1. Ключевой информацией о товаре является:
А) внешний вид товара, торговая марка производителя, отзывы о товаре знакомых
Б) цена товара, внешний вид товара, отзывы о товаре знакомых
В) цена товара, торговая марка производителя, отзывы о товаре знакомых
Г) цена товара, внешний вид товара, торговая марка производителя
2. Меньше внимания уделяется ценам, которые:
А) отклоняются от привычных
Б) установлены на товары, обладающие хорошим имиджем
В) установлены на новые товары
Г) вызывают споры
3. К основным психологическим закономерностям воздействия цены на покупателя не относится:
А) различия между ценами, находящимися в одной категории почти не воспринимаются
Б) при восприятии цены основную смысловую нагрузку несет первая справа цифра
В) как близкие цены, относящиеся к разным категориям, воспринимаются как очень отличающиеся
Г) существуют верхняя и нижняя пороговые цены, выход за пределы которых снижает сбыт товара
4. Восприятие человеком рекламы зависит:
А) от вовлеченности в процесс покупки, от возраста, от организации воспроизведения рекламы
Б) от вовлеченности в процесс покупки, от возраста, от формы подачи рекламы
В) от формы подачи рекламы, от возраста, от организации воспроизведения рекламы
Г) от вовлеченности в процесс покупки, от организации воспроизведения рекламы, от формы подачи рекламы
5. Лучше воспринимается и дольше сохраняется в памяти:
А) массированная вербальная реклама
Б) массированная наглядная реклама
В) дискретная вербальная реклама
Г) дискретная наглядная реклама
6. К основным функциям рекламы на рынке предложения не относится:
А) привлечение внимания к товару
Б) предоставление ключевой информации о товаре
В) активизация интереса к товар
Г) склонение к решению покупке
7. На принятие покупателем решения о покупке влияют следующие факторы:
А) уровень образования, характер, уровень культуры, материальное положение, особенности текущей ситуации
Б) уровень образования, возраст, уровень культуры, материальное положение, особенности текущей ситуации
В) уровень образования, характер, возраст, материальное положение, особенности текущей ситуации
Г) уровень образования, характер, уровень культуры, материальное положение, возраст
8. Процесс принятия решения о покупке (по Ф. Котлеру) включает в себя следующие стадии:
А) обсуждение возможности покупки, осознание проблемы, решение о покупке, реакция на покупку, оценка вариантов
Б) поиск информации, осознание проблемы, решение о покупке, реакция на покупку, оценка вариантов
В) поиск информации, осознание проблемы, решение о покупке, обсуждение возможности покупки, оценка вариантов
Г) обсуждение возможности покупки, осознание проблемы, решение о покупке, реакция на покупку, обсуждение возможности покупки
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Становление экономической психологии как науки.
2. Особенности развития отечественной экономической психологии.
3. Предмет, задачи и методы экономической психологии.
4. Предмет, задачи и методы психологической экономики.
5. Связь экономической психологии с другими науками.
6. Основные научные подходы к типологии экономического поведения человека.
7. Психологические исследования закономерностей экономического поведения индивида.
8. Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности.
9. Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности.
10. Цели, мотивы и интересы основных субъектов экономической деятельности.
11. Деньги как объект психологических исследований.
12. Психологические функции денег.
13. Денежное поведение субъектов хозяйственной деятельности.
14. Денежные эмоции.
15. Психологическое воздействие денег на людей.
16. Гендерные и социокультурные особенности восприятия денег.
17. Психологические аспекты восприятия доходов.
18. Психология восприятия сбережений.
19. Понятие о собственности. Особенности восприятия государственной и частной собственности.
20. Типы имущественно-собственнического поведения.
21. Государство как экономический институт.
22. Факторы, регулирующие государственную экономическую политику.
23. Задачи экономической политики государства.
24. Психологические закономерности восприятия государственной экономической политики.
25. Влияние населения на курс экономической политики государства.
26. Психологические аспекты восприятия государственных доходов.
27. Основные понятия налоговой психологии.
28. Психология восприятия государственных расходов.
