Тема №9. Характеристика некоторых психических состояний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Рассмотрение особенностей психических состояний.

2. Анализ художественных текстов, иллюстрирующих различные психические состояния.

3. Обсуждение рефератов по темам: «Сезонная депрессия», «Пути преодоления депрессии», «Как справиться со стрессом», «Фазы сна», «Одиночество пожилого человека», «Печаль: причины, последствия».

Литература:

1. Мухина В.С. Стиль – шум – утомление// Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя…- М., 1986.- С.127-133.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1999.

3. Селье Г. Стресс без дистресса.- М., 1982.

4. Фрейд З. О сновидении// Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений.- М., 1990.- С.310-343.

5. Хрестоматия. Психические состояния/ Составители Л.В.Куликов и др.- СПб., 2002.

6.  Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления.- М., 1998.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Вставьте пропущенный термин:

1. «.……………. – это специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех ситуациях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».

2. «С увеличением продолжительности …………… ……………. происходит ослабление внимания и интеллектуальных процессов («путаются мысли», «невозможно на чем-либо сосредоточиться»)».

3. «………. – это состояние, внушаемое ситуацией сильного или длительного напряжения, которое может проявляться как в возбуждении, так и в торможении организма».

4. «Основные переживания и выражение ……….. предположительно являются универсальными для всего человечества».

5. «Этот фактор весьма существенно влияет на психическое состояние, о чем свидетельствуют самонаблюдения людей, находящихся в условиях …………».

6. «Стадии, свойственные любому адаптационному процессу: 1) стадия чрезвычайных трудностей, 2) стадия …………….., 3) стадия ………….....».

7. «Врач А.Бомбар, переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан, заключает: «Полное ………….невыносимо. Горе тому, кто ………..!»

8. «Шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, грудная боль, кашель или покашливание, ……………. ………………, перепады настроения, …………….».

9. «Причины стресса: ………… ……………….., профессиональные и финансовые затруднения, взаимоотношения со значимыми людьми».

10. «Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в ……….. расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство».

11. «Принято разделять стресс на два вида: ………….. и ……………….».

12. «При …….. обеднел и опустел мир, при меланхолии – само «я».

13. «…………………. стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений».

14. «……….является всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т.п.».

15. «……………. стресс возникает в связи с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.п.»

16. «Весьма замечательно также, что нам никогда не приходит в голову рассматривать ……….. как болезненное состояние и предоставить ее врачу для лечения, хотя она влечет за собой серьезные отступления от нормального поведения в жизни».

17. «Так, например, в условиях относительного ………….. протекают многие виды профессиональной деятельности, когда общение с другими людьми осуществляется лишь эпизодически (летчики-истребители, водители автотранспорта, космонавты и т.п.)»

18. «Чаще в стрессовой ситуации ……………. и ……………. стрессоры неразделимы».

19. «Рациональное использование избытка свободного времени в вынужденном ………….. позволяет сохранять на вполне приемлемом уровне даже биологические функции организма»

20. «У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы состояние ……………….. наступает значительно раньше, чем в учебные дни».

21. «В той же мере, в какой голод могут утолить различные виды пищи, так и ощущение ………… может принести самая разнообразная деятельность».              

22. «Другим видом преодоления монотонии в условиях …………., изоляции является творчество (очень часто литературное), обращение к искусству».

23. «Связанное с активизацией снижение тревожности является источником ……….., даже ……….., например, в результате приземления после прыжка с парашютом».

24. «Наиболее частой реакцией в состоянии фрустрации является ………….. поведение в отношении источника фрустрации».

25. «Особенно жесткие условия индивидуальной …………. – полная тишина, темнота, постоянная оптимальная температура и т.п. – вызывают довольно серьезные отклонения в психических процессах, вплоть до галлюцинаций».

26. «При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность ………………».

27. «У разных людей могут быть разные источники ощущения наивысшей …………: для одних это церковь, для других музыка, спорт, работа и т.д.»

