ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
Древний Восток и мировая культура. М., 1985. С. 53-54
Различным аспектам деятельности купцов-тамкаров посвя-
щены многие параграфы ЗХ. Наше сообщение посвящено дея-
тельности тамкаров и их «разъездных агентов» (ш а м а л л у-
м о в) в международной торговле и ее регулированию в этих
Законах. Как известно, Месопотамия сильно зависела от меж-
дународной торговли, ибо импортировала основные виды
сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами
месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а
также, вероятно, хлеб и растительное масло. Не создавая сама
по себе прибавочного продукта, торговля служит важным
средством его распределения и перераспределения. В древнос-
ти международная торговля почти всегда неэквивалентна и
перекачивает прибавочный продукт из стран менее развитых
в более развитые.
К моменту создания ЗХ международная торговля в Месо-
потамии имеет уже тысячелетние традиции и четкие организа-
ционные формы, что и находит свое отражение в тексте ЗХ.
Сначала устанавливается общий принцип партнерства
(§ 99): «если два человека вступают в «товарищество», то
прибыль и убыток они делят поровну, «перед богом» (т. е.
скорее всего, в храме Шамаша, покровителя купцов). Торговое
«товарищество» хорошо известно в старовавилонский период.
Однако истолкование данного параграфа Драйвером и Майл-
тором представляется нс совсем верным. «Товарищество», о ко-
тором идет речь в этом параграфе, не обязательно является
чем-то вроде «акционерного общества», т. е. предприятия, ку-
да оба паптнера вкладывают свои капиталы и затем делят
прибыль или убыток сообразно вкладу каждого: «митхариш»
означает именно «поровну», а не «пропорционально». Дело,
видимо, заключается в том, что один из партнеров участвует
в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредст-
венно осуществляет коммерческое ппедприятие - труд наем-
ный и, как будет видно из дальнейшего, небезопасный. По
окончании торгового путешествия он возвращает «вкладчику»
его капитал, а прибыль или убыток делится между партнерами
пополам. Иначе строятся отношения между тамкаром (куп-
цом) и шамаллумом (торговым агентом). Шамаллум был мел-
ким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на
собственный страх и риск, но главным образом в качестве
агента на службе у тамкара, крупного «негоцианта». Тамкар
снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые
шамаллум и пускал в оборот. Текст § 100 заставляет полагать.
что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкар
а последний должен был платить шамаллуму «его дни», т. е.
очевидно, расходы по путешествию, а также некое жалованье.
При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую при-
быль и рост по займу... Очевидно, что торговая прибыль под-
считывается после того, как «отложат» основной капитал и
проценты на него. Именно поэтому в § 100 предусматривается
подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде
всего он должен возвратить тамкару капитал и рост на него.
Затем уже из «чистой» прибыли тамкар рассчитывается
с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что
деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае да-
вать рост (в том числе и деньги, вложенные в «товарищест-
во»). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина
торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо ша-
маллум в любом случае обязан был вернуть тамкару удвоен-
ный капитал (§ 101). Величина минимальной торговой прибы-
ли считалась, следовательно, равной 100 процентам (макси-
мальная прибыль могла превышать эту цифру во много раз.
В одном тексте предсказание обещает купцу прибыль в 6000
(!) процентов). И лишь в том случае, если тамкар предостав-
лял шамаллуму деньги «в благодеяние» (§ 102), т. е. в виде
беспроцентного займа, шамаллум обязан вернуть лишь основ-
ную сумму даже в том случае, если он не получил никакой
прибыли. Участие в коммерческих операциях было, следова-
тельно, куда более выгодным делом, чем просто отдача денег
в рост, но зато и гораздо более рискованным. Параграф 103
предусматривает, что шамаллум, сделавшийся во время торго-
вой поездки жертвой грабежа, «во имя бога поклянется и бу-
дет свободен». В этом случае, очевидно, терялись не только
прибыль и рост, но и основной капитал, а нередко и жизнь
бедняги-шамаллума. Если грабеж имел место на территории,
куда простиралась власть вавилонского царя, в действие всту-
пали параграфы 21-24 и можно было рассчитывать на возме-
щение. Но торговые поездки были большей частью «загранич-
ными». Известны для данного региона (Передняя Азия) меж-
дународные договоры о взаимной защите иноземных купцов от
грабителей. От старовавилонского периода такие договоры до
нас не дошли. Впрочем, о международных отношениях царства
Хаммурапи мы вообще знаем мало.