29. Особенности налогового менталитета населения на постсоветском пространстве.
30. Психологическая природа и сущность труда.
31. Особенности трудовой деятельности в условиях рыночной и централизованной экономики.
32. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека.
33. Цели, мотивы и интересы трудовой деятельности.
34. Психологические теории мотивации трудовой деятельности.
35. Удовлетворенность трудом.
36. Психологические аспекты безработицы.
37. Психология выбора профессии. Адаптация человека к труду.
38. Особенности поведения потребителя в условиях рыночной экономики.
39. Психологические особенности восприятия товара.
40. Психологическое воздействие цены.
41. Психология восприятия рекламы.
42. Модель покупательского поведения Ф. Котлера.
43. Психологическое воздействие на потребителя, которое может привести к покупке товара (формулы АIDА и АIМDА).
44. Виды покупок, совершаемые потребителями.
ПЕРСОНАЛИИ
Вебер Макс (1864-1920) | – крупнейший социолог конца ХІХ – начала ХХ века. Разработал учение о типах господства и подчинения, о сущности власти и политических систем. Исследовал социологию религии и раскрыл решающую роль протестантистской этики в становлении и развитии капитализма. |
Врум Виктор | – американский исследователь в области теории мотивации. Разработал теорию мотивации трудовой деятельности – теорию ожиданий, которую изложил в книге «Работа и мотивация» (1964). Согласно теории ожиданий человек является рациональным индивидом, который стремится к получению максимальной выгоды путем ограниченных затрат своей энергии. При этом человек надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению потребности, приобретению желаемого. |
Журавлев Анатолий Лактионович (род. 1948) | – психолог, специалист в области экономической и социальной психологии. Основные направления исследований – психология управления, психология малой группы, социальная психология личности, социально-экономическая психология. Основные работы: «Психология и управление» (1978), «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом» (1986), «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия (1995, в соавт.), «Социальная психология экономического поведения» (1999, в соавт.), «Нравственно-психологическая регуляция психологической активности» (2003, в соавт.). |
Катона Джордж (1901-1981) | – американский психолог, основатель экономической психологии в США. Первым начал систематически применять психологическую теорию к исследованию экономических проблем, считая, что главная задача состоит в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов, поступков, решений и выборов. Доказал, что поведение покупателя как совокупность реакций на экономические стимулы можно прогнозировать на основе анализа покупательских установок в сочетании со статистическим анализом соответствующих экономических данных. Теоретические представления о соотношении психологии и экономики наиболее полно представлены в работе «Психологическая экономика» (1975). |
Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) | – выдающийся английский экономист, государственный деятель. Исследовал количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, взаимосвязи капитальных вложений, национального дохода и занятости, зарплаты, прибыли и процента. Сформулировал «основной психологический закон», согласно которому с ростом доходов склонность населения к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает. |
Китов Ахмет Исмаилович (род. 1928) | – психолог, специалист в области социальной психологии, психологии управления, экономической психологии. Основные работы: «Психология хозяйственного управления» (1984), «Экономическая психология» (1987), «Личность и перестройка: заметки психолога» (1990). |
Ксенофонт (около. 430 г. до н.э. – не ранее 356 г. до н.э.) | – древнегреческий писатель, историк, полководец и политический деятель. Впервые употребил слово «экономика» в смысле «искусство ведения домашнего хозяйства». В своих работах одним из первых анализировал разделение труда, его зависимость от размеров рынка. Рассматривал две функции денег – деньги как средство обращения и как сокровище. Осуждал ростовщичество, использование денег в качестве ссудного капитала. |
Котлер Филлипп (род. 1931) | – американский психолог, исследователь в области маркетинга. Предложил развернутую модель покупательского поведения, которая включает в себя такие важные с точки зрения экономической психологии компоненты, как характеристики покупателя, оказывающие влияние на его действия (его культура, принадлежность к определенной социальной группе, личностные особенности (возраст, род занятий, экономическое положение, тип личности, психологические характеристики (мотивация, убеждение), а также схему процесса принятия решения о покупке (осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку). |
Кузьмин Евгений Сергеевич (1922 – 1994) | – психолог, специалист в области социальной психологии. Основные направления исследований – психология взаимоотношений между руководителем и подчиненными в коллективе. Одним из первых в стране приступил к разработке проблем социальной психологии. Основные работы: «Основы социальной психологии» (1967), «Руководитель и коллектив» (1974, в соавт.), «Промышленная и социальная психология» (1982, в соавт.) . |
