Тема 2. Личность как субъект экономических отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Основные подходы к типологии экономического поведения человека.

2. Психологические исследования закономерностей экономического поведения индивида.

3. Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности.

4. Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности.

5. Цели, мотивы и интересы основных субъектов экономической деятельности.

 

Основные понятия и термины: экономический человек, иррациональное экономическое поведение, инерционное экономическое поведение, человек социальный, человек политический, человек психологический, динамический тип потребностей, функциональный тип потребностей, экономические мотивы, истинный мотив, скрытый мотив, экономические интересы.

Краткое содержание темы

    1. Основные подходы к типологии экономического поведения человека.

В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора, человеческой личности в экономике. Знаменитые экономисты А. Смит (1723-1790), признанный основателем экономики как самостоятельной науки, А. Маршалл (1842-1924), создатель микроэкономической теории, Дж. Кейнс (1883-1946), автор теории макроэкономики, в своих трудах сформировали теорию рационального «экономического человека», цель деятельности которого состояла в получении выгоды, дохода.

    По мнению современных исследователей, классическая модель экономического человека базируется на четырех допущениях [14]:

1) экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими людьми;

2) экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения цели;

3) экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой действует, удовлетворяя свои потребности;

4) экономический человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

Идея рационального «экономического человека» длительное время доминировала в экономической науке, принимая все новые формы. При этом наблюдалось все большее отстранение содержания экономических теорий от нравственного аспекта человеческой жизни.

Однако, в человеке, наряду с экономической рациональностью, целеустремленностью, проявляется также иррациональность, «когнитивная несостоятельность субъекта» [10]. У индивидов с иррациональным экономическим поведением анализ не предшествует их действиям, а наблюдается после их совершения. Такое поведение не сковывает их свободу, не требует больших затрат мыслительной энергии, доставляет мгновенное удовольствие, которое становится основным мотивом поведения.

Наряду с рациональным и иррациональным человеку присуще инерционное экономическое поведение, следующее принципу использования накопленного самим индивидом и другими людьми опыта, на основе которого вырабатывается суждение о ценностях и предпочтениях. Человек руководствуется при этом не собственной текущей системой ценностей, а установившимися шаблонами, оценками, унаследованными из жизненного опыта или популярными в обществе.

Представители неоклассической теории, взгляды которых близки к социологическим идеям, считали, что определяющую роль в экономике играет человек социальный, действия которого отражают поведение не индивидов, а крупных социальных групп, вступающих в определенные отношения с государством, формирующих рыночный спрос на товары и услуги. В таких группах многообразие и изменчивость индивидуальных действий сливаются в совокупность сравнительно одинаковых действий многих. 

Для марксистской политэкономии характерно введение в экономическую теорию психологии собственников и собственности, которой придается определяющее значение в формировании экономических отношений. При этом собственник рабочей силы рассматривается как эксплуатируемый пролетарий, а собственник средств производства как угнетатель, капиталист. В связи с несправедливым распределением ролей возникает классовая борьба за справедливое распределение созданного продукта между его производителями и человек экономический становится человеком политическим.

Такая депсихологизация экономического человека, наблюдаемая в теоретической экономике, объясняется следующими обстоятельствами [10]:

1) неспособностью экономической науки выяснить универсальные тенденции в индивидуальном экономическом поведении, например потребительские предпочтения;

2) снижением роли индивидуальной экономической психологии, определяющей поведение отдельных людей в общем результате их деятельности, обусловленной в основном групповой, социальной психологией, коллективным поведением;

3) смещением психологических установок, целевой ориентации экономических действий от собственно экономических ориентиров в сторону социальных и политических результатов деятельности;

4) повышением уровня массового экономического поведения путем психологического воздействия органов власти, средств массовой информации, бизнеса, рекламы.

2. Психологические исследования закономерностей экономического поведения индивида.

Вступление стран с развитым рынком в эпоху постиндустриального общества привело к изменению роли отдельной личности в различных серах экономической жизни – в производстве, распределении, управлении, потреблении. Благодаря достижениям научно-технического прогресса работающий индивид получил реальную возможность (материальную, информационную, энергетическую и др.) влиять на результаты деятельности организаций и социально-экономических систем как положительно, так и отрицательно. В этих условиях модели человека, разработанные в рамках экономических теорий, стали недостаточно адекватными. Развитие науки привело к необходимости психологической ориентации экономических исследований, к исследованию экономико-психологических закономерностей поведения индивида [10].

