ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Причины возникновения экономической психологии как междисциплинарной отрасли знаний.

2. Этапы становления экономической психологии как науки.

3. Исследования микроэкономических процессов в психологии.

4. Исследования макроэкономических процессов в психологии.

5. Эмпирические исследования в экономической психологии.

6. Изучение экономических процессов в отечественной психологии.

7. Состояние экономической психологии на современном этапе развития.

8. Цель, задачи и методы экономической психологии.

9. Цель задачи и методы психологической экономики.

10. Связь экономической психологии с другими науками.

11.  Основные проблемы и перспективы развития современной экономической психологии как науки.

 

Задание 1. Обсуждение рефератов на тему:

1. Соотношение экономической теории и экономической психологии и их взаимосвязь.

2. Основные методы исследования в экономической психологии.

3. Психологические законы экономического поведения индивидов.

4. Перспективы развития экономической психологии.

Задание 2. Аннотирование статьи

Ниже приведены выдержки из Главы 2 “Социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам”  учебного пособия “Экономическая психология” [14]. Внимательно изучите текст, выполните следующие задания:

1. Проанализируйте основные теоретические подходы к предмету экономической психологии, которые сложились в современной науке.

2. Сформулируйте основные положения каждого из этих подходов.

3. Какой из подходов вам наиболее близок?

4. Подготовьте аннотацию данной статьи.

   Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вы­текающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на ко­торых его модель строится в рамках той или иной концепции.

       В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила на­правление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «поче­му "не идут" те или иные реформы»…

Попытка объяснения любых «человеческих» проблем, возникших в процессе ре­форм, неизбежно вводит предмет обсуждения в область целого ряда наук, предме­том которых является изучение культуры того или иного общества. Трансформация такого масштаба, которая проходит сейчас в России, – это не трансформация эконо­мики, а перемена самого типа культуры. Любая такая ломка осуществляется людьми со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обыча­ев хозяйствования, которые не могут быть объектом произвольного конструиро­вания… Сейчас стало очевидно, что с распадом СССР, когда общая идеология была сброше­на, Россия оказалась миром народов, живущих в разных исторических эпохах и культурах...

Чтобы экономическая психология стала не только описательной, но и объяс­няющей наукой, ей необходимо выйти за свои рамки и обратиться к культурологии, социологии, этнографии, истории и другим наукам. Такой подход называется социокультурным и является традиционным для отечественной психологии…

Основным методологическим принципом экономической психологии вы­ступает историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схе­му реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, дающий возможность связать эволюцию общественного организма с типом культуры и личности…

Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными про­блемами. Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчи­вой экономической реальности, соответствующей определенной экономичес­кой формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды – владельцу (группе владельцев) фирмы, предпринимателю, банкиру о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Макроэкономическая психология является необходимым инструментом вы­работки экономической политики. Она способна ответить на вопрос, возмож­но ли использование моделей успешных макроэкономических преобразова­ний какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом». Она может определить, насколько успешно будет выполняться в данной макроэкономи­ческой среде тот или иной нормативный акт системы экономического зако­нотворчества. Она поможет в предсказании экономической активности насе­ления в плане инвестиций…

В свете сказанного становится понятно, что типическое отношение групп людей к эко номическим ценностям (связанным с хозяйственной деятельностью) и экономическое поведение, основанное на такой системе ценностей, составляет предмет экономи ческой психологии, которая может рассматриваться как одно из направлений социальной психологии…

В последние годы предпринимаются попытки уточнить предмет экономической психологии как психологами, так и экономистами. Психолог О.С. Дейнека понимает экономическую психологию как результат интеграции научного познания на стыке политической экономии и частных экономических науки, и социальной психологии. Предметом экономической психологии является отражение хозяй­ственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисципли­ны изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описываю­щие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Таким образом, экономическая психология – это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или на­ция, т. е. объект исследования экономической психологии может быть представ­лен на разных уровнях – микро-, мезо- и макроэкономическом. Далее автор пи­шет, что «в рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования». Из этого можно понять, что, учитывая многообразие экономико-психологических подходов и плоскостей их применения, автор заостряет внимание на феномене экономического сознания, присущего хозяйствую­щему субъекту, что является традиционным для отечественной психологии. Под экономическим сознанием понимается системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно разви­тым человеком. Далее О. С. Дейнека выделяет некоторые компоненты структуры экономического сознания.

* Экономические эмоции и чувства, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок и т.д.: эмоции практические (удовлетворение от
результатов и процесса труда), гностические (связанные с познанием), глористические (желания признание и почета), пунические (желание преодолеть опас­ность, испытать азарт, риск), альтруистические или эгоистические при обме­не и распределении.

