Тема 1. Понятие о чувствах и эмоциях в отечественной

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4
Тема 1. Понятие о чувствах и эмоциях в отечественной и зарубежной психологии 6
Тема 2. Психологические теории чувств 15
Тема 3. Эмоциональные нарушения и возможности их коррекции 18
Тема 4. Понятие о воли в психологии 32
Тема 5. Характеристика основных теорий воли 36
Тема 6. Нарушения волевой сферы 40
Тема 7. Проблема воспитания воли 42
Тема 8. Психические состояния в ряду других психических явлений 52
Тема 9. Характеристика некоторых психических состояний 54
Тема 10. Возможности современной психологии в изучении и регуляции психических состояний 64
Контрольный тест для самопроверки 74

Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины : обеспечение базовой теоретической и практической подготовки студентов-психологов; пробуждение у студентов интереса к возможностям изучения и регуляции эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека.

Задачи курса:

- дать представление о различных подходах к пониманию сущности эмоционально-волевых процессов и психических состояний человека в рамках зарубежной и отечественной психологии;

- помочь студентам овладеть системой основных научных понятий;

- создать условия для формирования умений теоретического анализа психологической литературы, осмысления изученного материала.

Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина относится к «Профессиональному циклу» ООП (базовая часть), является составной частью дисциплины «Общая психология». Данный раздел опирается на теоретико-методологический фундамент, которым студенты овладели при изучении предыдущих разделов дисциплины «Общая психология». В свою очередь, приобретенные студентами в процессе изучения данного раздела знания, умения и навыки получат дальнейшее развитие в курсе общепсихологического практикума.

Требования к результатам освоения дисциплины : процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9: способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

в области практической деятельности:

ПК-8: способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

ПК-9: способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основную терминологию в области психологии эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблемам эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; особенности проявления и функционирования эмоционально-волевой сферы и психических состояний в различных сферах жизнедеятельности человека; факторы, обусловливающие их развитие и динамику; сущность и специфику психологических феноменов и явлений, имеющих отношение к эмоционально-волевой сфере и психическим состояниям человека; возможности их изучения;

уметь: самостоятельно работать с психологической литературой, осуществлять содержательный анализ научных первоисточников; определять и оценивать целесообразность действий по оптимизации функционирования эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; анализировать типичные проблемы, касающиеся эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека;

владеть: навыками отбора и использования профессионально значимой информации относительно эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; навыками анализа проблемных ситуаций в области эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; навыками решения практических проблем в области психологии эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека.

И зарубежной психологии

План:

1. Обсуждение вопроса о взаимосвязи эмоций и познавательных психических процессов человека (представлений, восприятия, запоминания).

2. Анализ примеров, иллюстрирующих различные качества чувств.

3. Обсуждение вопроса о формах выражения чувств в фило- и онтогенезе.

4. Анализ примеров, иллюстрирующих различные формы переживания чувств (эмоции, аффект, настроение, страсть).

5. Высшие социальные чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

6. Заслушивание рефератов по темам: «Мимика и жесты в общении»; «Психологический анализ любви»; «Двойственные (амбивалентные) чувства».

Литература:

1. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. Метод. Рекомендации. Ч.2.- М., 1992.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.

3. Дубровина И.В. и др. Психология/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2002.

4. Додонов В.И. В мире эмоций.- Киев, 1987.

5. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций.- М., 2004.

6. Общая психология: Курс лекций…/ Сост. Е.И.Рогов.- М.,1998.

7. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1986.

8. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

9. Психология. Учебник/ Под ред. А.А.Крылова.- М., 2000.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте предложенный материал по ассоциативному эксперименту с точки зрения взаимосвязи эмоций и представлений:

 «В единстве сознательной жизни личности эмоциональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положительное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция за­ключает в себе влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоциональны. Каждая осознанная эмоция, с другой стороны, также необходимо связана с интеллектуальными процессами — с восприятием, пред­ставлением или мыслью о предмете, на который она направляется. И обратно: каждый интеллектуальный процесс — восприятие, мышление, так же как и процессы памяти, воображения, в той или иной мере пронизан эмоциональностью.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано, наряду с различными физиологическими показателями, в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется «ассоциативный» эксперимент (К. Юнг, 1906), заключаю­щийся вообще в том, что испытуемому предлагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленного слова-раздражителя.

1) Исследование показало, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни в силу их объектив­ной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул — стол, черни­ла— ручка и т. П. «объективные ассоциации» — по Юнгу). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не обычному, не типичному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый «комплекс», не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям. Под комплексом, таким образом, разумеют (в частности, по Юнгу, вообще у психоаналитиков) совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциатив­ную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемо­го, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность «субъективных ассоциаций» — по Юнгу). Юнг говорит и о сложной констелляции. Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или упорно ограничивается простым повторением сло­ва-раздражителя или одного и того же ответного слова на самые различные слова-раздражители. Сложная констелляция свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

 2) Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления - наличие комплекса и вызываемое торможение — вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу. (По данным некото­рых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели и в абсо­лютных цифрах: о наличии аффективного момента свидетельствует всякая ассоциация, длительность которой превышает 2,6 с.)

