
Задание 3. Проанализируйте следующие методики:
Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н.Обозов)
Методика предназначена для обобщенной характеристики проявления «силы воли».
Инструкция : На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» —0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки.
Текст опросника:
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или л быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дни: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?
Обработка результатов: Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-21 балл — «сила воли» средняя; 22-30 баллов — «сила воли» большая.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 625.