План:
1. Психологические аспекты восприятия государственных доходов.
2. Основные понятия налоговой психологии.
3. Психология восприятия государственных расходов.
Основные понятия и термины: финансы, государственный бюджет, налогообложение, уплата налогов, налоговое планирование, чувство налогового бремени, налоговое противодействие, налоговый менталитет, налоговая мораль.
Краткое содержание темы
1. Психологические аспекты восприятия государственных доходов.
Важнейшей сферой макроэкономического анализа являются финансовые взаимоотношения в обществе, которые являются механизмом государственного регулирования экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности. Именно в сфере финансовой деятельности психологический фактор наиболее значим [11].
Финансы (от французского «finanses» - денежные средства) – это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных (государственных) и децентрализованных (частных) фондов денежных средств. Финансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении в связи с развитием государства и его потребности в денежных ресурсах.
Финансовая система страны включает в себя государственный бюджет, специальные правительственные фонды, финансы государственных и частных предприятий и др. Через систему финансов осуществляется перераспределение государственного дохода с целью регулирования экономики, реализации различных социальных программ и т.д. Одним из основных структурных элементов финансовой системы государства является государственный бюджет – предположительное исчисление государственных расходов и доходов на определенный срок, утвержденное в законодательном порядке.
Основным источником доходов государства является налогообложение – взимание государством обязательных платежей (налогов) с субъектов хозяйственной деятельности. Налог – сбор, налагаемый правительством на доход, имущество отдельных людей и предприятий, а также на стоимость закупок, товаров и услуг. При этом налоги, которыми облагаются доходы и имущество, называются прямыми, а налоги, увеличивающие цены товаров и услуг – косвенными (акцизами).
Различают две формы законопослушного поведения налогоплательщика: уплата налогов в соответствии с законодательством без применения способов минимизации налоговых обязательств и налоговое планирование, позволяющее уменьшать налоговые обязательства за счет разрешаемых законом способов. Налоговое планирование требует от субъекта хозяйствования правовой компетентности, гибкости мышления, готовности к разумному риску, предусматривая определенную экономическую свободу [3].
Именно с налогообложением связаны сильные психологические реакции населения, которые существенно отличаются в странах с развитой рыночной экономикой и в государствах, находящихся в переходном периоде [11]. В странах с развитой экономикой велик удельный вес частного сектора. Большая часть доходов населения образуется путем получения средств не из государственного бюджета, а от частного бизнеса. Основная форма поступления средств в бюджет государства – это налоги, большую часть которых выплачивает средний класс, численность которого составляет 60 % -70 % от численности всего населения. Именно поэтому наибольшее напряжение в социально-психологических отношениях между населением и государством возникает по поводу налогообложения.
В государствах, которые находятся в переходном периоде, психологическое отношение населения к налогообложению несколько иное. В этих странах большой удельный вес государственной собственности в сфере производства. Материальное положение работников зависит то получаемой заработной платы, уровень которой низок. В связи с этим низок и уровень налогообложения. Для населения более важны механизмы бюджетных расходов (например, в связи с ликвидацией задолженности по заработной плате), чем выплата налогов. В связи с этим налоговая политика государства психологически воспринимается основной массой населения более спокойно, чем в развитых странах.
Теоретические подходы к изучению налогообложения были заложены в работах А. Смита, который сформулировал ряд принципов рационального построения налогового процесса, которых присутствовала и психологическая составляющая. Исследования в области налоговой психологии впервые появились в Германии, где в 1927 году вышла работа О. Файта «Основы налоговой морали». В середине 60-х годов его идеи были подхвачены Кельнской школой экономической и финансовой психологии, которая представлена работами К. Хансмеера, Г. Шмольдерса, Г. Висведе. Работы в этом направлении появились также в Англии, Швеции, Голландии.
2. Основные понятия налоговой психологии. В налоговой психологии используются несколько понятий, отражающих особенности восприятия индивидом государственных доходов, налоговой системы. К ним относятся «чувство налогового бремени», «налоговое противодействие», «налоговый менталитет» и «налоговая мораль» [11].