3) Аффективно – эмоциональные переживания влияют, в-третьих, на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях – мимических, пантомимических, речевых». (С.Л. Рубинштейн)

                                                                 

Задание 2. Проанализируйте особенности восприятия литературного произведения (сказки) учениками первого класса с точки зрения взаимосвязи эмоций и восприятия:

«Пятерка с плюсом»

«Караул! Спасите!» - кричала бедная Пятерка, что есть мочи улепетывая по улице. «Что с тобой? Что случилось?» - «Что? Не ужели вы не видите, что за мной гонится Вычитание? Если оно меня догонит, случится такое несчастье!» И несчастье случилось,  да еще какое! Вычитание подскочило к бедняжке сзади, тало ее за шиворот и ну полосовать своей острой-преострой шпагой, которую все принимали за обыкновенный минус. Толь­ко клочья полетели от бедной Пятерки, и неизвестно, осталась бы от нее хоть одна-единственная единица, если бы на ее счас­тье мимо не проехала машина. Вычитание оглянулось на минут­ку, а Пятерка быстрее в сторону, юркнула в первое попавшееся парадное и забилась в самый темный угол. Однако она уже не была больше Пятеркой, а стала Четверткой, да вдобавок еще с разби­тым носом.

Сидит Четверка, ни жива ни мертва, - вдруг раздается голо­сок, такой ласковый: «Бедняжка! Кто тебя так отделал? Ты под­ралась со своими подружками?» О, если бы Четверка сразу раз­глядела, кто это говорит таким сладким голосом! Перед Четвер­кой стояло Деление собственной персоной. Бедная Четверка пропищала чуть слышно: «Добрый вечер», - и попробовала было бочком протиснуться к выходу. Но Деление оказалось проворнее. Оно выхватило свои страшные ножницы и – трах! – разрезало горемыку пополам. Не стало больше Четверки. Вместо нее оказа­лись две Двойки. Одну деление запихало себе в карман, а другая не растерялась и опрометью – за дверь. Перебежала через улицу и чуть не на ходу вскочила в трамвай.

«Когда-то я была Пятеркой, - плакала она, - а теперь, смот­рите, что от меня осталось – Двойка!» Все ученики, что ехали в трамвае, вскочили со скамеек и со всех ног кинулись от нее, по­тому что никому не хотелось иметь дело с Двойкой… Кондуктор покосился на Двойку и сердито сказал: «Ездят тут всякие! Неве­лика птица, могла и пешочком пройти». - «Так я же не винова­та!» - закричала сквозь слезы бывшая Пятерка. Она покраснела и на первой же остановке выскочила из трамвая. И тут она насту­пила кому-то на ногу. «Ой! Простите, пожалуйста, синьор!» - за­лепетала она. Но синьор не рассердился. Он даже улыбнулся. От удивления Двойка открыла глаза… и вдруг узнала. Ба! Да ведь это же старое доброе Умножение. Ни у кого на свете нет такого доб­рого сердца, как у Умножения. Оно – раз! – и умножило Двойку сразу на три! И получилась не просто Пятерка, а Пятерка с плю­сом. Потому что все учителя вместо шестерки всегда ставят пя­терку с плюсом. (Дж. Родари)

Задание 3. Проведите опыт с точки зрения выяснения взаимосвязи эмоций и памяти

Цель: показать влияние чувств на запоминание.

Материал: список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 – с чувством неудовольствия и 10 – безразличными. Первые помечены в списке знаком " + ", вторые - знаком "-", третьи – "0": бумага (0), подарок ( + ), скука ( - ), танцы ( + ), лампа (0), несчастье( - ), музыка ( + ), рана ( - ), окно (0), поэзия ( + ), печаль ( - ), красота ( + ), карандаш (0), мечта ( + ), стена (0), кража ( - ), здание (0), змея ( -), удача ( + ), похороны( - ), деньги ( + ), болезнь ( - ), пробка (0), любовь ( + ), чистота ( 0 ), буква ( 0 ), война ( - ), тетрадь (0), радость ( + ), обман ( - ).

Ход опыта. Не объясняя заранее, что раскрывает опыт, экспериментатор просит испытуемых внимательно слушать слова, которые, читаются монотонно и в медленном темпе. По окончании чтения испытуемые записывают все оставшиеся в памяти слова независимо от порядка. Запись проверяют. Каждый испытуемый на своем листке отмечает число правильно воспроизведенных слов со знаком " + ", со знаком " -" и со знаком "0".

Проанализировав результаты опыта, испытуемые отвечают на вопрос, влияют ли чувства на запоминание, и если влияют, то как. Делается вывод, что наиболее верно и в большем количестве воспроизводятся слова, связанные с чувством приятного (" + "), в наименьшем - безразличные слова (" - ").

Задание 4. Проанализируйте примеры с точки зрения того, какие качества чувств в них проявляются:

1) «Коль любить, так без рассудку

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!» (А.Толстой)

 

2) «О! только выслушай, молю, -

Я раб твой, - я тебя люблю!