Следующие несколько параграфов устанавливают порядок
взаимоотношений между тамкаром и шамаллумом. Так, поми-
мо денег для коммерческих операций тамкар может дать ша-
маллуму любое (движимое) имущество для продажи (§ 104).
В этом случае шамаллум обязан вернуть тамкару всю свою
выручку и получить от тамкара «документ с печатью». По-
скольку здесь ничего не говорится о вознаграждении шамал-
лума, возможны два предположения: 1) либо их взаимоотно-
шения на этот случай уже предусмотрены 100, 2) либо это –
дополнительное поручение шамаллуму, за которое определен-
ного вознаграждения не полагалось. Возможно, впрочем, что
речь здесь идет не о путешествии, а о продаже на месте. Мож-
но предполагать, что все подобного рода торговые операции
подлежали общему учету в каруме города, где велся общий
для всех купцов баланс. Без такого предположения невозмож-
но понять смысл § 105, устанавливающего, что, если шамал-
лум по небрежности не взял у тамкара соответствующего до-
кумента, «серебро без документа с печатью к счету не будет
причислено». Совершенно очевидно, что речь здесь идет не
приходно-расходных книгах самих контрагентов: они ведут
их сами и вольны записывать или не записывать туда все, что
им угодно. Речь, следовательно, идет о каком-то «счете», куда
серебро вносится именно по предъявлению документа, а не
денег. Такой счет мог вестись только в каруме. Существование
карумов в городах Вавилонии хорошо засвидетельствовано
документами, но мы, к сожалению, не располагаем текстами,
которые освещали бы их структуру и характер их деятельности
(подобно документам ассирийских торговых колоний). Изве-
стно лишь, что карум обладал в числе прочего судебной
властью - возможно, именно потому, что служил своего рода
центральной конторой» или «бухгалтерией».
Параграфы 106 и 107 как раз и предусматривают случаи
спора между шамаллумом и тамкаром. Если шамаллум, взяв-
ший у тамкара серебро, затем «спорит» с ним, тамкар должен
изобличить его «перед богом и свидетелями» (судебные засе-
дания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум
обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере. Драй-
вер и Майлс безосновательно полагают, что тамкар в этом
случае предъявляет «документ с печатью». Ни в этом парагра-
фе, ни в каком-либо другом не содержится упоминаний о ка-
ких-либо расписках, выдаваемых шамаллумом тамкару. Во-
преки их мнению, не следует также предполагать в этом слу-
чае ордалию посредством клятвы. Как уже указывалось, «пе-
ред богом» означает просто-напросто суд в храме Шамаша.
Вообще в Законах Хаммурапи тот или иной вид «божьего
суда» всегда упоминается прямо. Не правы Драйвер и Майлс
и в данном ими объяснении большой суммы взимаемого в этом
случае штрафа. Дело тут не в «особых отношениях между
тамкаром и шамаллумом» и не в «большой прибыли» (хотя она,
как уже отмечалось, была действительно очень велика). Такая
сложная организация, как карум, в сложных условиях тог-
дашней внутренней и особенно международной торговли может
нормально функционировать лишь на основе строгого учета
в сочетании с безусловной честностью партнеров. Нарушение
доверия здесь рассматривалось как особо тяжкий проступок
и каралось соответственно.
Тамкар, совершивший аналогичный проступок в отношении
своего шамаллума (§ 107), подвергался еще более тяжкой
каре: он должен был отдать спорную сумму в шестикратном
размере (процесс велся тем же порядком, что и в § 106). За-
конодатель и здесь предоставляет защиту «слабому против
сильного». Другой вопрос - насколько удавалось «слабому»
в реальной жизни отстоять свои права
КОММЕНТАРИИ
а Старовавилонский период (и употребляемое для этого периода слово-
сочетание «старовавилонское общество») охватывает время с 1894 до 1595 г.
до н. э., т. е. время правления 1 Вавилонской, или Аморитской, династии.
б Оба варианта написания имени вавилонского царя (Хаммурапи и
Хаммураби) равноценны. Аккадской клинописи свойственна полифония, по-
этому последний слоговой знак в этом имени может произноситься как с
глухой, так и со звонкой согласной.
в Материалы дискуссий сконцентрированы в книгах: Никифо-
ров В. Н. Восток и всемирная история. М" 1977; Качановский Ю. В.
Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971.