Мак-Грегор Дуглас (1906-1964) | – американский социальный психолог. Организовал в Массачусетском технологическом институте отделение производственных отношений, в котором проводились исследования в области управления персоналом. Утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на теории Х, второй – на теории У. Работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного работника. |
Мак-Клелланд Дэвид (1917-1998) | – американский психолог, исследователь в области теории мотивации. Результаты исследований представлены в работах «Мотив достижения» (1953), «Человеческая мотивация» (1987). Разработал теорию мотивации, согласно которой из всех потребностей, которые присущи людям, наибольшую значимость имеют три – власть, успех и причастность. Изучая мотивацию деятельности бизнесменов выявил два вида мотива достижения: стремление к успеху и стремление избегать неудачи. |
Маркс Карл (1818-1883) | – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист. Разработал теорию прибавочной стоимости, которая становится источником прибыли для владельцев предприятий – капиталистов. Считал, что в основе развития общества находится способ производства материальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных сторон – производительных сил и производственных отношений, которые на определенном этапе развития общества вступают в конфликт, вызывая социальную революцию. В процессе революции рабочий класс становится «могильщиком» капитализма, превращает частную собственность в общественную; совершается переход к новому типу общества – коммунистическому, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. |
Маршалл Альфред (1842-1924) | – английский экономист, глава Кембриджской экономической школы. Положил начало неоклассической экономической теории. Установил зависимость влияния спроса и предложения на цену товара, разработал графическое представление кривых спроса и предложения («крест Маршалла»). |
Мюнстенберг Гуго ( 1863-1916) | – немецко-американский психолог и философ, представитель экспериментальной психологии. Изучал вопросы управления предприятиями, факторы повышения производительности труда рабочих к основным из которых относил профессиональный отбор, приспособление процесса труда к психологическим возможностям человека. |
Оучи Уильям | – разработал третью теорию менеджмента персонала, которую изложил в своей работе «Теория Z » (1981). Согласно теории Z основными составляющими менеджмента персонала являются забота о работниках, об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса интересов управленцев и работников, четкая система информации, карьерное продвижение работников, их преданность компании. |
Свентицкий Анатолий Леонидович (род. 1936 ) | – психолог, специалист в области социальной психологии. Основная тема исследований – психология управления организациями. Основные работы: «Социально-психологические проблемы управления» (1975), «Промышленная социальная психология» (в соавт.,1982), «Социальная психология управления» (1986), «Психология управления организациями» (1996), «Социальная психология в трудах отечественных психологов» (2000). |
Смит Адам (1723-1790) | – британский экономист и философ. Рассматривал экономику как систему, способную к высокой степени саморегулирования через механизмы рыночных взаимодействий (принцип «невидимой руки»). Считал главным двигателем прогресса собственнический интерес, который регулируется через свободную конкуренцию. Утверждал необходимость дополнения рыночных связей регулирующим влиянием «видимой руки» государства. |
Тард Габриэль (1843-1904) | – французский социолог и социальный психолог, изучавший психологию масс. Основными социальными процессами считал конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого индивид осваивает нормы и ценности. В работе «Экономическая психология» (1902) впервые проанализировал психологические проблемы отношений субъектов хозяйственной деятельности, заложив основы нового направления в психологии – экономической психологии. |
Филиппов Альберт Владимирович (род. 1936) | – психолог, специалист в области социальной психологии, психологии труда, психологии управления. Основные направления исследований – психологические основы управления, психологические основы создания полисенсорной информационной модели управления. Основные работы: «Производственная социология, психология и педагогика» (1989), «Работа с кадрами: психологический аспект» (1990), «Психология и этика деловых отношений» (1996). |
Херцберг Фредерик (1923-2000) | – американский психолог, исследователь в области теории мотивации труда. На основе экспериментальных исследований, изложенных в книге «Мотивация на работе» (1959), предложил шестнадцать параметров, которыми описывается мотивация персонала. Эти параметры разделил на две группы факторов – факторы гигиены, связанные с условиями труда, и факторы-мотиваторы, связанные с содержанием труда. Для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены, которые вызывают отсутствие неудовлетворенности, а затем – наличие факторов-мотиваторов, которые приводят к состоянию удовлетворенности. Присутствие лишь одной из групп факторов не приводит к удовлетворенности персонала своим трудом. |
ГЛОССАРИЙ
Безработица – наличие вынужденной незанятости населения страны.
