Возраст (в годах) | Представление о сущности, функциях, роли денег |
4-6 | Средство покупки, приобретения вещей |
6-8 | Плата за выполненную работу, за оказанные услуги. Средство вознаграждения, дарения, помощи |
8-10 | Источник богатства и удовольствия, причина бедности, предмет устремления, желания, поиска, ценность |
10-12 | Универсальное средство обмена, национальная и иностранная валюта. Цель и мотив деятельности, выразитель интересов. Источник существования, получаемый разными способами, но в основном в виде заработной платы и пособий. Средство оплаты труда |
12-14 | Средство улучшения жизни; измеритель ценности, полезности, качества вещей,благ; источник возможностей, предмет всеобщего устремления, вид помощи и заимствования |
14-16 | Всесильное, всемогущее средство, предмет вожделения; доходы от предпринимательской деятельности; проявление родительского расположения к детям; воплощение жизненной удачи; источник радостей и огорчений. Средство стимулирования, возбуждения заинтересованности, подкупа |
16-18 | Инструмент экономических отношений, причина зависимости одних людей от других, способ влияния в социальных группах и обществе. Одна из возможностей превращения мечты в реальность. Цель и мотив будущей деятельности, критерий выбора специальности, профессиональной ориентации. Источник неравенства, средство обмана народа. Способ концентрации богатства и обеспечения будущего, источник инвестиций |
Старше 18 | Достаточно зрелое представление, присущее взрослым |
Российские исследователи установили, что старшеклассники более сознательно относятся к деньгам, чем младшие школьники. Юноши более аккуратно контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом поведении молодежи является повышение роли денежной мотивации: деньги стали значимым фактором при сравнении людей [14].
Представление о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские дети раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Отношение детей к деньгам, как установили И. Ньюсан и Е. Ньюсан, определяется их принадлежностью к социальной группе. Родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы, начиная это делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Дети из рабочих семей активнее тратят деньги на собственные удовольствия, в то время как дети из среднего класса копят деньги, в том числе в банке или на конкретные вещи.
Представление о деньгах и их влияние на денежную психологию изменяется и после 18-летнего возраста. Но эти изменения не столько возрастные, сколько обусловленные влияние жизненного опыта человека, преобразованием его взглядов на экономику, ценности, на жизнь. Так, престарелыми людьми деньги воспринимаются с возрастающей остротой, особенно если человек не обладает гарантированными источниками доходов, денежными сбережениями. Люди этого возраста рассматривают деньги как спасение от жизненных угроз, болезней, неспособности ухода за собой.
6. Гендерные и социокультурные особенности восприятия денег.
Установлены также гендерные различия отношения к деньгам [14]. Мужчины придают повышенную ценность деньгам, проявляют большую компетентность в обращении с деньгами, склонны к риску для их приобретения. Женщины подвержены фантазиям относительно денег, испытывают фрустрацию при их отсутствии, испытывают зависть к тем, кто их имеет. Чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия). Верят, что заработок зависит от усилий и способностей.
Проведены многочисленные исследования с целью выявить социокультурные особенности отношения к деньгам [14].
Английский экономист Р. Линн установил положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и экономическим ростом страны (чем выше экономический рост, тем больше ценность денег) и отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег). Очевидно, при низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами их субъективная ценность снижается.
Существуют этнокультурные особенности в восприятии денег, связанные с менталитетом народа. При этом традиционное денежное восприятие характерно в большей степени для тех стран, где недавно начался экономический рост. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в золотом эквиваленте, сохранился у евреев, вынужденных многие века думать о «черном дне». Склонны прятать деньги белорусы, поскольку история страны отличается нестабильностью, порожденной многочисленными войнами. У русских в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их в любой момент могли отобрать. В Японии, в силу многовековой изоляции, сохраняется специфика отношения к деньгам. Например, деньги копятся для традиционных, почти культовых поездок.
Ценностное отношение к деньгам тесно связано не только с экономическим положением, но и с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей молодых людей показали, что в странах со стабильной экономикой, в частности в Европе, больше ценятся этические аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим ростом (Израиль, Турция, Тайвань и др.) больше приветствуются рост сбережений, конкуренция, мотивация успеха.
Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются и в структуре трат, в сбережении денег, в отношениях к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения. В традициях многих восточных народов принято щедро принимать гостя с участием всего семейного клана. Всегда щедро относились к гостю и русские. Среди европейских народов, воспитанных в духе протестантизма, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя. В России длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение. При этом россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. В реальности успешными в ведении дел оказались так называемые трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и посвящающие делу все свое время.
Российскими психологами было проведено исследование особенностей отношения к деньгам у представителей различных культур, социальных слоев и у людей с различным уровнем дохода [3].
Было установлено, что преподаватели государственных университетов в России и Канаде практически одинаково относятся к деньгам, воспринимают деньги как периферический фактор жизни, как средство, а не цель, т.е. фактор принадлежности к социальному слою перекрывает фактор культурных различий.
Сравнение представителей высокооплачиваемых служащих частных банков, бюджетной интеллигенции (и те, и другие – наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом) и предпринимателей малого бизнеса показало, что восприятие денег банковскими служащими и представителями бюджетной интеллигенции оказалось схожим. Предприниматели в большей степени, чем представители других социальных групп, осознают деньги как более важную реальность, фактор влияния на людей и форму власти. При этом они испытывают большую зависимость от денег, осуществляют постоянный контроль за содержимым кошелька, отдают приоритет наличности, реже транжирят, рассматривают деньги как предмет гордости. Вероятно, жесткие условия неразвитого рынка требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности, для обеспечения которых важны деньги. Таким образом, влияние фактора принадлежности к социальной группе перекрывает влияние уровня дохода на отношение к деньгам.
В экономическом поведении человека должна быть гармония. Исследования показали, что люди дольше сохраняют свое здоровье, остаются психически уравновешенными и физически крепкими, если не отказывают себе в удовольствии тратить деньги. У людей, отказывающих себе во всем, более низкие показатели в личных и финансовых достижениях, пессимистичность.
Неудовлетворенность материальным статусом имеет психологические последствия. Нереализованные потребности, долги, неутешительные сравнения себя с другими способны вызвать тревожность, депрессию, беспомощность и даже серьезные заболевания.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается экономическая сущность денег?
2. Дайте характеристику психологической составляющей денег.
3. Что изучает психология денег?
4. Охарактеризуйте связь между денежной психологией и экономическим поведением индивида.
5. Дайте характеристику целям денежного поведения индивидов.
6. Представьте основные денежные мотивы и интересы субъектов хозяйственной деятельности.
7. Сформулируйте психологический закон Дж. Кейнса.
8. Представьте типологию личностей в зависимости от их денежного поведения.
9. Перечислите основные денежные эмоции, дайте им характеристику.
10. Какие внешние характеристики купюры влияют на ее восприятие индивидом?
11. Опишите различие в восприятии бумажных и металлических денежных средств.
12. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на психологическое воздействие денег на людей.
13. Представьте негативные проявления влияния денежного обращения на психику людей.
14. Перечислите позитивные проявления влияния денежного обращения на психику людей.
15. Охарактеризуйте изменение восприятия денег с возрастом.
16. Охарактеризуйте гендерные различия в восприятии денег.
17. Дайте характеристику социокультурным особенностям восприятия денег.
18. Влияет ли наличие (отсутствие) денежных средств на психическое состояние индивида?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 627.