Экономическая психология  изучает реального человека, отталкивается от психологических особенностей индивида, таких как характер, эмоции, психологические установки, которые приобретаются под влиянием социокультурных условий, в том числе и экономических, т.е. изучает человека психологического.

    При построении модели экономического поведения исследователям приходится делать выбор между строгостью и реалистичностью анализа воздействующих на индивида факторов. При этом возможно два варианта анализа. Первый характеризуется тем, что проводится строгий анализ. Чем меньше факторов учитывается, тем более определенный, строгий теоретический результат (модель или прогноз) можно получить. Но реальное поведение моделируемых экономических субъектов может быть очень далеко от созданной теоретической модели. При втором варианте анализа выбор делается в пользу реалистичности. Чем большее количество воздействующих на человека факторов учитывает исследователь, тем более реальный и менее однозначный прогноз он получает. Опасаясь сложности второго, многофакторного анализа, в современной экономической теории чаще используется первый вариант в отношении принимаемых во внимание психологических факторов экономического поведения человека, социальных групп, государства.

    Психологическое объяснение экономического поведения человека может опираться на разные подходы.

    Первый подход связан с изучением зависимости экономического поведения от темперамента. К числу психологических характеристик темперамента человека относят сензитивность (чувствительность к внешним воздействиям), реактивность (глубина и сила реакций на воздействие, эмоциональная возбудимость), активность (стремление самому воздействовать на окружающий мир), пластичность (способность легко приспосабливаться к внешним условиям, к людям) и противоположная ей ригидность.

Для экономического поведения сангвиника характерны реактивность, слабо выраженная чувствительность к внешним воздействиям, стремление самому воздействовать на внешний мир, пластичность. Холерику, как субъекту экономической деятельности, присущи такие качества как эмоциональная возбудимость, активность, слабо выраженная пластичность, неуравновешенность и несдержанность. Экономическое поведение флегматика характеризуется слабой чувствительностью, ригидность, уравновешенностью, терпеливостью и выдержанностью. Для меланхолика характерны высокая чувствительность, низкая активность, ригидность, слабость эмоциональных реакций.

    Второй подход связан с особенностями направленности личности, склонностью к обращенности в свою внутреннюю жизнь (интроверты) или на внешние объекты и события (экстраверты). Для экстравертов характерны инициативность, гибкость поведения, социальная адаптированность, импульсивность, общительность. У интровертов наблюдается социальная пассивность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

    Третий подход связан с динамикой потребностной сферы, в соответствии с которой выделяют индивидов установочного и функционального психологического типа. Установочный тип ориентирован на сложившуюся иерархию ценностей, на четко выраженные устойчивые потребности, на потребление традиционных видов товаров и услуг. Индивиды с функционального типа предпочитают формулировать спрос, отличаются высокой пластичностью экономического поведения, повышенной реакцией на новизну [8].

    Отмеченные выше психологические особенности, как и многие другие, определенным образом влияют на экономическое поведение индивидов, но их значимость, определенность, первичность пока эмпирически не обоснована. Более оправданным представляется подход, согласно которому на экономическое поведение людей в большей степени, чем индивидуальные психологические особенности личности влияют ролевые функции в экономической системе, а также формы экономического поведения, обусловленные целями, мотивами и интересами субъектов хозяйственной деятельности [10].

3. Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности.

    В соответствии с выполняемыми ролевыми функциями в экономике выделяют человека-производителя (создателя) благ и человека-потребителя (пользователя), человека-субъекта управления (руководителя) и человека- объекта управления (подчиненного), человека-наблюдателя и человека-деятеля. Исследователи выделяют следующие цели, мотивы и интересы, характеризующие психологические особенности экономического поведения человека в зависимости от его роли и функций в экономике [10].

    Человеку-производителю психологически свойственны:

 - стремление к удовлетворению потребностей путем производства товаров, материальных и духовных благ, услуг;

 - желание производить одни ценности для их об­мена на другие с целью продажи;

 - интерес к получению дохода, к приумножению богатства на основе своего трудового участия в производстве;

 - творческий интерес к производственной деятельности, получение удовлетворения в деятельностной форме существования, в труде;

 - внутреннее побуждение к участию в производстве как к вы­полнению социальной миссии, внесению личного вклада в благосостояние страны.

Психология человека-потребителя характеризуется следующими  признаками:

 - стремление к возможно более полному удовлетворению своих потребностей в средствах существования;

 - желание получать удовольствие, полезность;

 - намерение удовлетворять свои потребности с минимальными затратами;

 - стремление превзойти других в масштабах, структуре, ка­честве потребления, не придавая либо придавая ему показ­ной характер;

 - желание сочетать материальное и духовное потребление, а также потребление и накопление.