Безработный – человек, который может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
Государственная экономическая политика – совокупность мер государства по воздействию на экономические и социальные процессы в обществе.
Государственный бюджет – предположительное исчисление государственных расходов и доходов на определенный срок, утвержденное в законодательном порядке.
Государство – это универсальная система организации процессов жизнедеятельности общества, управления деятельностью и отношениями людей, объединенных общей территорией, историей, традициями, которая реально выступает в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Денежная мотивация – это влияние денежных побудителей на поведение субъектов экономической деятельности и возникающие между ними взаимоотношения.
Денежная радость – кратковременное чувство, испытываемое в связи с получением денег.
Денежное счастье – это длительное чувство удовлетворенности, доставляемое наличием денежных средств, достаточных для удовлетворения денежных потребностей.
Денежные интересы – это получение денежной выгоды в виде денежных доходов в результате выполнения определенной деятельности.
Денежные огорчения – это кратковременные эмоции, возникающие в связи с непредвиденной денежной потерей или упущенной денежной возможностью.
Денежные цели – это стратегическая линия денежного поведения человека.
Денежные эмоции – это чувства, настроения людей, возникающие в зависимости от успехов или неудач в денежных делах, притока и оттока денег.
Денежный страх – это угнетенное эмоциональное состояние, которое проявляется в неуверенности в денежном будущем в результате потери денежного источника, угроз потери имеющихся денег.
Деньги – особый товар, выполняющий функцию всеобщего товарного эквивалента, т.е. универсальной ценности, обмениваемой на все другие ценности в результате купли-продажи.
Доходы – это совокупность материальных и стоимостных благ, полученных индивидом по результатам определенной деятельности.
Естественный уровень безработицы – это такой уровень безработицы, при котором факторы, повышающие и понижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Это наивысший уровень занятости населения, соответствующий потенциально достижимому уровню валового внутреннего продукта страны.
Интерес экономический – источник экономической активности, форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм.
Ключевая информация о товаре – это наиболее важные сведения о товаре, которые облегчают процесс принятия решения о покупке, устраняя потребность в дополнительных, более детальных сведениях. Она включает в себя: 1) цену товара; 2) торговую марку товара; 3) отзывы о товаре знакомых людей.
Макроэкономика – раздел экономики, изучающий экономическое поведение государства, всего населения в целом.
Менталитет нации – это особенности мировосприятия, миропонимания, преобладающая система ценностей представителей национальной общности, которые определяют поведение людей, в том числе и экономическое поведение.
Микроэкономика – раздел экономики, изучающий экономическое поведение индивида, группы, социального слоя в масштабах рабочего места, фирмы, концерна.
Модель покупательского поведения Ф. Котлера: на покупательское поведение индивида оказывают влияние следующие факторы: его культура, принадлежность к определенной социальной группе, личностные особенности (возраст, род занятий, экономическое положение, тип личности), психологические характеристики (мотивация, убеждения). Решение покупателя о приобретении товара проходит следующие этапы: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.