* Перцептивная сфера экономического поведения (исследования восприятия денег, отношения к вещам, товарам, услугам, неосознаваемая перцепция в рам­ках маркетинговой ветви экономической психологии – психология потреби­теля, рекламы; методы продаж).

* Экономические представления и экономическое мышление: представления о том, как функционирует экономика, создается субъективный экономический образ; способность субъект-социального человека или социальной группы отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность.

Волевые компоненты экономического сознания – это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность и т. д. Такое понимание предмета и задач экономической психологии предоставляет огромный исследовательский простор науке. Особенности проявления психичес­ких процессов, свойств и состояний, а также сознания, имеющих экономическое содержание, еще ждут своих методологов и исследователей-практиков.

Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической психологии и систематизировать ее задачи. М. К. Бункина и В.А. Семенов отмеча­ют, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления», и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

* побуждения или мотивы деятельности экономического человека;

* экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных пе­реживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

* бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимо­связей, эмоций;

* экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно из­меняющие окружающую среду.

Итак, молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, хозяйственной деятельности (как особого рода деятельности) и поведенчес­ких факторов.

 

Задание 3. В какой стране зародилась экономическая психология как наука? Какие факторы, по вашему мнению, могли лежать в основе формирования основных положений в этой области знаний в данной стране [11]?

 

Задание 4. Какой аспект экономической психологии, по вашему мнению, является более ценным: изучение проблем макроэкономики или микроэкономики [11]? Почему?

 

Задание 5. В каком случае психологические аспекты играют более заметную роль: на уровне отдельной организации, предприятия или в масштабах всей национальной экономики [11]? Поясните свой ответ.

Задание 6. Что, по вашему мнению, стимулирует развитие различных направлений экономической психологии [11]:

А) научный интерес отдельных исследователей;

Б) стремление ученых к самореализации путем достижения позитивного результата в условиях научной конкуренции;

В) объективная потребность экономики как сферы человеческой деятельности;

Г) стремление психологии получить прикладные результаты теоретических исследований?

 


Задание 7. Психологическая диагностика

Проведите мини-опрос с помощью самостоятельно составленной анкеты, чтобы узнать отношение различных слоев населения (8-10 человек, представляющих определенную социальную группу – студенты, пенсионеры, работники государственных предприятий, работники частных предприятий) к проблемам экономической психологии, определенным психологическим явлениям и понятиям. Сделайте письменное резюме по результатам исследования, приложив анкеты [11].

Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

    1. В какой стране зародилась экономическая психология  как наука:
А) в Германии; Б) во Франции;  В) в США; Г) в Англии.

   2. Изучение психологических аспектов экономики началось:

А) с изучения макроэкономики; Б) с комплексного подхода к изучению экономических процессов; В) с изучения микроэкономики.

3. Установите соответствие между этапами развития экономической психологии и фамилиями ученых, работавших в этот период; ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры (цифр):

А) 1-й этап (начало XX в.) Б) 2-й этап (50-70 г.г. XX в.) В) 3-й этап (50-70 г.г. XX в.) 1. Дж. Катона 2. Г. Тард 3. Г. Шмельдерс 4. Г. Мюнстенберг 5. П. Ренольд

                                                         

  4. Перечислите основные задачи экономической психологии (не менее 2-х).

  5. Перечислите основные задачи психологической  экономики (не менее 3-х).

6 . Выберите правильный ответ из предложенных ниже: «Осознанные рациональные экономические действия, основанные на нормах права, морали и традициях – это: А) теневая экономика; Б) объективная экономика;  В) позитивная экономика; Г) негативная экономика.

    7.  Расклассифицируйте нижеперечисленные методы исследований, записав ответ в виде сочетания буквы и цифры: А) методы, которые преимущественно используются экономической психологией; Б) методы, которые преимущественно используются психологической  экономикой:

1) эмпирические методы; 2) эвристические методы; 3) формально-логические методы; 4) социальный анализ; 5) экспериментальные методы; 6) опрос общественного мнения; 7) организационные методы.

8. Какие из методологических принципов экономической психологии не  представлены ниже: 1) …; 2) принцип субъектности; 3) принцип диалектического единства сознания и поведения субъектов экономической деятельности; 4)  принцип единства теории, эксперимента и практики; 5) …; 6) принцип комплексности и междисциплинарности.

9. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «В международной экономической психологии сформировались следующие основные направления исследований: 1) психология экономического поведения; 2)…; 3) психология накопления; 4)…; 5) психология занятости; 6) …; 7) психология принятия решений в хозяйственной деятельности».

10. Закончите предложение: «Экономическая психология как научная дисциплина находится в тесной взаимосвязи со следующими науками …».

 


Практическое занятие №2

Дата: 2018-11-18, просмотров: 701.