Методика «неразрешимая задача»

(Н. И. Александрова, Т. И. Шульга)

Смысл методики состоит в том, что испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные варианты методики: кубики Коса, кубики с картинками (для детей), игра «в пятнад­цать», «перепутанные линии» или прохождение сложного лабиринта, в которых нет выхода. Опишем для примера вариант с составлением картинки, фигуры, предмета из кубиков (Н. И. Александрова, Т. И. Шульга).

Инструкция для детей младшего школьного возраста: Экспериментатор предлагает ребенку поиграть в кубики. «Хочешь поиграть в кубики? Давай поиграем так: я тебе показываю картинку, а ты мне ее должен быстро собрать. Время я засекаю по секундомеру. Садись удобно. Посмотри на эту картинку. Теперь собирай ее». Экспериментатор кладет решаемую картинку на стол перед ребенком, включает секундомер. После выполнения ребенком задания секундомер выключается и экспериментатор хвалит ребенка: «Молодец, быстро собрал». Затем предлагает собрать вторую (нерешаемую) картинку и тоже засекает время от начала сбора картинки до отказа ребенка выполнять задание. С учащимися среднего и старшего возраста можно использовать поиск на географической карте города, которого не существует вообще, придумав ему название, сходное по созвучию фонем с названиями городов, имеющимися на карте.

Инструкция для учащихся среднего и старшего возраста: «Ребята, вам предстоит выполнить задание, которое требует сосредоточенности внимания, умения работать не отвлекаясь. В процессе работы не разрешается переговариваться подсматривать работу других, черкать на карте, комментировать свою работу и товарища. У вас на листке написано название города, который нужно отыскать на карте, лежащей перед вами. Поставите время начала поиска города и ищите его». Фиксируется время поиска от его начала до отказа от задания.

В методиках «Кубики» и «Игра в пятнадцать» фиксируется время решения нерешаемой задачи и количество предпринятых попыток ее решить.

Методика «Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов»

Подготовка исследования: Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.

Проведение исследования: Ребенка (3-7лет) приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное» Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка. Под каким-либо предло­гом выходит из комнаты, говоря ребенку: «Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке».

Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными на­растающими по силе мотивами: в первой серии — запрет взрослого, во второй — получение награды за соблюдение запрета, в третьей — наказание в форме исключения из игры, если запрет будет нарушен, в четвертой — собственное обещание ребенка не смотреть в шка­тулку. Затем взрослый начинает наблюдать за поведением ребёнка.

Обработка данных: Фиксируют детей, справившихся с ограничением собственного желания, в первой серии эксперимента в течение 5 мин; в остальных сериях – в течение 10 мин. Сравнивают действие различных ограничительных мотивов на поведение ребёнка.

Тема №8. Психические состояния в ряду других психических явлений

План:

  1. Роль и место психических состояний среди других психических явлений.
  2. Основные функции психических состояний.
  3. Классификация психических состояний (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные состояния).

Литература:

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2002.

2. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

3. Общая психология: Курс лекций…/ Сост. Е.И.Рогов Е.И.- М., 1998.

4. Хрестоматия. Психические состояния/ Составители Л.В.Куликов и др.- СПб., 2002.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Распределите по группам (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) перечень психических состояний человека:

Состояние стресса, состояние одиночества, состояние депрессии, состояние сна, состояние печали, состояние утомления, состояние радости, состояние фрустрации, состояние переутомления, состояние монотонии, состояние вдохновения, состояние паники, состояние сенсорного голода, состояние скуки, состояние апатии, состояние тревоги, состояние бодрствования.

Задание 2. Дайте общую характеристику каждой группы состояний, исходя из доминирующей характеристики:

ведущий параметр – эмоциональный, центральная характеристика – активация, центральная характеристика – тонус, центральная характеристика – напряжение.

Задание 3. Определите, какие функции (регулятивная, адаптивная, интегративная) выполняют психические состояния:

1) «Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу». (А.Ахматова)

 

2) «…Однажды на зимнем рассвете Кипренский возвращался из гостей. Он шел по мосту через Неву, опустив голову, и ни о чем не думал,- ему хотелось спать. Запоздалая тройка пронеслась мимо. Колкая морозная пыль ударила в лицо.

Кипренский очнулся, поднял голову и остановился. То, что он увидел вокруг, было больше похоже на торжественный сон, чем на петербургское утро.

Ночь не хотела уходить из столицы. Она лежала пластами тяжелого сизого воздуха у подножия зданий и в глубине садов.

Взошло солнце. Багровый свет уже загорался в дворцовых окнах и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, седой от снежной пыли, то капитель колонны, украшенную замерзшими листьями аканта.

Небо Италии простиралось в зените, чистое и прекрасное, с грядой легких розовеющих облаков. Летел густой, медленный снег. При ясности неба это казалось непонятным. Чудилось, что снег зарождается в чистом воздухе между землей и небесным сводом.

Кипренский долго смотрел на торжественное падение с него среди немоты и безлюдья петербургских площадей. Снег осторожно ложился на чугунные перила мостов, на меховой ворот шинели и спины спящих извозчиков…

«Как я счастлив, что родился в России»,- подумал Кипренский.

У себя в комнате Кипренский сбросил мокрую шинель и сел к топившейся печке.

- Где, - сказал он с тоской, - где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие объем и тяжесть. И, наконец, волнение своего сердца? Какой божественной кистью я смогу передать восторг этот утра?..» (К. Паустовский «Книга о художниках»)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 66.