Модуляция курса экономической политики – поочередное выполнение правительством задач, являющихся приоритетными у разных общественных групп. При этом социал-демократическая ориентация общества, направленная на организацию справедливого распределения, борьбу с безработицей, стимулирование спроса и др., сменяется либеральной общественной ориентацией, нацеленной на экономический рост, стабилизацию национальной валюты, стимулирование предложения.
Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберга: существует шестнадцать параметров, описывающих мотивацию персонала, которые подразделяются на две группы факторов – факторы гигиены, связанные с условиями труда, и факторы-мотиваторы, связанные с содержанием труда. Для того чтобы персонал ощутил полную удовлетворенность трудом, менеджер должен обеспечить сначала наличие факторов гигиены, которые вызывают отсутствие неудовлетворенности, а затем – наличие факторов-мотиваторов, которые приводят к состоянию удовлетворенности. Присутствие лишь одной из групп факторов не приводит к удовлетворенности персонала своим трудом.
Мотивы труда – это побуждения индивида к трудовой деятельности, которые во многом определяются социально-культурными устоями общества.
Мотивы экономические – особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, т.е. относящихся к накоплению богатства, конкуренции, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, эгоизму и альтруизму.
Налог – сбор, налагаемый правительством на доход, имущество и на собственность отдельных людей и предприятий (прямой налог); на стоимость закупок, товаров и услуг (косвенный налог).
Налоговая мораль – позиция личности по отношению к налоговым правонарушениям.
Налоговое противодействие – это совокупность психологических реакций и действий человека по отношению к налогообложению, стремление избежать налогов в открытой и скрытой форме.
Налоговый менталитет – это установка человека по отношению к налогообложению.
Налогообложение – взимание государством обязательных платежей с субъектов хозяйственной деятельности.
Нормы экономические – вид социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.
Поведение потребителя – это совокупность поступков и действий отдельных индивидов и их групп, направленная на получение, потребление и распоряжение различными благами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим поступкам или следуют за ними.
Предложение – это общее количество товаров, которые находятся на рынке или могут быть представлены на рынок в данный момент времени.
Психологическая экономика – это раздел экономической науки, изучающий экономические объекты, процессы и отношения, возникающие под воздействием индивидуальной, групповой, общественной психологии.
Психология денег – раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и их поведения под воздействием денег.
Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них.
Рынок труда – система социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы и владельцами средств производства по поводу вовлечения рабочей силы в производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.
Сбережения – часть личного дохода (личные сбережения) либо дохода предприятия (неразделенная прибыль), которая не расходуется на текущее потребление.
Сверхвыбор – это позиция, в соответствии с которой преимущества разнообразия и индивидуализации перечеркиваются сложностью принятия решения покупателем.
Собственность – материальные объекты и отношения по поводу них между различными субъектами собственности.
Спрос – требование на определенные товары и услуги со стороны потребителя, подкрепленное наличием у него денег, необходимых для покупки; взаимосвязь покупаемого количества благ с теми затратами, которые необходимы для приобретения этих благ. В рамках экономической психологии приоритет следует отдать изучению психологических основ процесса предложения.
Субъектно-объектные отношения по поводу собственности – экономические отношения между субъектом собственности и принадлежащей ему собственностью в виде владения, распоряжения и пользования.
Субъектно-субъектные отношения по поводу собственности – экономические отношения между различными субъектами по поводу их собственности в виде раздела и передела собственности.
Теневая экономика – неконтролируемая государством сфера экономической жизни.
Теория X : все люди ленивы и каждому работнику, за небольшим исключением, свойственно отвращение к труду, отсутствие инициативы, безответственность. Чтобы работник исправно трудился, надо его всячески побуждать к деятельности, используя административные, психологические и экономические методы.
Теория Л. Портера - Э. Лоулера: результаты, достигнутые сотрудником, зависят от следующих составляющих: затраченных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли.
Теория мотивации Д. Мак-Клелланда: при множестве потребностей, присущих людям, наибольшую значимость имеют три – власть, успех и причастность, заинтересованность в налаживании отношений с другими людьми.
