Тема 5. Психологические аспекты государственной экономической политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Государство как экономический институт.

2. Факторы, регулирующие государственную экономическую политику.

3. Задачи экономической политики государства.

4. Психологические закономерности восприятия государственной экономической политики.

5. Влияние населения на курс экономической политики государства.

Основные понятия и термины: государство, экономические функции государства, государственная экономическая политика, задачи экономической политики государства, модуляция курса экономической политики, закономерности восприятия государственной экономической политики, теневая экономика.

Краткое содержание темы

1. Государство как экономический институт. В ряду субъектов экономики, деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов, наряду с индивидом, организациями, социальными группами особое место занимает государство.

Государство – это универсальная система организации процессов жизнедеятельности общества, управления деятельностью и отношениями людей, объединенных общей территорией, историей, традициями. Оно, номинально представляя власть народа, реально выступает в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Тем самым государственная психология невольно отражает психологию лиц, представленных в этих органах. Государственная психология выражает психологию народа в той мере, в которой субъекты власти  руководствуются психологическими установками, мотивами и интересами граждан страны, народа.

Как субъект экономических отношений государство выполняет ряд функций, в каждой из которых можно наблюдать психологически обусловленные аспекты его экономического поведения  [11].

1. Государство выполняет функцию субъекта власти, определяющего правила и условия экономических отношений различных субъектов хозяйствования, которые фиксируются в нормативно-правовых актах. Как субъект власти государство руководствуется установками, которые зависят от общественно-политического строя, состояния экономики, зрелости законодательной базы, проводимой экономической политики, целей, мотивов и интересов лиц, представляющих государственную власть. К числу основных социально-психологических установок относятся следующие:

а) поддержание своих полномочий на уровне, достаточном для реализации государственной и экономической политики;

б) предотвращение посягательства на экономическую власть со стороны негосударственных структур;

в) обеспечение экономической и финансовой безопасности страны, устойчивости экономики;

г) обеспечение достойного экономического статуса страны на международной арене;

д) сокращение зоны действия теневой, нерегулируемой государством экономики;

е) достижение высокой результативности государственного управления экономикой;

ж) предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам в рамках законодательно установленных ограничений;

з) предоставление экономических выгод работникам государственного аппарата.

2. Государство выполняет функцию непосредственного хозяйствования, производя товары, блага и услуги. Основные социально-психологические установки государства связаны со стремлением оптимизировать структуру государственного сектора экономики, поддерживая прибыльные предприятия и избавляясь от убыточных.

3. Государство выполняет функцию потребителя товаров и услуг, в том числе производимых в частном секторе и за рубежом. Социально-психологические установки связаны с удовлетворением государственных потребностей на возможно более высоком уровне с минимально возможными затратами. Часто государство склонно увеличивать закупки на внутренних рынках, чтобы активизировать спрос и всю экономическую деятельность в стране.

4. Государство выполняет функцию собственника национального богатства. Оно распоряжается бюджетными средствами, продает и приобретает имущество, предоставляет кредиты, аренду другим субъектам хозяйствования. Социально-психологические установки связаны с предпочтением государственной или частной собственности, приватизации или национализации предприятий, социально справедливого распределения бюджетных средств и в тоже время, учет интересов работников госаппарата.

5. Государство выполняет функцию защитника и гаранта социальных интересов граждан в виде поддержки социально незащищенных слоев, выплаты пособий, содержания объектов социальной инфраструктуры и т.д. Социально-психологические установки связаны с соблюдением социальной справедливости, с преодолением направленности людей на узко собственнические интересы, со стремлением изживать иждивенческую психологию ряда лиц.

6. Государство выполняет функцию формирования экономических отношений между различными субъектами хозяйственной деятельности: государством, частными организациями, отдельными индивидами. Социально-психологические установки связаны с получением выгоды каждым из субъектов экономических отношений, что нередко приводит к противоречию между ними. В связи с этим государство, являясь основным субъектом экономики: а) задает экономический курс; б) законодательно устанавливает нормы и правила экономического поведения; в) устанавливает надзор за их соблюдением; г) гарантирует экономические свободы, необходимые для функционирования негосударственных структур.

