Р. Ш. Шарма. ШУДРЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

R.S. Sharma. Sudaras in ancient India.

 

Delhi , 1980. S . 177-181.

 

  Заслуживает внимания вопрос о соотношении в Артхашаст-

ре гражданского статуса шудры и положения рабов. Подобно

авторам дхармасутр, Каутилья явно считает «арья» свободным

человеком н утверждает, что никоим образом он не может

быть обращен в рабство (III.13.3-4). Как естественное след-

ствие этого он предписывает, что продажа или заклад род-

ственником шудры, который не является урожденным рабом м,

не достиг совершеннолетия, но «по рождению арья» (арьяпра-

на), карается штрафом в 12 пан, а каждый участник подобной

сделки должен быть сурово наказан. Здесь имеется в виду, что

дети мужчин из трех высших варн от женщин из варны шудр

не могут быть обращены в рабство путем продажи или закла-

да: вероятно, они могли стать рабами лишь вследствие нака-

зания по суду, пленения на войне, добровольного порабощения

и т. д. Так, Каутилья (III.13.19) говорит об арьяпрана, захва-

ченном на войне и обращенном в рабство. Это правило ясно

показывает, что, за исключением малолетних детей шудрянок

от мужчин трех высших варн ", другие члены четвертой варны

могли быть обращены в рабство. И даже когда речь идет о де-

тях от шудрянок, а таких детей, очевидно, было весьма мало,

штраф за порабощение был наименьшим, всего 12 пан; он воз-

растал соответственно для вайшьев, кшатриев и брахманов.

  Но в особых обстоятельствах, таких, как семейная беда или

невозможность уплатить долги и штрафы, даже жизнь арья

могла быть отдана в заклад. В отношении этих заложенных

(ахитака) Каутилья излагает ряд либеральных правил. Преду-

сматривается, что его родичи должны выкупить заложенного

как можно скорее (III.13.5). Заложенный не мог быть исполь-

зован на нечистых работах. Если заложенной женщине пору-

чается мыть голого хозяина или если последний покушается на

ее честь или оскорбляет ее, он теряет право на данные за нее

деньги – она автоматически обретает свободу. В случае наси-

лия над заложенной девицей хозяин не только теряет упла-

ченную за нее цену, но еще и должен дать ей определенную

сумму (шулка), а также вдвое больше в качестве штрафа в

казну. Если хозяин вступит в незаконную связь с заложенной-

рабыней, которая трудится в качестве кормилицы, он должен

быть наказан штрафом низшего вида (III.13.9-12). [...]

  К сожалению, в переводе Шамашастри не делается никакого

различия между «даса» и «ахитака» о - в обоих случаях упо-

требляется слово «раб». Между тем «даса» и «ахитака» были

различными категориями работников, что явствует из ряда

указаний Каутильи. Он предписывает, что сделки, заключенные

«даса» и «ахитака», должны быть объявлены недействитель-

ными. Он рекомендует царю следить за тем, чтобы люди учи-

тывали нужды своих «даса» и «ахитака». Далее Каутилья

говорит, что женщина, отдающаяся «даса», слуге или «ахита-

ка», заслуживает смертной казни. Во всех этих случаях Ша-

машастри признает, что «ахитака» отличается от «даса» и

определяет его как заложенного или наемного работника. По-

скольку в главе «Устав о рабах и работниках» говорится и об

«ахитака» и о «даса», либеральные правила, применимые к

первым, распространяют – и на второго (например, К. П. Джа-

ясвал). Но данный выше анализ показывает, что эти правила

Каутильи относятся к заложенным работникам, главным обра-

зом женщинам и, предположительно, принадлежащим к варнам

ариев. Приведенные правила заставляют предполагать, что

обычных рабов хозяин имел право и оскорблять, и использо-

вать на нечистых работах.

  Некоторые предписания Каутильи, касающиеся освобожде-

ния рабов, по-видимому, относятся исключительно к ариям, по-

павшим в рабство. Так говорится, что ребенок того, кто сам

себя продал, должен считаться арья (III.13.13). Сам человек

может получать доходы, если тем самым не причиняет ущерба

делу хозяина, получать наследство и, уплатив цену, вернуть

свое арийство (арьятва) (III.13.14). Арьяпрана, захваченный

на войне, может освободиться, уплатив выкуп (III.13.19). От-

каз хозяина признать дасу арием после получения соответст-

вующего выкупа карается штрафом в 12 пан (III.13.21). Во

всех этих случаях вопрос о возвращении арийства может воз-

никать лишь в том случае, если человек раньше имел его, но не

в отношении шудр. В крайнем случае вышеуказанные правила

могут применяться к детям ариев от шудрянок.

  Каутилья использует два термина для обозначения осво-

бождения порабощенных. В случае с ариями используется тер-

мин «арьятва». Но когда освобождаются рабы не арии, то ис-

пользуется термин «адаса» (не раб). Например, говорится, что

если рабыня родит ребенка от хозяина, то и мать и ребенок

считаются свободными (III. 13.23). Если, для того чтобы со-

держать свое семейство, мать решает остаться рабыней, то ее

мать, брат и сестра должны быть освобождены (станут адаса)

(III.13.24). Представляется, что эти даса перестают быть ра-

бами, но и ариями они стать не могли. Мы можем заметить,

что в ранних палийских текстах для рабов, получивших сво-

боду, используется особый термин «бхуджисса» и прямо гово-

рится, что лишь среди яванов п арий становится даса и наобо-

рот.

  Трудно сказать, распространялось ли правило относительно

выкупа на свободу рабов - не ариев таким же образом, как

и на рабов-ариев. Вероятно, даже после уплаты выкупа осво-

бождение рабов-шудр зависело от согласия хозяина. Но их так-

же иногда освобождали, так как, согласно Каутильи, продажа

или заклад раба либо рабыни, уже освобожденных, карались

штрафом в 12 пан, за исключением тех, кто сам себя отдавал

в рабство (III.13.25). Кажется, даже обычный раб мог иметь

собственность, которой хозяин не имел права его лишать. Это,

естественно, помогало ему выкупиться на свободу.

  Каутилья излагает ряд правил содержания рабов, приме-

нимых как к рабам-шудрам, так и к рабам из высших варн.

Он указывает, что раб-сирота в возрасте до восьми лет не мо-

жет быть использован для низких занятий против его воли, его

также нельзя продать или заложить в чужой стране. Равным

образом беременную рабыню нельзя продать или заложить без

всякого обеспечения (III.13.20). [...] В главе об устройстве ме-

стности (II.1) говорится, что царь должен заставить людей

учитывать нужды своих «даса» и «ахитака». Это похоже на

повторяющиеся призывы Ашоки милостиво обращаться с ра-

бами и слугами.

  Но либеральные законы Каутильи главным образом имеют

в виду «ахитаков» и ариев, попавших в рабство, число кото-

рых должно быть небольшим; лишь немногие из этих законов

относятся к большему кругу обыкновенных рабов, которые, ко-

нечно, были шудрами. Неспособность увидеть это обстоятель-

ство приводила к ложному выводу, будто законы Каутильи

косвенным образом отменили рабство или что он проводил

политику превращения своих соотечественников в нацию сво-

бодных людей (К. П. Джаясвал и др.). Его либеральные за-

коны главным образом указывают на стремление защитить

рабов арийского происхождения, чтобы их положение отлича-

лось от положения рабов не ариев, то есть шудр. [...]

  Детальные предписания Каутильи относительно рабства

[...] показывают, что рабов в Маурийской Индии было довольно.

много.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 15.