Тема 3. Психология денежных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Деньги как объект психологических исследований.

2. Психологические функции денег.

3. Денежное поведение субъектов хозяйственной деятельности.

4. Денежные эмоции.

5. Психологическое воздействие денег на людей.

6. Гендерные и социокультурные особенности восприятия денег.

 

Основные понятия и термины: деньги, психология денег, денежные эмоции, денежное счастье, денежная радость, чувство денежного наслаждения, чувство денежной страсти, денежные огорчения, денежный страх, чувство денежного отчаяния, денежные цели, денежные мотивы, денежные интересы.

Краткое содержание темы

1. Деньги как объект психологических исследований. Деньги – необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. В процессе своей эволюции это понятие претерпело множество изменений. Первоначально в отношении денег доминировала не столько рациональная, сколько эмоциональная реакция человека. Они выполняли функцию украшения, обозначения статуса, подачи определенных социальных сигналов. Постепенно экономическая составляющая денег стала преобладать [11].

Экономическая сущность денег выражается через их характеристики.

По мере развития общества деньги стали рассматриваться как универсальный товар – посредник, позволяющий обменивать разнородные товары (товар – деньги – товар). Однако появление драгоценных металлов, бумажных, а затем и безналичных денег привело к тому, что они уже не могли рассматриваться соответствовать этой характеристике.

    Близкой по смыслу является характеристика денег как всеобщего товарного эквивалента, т.е. как универсальной ценности, обмениваемой на все другие ценности в результате купли-продажи. Однако есть ценности, которые не подлежат обмену на деньги – реликвии, моральные ценности (вера, преданность и др.). Кроме того, эта характеристика денег довольно статична, отражает только акт обмена.

    Деньги обладают динамической характеристикой, образуя финансовые потоки между субъектами экономической деятельности (государствами, регионами, гражданами) и участвуя в денежном обращении.

    Важная характеристика денег заключается в том, что они являются государственным документом в виде обязательства государства перед собственником денежных средств использовать их в качестве платежного средства или средства обмена на принадлежащие государству ценности.

    В современном обществе все больше сущность денег проявляется во внеэкономической сфере, в области общечеловеческих отношений. Они все больше рассматриваются как энергетический потенциал, источник достижения политических и социальных целей, средство самоутверждения и власти отдельных лиц и групп. Деньги стали одним из базисных понятий человеческих отношений, превратились в финансово-психологический феномен, проявляющий свое действие различных сферах жизнедеятельности, в том числе и тех, куда доступ деньгам должен быть запрещен. Таким образом, деньги в современном мире наряду со своей естественной экономической сущностью обрели и вторую, чисто психологическую сущность. Деньги превратились в фактор формирования социальной психологии, как владельцев денежных средств, так и окружающих их людей.

    Психология денег – раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей и их поведения под воздействием денег. Психология денег рассматривается в широком и узком смысле слова [10]. Психология денег в узком смысле слова характеризует психологическое восприятие денег людьми, обществом, государством; рассматривает связь денег с целями, мотивами, интересами субъектов экономической деятельности. В широком смысле психология денег отражает их воздействие на сознание людей, на их поведение и отношения, господствующие в обществе.

    Между денежной психологией и экономическим поведением субъектов хозяйственной деятельности существует двойственная связь. С одной стороны, наличие денег и денежных отношений оказывает влияние на психологию экономического поведения участников процесса производства. Обмена, потребления, вызывая многочисленные человеческие эмоции, мелкие и крупные конфликты, борьбу и даже войны. С другой стороны, психология человека, социальных групп воздействует на характер движения и использования денег. Например, порождение финансовой паники вследствие психологически обусловленного страха потери денег, ценных бумаг, имущества.

    В современных условиях можно говорить о чисто психологических, виртуальных деньгах, представляющих мысленные образы, за которыми не стоят реальные денежные образы. На таких денежных иллюзиях построены многочисленные способы финансового внушения, обмана в виде финансовых пирамид, проектов, необеспеченных денежных обещаний, которые могут приводить к различным негативным последствиям, вплоть до финансового кризиса.

    Таким образом, по мере развития рынков, экономического взаимодействия деньги стали неотъемлемым элементом как экономических, так и социальных, человеческих отношений.