Лишь только я тебя увидел –

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной;

Не жить, как ты, мне стало больно,

И страшно – розно жить с тобой…» (М.Ю.Лермонтов «Демон»)

 

3) «Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!..» (А.С.Пушкин «Признание»)

 

Задание 5. Проанализируйте схему наблюдений за внешними проявлениями эмоций у взрослых людей:

Характер эмоциональных проявлений Условная оценка
Мимика  
1.Спокоен, мимика уверенности, дыхание спокойное 5
2.Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподнятые брови, уголки губ слегка приподняты, губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное 4
3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ опущены, дыхание учащенное и неритмичное 3
4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот неестественно открыт, уголки рта опущены, заметная ассиметрия мимики, резкое учащение дыхания 3
5.Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты трубочкой или сосательные движения 2
Скованность  
1.Координированные, «легкие» движения 5
2.Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями 4
3.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, «некоторая» неуклюжесть 3
4.Заметная скованность, отдельные движения сопровождаются всем телом, явная раскоординированность 1-2
Тремор (дрожание)  
1.Отсутствует 5
2.Небольшой тремор пальцев 4
3.Заметный тремор рук 3
4.Тремор рук и ног 2
5.Тремор рук, ног и на лице 1
Вазомоторные реакции  
1.Обычная окраска лица 5
2.Слегка покраснел или побледнел 4
3.Заметно покраснел или побледнел 3
4.Покрылся пятнами 1-2

Задание 6. Проанализируйте отрывки из художественных текстов и определите форму переживания чувств:

 

1) «… пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор… Но ему и этого казалось мало. Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. «Вон уже рыболов пошел на охоту!» - говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу…

А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости». (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

 

2) «… Пробило четверть, и он почувствовал, что время настало. Он самодовольно хихикнул и повернул за угол; но едва он ступил шаг, как отшатнулся с жалостным воплем и закрыл побледневшее лицо длинными костлявыми руками. Прямо перед ним стоял страшный призрак, недвижный, точно изваяние, чудовищный, словно бред безумца. Голова у него была лысая, гладкая, лицо толстое, мертвенно-бледное; гнусный смех свел черты его в вечную улыбку. Из глаз его струились лучи алого света, рот был как широкий огненный колодец, а безобразная одежда, так похожая на его собственную, белоснежным саваном окутывала могучую фигуру. На груди у призрака висела доска с непонятной надписью, начертанной старинными буквами. О страшном позоре, должно быть, вещала она, о грязных пороках, о диких злодействах. В поднятой руке его был зажат меч из блестящей стали.

Никогда доселе не видав привидений, дух Кентервиля, само собой разумеется, ужасно перепугался и, взглянув еще раз краешком глаза на страшный призрак, кинулся восвояси. Он бежал, не чуя под собой ног, путаясь в складках савана, а заржавленный кинжал уронил по дороге в башмак посла, где его поутру и нашел дворецкий. Добравшись до своей комнаты и почувствовав себя в безопасности, дух бросился на свое жесткое ложе и спрятал голову под одеяло». (О.Уайльд «Кентервильское привидение»)

3) «В доме Ростовых завелась в это время какая-то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых». (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Задание 7. Распределите по основным группам перечень высших социальных чувств:

Любовь, чувство удивления, самоуважение, чувство комического, товарищество, чувство сомнения, патриотизм, чувство долга, чести, ирония, критичность, дружба, чувство юмора, любознательность, совесть, ненависть, трусость, радость открытия, жадность, зависть, злорадство, чувство прекрасного, чувство симпатии, антипатии, сарказм, чувство привязанности, чувство уважения, признательности, самолюбие, обида, жестокость, чувство трагического, гуманность, сочувствие,

Литература:

1. Вундт В. Психология душевных волнений// Психология эмоций. Тексты/ под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М., 1984.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.

3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 1986.

4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т.5.- М., 1953.

5. Изард К. Эмоции человека.- М., 1980.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1999.

8. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

9. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М., 1984..

10. Симонов Г.В. Информационная теория эмоций// Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте высказывания с точки зрения различных подходов к раскрытию сущности эмоциональной сферы человека:

 

1) «Свободное выражение эмоции с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление настолько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию». (Ч.Дарвин)

2) «Аффекты – это та сторона душевной жизни, по отношению к которой выразительные движения и порождающие их процессы иннервации должны рассматриваться как их физические корреляты». (В.Вундт)

3) «Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной теплоты. Мы в таком случае могли бы увидеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха и негодования». (У.Джемс)

4) Благодаря «адреналовому фактору» (выделение надпочечниками адреналина) энергетизируется деятельность организма. Такая перестройка имеет биологический смысл. Он заключается в том, что поведение живых существ в угрожающей ситуации становится более эффективным («гормон борьбы и бегства»). (У.Б.Кеннон)

5) Висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и характера инструкций: в одном случае они вызывали реакцию гнева, в другом – страха, в третьем – радости и т.д. (С.Шехтер)

 6) «Существование линейной зависимости эмоционального напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений». (П.В.Симонов)

7) «Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями (драйвами), с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние». (К.Изард)

 

Задание 2. Объясните, почему процессы, протекающие во внутренних органах тела и сопровождающие переживание чувств, с давних времен принимались за причину чувств.

Переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д.

В русском языке до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и т.п.

 

Задание 3. Проведите опыт с целью выявления взаимосвязи эмоций и познания:

Цель: Показать связь познавательного и эмоционального аспектов отражения на примере зрительных впечатлений.

Материал: 8 цветных бумажек размером 3 х 3 см. Список- 8 цветов (по М.Люшеру: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и список 9 эмоций (по К.Изарду). Они определяют строки и столбцы таблицы.