г Амурру, Сури - области к западу от Двуречья, район Сирии. Гу-
тиу(м), Элам-области к востоку от Двуречья, на территории соответ-
ственно северо-западного и юго-западного Ирана.
д Современное чтение термина - энси (глава шумерского города-госу-
дарства).
е ЗХ-сокращенное общепринятое обозначение Законов Хаммурапи.
ж Метэки - в древней Греции чужеземцы, а также рабы-вольноотпу-
щенники. Будучи лично свободными, не обладали политическими правами.
з Самсуилуна-царь Вавилонии, правил после Хаммурапи, в 1749-
1712 гг. до н. э.
и ЗБ-сокращенно Законы Билаламы, царя Эшнуны-периферийного
царства в долине р. Днялы. В настоящее время приписываются другому ца-
рю-Дадуше. Датируются началом II тыс. до н. э.
к Греческий термин для обозначения распространенного на Востоке об-
ряда преклонения перед царем.
л Перевод параграфов 117-119 ЗХ весьма сложен. В данной статье
акад. В. В. Струве обосновывает необходимость перевода с «одушевлением»
такого понятия, как «долговое обязательство». Современные исследовате.тн
принимают перевод В. В. Струве с небольшими поправками (см.: Законы
вавилонского царя Хаммурапи/Пер. и ком. Л. А. Липина, в новой редакция
В. А. Якобсона//Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч. 1.
С. 161 и прим. 39 на С. 178).
м Иосия (Йошийаху)--царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.).
н Второзаконие - часть Пятикнижия, важнейшей составной части Вет-
хого Завета Библии.
о Моав-государство, располагавшееся в древности к юго-востоку от
Мертвого моря, граничившее с Иудейским царством и нередко вступавшее с
ним во враждебные отношения.
п Куту, или Кута,-город в Вавилонии, центр культа бога Нергала.
бога болезней, смерти, войны, отождествлявшегося с планетой Марс (совр
Телль-Ибрахим на территории Ирака).
Р Аби-Эшух-царь Вавилонии (1711-1684 гг. до н. э.).
с Сервитут-правовой термин, означающий закрепление частичных прав
и льгот для одного человека в отношении имущества другого.
т Принципал - ведущий, главенствующий субъект в правовых взаимо-
отношениях двух или более лиц.
у 1 бур - мера площади в Двуречье, равна 6,3 га.
Раздел III
РАБСТВО В ХЕТТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Источники по социально-эконо-
мической истории хеттов относительно немногочисленны. Ос-
новные из них доступны в русском переводе: хеттские законы
в «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (М., 1980. Т. 1.
Перевод В. В. Иванова), более ранний вариант того же пере-
вода см.: ХИДВ. М., 1963; ср. также перевод И. М. Дунаев-
ской (ВДИ. 1952. № 4) и дарственная грамота царя Арнуван-
ды и царицы Асмуникал (перевод В. В. Струве в ХИДВ. М.,
1963). Историография по проблемам рабства у хеттов опира-
ется главным образом на интерпретацию данных текстов.
Наиболее ранняя из помещаемых ниже работ принадлежит
академику В. В. Струве (1889-1965). Его «Очерки социально-
экономической истории древнего Востока» (М.; Л., 1934) за-
вершили острую дискуссию об общественной формации на
Древнем Востоке. В ходе этой дискуссии некоторые исследова-
тели (например, Н. М. Никольский, А. И. Тюменев, И. М. Лу-
рье) определяли способ производства на Древнем Востоке как
феодальный, или азиатский. Защищая точку зрения о том.
что на Древнем Востоке «преобладающей формой классового
угнетения было рабство», В. В. Струве активно использовал
хеттский материал. Данная концепция легла в ОСНОВУ обоб-
щающего многотомного труда «История древнего мира» (М,
1937. Т. 1. Древний Восток) и университетского курса «Исто-
рия Древнего Востока» (М., 1941). Соответствующие разделы
были написаны преимущественно самим В. В. Струве.
Уже в 30-е годы оппоненты упрекали В. В. Струве в том
что он преувеличивает степень развития рабовладельческих от
ношений на Древнем Востоке, недооценивает зиачение сель
ской общины, не видит качественных различий между обще-
ствами Востока и античного мира (Рима). Несмотря на офи-
циальное признание концепции о рабовладельческой формации
на Древнем Востоке, в 30-50-е годы сохранялись серьезные
противоречия в оценке конкретных источников и проблем.