    2. Психологические функции денег. Сущность денег не представляется возможным выразить единым определением в силу его неоднозначности, многоаспектности. В таких случаях в науке прибегают к определению в форме перечисления признаков, характеризующих определяемое понятие. В связи с этим в экономической теории суть денег выражают набором функций, которые реализуют деньги. Рассмотрим основные экономические функции денег, отмечая взаимосвязанные с ними психологические функции [11].

    Измерительная функция денег заключается в том, что деньги выражают в количественных единицах качество, ценность или меновую стоимость вещи. Меновая стоимость, выраженная в денежных единицах, образует цену товара. Денежно измерение ценности вещи, в отличие от измерения веса, длины, устанавливается на объективно, с помощью приборов, а посредством субъективных мнений, рыночных механизмов. Поэтому экономические, денежные меры способны изменяться при изменении  обстоятельств. Людям же психологически свойственна абсолютизация денежных измерений, преувеличение их истинности и объективности. Поэтому публично называемые цены, подкрепленные демонстрируемыми расчетами, психологически настраивают на восприятие денежного измерения как верного.

    Деньги выполняют обменно-посредническую функцию, выступая в роли посредника обмена, поскольку непосредственный обмен товара на товар (бартерный обмен) затруднен, чаще всего разделен во времени. Введение денег в торговый оборот в качестве промежуточного товара, на который вначале обменивается продаваемый товар, а затем приобретается покупаемый, существенно упрощает процесс обмена. В современной экономической жизни деньги стали часто опережать акт обмена (предоплата) или появляться после реализации товара (кредит). Такие формы экономических отношений должны строиться на психологии взаимного доверия покупателей, продавцов, торговых посредников. Вместе с тем, субъекты экономических отношений стремятся заручиться гарантией выплаты кредитов, используя поручительство, залог имущества и т.д.

    Платежная функция денег заключается в том, что деньги используются в качестве средства платежа за товар, оказанные услуги т.д. Платежи психологически воспринимаются плательщиками как неизбежные, как условие улучшения жизни. Однако налоги, пошлины, обязательные сборы, которые несут в себе отпечаток принуждения, психологически воспринимаются  как несправедливые, грабительские, как штрафы.

По мере развития денежных отношений распространяется тенденция к дарениям в денежном виде (подарочный платеж). Людям психологически свойственно рассматривать полученные деньги за оказанные услуги, за свой труд как справедливое вознаграждение, а не как вынужденный платеж. При этом деньги как подарочный платеж удобны тем, что их ценность выступает наяву, и что они могут быть вновь использованы в качестве платежного средства. Однако остается морально-этическая проблема допустимости денежных дарений с точки зрения нанесения обиды лицу, получающему такой подарок.

    Деньги выполняют функцию накопления богатства, сокровища. Она возникла на этапе зарождения денег и была обусловлена тем, что деньги обладали ценностью как вещественное богатство (ценные камни, драгоценные металлы). Появление бумажных, а затем и электронных денег несколько ослабило эту функцию, поскольку хранение бумажных денег на счетах приводит в условиях обесценивания денег (инфляции) к убыванию денежного богатства. В то же время, активные формы сбережения (вложение денег в дело, приносящее прибыль) сопряжены с повышенным риском.

     Выбор формы сбережения зависит от целей, мотивов и интересов, психологических характеристик личности. Индивиды, предрасположенные к риску, к получению выгоды вкладывают деньги в ценные бумаги, финансовые сферы. Те, кто ценит надежность, гарантированность денежного богатства, тяготеют к вложению в признанные банки, к хранению в банковских ячейках. Психологически денежное богатство придает человеку чувство уверенности в завтрашнем дне, успокоенность.

    3. Денежное поведение субъектов хозяйственной деятельности.

Отношение к денежным средствам можно рассматривать исходя не только  из их назначения, функций, но и из психологии субъектов экономической деятельности в лице отдельного человека, организации государства. Их финансовое поведение регулируется денежными целями, мотивами и интересами.