Чувство налогового бремени означает психологическое ощущение человеком обязанности регулярно выплачивать государству часть своих налогов. Многими это воспринимается как факт потери своих благ. Различают объективное и субъективное ощущение налогового бремени. В первом случае речь идет о процессе реальной выплаты налогов. Во втором случае рассматривается складывающееся у человека субъективное представление об этом процессе, о роли данного субъекта в общем процессе налогообложения в стране.
Исследования, проведенные в Западной Европе и США, были нацелены на выяснение вопроса, является ли субъективное ощущение налогоплательщика о тяжести его налоговой нагрузки объективно правильным. В результате опросов было установлено, что лишь небольшое число налогоплательщиков точно представляет размеры своих выплат в форме подоходного и косвенного налогов. При этом восприятие косвенных налогов отличается от отношения к прямым налогам. С ростом доходов человека восприятие им бремени косвенных налогов недооценивается, в то время как им четко отмечается давление со стороны налога на доходы.
Отмечаются различия при восприятии налогового бремени у представителей различных профессиональных групп. Больше всего оно тяготит предпринимателей, особенно занятых в сфере гостиничного бизнеса и транспорта. В условиях экономики России больше всего чувствуют налоговую нагрузку представители мелкого бизнеса..
Другой важный компонент чувства налогового бремени – ощущение, что по сравнению с другими социальными слоями их собственная нагрузка несправедливо высока. Результаты исследований показали, что значительная часть населения воспринимает свои налоги как слишком завышенные. В то же время многим представляется, что они не получают соответствующего объема благ от государства. В связи с этим перед государством встает задача корректировки сознания граждан путем информирования об истинной роли государства в решении социальных задач.
Налоговое противодействие – это совокупность психологических реакций и действий человека по отношению к налогообложению, стремление избежать налогов в открытой и скрытой форме. Эта реакция обусловлена тем, что у большинства населения налоги ассоциируются со штрафами и, в связи с этим, вызывают противодействие в различных формах, стремление избежать чрезмерного (по их мнению) или оправданного налога.
Выделяют две формы избегания налогообложения: уклонение от уплаты (как правило, в виде незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты или предоставления необходимых для исчисления документов) и обход налогов, когда имеет место сокрытие прибыли или отсутствует учет объектов налогообложения [3].
Особенностью налогового противодействия является то, что оно редко выступает в активной форме, как протест против государства, а чаще представлено в скрытой форме нелегального ухода от налогов. Поэтому данный процесс сложно исследовать. Для изучения поведения налогоплательщика используются такие методы, как экспериментальное моделирование налогового поведения индивида (как правило, не дает истинных результатов), метод самоотчета, а также сравнение самоотчетов и налоговой документации.
Наиболее доступный метод изучения – это экономико-психологический анализ налоговой документации соответствующих ведомств. Так, в результате социологического исследования, проведенного в 2000 году в Беларуси, было установлено, что доходы 20% наиболее обеспеченных семей страны в 1,3 раза превосходят их доходы. Данный факт свидетельствует о том, что значительная часть доходов в этих семьях укрывается от налоговой инспекции [1]. Но и данный метод в некоторых странах (например, в ФРГ) неприменим, поскольку там превалирует право налогоплательщика на налоговую тайну. Проверка может быть проведена финансовым органом, но не учеными.
Именно в разрешении проблемы сокрытия налогов, по мнению Г. Шмольдерса, государству может помочь налоговая психология, которая может предусмотреть поведение налогоплательщика в ходе подготовки к оплате и непосредственно при внесении средств в бюджет.
Налоговый менталитет и налоговая мораль характеризуют отношение к практике налогообложения населения разных стран и различных слоев населения в одном государстве. Налоговый менталитет – это установка человека по отношению к налогообложению. Налоговая мораль отражает позицию личности по отношению к налоговым правонарушениям. Налоговый менталитет, как показали исследования, является производным от общего менталитета нации. Социологические исследования, проведенные в середине ХХ века в европейских странах показали, что наиболее благоприятные налоговый менталитет и налоговая мораль в Англии. Второе место по этим показателям занимает ФРГ, а третье – Италия.
