Тема №5. Характеристика основных теорий воли

План:

  1. Развитие понятия «воля» в историческом контексте.
  2. Трактовка понятия «воля» в рамках психоанализа.
  3. Трактовка понятия «воля» в рамках мотивационного подхода, подхода «свободы выбора», регуляционного подхода.

Литература:

1. Джемс У. Психология.- М., 1991.

2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.- М., 1960.

3. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб., 2002.

4. Калин В.К. На путях построения теории воли// Психологический журнал.- 1989. №2.

5. Леонтьев А.Н. Воля// Вестник Московского университета. Сер.14 «Психология». 1993. №2. С.3-14.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969.

7. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл.- М., 1994.

8. Селиванов Р.С. Волевая регуляция активности личности// Психологический журнал.- 1982. №4.

9. Шопенгаур А. Понятие воли// Избранные произведения.- М., 1997.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте высказывания с точки зрения различных подходов к трактовке понятия «воля» и сущности волевого процесса:

1) «Воля – деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству самосохранения… Безличной, холодной воли мы не знаем; то же, что считается продуктом ее совместной деятельности с разумом и чувством, может быть прямо выводимо из последних». (И.М.Сеченов)

2) «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта». (Л.С.Выготский)

3) «В волевом действии сами побуждения не действуют непосредственно в виде слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель». (С.Л.Рубинштейн)

4) «Проблема овладения своим поведением (на уровне овладения собственной мотивацией)… традиционно ставится в психологии как проблема воли». (Б.В.Зейгарник)

5) «Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей». (В.Н.Мясищев)

6) Сущность волевого поведения заключается в способности подчинять его сознательно поставленным целям (заранее принятым намерениям) даже вопреки непосредственным побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных для него в данный момент, но социально значимых целей (общественных ценностей). (Л.И.Божович)

7) «Воля есть… произвольная мотивация» (В.А.Иванников)

8) «Воля – высшая ступень развития произвольного поведения, выраженная в сознательном саморегулировании человека». (В.И.Селиванов)

9) «Воля – способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние или внешние) препятствия. Если разум формулирует цель, то воля инициирует действия к данной цели. Волевой акт – это глубинный процесс борьбы разнонаправленных мотивов, тенденций в точках бифуркации (точки разветвления) на жизненном пути». (В.А.Ананьев)

10) «Волевая регуляция (процессуальный аспект воли) есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. выбор и реализация субъектом деятельности как лучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую, адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности». (В.К.Калин)

11) «Человек всегда и везде свободен или его нет вовсе. Каждый человек вынужден сам изобретать для себя свой закон, проектировать себя, выбирать свою собственную мораль». (Ж.П.Сартр)

Задание 2: Проанализируйте предложенный материал с точки зрения представлений о воле человека, распространенных в эпоху средневековья:

 

«Экзорци́зм (греч. ἐξορκισμός) — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются частью системы верований во многих религиях и культах.

 Учение о злых или добрых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако христиане считают, основываясь на Библии, что первым экзорцистом был Иисус Христос, который излечил одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие из того бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что, имея дар от Бога, апостолы, а также многие другие святые тоже могли истинно изгонять нечисть из людей.

В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Православная Церковь, по словам профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.

Появление в последние 200-300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина А.Осипов связывает с изданием «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния.

В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. Некоторые протестантские деноминации проводят обряды экзорцизма. Экзорцизм также известен в исламе под названием «изгнание джинна». В иудаизме существует традиция изгнания диббука (душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека». ( www.wikipedia.org)

Задание №3: Продумайте ответ на вопрос, всегда ли у человека есть возможность свободного выбора своего жизненного пути:

 

«В конечном счете получалось, что телесно-душевный упадок зависел от духовной установки, но в этой духовной установке человек был свободен! Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него все вплоть до очков и ремня, но у него оставалась эта свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха. Это была свобода настроиться так или иначе, и это «так или иначе» существовало, и все время были те, которым удавалось подавить в себе возбужденность и превозмочь свою апатию. Это были люди, которые шли сквозь бараки и маршировали в строю, и у них находилось для товарища доброе слово и последний кусок хлеба. Они являлись свидетельством того, что никогда нельзя сказать, что сделает лагерь с человеком: превратит ли человека в типичного лагерника или все же даже в таком стесненном положении, в этой экстремальной пограничной ситуации останется человеком. Каждый раз он решает сам…

Конечно, они были немногочисленны эти люди, которые выбрали для себя возможность сохранить свою человечность: все прекрасное так же трудно, как и редко… Лишь немногие смогли сохранить свою человечность, однако они подавали другим пример, и этот пример вызывал цепную реакцию. Они никогда не рассматривали лагерную жизнь как простой эпизод – для них она была скорее испытанием, которое стало кульминацией их жизни…» (В. Франкл «человек в поисках смысла»)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 34.