Денежное поведение индивидов регулируется следующими целями [11]:

1) жизнеобеспечение – приобретение жизненно необходимых благ, товаров, услуг, обеспечение жизненных потребностей и качества жизни. Получение количества денег, необходимого и достаточного для достижения этой цели представляет собой первый, нижний рубеж денежных целей индивида;

2) обогащение – накопление денежных ценностей как материальных, так и духовных, которые образуют богатство. Это второй, более высокий целевой рубеж. Он может ограничиваться определенным пределом, либо становится неограниченным. Эти две цели могут конкурировать, что приводит к перераспределению денежных средств индивидом;

3) самовыражение посредством денег, которые затрачиваются на создание имиджа как способа возвышения, самоуважения. При этом денежное обогащение может стать одной из главных целей существования. Это третий, самый высокий целевой рубеж. Основная доля денежных ресурсов высокообеспеченных людей расходуется в основном на цели самовыражения и обогащения, распределяется между этими целями в соответствии с индивидуальными психологически обусловленными приоритетами.

    Денежные цели выражают стратегическую линию денежного поведения человека. Тактические, краткосрочные цели выражаются в мотивах и интересах деятельности людей, приносящей деньги.

    Денежная мотивация – это влияние денежных побудителей на поведение субъектов экономической деятельности и возникающие между ними взаимоотношения. Денежная мотивация проявляется двояким образом. С одной стороны, она проявляется в виде побудительных мотивов к получению и использованию денег индивидом для удовлетворения собственных потребностей. К ведущим мотивам этой группы относятся потребность в деньгах как средстве покупки товаров. Оплаты услуг, накопление денег в качестве гарантии благополучия, для оказания помощи близким, стремление к деньгам как к инструменту власти.

    С другой стороны, денежная мотивация рассматривается как побуждение других людей посредством денежного стимулирования к совершению определенных действий желаемому поведению. К этой группе мотивов можно отнести денежные поощрения и наказания, предоставление кредитов и субсидий, выплата гонораров, плата за пользование патентами и т.д. При этом деньги приобретают статус инструмента социально-экономического управления. Выбирая форму мотивирующего воздействия, необходимо учитывать психологическую реакцию объекта управления на мотивирующее воздействие. Результат мотивации зависит как от масштаба денежного воздействия, так и от того, способствует ли он к побуждению внутренних мотивов. Неудачно выбранный стимул может быть воспринят как обидный, порождающий негативную реакцию.

    Говоря о денежной мотивации необходимо различать:

    1) истинную мотивацию, соответствующую подлинным внутренним желаниям людей, вытекающую из их целей;

    2) декларируемую, показную мотивацию, используемую для того, чтобы создать впечатление, что субъект руководствуется законными, благородными мотивами поведения;

    3) скрытую, непровозглашаемую мотивацию, целью которой является сокрытие истинных мотивов поведения, способных породить негативную реакцию со стороны других людей.

    Под денежными интересами понимают получение денежной выгоды в виде денежных доходов в результате выполнения определенной деятельности. Это может быть получение низкопроцентных кредитов, применение ресурсосберегающих технологий, снижение нерациональных денежных расходов, вложение денег в высокопроцентные бумаги и т.д.

      Наряду с чисто денежными мотивами и интересами деятельности рассматриваются производные от них мотивы и интересы, вытекающие из денежных или сопутствующие им. Экономическая деятельность людей может быть обусловлена социальной, моральной и духовной выгодой, например, стремлением повысить социальный статус или усилить свое влияние.

      Денежные цели, мотивы и интересы тесно переплетаются. Результатом денежного поведения всех хозяйствующих субъектов являются деньги в разнообразных формах – в денежных ценностях, денежной стоимости вещей, благ, услуг.  

    Одной из основных проблем денежного поведения индивидов, организаций, регионов является установление соотношения между денежными средствами, затрачиваемыми на потребление и накопление. Это соотношение  выражается психологическим законом Дж. Кейнса, согласно которому применение денег для удовлетворения текущих потребностей является приоритетным в сравнении с их откладыванием в сбережения или вложением в дело на продолжительный период. Этот закон верно отражает денежную психологию большинства субъектов денежного обращения. Однако он не универсален. Среди субъектов экономической деятельности есть немало представителей обеих стратегий использования денег. В научной литературе встречаются различные типологии личностей в зависимости от их денежной психологии и денежного поведения [14, с. 211-212]:

Типы личностей, характеризуемых их денежной психологией и денежным поведением

Тип личности Признаки и черты денежного поведения
1. Скряга, скопидом, «жмот» Чрезвычайно бережно расходует деньги, экономит их, чрезмерно ограничивает траты на собственные нужды, не склонен оказы­вать денежную помощь другим людям, давать деньги взаймы. Видит в деньгах прежде всего сокровище
2. Транжир, мот Расходует, тратит деньги легко, свободно, без сомнения, часто — бесконтрольно и нерационально. Склонен к показной трате де­нег не только на себя, но и на других. Способен жить «от получ­ки до получки», не брезгует брать деньги в долг. Рассматрива­ет деньги как источник удовольствия и способ самовыражения.
3. Накопитель Видит в деньгах источник богатства, конденсированное богат­ство, символ устойчивости, гарантию уверенного будущего су­ществования, способ возвышения
4. Искатель выгоды В качестве главного мотива деятельности, поведения считает получение выгоды, дохода, прибыли. Стремится купить поде­шевле, а продать подороже, в любом деле получить какую-то собственную выгоду за счет других. Радуется получению благ, услуг без оплаты, огорчается при самых незначительных поте­рях, избыточных расходах, упущенной выгоде.
4. Денежный игрок, джентельмен удачи Получает особое удовольствие от участия в денежных операци­ях с риском, случайным исходом, способным принести боль­шой выигрыш. Радуется денежной удаче и огорчается при дли­тельных проигрышах. Склонен считать, что большие деньги спо­собны приносить только удачи. Не способен угомониться, го­тов участвовать в денежных авантюрах.
5. Денежный флегматик Относится к деньгам безучастно, безразлично, рассматривает их как средство платежа, расчетов, сбережений и как неизбежное зло. Склонен передавать заработанные, полученные деньги в распоряжение родным и близким. Заведомо не считает деньги высшей ценностью, предметом самоустремления; лишен денежной зависти, не видит в деньгах признак достоинства их обладателя.
6. Реалист Стремится к получению, сбережению, накоплению денег, но в умеренных пределах. Понимает, что шансы стать миллионером невелики. Ставит реальные денежные задачи. Видит ценность в деньгах, как в источнике благ, но не более того. Наличие денег приносит реалисту радость, а отсутствие – огорчение.
7.  Завистник  Испытывает неугасимую зависть к чужим деньгам и их обладателям. Вечно считает себя денежно обиженным. Склонен считать деньги в чужом кармане. Испытывает неприязнь к богатым вообще и ко всем, кто обладает более высокими денежными возможностями.
8.  Денежный паразит Готов любыми путями получать деньги, не прибегая к их зарабатыванию и не ограничиваясь законными доходами. Разыгрывает из себя вечно нуждающегося в деньгах. Готов существовать на любые подачки, не отягощен моральными ограничениями при использовании аморальных. Антиобщественных способов добычи денег. Не считает жизнь за счет других людей предрассудительной. Способен на воровство и невозврат денег.
9.  Шулер, авантюрист Использует  в качестве главного способа получения денег обман других людей, организаций, государства. Играет на склонности людей к получению денег легкими путями, вовлекая их в денежные авантюры. Превращает людей в денежных игроков. Умело маскирует истинные намерения ложными обещаниями. Способен сам попадать в авантюрные ловушки.

    4. Денежные эмоции. Использование индивидом в процессе хозяйственной деятельности денежных средств порождает не только осознанное восприятие денег, но и чувственное, эмоциональное восприятие, основанное на жизненном опыте, воспитании. В связи с этим в экономической психологии анализируется такое понятие, как денежные эмоции [10].

    Денежные эмоции – это чувства, настроения людей, возникающие в зависимости от успехов или неудач в денежных делах, притока и оттока денег. Выделяют следующие виды денежных эмоций.

    Денежное счастье – это длительное чувство удовлетворенности, доставляемое наличием денежных средств, достаточных для удовлетворения денежных потребностей. В основе этого чувства лежит психология умеренности, разумной ограниченности в потреблении, поступления денежных средств в объеме, в два – три раза превосходящем прожиточный минимум. Главная составляющая денежного счастья – уверенность в гарантированном поступлении денежных средств.

    Денежная радость – кратковременное чувство, испытываемое в связи с получением денег. Сила этого чувства возрастает, когда деньги поступают неожиданно или в большей сумме, чем ожидалось. Это чувство порождается тем обстоятельством, что деньги имеют свойство универсальной ценности.

     Чувство денежного наслаждения – это высшее удовольствие, гипертрофированная форма денежной радости. В этом случае деньги рассматриваются как сверхценность и являются объектом наслаждения.