Иные, чем у В. В. Струве, идеи содержатся, например, в гла-
вах по истории Древнего Востока, написанных Н. М. Николь-
ским, в учебнике для пединститутов, в комментариях
И. М. Дьяконова к переводу законов Вавилонии, Ассирии,
Хеттского царства (ВДИ. 1952. № 3-4). Соответствующие
фрагменты этих работ помещаются ниже.
В зарубежной хеттологии была проделана большая работа
по исследованию и публикации текстов, анализу ряда важных
частных вопросов. Общая проблема, ставшая основной для
советской науки - о характере социально-экономического
строя - при этом обычно не ставилась. Типично изложение
вопроса о рабстве в книге английского исследователя Оливера
Р. Герни «Хетты». (Эта работа, впервые опубликованная в
1952 г., выдержала несколько изданий на английском и немец-
ком языках.)
В 50-е годы одной из первых работ, посвященных специаль-
ному анализу социальных отношений в странах Древнего Вос-
тока, была кандидатская диссертация Э. А. Менабде (род.
в 1928 г.) «Некоторые вопросы развития института рабства
в Хеттском государстве» (Тбилиси, 1956). Основная часть ее
была затем опубликована в «Переднеазиатском сборнике» (М.,
1961).
В середине 60-х годов в историографии Советского Союза
и некоторых других стран вновь развернулись дискуссии
о социальных отношениях в странах Востока, пересматрива-
.лись привычные оценки и в трудах по отдельным проблемам
рабства в древности. В частности, положению хеттских рабов
посвятил свою статью в ВДИ болгарский исследователь
В. П. Попов. Вопрос о рабских и нерабских формах эксплу-
атации находится в центре внимания Г. Г. Гиоргадзе (род.
в 1927 г.). Выводы его обширной монографии па эту тему лег-
ли в основу соответствующей главы трехтомной «Истории
древнего мира», вышедшей под редакцией И. М. Дьяконова,
В. Д. Нероновой и И. С. Свенцицкой (М., 1989). См. также
рецензию В. А. Якобсона на указанную монографию (Народы
Азии и Африки. 1976. № 1).
Подбор помещаемых ниже текстов осуществлялся таким
образом, чтобы показать основные направления развития исто-
риографии данной проблемы. Составитель стремился макси-
мально четко представить общую концепцию каждого автора
и систему его аргументации. Лишь в одном случае мы сочли
возможным в целях последовательности изложения слегка из-
менить композицию материала из книги Г. Г. Гиоргадзе,
а именно в главу о положении «рабов» ввести материал о «до-
ме» Пулиянни из предыдущей главы книги.
Казалось целесообразным максимально сохранить дискус-
сионные утверждения авторов, их прямую или скрытую поле-
мику друг с другом. Различия в методике и методологии ста-
новятся особенно наглядными в силу того обстоятельства, что
исследователи анализируют, в основном, одни и те же указан-
ные выше источники.
Семинары по данной теме могут быть построены различ-
ным образом - в зависимости от характера занятий и от
уровня подготовки студентов. Основой может служить разбор
самих источников (хеттских законов, дарственной грамоты), а
труды историков явятся своего рода комментарием. Студент
должен занять определенную позицию в научной полемике.
признать убедительность той или иной интерпретации текста
(там, где сами переводы не вызывают принципиальных разно-
гласий). Вопросы при этом могут формулироваться, например,
следующим образом: положение зависимых по «Дарственной
грамоте», положение людей НАМРА, юридический статус раба
в хеттских законах (возможность иметь семью, имущество,
рассматриваться как субъект права и т. д.).
Предполагается и иной тип семинара - непосредственно
по историографии. В этом случае целесообразно детально рас-
смотреть помещенные ниже работы с точки зрения их источни-
ковой базы, методики работы, постановки проблемы и аспек-
тов исследования, теоретических постулатов и достоверности
полученных результатов. Работы В. В. Струве или Э. А. Ме-
набде будут служить источником, а хеттские тексты привле-
каться для того, чтобы понять методы и цели их интерпрета-
ции данными учеными. Историографический обзор подобного
рода дает возможность почувствовать тенденциозность тех или
иных исследователей, их место в развитии историографии дан'
ной проблемы и общее направление эволюции научной мысли.
Отобранные работы весьма разнообразны по жанру: моно-
графия и статья, учебник и популярная книга, диссертация и
комментарии к переводу источника. Следует обратить внима-
ние н на это обстоятельство, объясняющее различия в харак-
тере изложения материала.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 725.