Теория ожидания В. Врума: не только потребности определяют мотив трудовой деятельности. Человек должен быть уверен, что выбранный им тип поведения приведет к получению ожидаемого результата. При этом подчеркивается важность трех ожиданий: а) ожидания в отношении затрат труда и полученных результатов; б) ожидания определенного вознаграждения в ответ на результат труда; в) ожидание ценности вознаграждения.
Теория справедливости: люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, соотносят его с оплатой людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение не в их пользу, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
Теория Y : люди испытывают естественную потребность в трудовой деятельности, проявляют заинтересованность в труде и его результатах, трудовую инициативу и творчество; но и такую приверженность к труду нужно подкреплять денежными вознаграждениями.
Теория Z : предрасположенность работников к труду зависит, прежде всего, от заботы руководителя о персонале; заботясь о потребностях работника, его семье, карьере управленцы обеспечивают стабильную заинтересованность людей в трудовой деятельности и ее результатах.
Товар – это продукт труда, отвечающий общественным и личным потребностям, произведенный для обмена посредством купли - продажи на рынке.
Труд – это сознательная, целесообразная, энергозатратная, общественно-полезная деятельность человека, осуществляемая для удовлетворения определенных общественных и личных потребностей.
Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных (государственных) и децентрализованных (частных) фондов денежных средств.
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
«Человек психологический» – реальный индивид, обладающий психологическими особенностями, такими как характер, эмоции, психологические установки и др., которые приобретаются под влиянием социокультурных условий, в том числе и экономических.
«Человек экономический» – концепция рационального индивида, имеющего стабильные предпочтения и стремящегося к максимизации собственной выгоды в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив.
Чувство денежного наслаждения – это высшее удовольствие, гипертрофированная форма денежной радости.
Чувство денежного отчаяния – эмоциональное состояние, возникающее при огромных невозместимых потерях, создающих безвыходную денежную ситуацию.
Чувство денежной страсти можно рассматривать как психологическую зависимость от денег, которая характеризуется не насыщаемой страстью к деньгам.
Чувство налогового бремени – психологическое ощущение человеком обязанности регулярно выплачивать государству часть своих налогов.
Экономика – 1) совокупность отраслей народного хозяйства; созданная и используемая человеком система жизнеобеспечения; 2) научная дисциплина, изучающая различные аспекты хозяйства и связанной с ним деятельности людей, а также отношения, возникающие между ними в процессе хозяйствования.
Экономическая психология – это раздел психологии, предметом которого является изучение закономерностей психического отражения хозяйственных отношений, проявляющихся в форме экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Современное образование в высшей школе характеризуется переходом от традиционного квалификационного подхода, направленного на формирование у выпускника вуза системы знаний, навыков и умений, связанных с выполнением типовых видов деятельности в стабильных ситуациях, к компетентностному подходу, который обеспечивает сформированность у выпускника социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования, способствующего более эффективному разрешению профессиональных и личностных проблем в нестабильных условиях. Это требует пересмотра методики преподавания психологии, придания практико-ориентированного характера профессиональной подготовке студентов-психологов, усиления роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы.
Этим целям служит предлагаемый учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Экономическая психология». Освоение студентами данной учебной дисциплины посредством УМК позволяет увидеть ее целостно, в комплексе ее программного обеспечения, содержания учебного материала, способов обучения, форм и методов самостоятельной работы.
Важнейшее назначение данного УМК – обеспечение контролируемой самостоятельной работы студентов. Структура УМК включает примерный тематический план и программу учебного курса, конспект лекций, практикум, тематику рефератов, вопросы к экзамену, систему текущего и итогового контроля, глоссарий, персоналии, список литературы.
В конспекте лекций, который разбит на темы в соответствии с тематическим планом курса «Экономическая психология», в сжатой и доступной форме представлены результаты основных теоретических и эмпирических исследований психологических проблем экономики в зарубежной и отечественной науке. При этом краткое содержание тем не подменяет учебные пособия по дисциплине, а является развернутым конспектом теоретического материала. Вопросы для самоконтроля, предлагаемые в конце каждой темы, позволяют студентам самостоятельно проверить степень усвоения содержания теоретического материала.