 

Цвета

Эмоции

интерес ра-дость удив-ление стра-дание гнев отвра-щение през-рение страх стыд
Серый                  
синий и т.д.                                    

Ход опыта. Студентам предлагается для каждого цвета определить наиболее соответствующее ему эмоциональное состояние (или несколько состояний). Каждый делает это  индивидуально, на своем листе, проставляя знак «+» в соответствующей ячейки таблицы. Затем записи обобщаются на доске и выделяются наиболее характерные для группы ассоциации цвета и эмоций. Для каждого цвета определяется последовательность эмоций: от более вероятных к менее вероятным. Для каждого цвета определяется последовательность цветов - также от более вероятных к менее вероятным.

Литература:

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М., 1990.

2. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование.- М., 1990.

3. Грецов А.Г., Бендарева Т.А. Психологически игры для старшеклассников и студентов.- СПб., 2008.

4. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой.- М.,2001.

5. Дубровина И.В. и др. Психология/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2002.

6. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента// Дошкольное воспитание. 2004. №8.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб., 2001.

9. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р, Либлина М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М., 1990.

10. Романов А.А. Коррекция нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей: Альбом игровых коррекционных задач.- М., 2000.

11. Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста со взрослыми// Вопросы психологии обучения и воспитания. Сб. трудов.- Горький, 1978.- С.142-154.

12. Популярная психология для родителей/ под ред А.А.Бодалева.- М., 1988.

13. Практическая психология образования/ под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2000.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Дайте определение и содержательную характеристику каждого из перечисленных явлений:

Г.М. Бреслав выделяет следующие эмоциональные нарушения и отклонения в формировании личности в период детства:

- отсутствие механизма синтонии («эмоционального заражения»), апатия и равнодушие в общении с другим человеком на первом году жизни;

- отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения с разными людьми, а также радости манипулирования с новыми предметами, сверхосторожность на втором году жизни ребенка;

- феномен амбивалентного поведения в раннем детстве;

- отсутствие эмоциональной децентрации, а также эмоционального предвосхищения в старшем дошкольном возрасте;

- равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в младшем школьном возрасте;

- отсутствие тенденции к снижению импульсивности, а также «аффект неадекватности» в подростковом возрасте. (Г.М.Бреслав)

 

Задание 2. Проанализируйте примеры с точки зрения используемых в них методов коррекционной работы:

1) Программа коррекции эмоционального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игра первая: «Я ласковым «прикинусь», а кто еще

более ласковым «прикинется», тот и молодец!»

«Цель игры. Стимуляция гуманных чувств у эгоистичных и агрессивных детей через жесты и мимику; переключение на иное состояние и стимуляция положительных эмоций у обидчивых детей сменой водящего в игре; осознание детьми особенностей и причин проявления или торможения выражения гуманных чувств другому.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям: «Давайте посмотрим, как у меня улыбка получается», - и при этом изображает улыбку (губами), доброжелательный взгляд (глазами) и т.п.; спрашивает у детей: «А у кого улыбка лучше получится? Погладь по плечу игрушечного Мишу, чтобы ласковым стать; выбери, у кого из ребят самый ласковый взгляд и объясни свой выбор» и т.п.

Правила (ограничения) в игре: 1) нельзя говорить вслух слова, если пытаешься уговорить кого-либо ласковым лицом; 2) нельзя использовать жесты рук и позы, чтобы сделаться более ласковым.

Варианты игры. Чтобы игра была интереснее, можно предложить сразу нескольким детям изображать ласковую улыбку; вместо улыбки можно предложить изображать печаль и грусть; при этом взрослый спрашивает агрессивных детей: почему дети бывают грустными и почему не бывают ласковыми, бываешь ли ты ласковым и грустным, как часто и т.п.» (по материалам А.А.Романова)

2) Программа коррекции тревожности «Само-чувствие» методом директивной игровой терапии

Занятие 2: «Разрывание бумаги»

«Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

К этой игре можно подключать родителей или воспитателей – особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка». (по материалам Л.М.Костиной)

 

3) Программа «Сплочение команды» предназначена для старшеклассников и студентов

Игра «Дракон»

«Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», а конец – «Хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму. Игра повторяется 3-4-раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте. Если участников много, можно сделать две колонны. Как вариант, «голова» охотится на свой «хвост», либо на «хвост» другого дракона.

Цель упражнения: физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие координации совместных действий, сплочение группы, снятие психологической напряженности, неловкости в межличностных отношениях.

Обсуждение: участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны». (по материалам А.Г.Грецова, Т.А.Бедаревой)

 

Задание 3. Проанализируйте предложенные методики:

Литература:

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

2. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

3. Общая психология: Курс лекций…/ Сост. Е.И.Рогов Е.И.- М., 1998.

4. Хрестоматия. Психические состояния/ Составители Л.В.Куликов и др.- СПб., 2002.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Распределите по группам (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) перечень психических состояний человека:

Состояние стресса, состояние одиночества, состояние депрессии, состояние сна, состояние печали, состояние утомления, состояние радости, состояние фрустрации, состояние переутомления, состояние монотонии, состояние вдохновения, состояние паники, состояние сенсорного голода, состояние скуки, состояние апатии, состояние тревоги, состояние бодрствования.

