(По данным 93-99 Хеттских Законов)
ВДИ. 1969. № 3. С. 74- 81
О статусе рабов у хеттов было выдвинуто несколько раз-
личных мнений. В 1934 г. В. В. Струве высказал мысль, что
Хеттское государство достигло высокой степени развития рабо-
владения, причем рабы были превращены во вполне зависимую,
подчиненную и бесправную массу1. Этого взгляда В. В. Струве
придерживался и в более поздних своих работах, затрагиваю-
щих историю хеттов2. В. Корошец подчеркивает, что хеттский
раб был не только объектом, но и субъектом права3. Е. Нью-
фельд высказывает мнение, что, хотя рабский режим в Хетт-
ском царстве и был суровым, все-таки права рабов были доволь-
но значительны и они могли совершать некоторые правовые ак-
ты, могли иметь в известном смысле имущественную правоспо-
собность и т. п. Несмотря на это, автор принимает взгляд на
раба как на собственность или экономическую ценность, а не
как на человеческое существо4. И. М. Дьяконов допускает от-
Цюсительно большую свободу раба. Автор объясняет это явле-
ние тем, что, несмотря на ярко выраженный рабовладельческий
характер законов, в хеттском праве еще не был проведен по-
следовательно до конца взгляд на раба как на вещь, вследствие
чего в нем признавали некоторые элементы личности5. Р. Фоле
игчитает, что в хеттском обществе рабы рассматривались зако-
ном прежде всего ка.к собственность, а не как человеческие лич-
ности6. О. Р. Гэрни предполагает, что у хозяина были неогра-
ниченные права, даже право на жизнь и смерть в отношении
своих рабов. Однако автору кажется странным, что в хеттских
законах есть некоторые статьи, которые считают рабов лицами,
чья жизнь и телесная целость гарантируются законом. О.Р.Гэр-
ни считает, что в хеттских законах только в двух случаях встре-
чается намек на то, что хозяин несет ответственность за пре-
ступление, совершенное его рабом. Считая, что рабы имели юри-
дическое право на имущество, а также некоторые другие права,
автор приходит к заключению, что лицо с такими правами не
является рабом в обыкновенном смысле и его статус скорее
всего похож на статус мушкенума древневавилонского госудап.
ства времен Хаммурапи. А. Гётце относит рабов к самому низ-
шему классу и считает, что велся поголовный счет их, как ско-
та. Несмотря на это, А. Гётце считает, что в общественном смыс-
ле рабов признавали за людей низшей ступени7. По мнению
автора, рабство, очевидно, не мешало приобретению имущест-
ва, на базе которого в хеттском обществе происходила усилен-
ная социальная перегруппировка, стиравшая постепенно грань
между свободными и рабами. Последнее утверждение автора
трудно понять, потому что в законах четко различаются сво-
бодный человек и раб. Э. А. Менабде8 приходит к выводу, что
раб в хеттском обществе был существом бесправным, собствен-
ностью своего хозяина, но и в то же время за ним признавали
известную свободу, что, однако, не меняло существа его поло-
жения. В некоторых других работах, комментируя Хеттские За-
коны, авторы высказывали мысль об относительной мягкости
и гуманности этих законов в отношении рабов и считали, что
раб имел возможность обогащаться. Другие ученые обходят во-
просы о статусе рабов, довольствуясь кратким описанием их
положения, и притом главным образом в моральном аспекте.
Все эти противоречивые положения содержат, однако, зерно ис-
тины. Расхождения, которые на первый взгляд так очевидны.
можно объяснить до известной степени 'как разным методологи-
ческим подходом авторов, так и материалом источников, кото-
рым они пользовались.
[...] Если рассмотреть подробнее § 93-99 I таблицы Хетт-
ских Законов, то создается впечатление, что ответственность и
правовое положение рабов 'не отличаются существенно от от-
ветственности и прав свободных людей .при совершении одина-
ковых правонарушений. Кроме того, создается впечатление, что
раб (ИР) л мог быть экономически дееспособным лицом. В 93
сказано: «Если предварительно схватят свободного человека,
прежде чем он войдет в дом (для кражи. – В. П.), он должен
дать 12 сиклей серебра; если предварительно схватят раба,
прежде чем он войдет в дом (для кражи. – В. П.), он должен
дать 6 сиклей серебра». Обе части текста, относящиеся и к сво-
бодному человеку, и к рабу, почти идентичны, из чего следует.
что и свободного, и раба привлекают к принципиально одинако-
вой ответственности (различие только в размере возмещения).
Из текста ясно видно, что именно сам раб (а не его хозяин)
привлекается к ответственности .и должен заплатить определен-
ную сумму.