   Чувство денежной страсти можно рассматривать как психологическую зависимость от денег, сродни наркотической зависимости. Оно характеризуется ненасыщаемой страстью к деньгам, свидетельствует о неблагоприятном, развращающем их влиянии на психику.

    Денежные огорчения – это кратковременные эмоции, возникающие в связи с непредвиденной денежной потерей или упущенной денежной возможностью. Они эмоционально негативны, но учат людей более эффективно вести хозяйственные дела.

    Денежный страх – это угнетенное эмоциональное состояние, которое проявляется в неуверенности в денежном будущем в результате потери денежного источника, угроз потери имеющихся денег (например, в результате финансовых кризисов). Часто испытываемое ощущение денежного страха может трансформировать психику, негативно влиять на участников денежных отношений, но одновременно позволяет предвидеть и предотвращать денежные катастрофы.

    Чувство денежного отчаяния – эмоциональное состояние, возникающее при огромных невозместимых потерях, создающих безвыходную денежную ситуацию. При отсутствии внешней поддержки оно может привести к полному отказу от деятельности, к потере смысла жизни.

    Денежные эмоции связаны также с восприятием денежного дизайна. Внешний вид денежных купюр является достаточно сильным средством воздействия на индивида. Прежде всего, во внешнем виде купюры воспринимаются: а) цветовая гамма купюры; б) плотность и насыщенность рисунка; в) тип и выражение лица государственного деятеля, изображенного на купюре; г) четкость обозначенной суммы [11]. Приятный внешний вид купюры положительно влияет на настроение людей, способствует созданию положительного социального климата в стране. При восприятии выигрывают те денежные банкноты, которые изображают государственных деятелей с улыбкой на лице.

    Необходимо отметить различное восприятие бумажных и металлических денежных средств. Металлические деньги ценятся ниже, чем бумажные купюры, поскольку они ассоциируются с мелкими денежными суммами, а бумажные – с крупными.

    Установлено, что в странах с малым доходом на душу населения купюры и монеты, как правило, большего размера. Это рассматривается как проявление компенсаторных механизмов на уровне страны, когда содержательный признак – отсутствие богатства – компенсируется формальным признаком – величиной купюры.

    5. Психологическое воздействие денег на людей.     Деньги возникли на определенном этапе развития общества и стали инструментом обращения, способствующим развитию производства и потребления, а затем механизмом управления экономическими процессами. Государство учредило деньги, направляет денежное обращение, поскольку без них оно неспособно существовать и выполнять свои функции.

    Психологическое воздействие денег на людей в меньшей степени предопределено сущностью денег, а больше зависит от следующих факторов: а) от воспитания; б) культуры страны; в) моральных ценностей и норм индивида.

    Выделяют негативные и позитивные проявления влияния денежного обращения на психику людей [11]. В качестве негативных аспектов рассматриваются следующие:

    1) превращение человеческих отношений в денежные, «монетизация» внеэкономических отношений, которые должны быть основаны на чувстве служебного и гражданского долга, моральной ответственности, справедливости. Использование денег во внеэкономической сфере развращает людей, предоставляет отдельным индивидам блага и возможности, которые должны были по праву достаться другим, имеющим на то большие основания;

    2) превращение денег в самоценность и ценность, при котором происходит искажение представлений о подлинной значимости, общественной полезности вещей, благ. При этом происходит разобщение людей, разделение их на антагонистические группы по признаку наличия и объема денежных доходов, культивируется чувство зависти, возбуждающее нетерпимость к тем, у кого выше доходы.  При этом достигают предельных форм денежные эмоции в виде денежных страстей и денежной зависимости.

    Вместе с тем, в денежных отношениях проверяются лучшие человеческие качества – обязательность, честность, порядочность. К добропорядочному денежному поведению относится осуществление денежных платежей, выполнение принятых денежных обязательств, ограничение собственных денежных расходов разумными пределами, благотворительность, а также справедливость в распределении денежных средств. В качестве критериев справедливого распределения можно выделить следующие: а) вклад в полученную прибыль, в создание продукта труда; б) нуждаемость; в) наличие самостоятельных источников доходов; г) уровень предыдущих доходов.

    Восприятие денег, их роли в жизни людей изменяется с возрастом, данные исследований (опросов и наблюдений) приведены Б.А. Райзбергом [10, с. 177].

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 542.