Исследование отношения к налогам, проведенное в России в конце 90-х годов, позволило выявить следующие особенности налогового менталитета россиян [3]. Во-первых, система налогообложения воспринимается респондентами как несправедливая, хотя налоги рассматриваются как неизбежное и разумное явление экономической жизни. Во-вторых, опрошенные отметили, что каждый гражданин имеет право на информацию о распределении средств от налогов, и, в то же время, показали невысокие знания о принципах существующей системы налогообложения. В-третьих, при определении налогообложения как справедливого использовался механизм сравнения в разных проявлениях (своих доходов и расходов с аналогичными показателями у других людей, сравнение своего финансового настоящего и прошлого), а также механизм идентификации собственной экономической ситуации с экономической ситуацией в стране. В-четвертых, представление о рынке как обществе, в котором доход человека пропорционально зависит от интенсивности и качества его работы, характерно для незначительного числа опрошенных. В-пятых, в качестве причины уклонения от налогов указывается механизм подравнивания вкладов и отдач, благодаря чему люди сами «добирают» то, что им не додает государство. В-шестых, респонденты, удовлетворенные своим потреблением, в большей степени согласны с неизбежностью и разумностью доходов, чем неудовлетворенные своей потребительской способностью индивиды. Последние чаще считают налоги кормушкой для чиновников.
В последнее время даже в экономически развитых странах наблюдается нарушение налоговой морали. Так в Британии 7,5%, а в Бельгии 17% подлежащего налогообложению дохода оставалось незаявленным. В США в отдельные годы «налоговая брешь» превышала дефицит федерального бюджета.
Встречаясь с негативными факторами восприятия налогообложения людьми, государство стремится совершенствовать механизмы взимания налогов. Например, налоговый менталитет в ФРГ не столь положителен, как в Англии, но немецкая технология взимания налогов более совершенна. В результате уровень собираемых налогов в обеих странах одинаков. Однако бесконечно совершенствовать технику взимания налогов невозможно. Жесткое принуждение со стороны государства, как показало многонациональное исследование законопослушности налогоплательщиков, выполненное в 60-е годы, является непродуктивным и даже вредным, поскольку создает большее сопротивление чем то, которое призвано было преодолеть.
Среди основных причин разрушения налоговой морали называется осознание того, что средний класс, в отличие от своих бедных и богатых сограждан, платит налогов больше, чем получает выгод от правительства. Бедные платят мало в силу своих невысоких доходов, а богатые имеют возможность использовать легальные пути избегания налогов (например, перемещать капитал, используя различия в налоговых режимах разных стран). Даже штрафы теряют свою силу, если нарушено справедливое распределение доходов между социальными группами. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является учет государством фактора справедливости. Экономическая политика, направленная на распределение налогового дохода внутри группы, повышает тенденцию к соблюдению налоговых правил. Кроме того, равное распределение требует меньше усилий со стороны налогового надзора, чтобы проверить соблюдение правил.
В связи с этим государство должно способствовать тому, чтобы информированность населения сочеталась с доверием к власти и пониманием объективных потребностей общества.
3. Психология восприятия государственных расходов. Эмоциональное отношение человека к бюджетным расходам не такое выраженное, как реакции на налогообложение, поскольку человек более остро воспринимает потерю своего блага по сравнению с его получением от государства. Однако и процесс расходования государственных средств вызывает немало психологических проблем в обществе. Социологические исследования проблемы восприятия населением бюджетных расходов говорят о том, что в нем преобладает субъективный подход. Восприятие расходов государства зависит от следующих субъективных характеристик индивида: а) уровень образования; б) экономическая компетентность; в) менталитет.
В результате исследований, проведенных в США и Западной Европе, были установлены факторы, приводящие к искажению восприятия населением государственных финансовых программ [11].
Во-первых, было выявлено недовольство населения по отношению к тому объему благ, который оно получает от государства. Для индивида типична психологическая реакция недооценки того, что он получает. Нередко добавляемые государством блага (в форме дополнительного финансирования, устранения прежних недоплат) считаются явно недостаточными. Прибавка к доходам далеко не всегда рождает положительную реакцию у ряда социальных слоев. Это при том, что в западных странах объем социальных благ возрастал в течение всего послевоенного периода.
Во-вторых, у определенных слоев населения формируется субъективное ощущение того, что иные социальные группы получают больше, чем они сами, т.е. налицо эффект большей оценки ценностей, доставшихся другим. Опросы показали, что очень распространено недовольство по поводу того, что может возрасти финансирование других групп населения.