28. «Замечено, что ………….. легче переносят люди, хорошо информированные о возможных психических состояниях, «ориентирующиеся» в реакциях организма и самочувствии в условиях ……….. , знающие способы самоорганизации жизнедеятельности в этих условиях».

29. «…………… - это эмоциональное состояние, характеризующееся общим отрицательным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения».

30. «Тяжелая ……… - реакция на потерю любимого человека – отличается таким же страдальческим настроением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, потерей способности выбрать какой-нибудь новый объект для любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к памяти умершего».

31. «…………….., форма, так сказать, социального …………., как и дозированное физиологическое голодание, может быть полезно и необходимо человеку как средство лечения души, восстановления себя, своей самости, средство самосовершенствования».

32. «Субъективно человек в состоянии …………… испытывает прежде всего тяжелый и мучительные переживания (подавленность, тоску, отчаяние)».

33. «Чрезмерная интенсификация приводит либо к снижению качества труда, либо к повышению ………….., а чаще к тому и другому одновременно».

34. «……………. депрессии служат ответом на внешние трудности, на творческое перенапряжение».

35. «Видимо, к компенсаторным реакциям в ответ на …………… ……….. следует отнести появление каждую ночь обильных и ярких сновидений».

36. «…………….. депрессии более характерны для людей пожилого возраста и проявляются в идеях самоуничижения, виновности, желания собственной смерти».

37. «Во время длительных автономных походов на подводных лодках, по нашим самонаблюдениям и по наблюдениям за моряками, четко возникало ощущение …………. по впечатлениям внешнего мира».

38. «……………. – это психическое состояние, являющееся результатом возникновения фрустрации или ее ожидания и считающееся первичным психологическим проявлением стресса».

39. «Усталость – психическое явление, переживание, вызываемое ………. и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды».

40. «В измененных условиях …………. афферентных, идущих от органов чувств импульсов для нормального функционирования мозга начинает осознаваться и переживаться как потребность».

41. «……………….. реакции связаны с наличием особых ситуаций, когда тревога уже порождается комплексом различных стимулов, ранее совершенно безобидных, начинающих концентрироваться вокруг центрального значимого раздражителя».

42. «Степень усталости и ……….. может не совпадать за счет положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности, однако усталость является чутким «натуральным предупредителем о начинающемся …………..».

43. «Эмоциональная напряженность в первые двое суток в условиях изоляции и ………….. …………….. объективно выражалась в показателях электроэнцефалограммы, кожно-гальванического рефлекса, частоты пульса, дыхания, а также в нарушении восприятия времени».

44. «Удовлетворенность, релаксация и чувство комфорта характерны для более низкого уровня возбуждения, более низкой степени интенсивности положительных эмоций, хотя тоже могут быть составляющими …………».

45. «………….. – это особое эмоциональное состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженного чувства страха, охватывающего человека или группу людей, и неудержимого, неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации».

46. «Волевое усилие, эмоциональное возбуждение, интерес к выполняемой работе могут и компенсировать, и маскировать наступившее …………, объективно подтвержденное наличием ряда физиологических показателей: в первом случае дееспособность не снижается, во втором снижается, но отсутствует чувство усталости».

47. «Согласно мнению психологов, умение занять себя приятной и полезной деятельностью, культурные проведение досуга как раз и являются главными источниками удовлетворения и ………….».

48. «Динамика массовой паники: 1) …………., 2) реакции отдельных индивидов, 3) эмоциональное …………, 4) паническое …………….».

49. «Различают три вида ………… и …………..: физическое (пилка дров, земляные работы и т.д.), умственное (бухгалтерская работа, проверка тетрадей учеников и т.д.) и эмоциональное (работа актера, летчика), хотя чаще они бывают комбинированными».

50. «…………….. – гостья, которая не любит посещать ленивых».

51. «В психологии труда для разработки психогигиенических мероприятий важно различать основной, дополнительные и способствующие факторы наступления ………… и ……………».

52. «…………….. – это состояние творческого подъема, которое объективно переживается как особая готовность, внутренняя мобилизованность на создание творческих продуктов».

53. «Однако …………, возникающее на производстве, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые сами по себе также вызывают ………….».