Исследования показывают, что отдельный индивид не очень четко воспринимает государство как социальный институт. Оно чаще ассоциируется с работой определенных организаций, служащих и выполняемых ими функций. Отношение людей к государству, его роли в жизни народа зависит от ряда факторов, которые определяют характер оценки. К таким факторам относятся:

а) конкретные условия материальной и социальной жизни человека, характер и тип получаемых им доходов;

б) жизненный опыт индивида, позволяющий сравнить функции государства в разные периоды его жизни;

в) степень образованности человека, знание им опыта мировой экономики;

г) социальный статус человека, успешность или неуспешность карьерного роста;

д) характер человека, преобладание оптимизма или пессимизма.

    Социологический опрос, проведенный в России в конце 90-х годов прошлого столетия, показал, что у большинства опрошенных сложилось положительное отношение к государству как к системе, регулирующей жизнедеятельность людей (82%), положительное отношение к современному государству в западных странах (76%), и негативное отношение к российскому государству, находящемуся на этапе становления (52%) [11].   2. Факторы, регулирующие государственную экономическую политику. Государство как субъект хозяйствования проводит свою экономическую политику – совокупность мер государства по воздействию на экономические и социальные процессы в обществе.

Существует ряд факторов, влияющих на формирование экономической политики государства. К ним относятся [11]: а) созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны; б) характер выбранной модели социально-экономического развития; в) общественно-политический уровень развития общества; г) исторический опыт страны и степень его анализа; д) менталитет нации; е) институт лидерства. С позиций психологического анализа наибольший интерес представляют два последних фактора.

Менталитет нации – это особенности мировосприятия, миропонимания, преобладающая система ценностей представителей национальной общности,   которые определяют поведение людей, в том числе и экономическое поведение. Представители разных наций по-разному относятся к различным аспектам жизнедеятельности. К специфике российского менталитета можно отнести:

1) преобладание иррациональности над рациональностью и, как следствие, определенная непредсказуемость в экономическом поведении;

2) социальная пассивность, отсутствие стремления к активному проявлению своей личностной роли в жизни страны;

3) стремление к групповой форме жизнедеятельности, что обусловлено неблагоприятным климатом и низким материальным уровнем жизни.

Именно эти особенности российского менталитета сказались на проводимой страной экономической политике, которая зачастую характеризуется непредсказуемостью и алогичностью. Однако в последние годы жизненные ориентиры россиян претерпевают изменения. Результаты опроса бизнесменов, работников государственных и частных предприятий, а также студентов экономических вузов показали, что в условиях сложной экономической ситуации конца 90-х годов ведущей ценностью становится личная активность индивида, забота о собственном благополучии, а не ожидание помощи извне и забота о нуждах всей страны [11].

    Особенности национального менталитета отражаются также и на формировании целей экономической деятельности государства. Так, для западных государств характерна выработка четкой экономической цели, выраженной в названии: «социальная экономика» в Швеции, «социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и т.д. Для стран, принадлежащих к восточной культуре, как правило, характерна расплывчатость целей, в результате чего экономическая стратегия государства не получает четко выраженного обозначения.

    Курс страны в области экономической политики в немалой степени определяется наличием вызывающих всеобщее уважение лидеров. Роль таких личностей, как Ф. Д. Рузвельт, Г. Коль, М. Тэтчер, во многом определяла вариант государственного регулирования в экономике возглавляемых ими стран. Это также справедливо и для экономической политики времен Советского Союза. Так экономическое регулирование при Сталине было жестким и властным, при Хрущеве – непредсказуемым и иррациональным, при Брежневе – вялым, при Горбачеве – оптимистичным, часто вопреки реальности.

    Менталитет нации и институт лидерства способны достаточно сильно воздействовать на экономическую политику государства как порознь, так и в ситуации взаимодействия. Они могут, как сочетаться, так и противоречить друг другу. Нужно учесть, что менталитет – мало изменяемая характеристика, а своевременный приход талантливого лидера – характеристика, зависящая от случая. В случае их удачной комбинации может получиться хороший результат в форме эффективной экономической политики.

    Так менталитет немцев характеризуется экономической дисциплинированностью, отношением к труду как к одному из важнейших источников удовлетворения потребностей. В конце 40-х годов лидером страны стал Л. Эрхард, управление которого закончилось феноменом «немецкого чуда». Именно взаимодействие определенной ментальности и соответствующего ей лидера позволило сформировать четкую модель экономической политики государства.

    В России, с характерной для нее иррациональностью, экономическое положение усугубляется ситуацией со сменой лидеров, имеющих зачастую прямо противоположные цели.