В-третьих, у ряда социальных групп отмечается устойчивое убеждение в неправильности финансовых расходов государства. Такая реакция населения может свидетельствовать о том, что между государственным предложением (в форме финансирования) и спросом населения на социальные блага нет соответствия.
В-четвертых, отмечается такой факт, что обеспечение государства средствами одних групп населения встречает сдержанную положительную реакцию этих групп и сильно выраженное недовольство со стороны других групп, которые в данный момент остались «обделенными». Этот факт можно объяснить двумя причинами: а) человек склонен рассматривать распределение общественных благ как несправедливое, если оно не затрагивает непосредственно его интересы; б) реакции государства на быстро изменяющиеся запросы различных социальных групп не всегда соответствуют этим изменениям. Иногда многие насущные потребности отдельных социальных слоев так и остаются без удовлетворения.
В связи с этим могут оказаться полезными финансово-психологические исследования, которые нацеливают внимание на дефицитный характер процесса распределения, его ограниченные возможности. Однако удовлетворить социальные запросы всех слоев общества не представляется возможным. Об этом хорошо сказал бывший министр финансов ФРГ Т. Вайгель: «По мере роста частного благосостояния в Германии претензии граждан к государству не только не уменьшились, но наоборот, – резко возросли. Несравненно больше чем прежде люди ожидают от государства того, что оно заслонит каждого из них от всех мыслимых экономических и социальных рисков, а значительное количество благ и услуг будет поставлять дешево или вообще бесплатно». В данном случае мы имеем призыв к разумному, критичному отношению к распределению государственных благ.
Ситуация с государственным финансированием в России и в странах бывшего СССР еще более сложная. Это обусловлено тремя факторами:
1) сильной зависимостью социального положения большинства населения от прямого финансирования из бюджета на нужды государственного сектора экономики, который преобладает. Так, исследования, проведенные в Беларуси в 2000-м году институтом социологии Национальной академии наук, показали, что абсолютное большинство населения республики (68,6%) основным источником дохода считает заработную плату [3];
2) сохранением преимущественно государственной формы финансирования социальных сфер: образования, здравоохранения, и социального обеспечения;
3) наличием укоренившейся привычки получать все блага от государства.
Кроме этого необходимо отметить, что несогласие с финансовой политикой государства в этих странах часто проявляется в ультимативной форме (например, в форме забастовок). Отсутствует также толерантность к другим группам и их интересам. Одни слои населения требуют максимально сократить налоги (умалчивая о потребностях других слоев), в то время как другие группы настаивают на резком увеличении своих расходов, не интересуясь, каким образом можно получить на это средства.
В связи с этим необходимо ориентировать общественное сознание на то, что на переходном этапе сложные экономические проблемы нужно решать путем нахождения системы социальных компромиссов, баланса прав и ответственности каждой социальной группы. Важную роль в этом могут сыграть исследования, проводимые в области финансовой психологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «финансы».
2. Что включает в себя финансовая система государства?
3. Что такое налогообложение?
4. Охарактеризуйте психологические реакции населения на налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в переходном периоде.
5. Где и когда впервые появились исследования в области налоговой психологии?
6. Перечислите основные понятия налоговой психологии и дайте им характеристику.
7. Назовите основные формы законопослушного поведения налогоплательщика.
8. Какие формы избегания налогообложения могут использовать индивиды?
9. Назовите основные причины разрушения налоговой морали у населения.
10. Охарактеризуйте основные особенности налогового менталитета населения различных стран.
11. Охарактеризуйте психологические реакции населения на государственные расходы в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в переходном периоде.
12. От каких факторов зависит восприятие населением бюджетных расходов?
13. Перечислите факторы, приводящие к искажению восприятия населением развитых стран государственных финансовых программ.
14. Перечислите факторы, приводящие к искажению восприятия населением государственных расходов на постсоветском пространстве.
15. Какие методы изучения поведения налогоплательщика используются в налоговой психологии. Какие из них являются малоэффективными, почему?
16. Определите роль исследований, проводимых в области финансовой психологии, в формировании общественного сознания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 673.