54. «……………. и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения».

55. «В сенсорной сфере под влиянием ………… отмечается падение чувствительности различных анализаторов. Снижается ночное зрение, электрочувствительность глаза, слуховая чувствительность, обонятельная чувствительность и мышечная».

56. «Очень характерный симптом ………… - сонливость днем и расстройство сна ночью».

Используйте следующие понятия: сенсорная депривация, одиночество, изоляция, стресс, фрустрация, фрустраций, радость, эйфория, радостные, счастье, счастливом, адаптации, истощения, сексуальная неудовлетворенность, ярко выраженная усталость, личностные противоречия, физиологический, психический, информационный, эмоциональный, печаль, монотония, утомляемость, утомление, переутомление, скука, пассивное, активное, пассивное внутреннее, активное внутреннее, депрессия, реактивные, эндогенные, агрессивное, тревога, гиперестезические, паника, стимул, заражение, движение, вдохновение, сон.

Задание 2. Проанализируйте примеры с точки зрения особенностей психических состояний человека:

1) «…Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, потом ее медленно потянуло вниз, и она опустилась.

- Ай да крем! Ай да крем!- закричала Маргарита, бросаясь в кресло.

Втирания изменили ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего». (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

 

2) «Когда повторяешь одно и то же сотни раз, какие эмоции?! Знаете, я недавно проспал всю экскурсию. Честное слово! Шел, что-то говорил, а сам спал, и разбудил меня мой же собственный голос: «На этом экскурсия заканчивается. Благодарю за внимание». (Э.Кундыгиева «Экскурсовод»)

3) «Голодная кума лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись,

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Кума и говорит с досадой: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь». (И.А.Крылов «Лиса и виноград»)

4) «Григорий Иванович, не дав Лизе опомниться, объявил, что завтра будут у него обедать оба Берестовы. «Что вы говорите! – сказал она, побледнев. – Берестовы, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь». «Что ты, с ума сошла? – возразил отец. – Полно, не дурачься…» «Нет, папа, ни за что на свете, на за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми».

Лиза ушла в свою комнату и призвала Настю. Обе долго рассуждали о завтрашнем посещении. Что подумает Алексей, если узнает в благовоспитанной барышне свою Акулину? Какое мнение будет он иметь о ее поведении и правилах, о ее благоразумии?..» (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

3) «Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел –

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда влечет нас рок событий…» (С.Есенин «Письмо к женщине)

5) «В лесу было спокойней и глуше: стрекот пулеметов, ружейная трескотня, орудийные залпы остались позади… Только слышно было иногда, как где-то в глубине, ломая деревья, с грохотом ломаться снаряды.

 Левинсон… встал в стороне, чтобы посмотреть, сколько же у него осталось людей.

Они проходили мимо него – придавленные, мокрые и злые, тяжело сгибая колени и напряженно всматриваясь в темноту; под ногами у них хлюпала вода. Иногда лошади проваливались по брюхо – почва была очень вязкая…

Вдруг вся масса людей отхлынула назад и заметалась во все стороны, но везде, преграждая дорогу, тянулось вязкое, темное, непроходимое болото. Только один путь вел отсюда – это был пройденный ими путь туда, где мужественно бился шахтерский взвод. Но стрельба, доносившаяся с опушки леса, уже не казалась чем-то посторонним, она имела теперь самое непосредственное отношение к ним, теперь она как будто даже приближалась к ним, эта стрельба.

Людьми овладели отчаяние и гнев. Они искали виновника своего несчастья, - конечно же это был Левинсон… пускай он выводит их отсюда, если он сумел их завести!..

- Кто там расстраивает ряды?.. Назад! Только девчонкам можно впадать в панику… Молчать! Слушать мою команду! Мы будем гатить болото… (далее отдает приказы).

И притихшая, придавленная, сбившаяся в кучу масса людей, только что в отчаянии вздымавшая руки, готовая убивать и плакать, вдруг пришла в нечеловечески быстрое, послушное, яростное движение». (А.Фадеев «Разгром»)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 891.