Доклады и сообщения Исторического факультета МГУ.
М., 1948. Вып. 8. С. 99-101
Прежде чем разбирать всю совокупность вопросов, связан-
ных с рабством в древней Индии, необходимо было исследо-
вать значение термина «раб» и его применение в дошедших до
нас литературных памятниках. Термин «даса», который пере-
водится на русский язык словом «раб», означает не только
«раб», но и «слуга». В сознании древних индийцев и в их дей-
ствующем праве еще не выработалось особого термина для по-
нятия «раб»; действительность не дала для этого достаточных
оснований. Термином «да-са» охватывались категории людей с
неодинаковой степенью зависимости, до рабской включительно.
В различных источниках перечисляются различные виды «да-
са», обладающие неодинаковыми правами во время пребыва-
ния в ео-стоянии «даса». Они обладали также неодинаковыми
правами на выход из этого состояния. Некоторые виды «даса»
определенно не рабы, хотя и свободными они не были; другие
виды были рабами в самом точном смысле этого слова. Само
наличие неравных по своему положению многочисленных ка-
тегорий «даса» (у Ману – 7, у Каутильи – 14, у Нарады – 15
и т. д.) показывает общий характер и нечеткость термина. Су-
щественно важным обстоятельством является то, что древние
индийцы не видели принципиальной разницы между отдельны-
ми категориями «даса»-рабами и не являющимися рабами.
Под «даса» понимались все работающие не на себя, а на дру-
гого, и не в силу договора, как это имеет место при найме, а в
силу личной зависимости от хозяина. Одним из таких зависи-
мых и был раб – «даса».
В древнеиндийском праве отсутствует отчетливое противо-
поставление свободных и рабов. Касты, по тому месту, кото-
рое они занимают в источниках, заслоняют собой классы. Это
выражается в том, что сборники законов гораздо более посвя-
щены определению отношений между кастами, чем между
классами, так как именно деление общества на касты провоз-
глашается древнеиндийским законодательством основным де-
лением людей, существующим извечно, и именно изложение
прав и обязанностей каст является основным содержанием
древнеиндийских сборников законов; это выражается также в
наличии определений состояния рабства, которые свидетель-
ствуют о том, что в сознании древних индийцев еще не сфор-
мировалось представление оо антагоннстичности рабов и ра-
бовладельцев; чаще всего «рабство» определяется как «со-
стояние, подобное состоянию замужней женщины»; характер-
ным для древней Индии является также отсутствие взгляда на
рабство как на самое презираемое состояние человека, так как
самыми презренными считались члены низших каст, хотя и
свободные, которые исполняли работы на кладбищах, были
подметальщиками улиц, исполняли обязанности палачей и т. д.»
что касты заслоняли собой классы, доказывается также сущее-
ствованием практики определения законом наказаний за пре-
ступление не в зависимости от классовой, а в зависимости от
кастовой принадлежности преступника и потерпевшего. Вслед-
ствие этого и создалось в европейской науке воззрение, ока-
завшее влияние и на советских историков, что кастовый строй
является тождественным классовому строю древней Индии.
Три высших касты д (касты «дваждырожденных») стали рас-
сматриваться как свободная, а четвертая низшая каста
шудр-как каста рабов. Основой для такого мнения послужи-
ла неправильная интерпретация 413 и 414 стихов книги VIII
«Законов Ману», которая давалась переводчиками в том смыс-
ле, что шудра был создан Брахмой для того, чтобы быть ра-
бом брахмана. Но отождествление шудр с рабами противоре-
чит многим другим статьям из самого этого источника, так же
как и всем другим данным, относящимся к этому вопросу, ко-
торые можно почерпнуть из других источников. А эти источни-
ки неопровержимо свидетельствуют о том, что рабы вербова-
лись из членов всех четырех главных каст, хотя будет в согла-
сии с источниками утверждение, что большинство рабов было
из членов низших каст и млеччхов (варваров), а большинство
рабовладельцев - из высших. Не только шудры не были ка-
стой рабов, но и никакая другая каста не была кастой рабов,
так как даже члены каст более низких, чем каста шудр, несо-
мненно, не были рабами. Следовательно, полного соответствия
между классами и кастами в рассматриваемый нами период
не было, и классовая структура древнеиндийского рабовла-
дельческого государства оказывается гораздо более сложной,
чем было принято считать раньше.