    3. Задачи экономической политики государства. Экономическая политика, проводимая государством, решает ряд конкретных задач, в реализации которых прослеживается социально-психологические аспекты. Среди этих задач выделяются следующие [11]:

    Первая задача – регулирование экономического поведения субъектов экономики. Государство стремится создать у частных организаций и отдельных индивидов стимул к такому экономическому поведению, которое бы соответствовало намерениям государства. По отношению к государственным предприятиям регулирующие меры проводятся в форме прямых предписаний. Руководитель предприятия поощряется в зависимости от его исполнительности.

    Вторая задача – достижение в стране социального равновесия. Для этого организуется такое социальное распределение, которое позволяет поддерживать общенациональное чувство спокойствия, относительного материального удовлетворения, что является важным условием  для дальнейшего экономического развития страны. Эта задача решается через реализацию различных социальных программ.

     Третья задача – создание положительного имиджа государства. Чем более благоприятный образ государства сложится у населения, тем шире возможности для регулирования поведения субъектов экономики. Для этого используются следующие способы: а) четкость принимаемых программ и планов; б) пунктуальный контроль за степенью их выполнения; в) обязательность принятых решений; г) логичность и рациональность принимаемых мер; д) быстрота реакций на запросы экономики. Так, публикуемая государством программа бюджетных расходов и доходов производит сильное психологическое впечатление, создает ощущение доверия к правительству. Все это побуждает субъектов экономики вести себя более дисциплинированно по отношению к государству (выплачивать налоги, не нарушать финансовую дисциплину). Публикуя планы, государство как бы подсказывает индивидам, организациям, что только согласованное экономическое поведение приводит к успеху. При этом каждый должен нести свою долю ответственности.

    Четвертая задача – влияние на потенциальных избирателей. Правящая партия стремится сохранить в своих руках власть. Это возможно лишь при симпатии со стороны избирателей. В связи с этим правительство проводит экономическую политику и рекламирует ее в средствах массовой информации таким образом, чтобы она вызывала максимум доверия и симпатии у избирателей.

    Действенным средством при этом является профессионально умело подаваемая информация о лидерах государства, а также умение самих лидеров поддерживать свой положительный имидж. Наибольший эффект производят такие аспекты поведения государственных лидеров, как: а) приветливость, дружелюбие; б) интеллектуальный уровень, умение мыслить; в) предсказуемость, надежность; г) активная жизненная форма, демонстрация внутренней энергии; д) умение публично выступать, вести диспуты; е) чувство юмора. Значимость каждого из аспектов зависит от менталитета населения и от способностей самого лидера. Наличие одного сильного качества может перекрывать недостаток другого.

    Для воздействия на избирателей, а также для сохранения экономического и социального равновесия в стране используется маневрирование, модуляция курса экономической политики, суть которой заключается в следующем. Выстраивая экономическую политику, правительство учитывает необходимость поочередного выполнения задач, являющихся приоритетными у разных общественных групп. При этом социал-демократическая ориентация общества, направленная на организацию справедливого распределения, борьбу с безработицей, стимулирование спроса и др., сменяется либеральной общественной ориентацией, нацеленной на экономический рост, стабилизацию национальной валюты, стимулирование предложения.

Рис.5.1. Модуляция курса экономической политики

    Существует разработанный правительством коридор колебаний экономического курса, выход за который является нерациональным, поскольку это может привести к нарушению динамического равновесия в обществе. Внутри этого коридора возможны колебания, которые являются ответом на психологическое состояние общества.

4. Психологические закономерности восприятия государственной экономической политики. Успех экономической политики государства зависит не только от грамотного содержания принимаемых мер, но и от умелого их преподнесения и постоянного контроля за тем, как население воспринимает данные меры. При этом необходимо анализировать два взаимосвязанных процесса: психологическое восприятие государственных мер и «встречное» поведение субъектов экономической деятельности.

Выделяют следующие закономерности восприятия населением государственной экономической политики [11]:

1. Восприятие экономической политики зависит от того, насколько действия государства соответствуют сложившимся привычным нормам. Более традиционный  курс встречается субъектами экономики более спокойно, т.к. население страны в основном консервативно (в силу закона живой природы, способствующего выживанию вида). Появление резких изменений в проводимом экономическом курсе может вызвать недопонимание и раздражение людей.

2. На характер восприятия экономических реформ влияет фактор времени, «феномен привыкания». Те эмоциональные реакции, которые имеются у населения в начале реформирования экономической системы, с течением времени в зависимости от результатов реформы могут либо усилиться (в случае совпадения ожидаемых и реальных результатов), либо смениться на прямо противоположные.