Задание 2. Дайте общую характеристику каждой группы состояний, исходя из доминирующей характеристики:

ведущий параметр – эмоциональный, центральная характеристика – активация, центральная характеристика – тонус, центральная характеристика – напряжение.

Задание 3. Определите, какие функции (регулятивная, адаптивная, интегративная) выполняют психические состояния:

1) «Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу». (А.Ахматова)

 

2) «…Однажды на зимнем рассвете Кипренский возвращался из гостей. Он шел по мосту через Неву, опустив голову, и ни о чем не думал,- ему хотелось спать. Запоздалая тройка пронеслась мимо. Колкая морозная пыль ударила в лицо.

Кипренский очнулся, поднял голову и остановился. То, что он увидел вокруг, было больше похоже на торжественный сон, чем на петербургское утро.

Ночь не хотела уходить из столицы. Она лежала пластами тяжелого сизого воздуха у подножия зданий и в глубине садов.

Взошло солнце. Багровый свет уже загорался в дворцовых окнах и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, седой от снежной пыли, то капитель колонны, украшенную замерзшими листьями аканта.

Небо Италии простиралось в зените, чистое и прекрасное, с грядой легких розовеющих облаков. Летел густой, медленный снег. При ясности неба это казалось непонятным. Чудилось, что снег зарождается в чистом воздухе между землей и небесным сводом.

Кипренский долго смотрел на торжественное падение с него среди немоты и безлюдья петербургских площадей. Снег осторожно ложился на чугунные перила мостов, на меховой ворот шинели и спины спящих извозчиков…

«Как я счастлив, что родился в России»,- подумал Кипренский.

У себя в комнате Кипренский сбросил мокрую шинель и сел к топившейся печке.

- Где, - сказал он с тоской, - где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие объем и тяжесть. И, наконец, волнение своего сердца? Какой божественной кистью я смогу передать восторг этот утра?..» (К. Паустовский «Книга о художниках»)

Шкала депрессии (Э. Бек)

Инструкция: Прочитайте каждое утверждение, помещенное против порядковых цифр, и выберите такое, которое наиболее точно определяет ваше самочувствие в настоящий момент. В рамках пронумерованных позиций можно выбрать несколько утверждений. Итак, сначала познакомьтесь со всеми буквенными пунктами раздела, а затем решите, что истинно по отношению к вам.

Текст опросника:

1. а) я чувствую себя хорошо;

б) мне плохо;

в) мне все времитёя грустно, и я ничего не могу с собой поделать;

г) мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть.

2. а) будущее не пугает меня;

б) я боюсь будущего;

в) меня ничто не радует;

г) мое будущее беспросветно.

З. а) в жизни мне большей частью везло;

б) неудач и провалов было у меня больше, чем у кого-либо другого;

 в) я ничего не добился в жизни;

 г) я потерпел полное фиаско — как родитель, партнер, ребенок, на профессиональном уровне — словом, всюду.

4.  а) не могу сказать, что я неудовлетворен;

б) как правило, я скучаю;

  в) что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведенная машин;

  г) меня не удовлетворяет абсолютно все;

5.  а) у меня нет ощущения, будто я кого-то обидел;

б) может, я и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно;

  в) у меня такое чувство, будто я всем приношу только несчастья;

г) я плохой человек, слишком часто я обижал других людей.

6. а) я доволен собой;

б) иногда я чувствую себя несносным;

в) порой я испытываю комплекс неполноценности;

г) я совершенно никчемный человек.

7. а) у меня не складывается впечатление, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания;

  б) я чувствую, что наказан или буду наказан за нечто такое, чему стал виной;

 в) я знаю, что заслуживаю наказания;

г) я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. а) я никогда не разочаровывался в себе;

б) я много раз испытывал разочарование в самом себе;

в) я не люблю себя;

г) я себя ненавижу.

9.  а) я ничем не хуже других;

б) порой я допускаю ошибки;

 в) просто ужасно, как мне не везет;

г) я сею вокруг себя одни несчастья.

10. а) я люблю себя и не обижаю себя;

 б) иногда я испытываю желание сделать решительный шаг, но не отваживаюсь;

 в) лучше было бы вовсе не жить;

 г) я подумываю о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

11. а) у меня нет причин плакать;

 б) бывает, что я и поплачу;

 в) я плачу теперь постоянно, так что не могу выплакаться;

 г) раньше я плакал, а теперь как-то не выходит, даже когда хочется.

12. а) я спокоен;

 б) я легко раздражаюсь;

 в) я нахожусь в постоянном напряжении, как готовый взорваться паровой котел;

г) мне теперь все безразлично; то, что раньше раздражало меня, ныне будто бы меня не касается.

13. а) принятие решения не доставляет мне особых проблем;

б) иногда я откладываю решение на потом;

в) принимать решение для меня проблематично;

г) я вообще никогда ничего не решаю.

14. а) мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде;

 б) меня волнует, что я неважно выгляжу;

 в) дела идут чем дальше, тем хуже, я выгляжу плохо;

 г) я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.
15. а) совершить поступок — для меня не проблема;

б) мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо важный в жизни шаг;

в) чтобы решиться на что-либо я должен очень много поработать над собой;

г) я вообще не способен что-либо реализовать.
16. а) я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь;

б) по утрам я просыпаюсь более утомленным, чем был до того, как заснул;

в) я просыпаюсь рано и чувствую себя невыспавшимся;

г) иногда я страдаю бессонницей, иногда просыпаюсь по несколько раз за ночь, в общей сложности я сплю не более пяти часов в сутки.