Представленный в УМК практикум призван содействовать более глубокому пониманию и усвоению ключевых понятий и закономерностей, составляющих предметное пространство изучаемой дисциплины. Решению этой задачи способствуют различные формы организации деятельности студентов.
Вопросы для подготовки к занятию позволяют студентам проанализировать основные теоретические проблемы экономической психологии. Статьи, предлагаемые для аннотирования, углубляют теоретические положения дисциплины, знакомят с результатами эмпирических исследований, проведенных в последние годы в России и Беларуси в области экономической психологии. Интерпретация афоризмов позволяет вычленить психологические закономерности в поведении основных субъектов экономической деятельности (государства, индивида, социального слоя).
Методики, предлагаемые для психологической диагностики, позволяют студентам познакомиться с эмпирическими методами исследования психологических явлений в экономике, научиться интерпретировать экономическое поведение представителей различных социальных слоев и делать научно обоснованные выводы.
Решение практических ситуаций нацелено на обучение студентов эффективному разрешению психологических проблем, возникающих в сфере хозяйственной деятельности, в том числе в нестабильных условиях (экономический, финансовый кризисы, ситуация сверхвыбора и т.д.).
Выполнение тестовых заданий, которые предлагаются после изучения каждой темы и различны по форме, содержанию и степени трудности, позволяют студентам закрепить теоретические знания, а преподавателю организовать текущий контроль знаний по теме.
Написание рефератов, тематика которых представлена в УМК, позволяет студентам самостоятельно осуществить теоретический анализ проблем экономической психологии, которые представляются актуальными в условиях переходной экономики, но из-за небольшого объема учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Экономическая психология», не были рассмотрены в лекционном курсе.
Необходимо отметить, что каждый преподаватель в зависимости от уровня подготовленности студентов и собственного видения изучаемой темы, может самостоятельно подбирать задания из числа предложенных в практикуме и выстраивать структуру практического занятия.
Тестовые задания для программированного контроля знаний ориентированы на проверку усвоения студентами основных понятий, закономерностей, теорий экономической психологии и их авторов, и позволяют преподавателю быстро и эффективно организовать промежуточный и (или) итоговый контроль знаний по предмету.
Сопровождающий лекционный материал глоссарий ориентирован на расширение и обогащение понятийного словаря студентов-психологов, что особенно важно в ситуации, когда специальные экономические термины прочно вошли в профессиональный язык представителей различных профессий и язык СМИ.
Раздел «Персоналии» знакомит студентов с биографическими данными и основными направлениями исследований психологов, экономистов, социологов, чьи идеи оказали значительное влияние на становление и развитие экономической психологии как науки.
Завершает УМК список использованной при подготовке пособия литературы, а также список дополнительной литературы, которая может быть использована студентами при подготовке к занятиям и при написании рефератов.
Эффективная организация самостоятельной работы студентов с помощью УМК позволяет сформировать у них умения аргументировано излагать свои взгляды на проблемы экономической психологии, проводить эмпирические исследования психологических аспектов экономической деятельности различных субъектов хозяйствования и анализировать выявленные психологические закономерности, использовать психологические знания при реализации профессиональных функций в сфере производственной деятельности. Успешность решения этих задач предлагаем оценить с помощью анкетирования студентов.
АНКЕТА
Уважаемые студенты! Просим вас принять участие в опросе, целью которого является определение эффективности изучения дисциплины «Экономическая психология». Внимательно прочитайте все вопросы и варианты ответов к ним. Номер варианта ответа, который соответствует вашему мнению, подчеркните. Не оставляйте, пожалуйста, ни одного вопроса без ответа. Просим вас отвечать искренне, опрос анонимный. Его результаты будут использованы только в обобщенном виде.
Спасибо за сотрудничество!
1. Что, по Вашему мнению, дает изучение дисциплины «Экономическая психология»?
1. Способствует познанию возможностей экономической психологии как науки.
2. Позволяет понять значение психологического анализа экономической деятельности для субъектов хозяйствования.
3. Дает навыки использования психологического инструментария.