3. На характер восприятия экономических мер, проводимых правительством, влияют психологические особенности восприятия человеком государства как социального института. Для индивида характерна противоречивость, двойственность восприятия государства: служить государству или бороться с ним. Выбор индивида зависит от того, какая из функций государства в его восприятии выходит на первый план: если государство рассматривается как гарант социальных норм,  то выбор делается в пользу служения государству, если государство рассматривается как субъект экономических отношений, ориентированный на получение выгоды – то в пользу борьбы с ним.

5. Влияние населения на курс экономической политики. Проводимая государством экономическая политика вызывает у всех субъектов хозяйствования  (отдельных индивидов, общественных объединений, частных структур) ответные действия и реакции [11].

Основные ответные реакции населения следующие:

1) усиление активной жизненной позиции, поиск новых форм доходов, источников существования. В условиях реформирования экономики люди стремятся найти подработку, активно меняют сферу деятельности или приобретают дополнительные профессии;

2) усиление внутреннего несогласия с проводимой экономической политикой. Это несогласие может приводить к созданию оппозиционных партий, движений;

3) стремление к «встречному» влиянию на курс экономического регулирования. Это влияние может иметь либо форму поддержки политики правительства, либо попытку ее коррекции различными способами, вплоть до прямого противодействия, например с помощью забастовок.

Результаты социологического опроса, проведенного в России в конце 90-х годов прошлого столетия среди работников предприятий и студентов экономических специальностей, показал, что среди методов влияния на экономическую политику государства приоритетными являются влияние на государственных лиц (лоббирование) и система выборов; организация политических движений является мало актуальной.

К основным ответным реакциям предпринимательских структур и общественных объединений можно отнести:  

1) формирование новых форм предпринимательской деятельности, к которым относятся кооперативы, совместные предприятия, товарные биржи, фонды, коммерческие банки, страховые общества. Все они являются вариантами активного использования представленной государством экономической свободы;

2) разработка альтернативных вариантов экономической политики. Эти варианты могут разрабатываться коллективами ученых в рамках экономических объединений и институтов. Свои варианты в экономических мер предоставляют в правительство и отдельные категории граждан, в частности, пенсионеры.

    Общей реакцией на экономическую политику государства и со стороны частных лиц, и со стороны организаций является теневая экономика – неконтролируемая государством сфера экономической жизни. Теневая экономика может быть представлена: а) срытым производством («черная работа»); б) легальным производством (работа на себя, бартер, домашняя работа); в) нелегальное производство (подпольная предпринимательская деятельность); г) криминальная экономика (преступления против личности и имущества).

    Одной из форм проявления теневой экономики является уход от налогов. Опрос работников государственных и частных предприятий показал, что большинство опрошенных (67%) рассматривают уход от налогов как форму самосохранения средств, которое государство может нерационально использовать, как природную изворотливость для достижения своих целей, как метод поддержания своего материального достатка. Только 27% респондентов ответили, что предпочитают платить налоги, поскольку это честнее и спокойнее.

    Причинами, которые порождают теневую экономику, являются: а) слабость правовой базы государства; б) низкие доходы населения; в) высокие налоги на различные виды деятельности, которые государство устанавливает для решения социальных задач; г) особенности менталитета населения, в частности отсутствие должного самоконтроля деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «государство».

2. Перечислите основные функции государства, дайте им характеристику.

3. Перечислите факторы, которые определяют отношение людей к государству.

4. Дайте определение понятия «государственная экономическая политика».

5. Перечислите факторы, влияющие на формирование экономической политики государства.

6. Что такое менталитет нации, как он влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования?

7. Что такое институт лидерства? Какие характеристики лидера оказывают влияние на поведение потенциальных избирателей?

8. Перечислите основные задачи государственной экономической политики.

9. Охарактеризуйте суть модуляции курса экономической политики.

10.  Перечислите основные закономерности восприятия населением государственной экономической политики. 

11.  Охарактеризуйте двойственный характер восприятия индивидом государства, укажите его причины.

12.  Назовите основные ответные реакции населения на проводимую государством экономическую политику.

13.  Назовите основные ответные реакции предпринимательских структур и общественных объединений на проводимую государством экономическую политику.

14.  Что такое теневая экономика?

15.  Назовите основные причины теневой экономики.

16.   Перечислите основные формы проявления теневой экономики.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 568.