Рассмотрение имеющихся данных заставляет думать, что в
решающих отраслях экономики древней Индии рабский труд
упоминание о рабском труде только в полевых работах цар-
ского хозяйства; частновладельческие же латифундии в древ-
ней Индии нс известны. Даже в царском хозяйстве в животно-
водство, а также в обработке сельскохозяйственной продукции
применение труда рабов нс известно. Что касается ремесла, то
и в нем труд рабов применялся в незначительных размерах.
Анализ описания царских мастерских (прядильных, золотых
дел мастера, оружейной), данного Каутильей (II. 23 и др.),
приводит к выводу, что основными работниками в них были не
рабы, а работающие по найму; они получали плату за работу
в соответствии с количеством и качеством изготовленной про-
дукции; смотритель наказывался за несвоевременную плату
жалованья; за работу в праздники работающие получали по-
ощрения, так же как за хорошую работу; наказывались они
вычетами из жалованья и т. д. Значительность применения раб-
ского труда в частных мастерских следует отрицать, так как
вообще о существовании крупных частных мастерских в древ-
ней Индии ничего не известно. Можно предположить, что труд
рабов в известной мере применялся в рудниках и на общест-
венных работах общинного и государственного характера, но
мы не имеем данных для того, чтобы утверждать это с уверен-
ностью ввиду недостатков относящихся к настоящему вопросу
данных. Все источники показывают, что наиболее обычной
сферой применения рабского труда было домашнее хозяйство,
в котором раб использовался в качестве слуги или подсобного
рабочего.
Превращение свободного в раба государство пыталось ог-
раничивать различными мероприятиями-запрещением про-
дажи и ограничением заклада членов четырех главных каст,
борьбой с похищением людей, запрещением кабальных сделок,
условием которых является порабощение, ограничением зло-
употреблений ростовщиков. Государство стремилось также об-
легчить рабу возможность освобождения различными законо-
дательными мероприятиями. Государство устанавливало как
общие принципы отпуска рабов на волю, так и особые условия
каждой категории «даса» в отдельности; предусматривались и
наказания хозяину за несоблюдение этих условий, так что в
деле отпуска рабов на свободу в эпоху Маурьеве не сущест-
вовало полного произвола со стороны хозяина. Немаловажной
особенностью рабства в эпоху Маурьев было то, что основным
источником рабов было не обращение в рабство населения за-
воеванных стран (известны только рабы-военнопленные, захва-
ченные в битвах, но массовое обращение в рабов мирного на-
селения не известно), а естественное воспроизводство рабов и
закабаление своих соплеменников. Эта же особенность накла-
дывает определенный отпечаток на положение раба в древней
Индии и на взаимоотношения между хозяином и рабом, так
как обращаемый в рабство продолжал сохранять некоторые
семейные, родовые и кастовые связи, с которыми хозяин и го-
сударство не могли не считаться. Особенностями в положении
рабов было право раба на наследство своих родственников, на
владение собственностью (приобретенной, полученной в дар и
унаследованной), а также право передачи ее по наследству
своим родственникам и охрана всех этих прав государством.
наличие у раба семьи и сохранение им своей кастовой принад-
лежности.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства бы-
ло наличие государственного законодательства, направленного
на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам: не-
которые ограничительные мероприятия в торговле рабами (за-
прещение продажи детей-рабов без родителей, запрещение
продажи беременных рабынь и др.), право рабыни и ее потом-
ства на свободу, если это потомство порождено от хозяина,
право родственников этой рабыни на свободу, если она сама
решила остаться в доме хозяина, принуждение хозяина при
использовании труда раба учитывать его кастовое положение.
Сохранение рабом некоторых семейных, родовых и касто-
вых связей, а также отмеченное выше использование рабского
труда, главным образом, в домашнем хозяйстве определяли из-
вестную простоту и патриархальность отношений между гос-
подином и рабом, когда раб по своему положению в семье
практически мало чем отличался от прочей домашней челяди.
Этим и объясняется тот факт, что грек Мегасфен, побывавший
в Индии в конце IV в. до н. э. как посол при дворе Чандрагуп-
ты Маурьи, определил, как удивительную особенность страны
то, что у индийцев не было рабов; рабы были, но они столь
сильно отличались по своему положению от тех, кого греки
привыкли считать рабами, что Мегасфен не признал в них ра-
бов.
Особенности рабства в древней Индии позволяют нам сде-
лать вывод, что в государстве Маурьев рабство носило прими-
тивный характер, когда еще отсутствовало резко определив-
шееся разделение общества на классы рабовладельцев и рабов,
как это нашло свое выражение в древних государствах Среди-
земноморья. Это находится в соответствии с отсутствием за-
фиксированных в источниках проявлений острого классового
антагонизма.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 498.