4. Способствует формированию экономической культуры у студентов-психологов.
5. Ничего не дает.
6. Затрудняюсь ответить.
2. Стали ли Вы после изучения дисциплины «Экономическая психология» чаще осуществлять психологический анализ своих экономических проблем?
1. Да.
2. Нет.
3. Стали ли Вы после изучения дисциплины «Экономическая психология» чаще осуществлять психологический анализ экономических проблем на уровне социальной группы, государства?
1. Да.
2. Нет.
4. В какой степени Вы удовлетворены степенью связи теоретических положений дисциплины «Экономическая психология» с практикой деятельности психолога?
1. Полностью удовлетворен.
2. Удовлетворен в основном.
3. Частично не удовлетворен.
4. Полностью не удовлетворен.
5. Затрудняюсь ответить.
5. Позволяет ли, по Вашему мнению, выполнение студентами следующих видов самостоятельной работы лучше усвоить дисциплину «Экономическая психология»?
№ | Вид самостоятельной работы | Позволяет | Не позволяет | Затрудняюсь ответить |
1. | Подготовка рефератов | |||
2. | Аннотирование статей | |||
3. | Интерпретация афоризмов | |||
4. | Решение практических ситуаций | |||
5. | Проведение психологической диагностики по проблемам экономической деятельности субъектов хозяйствования | |||
6. | Выполнение письменных тестов | |||
7. | Программированный контроль знаний |
6. Оцените, в какой степени Вы удовлетворены организацией самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая психология»?
1. Полностью удовлетворен.
2. Удовлетворен в основном.
3. Частично не удовлетворен,
4. Полностью не удовлетворен.
5. Затрудняюсь ответить.
7. Завершите предложение: «Изучение дисциплины «Экономическая психология» позволило мне …
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов, Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.
2. Большая книга афоризмов / сост. К. Душенко. – М.: Эксмо, 2004.
– 1051 с.
3. Дейнека, О.С. Экономическая психология / О.С. Дейнеко. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. – 160 с.
4. Жемчужины мысли / сост. А.А. Ждан. – Минск: Беларусь, 1987. – 432 с.
5. Залыгина, Н.А. Отношение различных социальных групп к экономическим феноменам рыночного общества / Н.А Залыгина, В.А. Поликарпов // Экономическая психология в России и Беларуси: сб. науч. работ / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Поликарпова. – Минск: Экономпресс, 2007. – С. 182 - 206.
6. Купрейченко, А.Б. Психологическое отношение молодежи к неэтичной телевизионной рекламе / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева // Экономическая психология в России и Беларуси: сб. науч. работ / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Поликарпова. – Минск: Экономпресс, 2007. – С. 229-257.
7. Максименко, А.А. Монетарные стратегии экономического поведения молодежи / А.А. Максименко // Экономическая психология в России и Беларуси: сб. науч. работ / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Поликарпова. – Минск: Экономпресс, 2007. – С. 156-181.
8. Машков, В.Н. Психология экономики / В.Н. Машков. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 250 с.
9. Практическая психология для экономистов и менеджеров / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 365 с.
10. Райзберг, Б.А. Психологическая экономика / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.
11. Соколинский, В.М. Психологические основы экономики / В.М.Соколинский. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 215 с.
12. Соколова, Г.Н. Мотивация и стимулирование труда в контексте мотивационно-гигиенической теории Ф. Херцберга / Г.Н. Соколова // Экономическая психология в России и Беларуси: сб. науч. работ / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Поликарпова. – Минск: Экономпресс, 2007. – С. 298-316.
13. Спасенников, В.В. Экономическая психология / В.В. Спасенников.
– М.: ПЕР СЭ, 2003. – 448 с.
14. Экономическая психология / под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 512 с.
15. Weiss, D.J. Manual for the Minnesota Satisfaction Questionnaire / D.J.Weiss, R.V Dawis., G.W. England, L.H. Lofquist. – Minneapolis, MN: University of Minnesota Industrial Relations Center. – 1967. – 678 p.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 522.