Тема № 4. Понятие о воли в психологии

План:

  1. Важнейшие функции воли.
  2. Физиологические основы воли.
  3. Психологическая структура воли. Компоненты волевых действий.
  4. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.
  5. Основные критерии воли.

6. Анализ примеров, иллюстрирующих индивидуальные особенности воли.

Литература:

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1991.

2. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб., 2002.

3. Общая психология: Курс лекций…/ Сост. Е.И.Рогов Е.И.- М., 1998.

4. Общая психология: Учебник/ А.Маклаков.- СПб., 2003.

5. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М., 1986.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.

7. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии// Вопросы психологии. 1967. №4.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте отрывок с точки зрения проявления основных функций воли:

«…К полудню, когда тени под деревьями стали черными, а солнце заглянуло через вершины на просеку дороги, Алексей сумел сделать всего около тысячи пятисот шагов и устал так, что каждое новое движение доставалось ему напряжением воли. Его качало. Земля выскальзывала из-под ног. Он поминутно падал, мгновение неподвижно лежал на вершине сугроба, прижимаясь лбом к хрустящему снегу, потом поднимался и делал еще несколько шагов. Неудержимо клонило в сон. Тянуло лечь, забыться, не шевелить ни одним мускулом. Будь что будет! Он останавливался, цепенея и пошатываясь из стороны в сторону, затем, больно закусив губу, приводил себя в сознание и снова делал несколько шагов, с трудом выволакивая ноги.

Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если он сядет, ему уже больше не подняться. С тоской огляделся он кругом. Рядом, на обочине дороги, стояла курчавая молоденькая сосенка. Последним усилием шагнул к ней и повалился на нее, попал подбородком в расщелину ее раздвоенной вершины. Тяжесть, приходившаяся на разбитые ноги, несколько уменьшилась, стало легче. Он лежал на пружинящих ветках, наслаждаясь покоем… И тут у Алексея опять мелькнула мысль.

Ну да, ну да! Ведь можно же срезать вот это маленькое деревце, сделать из него длинную палку, с рогаткой наверху, выбрасывать палку вперед, упираться в рогатку подбородком, переносить на нее тяжесть тела, а потом, вот как сейчас у сосенки, переставлять ноги вперед. Медленно? Ну да, конечно, медленно, зато не так будешь уставать и можно будет продолжать путь…». (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

 

Задание 2. Проанализируйте отрывок с точки зрения особенностей волевой мотивации (влечения, желания, хотения):

«…Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку… Наконец вошел он в комнату, сел на стуле и предался размышлению, душевно радуясь, что доставил гостю своему небольшое удовольствие. Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда. Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Задание 3. Проанализируйте «технику» принятия решения при выполнении сложного волевого действия:

«В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только вновь представившийся случай включен в какую-то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть. Так решаются прежде всего более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения могут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесет надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осознавая это, иногда намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанный результат или сделает принятие решения более легким, вынудив принять его.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным, не зависящим от их решения, обстоятельствам, при наличии которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час. Окончательное решение или по крайней мере исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения – как бы условное – этим облегчается. Таким образом, тактика принятия решения может быть многообразной и достаточно сложной». (С.Л. Рубинштейн)

Задание 4. Определите, какие волевые качества проявляются в следующих примерах:

1) «Миша (2г.4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! – протестует ребенок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я хочу сам! – опять заявляет малыш». (по Б.С.Волковой, Н.В.Волкову)

 

2) «…    Джульетта

Чтоб замуж за Париса не идти,

Я лучше брошусь с башни, присосежусь

К разбойникам, я к змеям заберусь

И дам себя сковать вдвоем с медведем.

Я вместо свадьбы лучше соглашусь

Заночевать в мертвецкой или лягу

В разрытую могилу. Все, о чем

Я прежде слышать не могла без дрожи,

Теперь я не колеблясь, совершу,

Чтоб не нарушить верности Ромео.

             Брат Лоренцо

…Мужайся и решимость прояви!

             Джульетта

…Решимость эту я найду в любви». (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»)

 

3) «Прошу не торопить: тот падает, кто мчится во всю прыть». (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»)

4) Школьник находит объяснение полученной неудовлетворительной оценке: «Задание было неправильно написано на доске», «Мне неверно подсказали и сбили меня с толку», « К родителям пришли гости и помешали мне делать уроки», «Этого правила мы не проходили». (по А.В.Петровскому)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 43.