Тема 3. Эмоциональные нарушения и возможности их коррекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Обсуждение вопроса об отклонениях от нормального хода эмоционального развития в различные возрастные периоды: раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст.

2. Рассмотрение методов (игротерапии, арттерапии, сказкотерапии) и методик выявления и коррекции эмоциональных нарушений в период детства.

3. Рассмотрение методик изучения эмоциональной сферы.

4. Обсуждение рефератов по темам: «Эмоциональное благополучие ребенка», «Особенности эмоциональных проявлений, характерные для синдрома «амбивалентного» поведения».

Литература:

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., 1990.

2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование.- М., 1990.

3. Грецов А.Г., Бендарева Т.А. Психологически игры для старшеклассников и студентов.- СПб., 2008.

4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой.- М.,2001.

5. Дубровина И.В. и др. Психология/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2002.

6. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента// Дошкольное воспитание. 2004. №8.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб., 2001.

9. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р, Либлина М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М., 1990.

10. Романов А.А. Коррекция нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей: Альбом игровых коррекционных задач.- М., 2000.

11. Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста со взрослыми// Вопросы психологии обучения и воспитания. Сб. трудов.- Горький, 1978.- С.142-154.

12. Популярная психология для родителей/ под ред А.А.Бодалева.- М., 1988.

13. Практическая психология образования/ под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2000.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Дайте определение и содержательную характеристику каждого из перечисленных явлений:

Г.М. Бреслав выделяет следующие эмоциональные нарушения и отклонения в формировании личности в период детства:

- отсутствие механизма синтонии («эмоционального заражения»), апатия и равнодушие в общении с другим человеком на первом году жизни;

- отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения с разными людьми, а также радости манипулирования с новыми предметами, сверхосторожность на втором году жизни ребенка;

- феномен амбивалентного поведения в раннем детстве;

- отсутствие эмоциональной децентрации, а также эмоционального предвосхищения в старшем дошкольном возрасте;

- равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в младшем школьном возрасте;

- отсутствие тенденции к снижению импульсивности, а также «аффект неадекватности» в подростковом возрасте. (Г.М.Бреслав)

 

Задание 2. Проанализируйте примеры с точки зрения используемых в них методов коррекционной работы:

1) Программа коррекции эмоционального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игра первая: «Я ласковым «прикинусь», а кто еще

более ласковым «прикинется», тот и молодец!»

«Цель игры. Стимуляция гуманных чувств у эгоистичных и агрессивных детей через жесты и мимику; переключение на иное состояние и стимуляция положительных эмоций у обидчивых детей сменой водящего в игре; осознание детьми особенностей и причин проявления или торможения выражения гуманных чувств другому.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям: «Давайте посмотрим, как у меня улыбка получается», - и при этом изображает улыбку (губами), доброжелательный взгляд (глазами) и т.п.; спрашивает у детей: «А у кого улыбка лучше получится? Погладь по плечу игрушечного Мишу, чтобы ласковым стать; выбери, у кого из ребят самый ласковый взгляд и объясни свой выбор» и т.п.

Правила (ограничения) в игре: 1) нельзя говорить вслух слова, если пытаешься уговорить кого-либо ласковым лицом; 2) нельзя использовать жесты рук и позы, чтобы сделаться более ласковым.

Варианты игры. Чтобы игра была интереснее, можно предложить сразу нескольким детям изображать ласковую улыбку; вместо улыбки можно предложить изображать печаль и грусть; при этом взрослый спрашивает агрессивных детей: почему дети бывают грустными и почему не бывают ласковыми, бываешь ли ты ласковым и грустным, как часто и т.п.» (по материалам А.А.Романова)

2) Программа коррекции тревожности «Само-чувствие» методом директивной игровой терапии

Занятие 2: «Разрывание бумаги»

«Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

К этой игре можно подключать родителей или воспитателей – особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка». (по материалам Л.М.Костиной)

 

3) Программа «Сплочение команды» предназначена для старшеклассников и студентов

Игра «Дракон»

«Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «Хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму. Игра повторяется 3-4-раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте. Если участников много, можно сделать две колонны. Как вариант, «голова» охотится на свой «хвост», либо на «хвост» другого дракона.

Цель упражнения: физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие координации совместных действий, сплочение группы, снятие психологической напряженности, неловкости в межличностных отношениях.

Обсуждение: участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны». (по материалам А.Г.Грецова, Т.А.Бедаревой)

 

Задание 3. Проанализируйте предложенные методики:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 705.