Человек-руководитель, психологически настроен:

 - удерживать свое властное положение и стремиться достичь более высокого ранга в управленческой иерархии;

 - возвышаться над подчиненными, окружать себя близкими людьми;

 -  пользоваться авторитетом способного руководителя;

 - реализовывать свои организаторские возможности;

 - извлекать выгоду из своего властного положения;

 - пользовать­ся расположением вышестоящих руководителей;

 - достигать высоких результатов своей управленческой деятельности;

  - заботиться о своем будущем, как руководителя.

    Человек-подчиненный, исполнитель чужой воли психологически склонен:

 - всячески демонстрировать, что он действует в полном соответствии с указаниями своих руководителей, добросовестно исполняет слу­жебные обязанности;

 - имитировать исполнительность, преданность интересам руководства, в нужных случаях – вос­хищаться действиями руководителей;

 - выполнять приказу сверху, если от этого зависит  удовлетворение собственных интересов;

 - подвергать критике (мысленно или наяву) решения и действия руководителей во время их отсутствия;

 - полагать, что, будучи на месте руково­дителя, он смог бы управлять более рациональным, энергичным образом;

 - уважительно относиться к руководителю, который «не тре­бователен ко мне, но требователен к другим подчиненным»;

 - считать, себя обиженным, так как «руководитель несправед­ливо ценит меня и относится ко мне хуже, чем к другим»;

Человек-наблюдатель характеризуется следующими психоло­гическими особенностями:

 - безразличием к тому, что происходит, если на­блюдаемое не касается непосредственно его собственного благополучия, интересов близких людей;

  - формированием отношения к наблюдаемым событиям в зависимости от того,
 несут ли они выгоду для «на­ших» или «не наших»;

 - повышенным любопытством, связанным с желанием узнать, как будут развиваться события, но без личного участия, способного влиять на ход со­бытий;

 - полной потерей интереса к наблюдаемому, как только оказывается, что
наблюдателю следует вмешаться в происходящее в интересах пострадавших и затратить на это время, усилия, деньги, подвергнуться  опасности, риску;

 - получением удовольствия от простого наблюдения;

 - выработкой поверхностного суждения о наблюдаемом, не требующего значительного напряжения ума, проведения анализа;

 - категоричностью суждений о наблюдаемых событиях и явлениях.

Психологическая характеристика человека-деятеля включает следующие признаки:

 - энергичность, мобильность, склонность к личному участию в самых разных делах, деловая активность;

 - одновременная занятость многими, не связанными друг с другом видами деятельности;

 - почитание деятельности как самоценности вне прямой связи с приносимой ею выгодой для себя и других, для государства;

 - отсутствие неприязни к смене видов деятельности и отторжения тех ее видов, которые не соответствуют профессии, опыту;

 - стремление к получению быстрых результатов, легкое рас­ставание с    действиями, не приносящими скорого, признаваемого другими эффекта;

 - суждение о людях в зависимости от уровня проявляемой ими деятельностной активности, пусть даже показной и не результативной;

 - отсутствие самоограничений и запретов на деятельность, свя­занную с    вмешательством в чужие дела и выполнением непорученных действий.

Описанные ролевые портреты представляют совокупность наиболее типичных психологических черт лиц, выполняющих данную функцию, характеризующих их экономическое и социальное поведения.

4. Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности. Важнейшими психологическими факторами, определяющими экономическое поведение, являются цели, мотивы и интересы индивида.

Основополагающей детерминантой экономического поведения личности являются цели ее жизнедеятельности. Цель – это зримый образ ожидаемого результата. Она является ориентиром для действий человека и определяет их направленность, упорядочивает деятельность человека.

Существуют различные механизмы целеполагания. Б.А. Райзберг выделяет три таких механизма [10]: 1) формирование цели для удовлетворения потребности; 2) формирование цели на основе заданной извне целевой установки; 3) формирование цели исходя из системы ценностей. Рассмотрим их подробнее.

 Формирование цели для удовлетворения потребности. Человек под действием внешних или внутренних воздействий (например, чувства голода) испытывает определенную потребность (например, в пище). Данная потребность осознается, анализируется. В сознании происходит сравнение желаемого уровня удовлетворения потребности (что именно хотелось бы съесть) и располагаемый уровень удовлетворения потребностей – это обеспеченный имеющимися возможностями и ресурсами уровень (что есть в наличии). Несоответствие между этими уровнями (желаемый уровень превышает располагаемый) приводит к тому, что потребность не может быть удовлетворена. В результате возникает цель деятельности, которая выражается в терминах удовлетворения потребности и вызывает последовательность определенных действий, приводящих к удовлетворению потребности.