17. а) у меня сохранилась прежняя работоспособность;

б) я быстро устаю;

  в) я чувствую себя уставшим, даже если почти ничего не делаю;

  г) я настолько устал, что ничего не могу делать.
18. а) аппетит у меня такой же, каким он был всегда;

б) у меня пропал аппетит;

в) аппетит у меня гораздо хуже, чем прежде;

г) у меня вообще нет аппетита.

19. а) бывать на людях для меня так же приятно, как и раньше;

б) мне приходится заставлять себя встречаться с людьми;

в) у меня нет никакого желания бывать в обществе;

г) я нигде не бываю, люди не интересуют меня, меня вообще не волнует ничто постороннее.

20. а) мои эротико-сексуальные интересы сохранились на прежнем уровне;

б) секс уже не интересует меня так, как прежде;

в) сейчас я мог бы спокойно обходиться без секса;

   г) секс вообще не интересует меня, я совершенно потерял к нему влечение. 21. а) я чувствую себя вполне здоровым и забочусь о своем здоровье так же, как и раньше;

б) у меня постоянно что-то болит;

в) со здоровьем дело обстоит серьезно, я все время об этом думаю;

г) мое физическое самочувствие ужасно, болячки просто изводят меня.

Обработка результатов: За ответы «а» начисляется 0 очков, «б» — 1 очко, «в» — 3 очка, «г» — 4 очка.

Подсчитывается общая сумма набранных очков (в том случае, если в отдельных позициях вы выбирали не одно, а несколько утверждений, считайте их тоже).

Степень депрессии: 0-4 очка     — отсутствует; 5-7 очков — легкая; 8-15 очков      — средняя; 16 и более очков — высокая.

 




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4
Тема 1. Понятие о чувствах и эмоциях в отечественной и зарубежной психологии 6
Тема 2. Психологические теории чувств 15
Тема 3. Эмоциональные нарушения и возможности их коррекции 18
Тема 4. Понятие о воли в психологии 32
Тема 5. Характеристика основных теорий воли 36
Тема 6. Нарушения волевой сферы 40
Тема 7. Проблема воспитания воли 42
Тема 8. Психические состояния в ряду других психических явлений 52
Тема 9. Характеристика некоторых психических состояний 54
Тема 10. Возможности современной психологии в изучении и регуляции психических состояний 64
Контрольный тест для самопроверки 74

Пояснительная записка

Цели освоения дисциплины : обеспечение базовой теоретической и практической подготовки студентов-психологов; пробуждение у студентов интереса к возможностям изучения и регуляции эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека.

Задачи курса:

- дать представление о различных подходах к пониманию сущности эмоционально-волевых процессов и психических состояний человека в рамках зарубежной и отечественной психологии;

- помочь студентам овладеть системой основных научных понятий;

- создать условия для формирования умений теоретического анализа психологической литературы, осмысления изученного материала.

Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина относится к «Профессиональному циклу» ООП (базовая часть), является составной частью дисциплины «Общая психология». Данный раздел опирается на теоретико-методологический фундамент, которым студенты овладели при изучении предыдущих разделов дисциплины «Общая психология». В свою очередь, приобретенные студентами в процессе изучения данного раздела знания, умения и навыки получат дальнейшее развитие в курсе общепсихологического практикума.

Требования к результатам освоения дисциплины : процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9: способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;

в области практической деятельности:

ПК-8: способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

ПК-9: способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основную терминологию в области психологии эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблемам эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; особенности проявления и функционирования эмоционально-волевой сферы и психических состояний в различных сферах жизнедеятельности человека; факторы, обусловливающие их развитие и динамику; сущность и специфику психологических феноменов и явлений, имеющих отношение к эмоционально-волевой сфере и психическим состояниям человека; возможности их изучения;

уметь: самостоятельно работать с психологической литературой, осуществлять содержательный анализ научных первоисточников; определять и оценивать целесообразность действий по оптимизации функционирования эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; анализировать типичные проблемы, касающиеся эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека;

владеть: навыками отбора и использования профессионально значимой информации относительно эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; навыками анализа проблемных ситуаций в области эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека; навыками решения практических проблем в области психологии эмоционально-волевой сферы и психических состояний человека.

Тема 1. Понятие о чувствах и эмоциях в отечественной

И зарубежной психологии

План:

1. Обсуждение вопроса о взаимосвязи эмоций и познавательных психических процессов человека (представлений, восприятия, запоминания).

2. Анализ примеров, иллюстрирующих различные качества чувств.

3. Обсуждение вопроса о формах выражения чувств в фило- и онтогенезе.

4. Анализ примеров, иллюстрирующих различные формы переживания чувств (эмоции, аффект, настроение, страсть).

5. Высшие социальные чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

6. Заслушивание рефератов по темам: «Мимика и жесты в общении»; «Психологический анализ любви»; «Двойственные (амбивалентные) чувства».

Литература:

1. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. Метод. Рекомендации. Ч.2.- М., 1992.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.

3. Дубровина И.В. и др. Психология/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 2002.

4. Додонов В.И. В мире эмоций.- Киев, 1987.

5. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций.- М., 2004.

6. Общая психология: Курс лекций…/ Сост. Е.И.Рогов.- М.,1998.

7. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1986.

8. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

9. Психология. Учебник/ Под ред. А.А.Крылова.- М., 2000.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте предложенный материал по ассоциативному эксперименту с точки зрения взаимосвязи эмоций и представлений:

 «В единстве сознательной жизни личности эмоциональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положительное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция за­ключает в себе влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоциональны. Каждая осознанная эмоция, с другой стороны, также необходимо связана с интеллектуальными процессами — с восприятием, пред­ставлением или мыслью о предмете, на который она направляется. И обратно: каждый интеллектуальный процесс — восприятие, мышление, так же как и процессы памяти, воображения, в той или иной мере пронизан эмоциональностью.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано, наряду с различными физиологическими показателями, в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется «ассоциативный» эксперимент (К. Юнг, 1906), заключаю­щийся вообще в том, что испытуемому предлагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленного слова-раздражителя.

1) Исследование показало, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни в силу их объектив­ной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул — стол, черни­ла— ручка и т. П. «объективные ассоциации» — по Юнгу). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не обычному, не типичному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый «комплекс», не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям. Под комплексом, таким образом, разумеют (в частности, по Юнгу, вообще у психоаналитиков) совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциатив­ную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемо­го, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность «субъективных ассоциаций» — по Юнгу). Юнг говорит и о сложной констелляции. Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или упорно ограничивается простым повторением сло­ва-раздражителя или одного и того же ответного слова на самые различные слова-раздражители. Сложная констелляция свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

 2) Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления - наличие комплекса и вызываемое торможение — вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу. (По данным некото­рых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели и в абсо­лютных цифрах: о наличии аффективного момента свидетельствует всякая ассоциация, длительность которой превышает 2,6 с.)

3) Аффективно – эмоциональные переживания влияют, в-третьих, на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях – мимических, пантомимических, речевых». (С.Л. Рубинштейн)

                                                                 

Задание 2. Проанализируйте особенности восприятия литературного произведения (сказки) учениками первого класса с точки зрения взаимосвязи эмоций и восприятия:

«Пятерка с плюсом»

«Караул! Спасите!» - кричала бедная Пятерка, что есть мочи улепетывая по улице. «Что с тобой? Что случилось?» - «Что? Не ужели вы не видите, что за мной гонится Вычитание? Если оно меня догонит, случится такое несчастье!» И несчастье случилось,  да еще какое! Вычитание подскочило к бедняжке сзади, тало ее за шиворот и ну полосовать своей острой-преострой шпагой, которую все принимали за обыкновенный минус. Толь­ко клочья полетели от бедной Пятерки, и неизвестно, осталась бы от нее хоть одна-единственная единица, если бы на ее счас­тье мимо не проехала машина. Вычитание оглянулось на минут­ку, а Пятерка быстрее в сторону, юркнула в первое попавшееся парадное и забилась в самый темный угол. Однако она уже не была больше Пятеркой, а стала Четверткой, да вдобавок еще с разби­тым носом.

Сидит Четверка, ни жива ни мертва, - вдруг раздается голо­сок, такой ласковый: «Бедняжка! Кто тебя так отделал? Ты под­ралась со своими подружками?» О, если бы Четверка сразу раз­глядела, кто это говорит таким сладким голосом! Перед Четвер­кой стояло Деление собственной персоной. Бедная Четверка пропищала чуть слышно: «Добрый вечер», - и попробовала было бочком протиснуться к выходу. Но Деление оказалось проворнее. Оно выхватило свои страшные ножницы и – трах! – разрезало горемыку пополам. Не стало больше Четверки. Вместо нее оказа­лись две Двойки. Одну деление запихало себе в карман, а другая не растерялась и опрометью – за дверь. Перебежала через улицу и чуть не на ходу вскочила в трамвай.

«Когда-то я была Пятеркой, - плакала она, - а теперь, смот­рите, что от меня осталось – Двойка!» Все ученики, что ехали в трамвае, вскочили со скамеек и со всех ног кинулись от нее, по­тому что никому не хотелось иметь дело с Двойкой… Кондуктор покосился на Двойку и сердито сказал: «Ездят тут всякие! Неве­лика птица, могла и пешочком пройти». - «Так я же не винова­та!» - закричала сквозь слезы бывшая Пятерка. Она покраснела и на первой же остановке выскочила из трамвая. И тут она насту­пила кому-то на ногу. «Ой! Простите, пожалуйста, синьор!» - за­лепетала она. Но синьор не рассердился. Он даже улыбнулся. От удивления Двойка открыла глаза… и вдруг узнала. Ба! Да ведь это же старое доброе Умножение. Ни у кого на свете нет такого доб­рого сердца, как у Умножения. Оно – раз! – и умножило Двойку сразу на три! И получилась не просто Пятерка, а Пятерка с плю­сом. Потому что все учителя вместо шестерки всегда ставят пя­терку с плюсом. (Дж. Родари)

Задание 3. Проведите опыт с точки зрения выяснения взаимосвязи эмоций и памяти

Цель: показать влияние чувств на запоминание.