Параграфы 93, 94 и 95 рассматривают случаи краж в чужом
доме, совершенных свободными и рабами. При сравнении обо-
их параграфов бросается в глаза множество общих положений,
относящихся как к престугшику-свободному, так и к претупни-
ку-рабу.
§ 94 Если свободный человек со- вершит кражу в доме, то он должен возвратить полностью, что взял, раньше за кражу да- вали 1 мину серебра, а теперь он должен дать 12 сиклей се- ребра. Если он много украл, надо ему «него назначить (то есть боль- нее возмездие). Если он мало украл, надо ему мало назначить (то есть мень- шее возмездие). | § 95 Если раб совершит кражу в доме, то он должен возвра- тить полностью все, что взял, и должен заплатить за кражу 6 сиклей серебра; рабу надо отрезать его нос и его уши и надо вернуть его хозяину. Если он много украл, надо ему много назначить (то есть боль- шее возмездие). Если он мало украл, надо ему мало назначить (то есть мень- шее возмездие). |
Из § 95 видно, что раб привлекается к индивидуальной от»
тственности, лично возвращает украденное и за совершенное
(реступление подвергается наказанию: как и свободный к упла-
е штрафа, но, в отличие от свободного, также 'и к физическо-
Цйу наказанию.
При сравнении 96 и 97 впечатление об общих положениях,
одинаковых для свободного и для раба при равных преступле-
ниях, еще усиливается.
§ 96 Если свободный человек со- вершит кражу в амбаре и украдет зерно, он должен на- полнить амбар зерном и за- платить 12 сиклей серебра (в пользу) потерпевшего. | § 97 Если раб совершит кражу в амбаре и украдет зерно, он должен наполнить амбар зер- ном и заплатить 6 сиклей се- ребра (в пользу) потерпевше- го. |
Параграфы 96 и 97 трактуют на равных основаниях свобод-
ного и раба в случае хражи в амбаре; и свободный и раб в
яаказание должны наполнить амбар и заплатить штраф (прав-
да, различный – раб должен уплатить меньший штраф –
6 сиклей серебра); в конечном счете для обоих имеет силу
формула «парнассеа суваицци».
Параграф 99 подтверждает наблюдение, что раб является
личностью, нссущгй ответственность перед законом за совершен-
яое правонарушение: «Если раб подожжет дом, то его хозяин
должен возместить за него; рабу должны отрезать его нос и
уши и отдать его хозяину; если же хозяин не даст возмещения.
н теряет свои права на раба».
Указанные особенности в правовом статусе рабов находят
различные объяснения, связанные в большинстве случаев с пра-
вом некоторых рабов иметь «пекулий», доходами от которого
они могли пользоваться независимо от своего хозяина и за счет
этих доходов могли платить штрафы и другие взыскания9. Су-
ществует мнение, что и раб и пекулий являются полной част-
ной собственностью хозяина-рабовладельца, который может в
любой момент распоряжаться по своему усмотрению как рабом,
так и пекулием. Отсюда делают вывод, что ответственность за
разные проступки и преступления раба несет его хозяин как
полный собственник. Эти положения можно поставить до изве-
стной степени под сомнение, так как указанные параграфы, оче-
видно, свидетельствуют о большей независимости раба, кото-
рая может получить другое объяснение.
Комментируя § 93, 95, 97 и 99 Хеттских Законов, Э. А. Ме-
набде пишет, что создается впечатление о действительном про-
явлении некоторой снисходительности Хеттских Законов в от-
ношении рабов. По мнению автора, эта снисходительность вы-
ражается в установлении меньшего наказания 10. Напоминая,
что пекулий раба не является его собственностью, а принадле-
жит его хозяину, Э. А. Менабде приходит к выводу, что за пре-
ступление раба обычно отвечает хозяин, который платит из
своего имущества11 (так как ответственность связана с систе-
мой платежа). Таким образом, Э. А. Менабде полностью отри-
цает возможность, что раб являлся юридически ответственным
лицом, отвечающим за совершаемые им самим правонарушения.
Автор делает этот вывод, основываясь на заключении, что раз
пекулий не является собственностью раба, в конечном счете
имущественная компенсация, которая тесно связана с формой
личной юридической ответственности, не платится рабом, и, сле-
довательно, он не несет ответственности. На это можно возра-
зить, что положения о рабском пекулии у хеттов, в частности,
и о формах собственности в хеттском обществе в целом еще не
доказаны до конца, и поэтому навряд ли они могут быть ис-
пользованы как аргументы для доказательства 12.