 

Рис. 2.1 Схема формирования цели для удовлетворения потребности

 

    Формирование цели на основе заданной извне целевой установки. Внешняя целевая установка связана с удовлетворением потребности того лица, которое ее задает. Она может полностью или частично отражать потребности лица, которому задается. Например, индивиду доведены цели социальной группы, которые он воспринимает как собственные. Эта цель может также и не соответствовать личным целям субъекта. Тогда происходит корректировка им целевой установки, чтобы максимизировать степень соответствия собственным целям и сделать минимальным несоответствие. Скорректированная (воспринятая) цель становится уже внутренней целью индивида. Необходимо отметить, что корректировка цели производится так, чтобы не породить негативную реакцию лица, ее задавшего, если только человек не стремится корректировкой цели заявить о своем протесте против нежелательно поставленной цели.

 

Рис. 2.2. Схема формирования цели на основе заданной извне целевой установки

           

Формирование цели исходя из системы ценностей. Каждому человеку присуще наличие осознаваемой, четко ранжируемой системы ценностей. Определяя линию своего поведения, человек анализирует, в какой мере планируемые действия соответствуют его системе ценностей. Если между ними возникает противоречие, человек может, либо пожертвовать некоторыми из ценностей, исключив их из своей системы, либо скорректирует свои действия, чтобы устранить противоречие с имеющейся системой ценностей. В результате формируются цели поведения, согласованные с ценностными установками индивида.

Рис. 2.3. Схема формирования цели исходя из системы ценностей

        

Цель деятельности тесно связана с мотивами, побуждающими к достижению этих целей. Цель начинает направлять действие или определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Если цель отвечает на вопрос, что должно быть получено в результате деятельности, то мотив отвечает на вопрос, ради чего осуществляется деятельность. Мотив побуждает к деятельности, а цель направляет ее через действия.

Анализируя поведение субъектов экономической деятельности, следует различать истинные и скрытые мотивы. Людям свойственно скрывать побудительные силы своей экономической деятельности, стремление представлять законные, признанные обществом мотивы, для того, чтобы создать социально желательный образ. Поэтому за известной, декларируемой целью могут стоять разные мотивы. Не зная их, трудно понять, почему люди действуют тем или иным образом.

Экономическое поведение индивида во многом определяется его интересами, которые в экономической науке являются синонимами таких понятий как «выгода», «прибыль». Прибыль – это разность между денежным выражением полученного результата и суммой затрат на его получение. Однако в экономической психологии в понятие «выгода» включается не только экономическая, но и социальная составляющая, например, моральные затраты, потери вследствие риска и т.д. Поэтому в понятие «интерес» включается также моральное удовлетворение, удовольствие от выполненного долга, повышение социального статуса, расширение сферы своего влияния.

Экономический интерес – это источник экономической активности, форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Экономические нормы являются одним из видов социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением [3].

Экономический интерес тесно связан с целями и мотивами деятельности. Так, если целью деятельности является получение выгоды, то можно говорить, что интерес преобразовался в цель. Вообще же интерес должен стимулировать человека к достижению цели, а не подменять ее.

Интерес, поиск выгоды представляет собой специфическое проявление мотива деятельности, поскольку деятельность осуществляется ради получения наибольшей выгоды, удовлетворенности своими действиями. Поэтому при определении субъекта каких-либо действий используют правило: «Ищите, кому это выгодно», т.е. человека, у которого были веские мотивы.

Таким образом, цели, мотивы и интересы деятельности обладают единством, оказывают взаимное влияние и определяют поведение субъектов экономической деятельности.

5. Цели, мотивы и интересы основных субъектов экономической деятельности.

 Анализируя цели, мотивы и интересы хозяйственной деятельности необходимо учитывать психологию участников разных видов экономической деятельности, социально-экономи­ческих процессов и отношений. К таким участникам относятся не только человек как личность, но и производственные коллек­тивы, социальные общности людей, государственная власть, народ страны, руководствующиеся в своем экономичес­ком поведении групповой, социальной психологией. Б.А. Райзбергом предпринята попытка системного представления типичных целей, мотивов, интересов основных субъектов экономического поведения, к которым относятся человек, социальная группа, народ [10, с. 137].

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 587.