Материал: список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 – с чувством неудовольствия и 10 – безразличными. Первые помечены в списке знаком " + ", вторые - знаком "-", третьи – "0": бумага (0), подарок ( + ), скука ( - ), танцы ( + ), лампа (0), несчастье( - ), музыка ( + ), рана ( - ), окно (0), поэзия ( + ), печаль ( - ), красота ( + ), карандаш (0), мечта ( + ), стена (0), кража ( - ), здание (0), змея ( -), удача ( + ), похороны( - ), деньги ( + ), болезнь ( - ), пробка (0), любовь ( + ), чистота ( 0 ), буква ( 0 ), война ( - ), тетрадь (0), радость ( + ), обман ( - ).

Ход опыта. Не объясняя заранее, что раскрывает опыт, экспериментатор просит испытуемых внимательно слушать слова, которые, читаются монотонно и в медленном темпе. По окончании чтения испытуемые записывают все оставшиеся в памяти слова независимо от порядка. Запись проверяют. Каждый испытуемый на своем листке отмечает число правильно воспроизведенных слов со знаком " + ", со знаком " -" и со знаком "0".

Проанализировав результаты опыта, испытуемые отвечают на вопрос, влияют ли чувства на запоминание, и если влияют, то как. Делается вывод, что наиболее верно и в большем количестве воспроизводятся слова, связанные с чувством приятного (" + "), в наименьшем - безразличные слова (" - ").

Задание 4. Проанализируйте примеры с точки зрения того, какие качества чувств в них проявляются:

1) «Коль любить, так без рассудку

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!» (А.Толстой)

 

2) «О! только выслушай, молю, -

Я раб твой, - я тебя люблю!

Лишь только я тебя увидел –

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной;

Не жить, как ты, мне стало больно,

И страшно – розно жить с тобой…» (М.Ю.Лермонтов «Демон»)

 

3) «Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!..» (А.С.Пушкин «Признание»)

 

Задание 5. Проанализируйте схему наблюдений за внешними проявлениями эмоций у взрослых людей:

Характер эмоциональных проявлений Условная оценка
Мимика  
1.Спокоен, мимика уверенности, дыхание спокойное 5
2.Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподнятые брови, уголки губ слегка приподняты, губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное 4
3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ опущены, дыхание учащенное и неритмичное 3
4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот неестественно открыт, уголки рта опущены, заметная ассиметрия мимики, резкое учащение дыхания 3
5.Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты трубочкой или сосательные движения 2
Скованность  
1.Координированные, «легкие» движения 5
2.Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями 4
3.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, «некоторая» неуклюжесть 3
4.Заметная скованность, отдельные движения сопровождаются всем телом, явная раскоординированность 1-2
Тремор (дрожание)  
1.Отсутствует 5
2.Небольшой тремор пальцев 4
3.Заметный тремор рук 3
4.Тремор рук и ног 2
5.Тремор рук, ног и на лице 1
Вазомоторные реакции  
1.Обычная окраска лица 5
2.Слегка покраснел или побледнел 4
3.Заметно покраснел или побледнел 3
4.Покрылся пятнами 1-2

Задание 6. Проанализируйте отрывки из художественных текстов и определите форму переживания чувств:

 

1) «… пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор… Но ему и этого казалось мало. Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. «Вон уже рыболов пошел на охоту!» - говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу…

А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости». (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

 

2) «… Пробило четверть, и он почувствовал, что время настало. Он самодовольно хихикнул и повернул за угол; но едва он ступил шаг, как отшатнулся с жалостным воплем и закрыл побледневшее лицо длинными костлявыми руками. Прямо перед ним стоял страшный призрак, недвижный, точно изваяние, чудовищный, словно бред безумца. Голова у него была лысая, гладкая, лицо толстое, мертвенно-бледное; гнусный смех свел черты его в вечную улыбку. Из глаз его струились лучи алого света, рот был как широкий огненный колодец, а безобразная одежда, так похожая на его собственную, белоснежным саваном окутывала могучую фигуру. На груди у призрака висела доска с непонятной надписью, начертанной старинными буквами. О страшном позоре, должно быть, вещала она, о грязных пороках, о диких злодействах. В поднятой руке его был зажат меч из блестящей стали.

Никогда доселе не видав привидений, дух Кентервиля, само собой разумеется, ужасно перепугался и, взглянув еще раз краешком глаза на страшный призрак, кинулся восвояси. Он бежал, не чуя под собой ног, путаясь в складках савана, а заржавленный кинжал уронил по дороге в башмак посла, где его поутру и нашел дворецкий. Добравшись до своей комнаты и почувствовав себя в безопасности, дух бросился на свое жесткое ложе и спрятал голову под одеяло». (О.Уайльд «Кентервильское привидение»)

3) «В доме Ростовых завелась в это время какая-то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых». (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Задание 7. Распределите по основным группам перечень высших социальных чувств:

Любовь, чувство удивления, самоуважение, чувство комического, товарищество, чувство сомнения, патриотизм, чувство долга, чести, ирония, критичность, дружба, чувство юмора, любознательность, совесть, ненависть, трусость, радость открытия, жадность, зависть, злорадство, чувство прекрасного, чувство симпатии, антипатии, сарказм, чувство привязанности, чувство уважения, признательности, самолюбие, обида, жестокость, чувство трагического, гуманность, сочувствие,

Дата: 2018-11-18, просмотров: 40.