Если рассмотреть внимательнее данные параграфы, можно
заметить, что законы трактуют раба как юридически ответствен-
ное лицо. Так, например, в § 93 категорически указывается,
что если раб будет пойман в чужом доме, он должен заплатить
6 сиклей серебра. Если посмотреть с точки зрения грамматики
и логики, в тексте не указывается, что штраф должен быть уп-
лачен за раба, то есть что кто-то должен заплатить вместо ра-
ба, что могло бы навести на мысль об эвентуальном вмешатель-
стве хозяина, наоборот, - пойманный вор должен сам уплатить
необходимый штраф. Этот параграф все авторы переводят с
личным местоимением «он» (т. е. раб). При этом явно, что раб,
а не хозяин привлекается к ответственности, и поэтому есть ос-
нования считать, что закон признает раба лицом, которое отве-
чает за попытку совершить предумышленное преступление 13.
Из § 95 тоже видно, что раб привлекается к индивидуальной
ответственности. Текст убедительно показывает, что раб сам
должен вернуть украденное и понести наказание - лишиться
ушей и носа. По всему видно, что сам он обеспечивает и уплату
штрафа, определенного сообразно размеру преступления. Па-
раграф 95 содержит интересное положение: «Если же господин
скажет: «Я-де за него возмещу», то он должен возместить; если
же господин откажется от возмещения, то самого раба должен
отдать». Этот текст показывает, что хозяин может возместить
убытки, но если хочет, может и не делать этого, т. е. вмешатель-
ство хозяина в систему уплаты штрафа и в несение ответствен-
ности возможно лишь по его собственному желанию, а юридиче-
ски это не является обязанностью. Закон гарантирует возмеще-
ние убытков и соответствующее возмездие, независимо от того,
совершил ли данное деяние раб или его хозяин. Факт, что хо-
зяин может отказаться от уплаты, не означает, что закон, кото-
рый в эту эпоху уже охраняет частную собственность ^, допу-
стил бы исключение. Если хозяин раба не возьмет на себя от-
ветственность за посягательство на чью-либо собственность,
это не означает, что эта ответственность будет ликвидирована.
Она будет направлена на непосредственного исполнителя пре-
гупления, даже и в случаях, когда он - раб. Следовательно,
хозяин раба рассматривается законом как эвентуальное лицо,
которое в состоянии принять на себя ответственность за пре-
упление, но не является обязанным сделать это, как он был
обязан в случае причинения кому-либо убытков его скотиной15.
Можно предположить, что хозяин отказывался взять на себя
компенсацию по двум причинам. Во-первых, если так называе-
мого «хозяина» действительно принять за полного собственника
раба и пекулия, то при наличии большого преступления со сто-
роны его раба он предпочтет потерять раба, чья стоимость яв-
ляется, к примеру, меньшей, чем стоимость соответствующей
компенсации. Из этого следует, что раб, переходящий в чужое
распоряжение, оставляет пекулий, который остается собствен-
ностью его прежнего хозяина. Во-вторых, можно предположить
иную причину, а именно, что раб в действительности является
не собственностью своего хозяина, а лишь сильно зависимым
от него лицом, ведущим самостоятельную хозяйственную дея-
тельность при наличии ряда хозяйственных и других обязанно-
стей. В этом случае можно объяснить отказ хозяина принять на
себя ответственность (что влекло за собой потерю для него это-
го раба) тем, что система отношений между рабом и хозяином
похожа скорее на патронатные или другие личные, хозяйствен-
ные и юридические связи со слабо выраженными обязанностя-
ми так называемого «хозяина», что, с нашей точки зрения, яв-
ляется самым вероятным 16.
Относительно § 95 было бы неправильно думать, что речь
идет об особенной привилегированной общественной группе, ко-
торая не несет ответственности за своих рабов в случае преступ-
ления с их стороны м которая не преследуется законом, как, на-
пример. в случае с царскими (государственными) рабами17.
В этом же смысле нет оснований считать, что речь идет об обез-
боленной общественной группе, чьи утраты законом не возме-
щаются. Этому противоречит § 94, в силу которого в случаях.
когда то же самое преступление совершает свободный, закон
Обеспечивает необходимое возмещение. Следовательно, ответст-
венность на совершенное рабом правонарушение со всеми про-
истекающими из нее гарантиями очевидна, и несет ее непосред.
ственный правонарушитель - раб. Если раб не может выпла-
тить полностью штрафы за свои правонарушения (т. е. возме-
щение), а его хозяин не хочет заплатить за него (т. е. не хочет
помочь своему рабу), то он (раб) переходит в зависимость от
потерпевшего. В этом случае хозяин теряет все права на раба.
Интересно отметить, что этот прежний хозяин (господин) скло-
нен очень легко потерять права на раба, отказываясь выплатить
возмещение. Это обстоятельство, как и отсутствие обязан.ности
хозяина отвечать за деяния своего раба, представляет еще одно
доказательство в пользу вывода, что отношения между госпо-
дином и рабом напоминают патронатные или другие подобные
отношения (связи) со слабо выраженными обязанностями так на-
зываемого «хозяина». Вот почему мы не вполне согласны с
Э. А. Менабде, который на основании § 95 считает, что постра-
давший должен полностью получить украденное или его стои-
мость за счет хозяина, который, после того как восстановит ут-
раты, может отказаться от уплаты маленького штрафа размером
в 6 сиклей серебра и потерять своего раба 18.
При сравнении § 96 и 97 особый интерес вызывает выраже-
ние «парнассеа -суваицци», которое встречается в обоих пара-
графах. Это выражение получило разные объяснения. Правдо-
подобнее всех, как кажется, выглядит объяснение Э. А. Ме-
набде, считающего, что в данном случае речь идет о материаль-
ной компенсации, которую провинившийся выплачивал прямо
потерпевшему, т. е. об отдаче имущества, которое переходит во
владение (в собственность) к потерпевшему в качестве компен-
сации и как искупление вины за совершенное имущественное
преступление19. Если мы правильно поняли выражение «пар-
нассеа суваицци», из 97 видно, что раб, к которому относится
это выражение, является фигурой, которая в состоянии свободно
распоряжаться своим имуществом, даже уплачивая за счет не-
го или же всем имуществом компенсацию за свои преступле-
ния. Все это дает основание допустить большую самостоятель-
ность раба в области хозяйства, которая была основана на пр^-
ве раба иметь пекулий или другую подобную систему владения
или собственности20. В противном случае закон нс допустил бы
«парнассеа суваицци» по отношению к рабу. а привлек бы к
огвстственности прямо его хозяина.
При рассмотрении указанных статей обращает на себя вни-
мание различие в размере штрафа для свободного и для раба
за преступление одного и того же вида. Э. Ньюфельд объясняет
это разной платежеспособностью свободного и раба. И.М. Дья-
конов считает, что компенсация взимается с пекулия раба, т.е.
с его хозяйства21. Если действительно признать возможность
раба быть платежеспособным, то надо признать за ним и его
право быть в известной степени экономически независимым.
Из всего этого можно сделать вывод о еще большей степени не-
зависимости раба в рамках отношений между рабом и хозяи-
яом. Если бы хозяин был лицом, вполне несущим ответствен-
ность за своего раба, закон предусмотрел бы в обоих случаях
одинаковые по размеру штрафы, так как не было бы необходи-
мости в указанных соображениях о разной платежеспособности.
Подобная практика различия в размерах компенсации при со-
вершении одинаковых преступлений со стороны представителей
разных социальных групп наблюдается и в других странах
Древнего Востока. Так, например, подобное положение встре-
чается в Законах Хаммурапи. Эти положения древневосточных
законов все еще не могут найти полного объяснения и нуждают-
ся в дополнительном исследовании.
Таким образом, мы считаем, что § 93-99 Хеттских Законов
гдают возможность сделать следующие выводы.
1. Раб рассматривается как лицо, за которым законы при-
знают элементы личности.
2. Раб рассматривается как лицо, которое персонально отве-
чает за свои преступления, т. е. является субъектом права.
3. Раб является лицом, которое имеет в собственности (на-
подобие свободного гражданина-общинника) различное имуще-
ство и ведет самостоятельную хозяйственную деятельность.
Вследствие этого раб в состоянии и вправе распоряжаться само-
стоятельно своим имуществом и даже нести материальную от-
ветственность за свои преступления. И к рабу относится выра-
жение «парнассеа суваицци».
4. Отношения между хозяином и рабом представляют собой
не столько отношения между хозяином и рабом в античном пра-
вовом смысле, сколько форму личной зависимости, которая
имеет до известной степени и экономический характер. В этом
смысле так называемый «хозяин» не является лицом, полностью
отвечающим за деяния своего раба, что, по мнению Э. А. Менаб-
де, является фактом настолько очевидным, что Хеттские зако-
ны не считали нужным подтверждать его каждый раз. Напро-
тив, хозяин может отказаться от всякой ответственности (§ 95
и 99) и тем самым потерять опеку над зависимым лицом, ко-
торое переходит к потерпевшему, но не как его собственность,
а как зависимое лицо. [...]
5. Раба в хеттском обществе нельзя считать всегда полной
собственностью его хозяина, который распоряжался бы им по
своему усмотрению. О таком распоряжении, например, свиде-
тельствует ряд других источников.
6. Раба нельзя считать безусловно экономическим лицои,
включенным в сферу экономической жизни в качестве произво-
дящей силы, которая отчуждает весь свой труд на основе вне-
экономического принуждения, т. е. на основе экспроприации и
эксплуатации его личности.
Указанные особенности в статусе хеттских рабов обусловле-
ны архаизмом общественных отношений, спецификой развития
форм собственности и системой производства. Развитие инсти-
тута рабства зависит как от отмеченных факторов, так и от та»
ких особенностей экономической организации, как тип хозяйст-
ва, наличие товарности, формы организации производства и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Струве В. В. Хеттское рабовладельческое общество как тип военного
рабовладельческого общества. Очерки социально-экономической истории древ-
него Востока//ИГАИМК. 1934. Вып. 97.
2 Струве В. В. Параграфы 34 и 36 хеттского судебника//ВДИ. 1937.
№ 1. С. 33-38; Он же. О ^гуманности» хеттских законов//ВДИ. 1947. № 4
С. 11-20.
3 К о гоес V. Ет^е ВеЦга^е... 5. 127-129.
4 е иПе1 (1 Е. ТЬе Н^Не Ьа^з. 1.., 1951. Р. 120 !.
5 Дьяконов И. М. ЗВАХ. 11. С. 287 и сл.
6 Ро11е^ К. Ьеа 1015... Р. 12.
7 С 5 1ге А. Юетаз^еп. МйпсЬеп, 1957.
8 Менабде Э. А. О рабстве в Хеттском государстве//Переднеазиатский
сборник. М., 1961. С. 56.
9 По этому вопросу см. подробнее: Менабде Э. А. О рабстве... С. 34-
35; Дьяконов И. М. ЗВАХ. II. С. 287-288; ^еиГIеI(1 Е. Ор. сП. Р. 121.
О пекулии на древнем Востоке см.: Меп(1е15оЬп 1 1ауегу т апсюп^ ^еаг
Еа1. ^е^V Уог^ 1949. Р. 66-74.
10 Менабде Э. А. О рабстве... С. 34; Дьяконов И. М. ЗВАХ. II, С. 289.
11 Менабде Э. А. О рабстве... С. 34.
12 По вопросу о формах собственности у хеттов см.: Менабде Э. А.
Хеттское общество. Тбилиси, 1967. С. 83-157; критику его положений см. в
статье: Дьяконов И. М. Проблемы собственности. О структуре общества
Ближнего Востока...//ВДИ. 1967. № 4.
13 В. Корошец считает раба лицом, которое отвечает перед законом за
совершенные им правонарушения; Е. Ньюфельд также признает за рабом
право совершать известные правовые акты.
14 См., например: Дьяконов И. М. ЗВАХ. II. С. 302; Менабде Э.А.
О рабстве... С. 32; и др.
15 См., например, 107 ХЗ.
16 Е. Ньюфельд считает, что римское понятие ^господская власть» не на-
ходило точного применения в хеттском законодательстве (Ор. с^. Р. 121).
17 См" например: Дьяконов И. М. ЗВАХ. II. С. 289.
18 Менабде Э.А. О рабстве... С. 34.
19 Менабде Э. А. К пониманию хеттской формулы ^парнассеа сува-
ицци»//ВДИ. 1959. № 4. С. 66-68; Он же. О рабстве... С. 22-26, прим. 30.
20 В. Корошец рассматривает доводы за и против имущественной право-
способности рабов (К о г^о 5 ее V. Ет^е Вс^га^е... . 136-137). Е. Нью-
фельд считает возможным, что раб мог приобретать личное богатство и иму-
щество (указ. соч. С. 121 и 146); О. Р. Гэрни также считает, что у рабов бы-
ла возможность владеть имуществом; И. М. Дьяконов высказывается неясно
«...ему (т. е. рабу. - В. П.) дается право при разводе... делить с женой о^-
щее имущество (хотя бы до.1я раба и являлась только его пекулием) и т. л "
(ЗВАХ. II. С. 288) Нам кажется, что такая постановка вопроса имеет \л-
лончивый характер и может быть подвергнута некоторой критике, так как
чуть раньше (с. 286) автор категорически отрицает право раба на собствен-
ность. А. Гётце считает, что рабство у хеттов, очевидно, не мешало приобре-
тению собственного имущества
21 И. М Дьяконов высказывает предположение, что раб мог совершать
некоторые платежи из своего пекулия (ЗВАХ. II. С. 288).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 648.