В.А. Якобсон. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

Древний Восток и мировая культура. М., 1985. С. 53-54

 

 Различным аспектам деятельности купцов-тамкаров посвя-

щены многие параграфы ЗХ. Наше сообщение посвящено дея-

тельности тамкаров и их «разъездных агентов» (ш а м а л л у-

м о в) в международной торговле и ее регулированию в этих

Законах. Как известно, Месопотамия сильно зависела от меж-

дународной торговли, ибо импортировала основные виды

сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами

месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а

также, вероятно, хлеб и растительное масло. Не создавая сама

по себе прибавочного продукта, торговля служит важным

средством его распределения и перераспределения. В древнос-

ти международная торговля почти всегда неэквивалентна и

перекачивает прибавочный продукт из стран менее развитых

в более развитые.

 К моменту создания ЗХ международная торговля в Месо-

потамии имеет уже тысячелетние традиции и четкие организа-

ционные формы, что и находит свое отражение в тексте ЗХ.

 Сначала устанавливается общий принцип партнерства

(§ 99): «если два человека вступают в «товарищество», то

прибыль и убыток они делят поровну, «перед богом» (т. е.

скорее всего, в храме Шамаша, покровителя купцов). Торговое

«товарищество» хорошо известно в старовавилонский период.

Однако истолкование данного параграфа Драйвером и Майл-

тором представляется нс совсем верным. «Товарищество», о ко-

тором идет речь в этом параграфе, не обязательно является

чем-то вроде «акционерного общества», т. е. предприятия, ку-

да оба паптнера вкладывают свои капиталы и затем делят

прибыль или убыток сообразно вкладу каждого: «митхариш»

означает именно «поровну», а не «пропорционально». Дело,

видимо, заключается в том, что один из партнеров участвует

в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредст-

венно осуществляет коммерческое ппедприятие - труд наем-

ный и, как будет видно из дальнейшего, небезопасный. По

окончании торгового путешествия он возвращает «вкладчику»

его капитал, а прибыль или убыток делится между партнерами

пополам. Иначе строятся отношения между тамкаром (куп-

цом) и шамаллумом (торговым агентом). Шамаллум был мел-

ким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на

собственный страх и риск, но главным образом в качестве

агента на службе у тамкара, крупного «негоцианта». Тамкар

снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые

шамаллум и пускал в оборот. Текст § 100 заставляет полагать.

что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкар

а последний должен был платить шамаллуму «его дни», т. е.

очевидно, расходы по путешествию, а также некое жалованье.

При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую при-

быль и рост по займу... Очевидно, что торговая прибыль под-

считывается после того, как «отложат» основной капитал и

проценты на него. Именно поэтому в § 100 предусматривается

подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде

всего он должен возвратить тамкару капитал и рост на него.

Затем уже из «чистой» прибыли тамкар рассчитывается

с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что

деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае да-

вать рост (в том числе и деньги, вложенные в «товарищест-

во»). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина

торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо ша-

маллум в любом случае обязан был вернуть тамкару удвоен-

ный капитал (§ 101). Величина минимальной торговой прибы-

ли считалась, следовательно, равной 100 процентам (макси-

мальная прибыль могла превышать эту цифру во много раз.

В одном тексте предсказание обещает купцу прибыль в 6000

(!) процентов). И лишь в том случае, если тамкар предостав-

лял шамаллуму деньги «в благодеяние» (§ 102), т. е. в виде

беспроцентного займа, шамаллум обязан вернуть лишь основ-

ную сумму даже в том случае, если он не получил никакой

прибыли. Участие в коммерческих операциях было, следова-

тельно, куда более выгодным делом, чем просто отдача денег

в рост, но зато и гораздо более рискованным. Параграф 103

предусматривает, что шамаллум, сделавшийся во время торго-

вой поездки жертвой грабежа, «во имя бога поклянется и бу-

дет свободен». В этом случае, очевидно, терялись не только

прибыль и рост, но и основной капитал, а нередко и жизнь

бедняги-шамаллума. Если грабеж имел место на территории,

куда простиралась власть вавилонского царя, в действие всту-

пали параграфы 21-24 и можно было рассчитывать на возме-

щение. Но торговые поездки были большей частью «загранич-

ными». Известны для данного региона (Передняя Азия) меж-

дународные договоры о взаимной защите иноземных купцов от

грабителей. От старовавилонского периода такие договоры до

нас не дошли. Впрочем, о международных отношениях царства

Хаммурапи мы вообще знаем мало.

 Следующие несколько параграфов устанавливают порядок

взаимоотношений между тамкаром и шамаллумом. Так, поми-

мо денег для коммерческих операций тамкар может дать ша-

маллуму любое (движимое) имущество для продажи (§ 104).

В этом случае шамаллум обязан вернуть тамкару всю свою

выручку и получить от тамкара «документ с печатью». По-

скольку здесь ничего не говорится о вознаграждении шамал-

лума, возможны два предположения: 1) либо их взаимоотно-

шения на этот случай уже предусмотрены 100, 2) либо это –

дополнительное поручение шамаллуму, за которое определен-

ного вознаграждения не полагалось. Возможно, впрочем, что

речь здесь идет не о путешествии, а о продаже на месте. Мож-

но предполагать, что все подобного рода торговые операции

подлежали общему учету в каруме города, где велся общий

для всех купцов баланс. Без такого предположения невозмож-

но понять смысл § 105, устанавливающего, что, если шамал-

лум по небрежности не взял у тамкара соответствующего до-

кумента, «серебро без документа с печатью к счету не будет

причислено». Совершенно очевидно, что речь здесь идет не

приходно-расходных книгах самих контрагентов: они ведут

их сами и вольны записывать или не записывать туда все, что

им угодно. Речь, следовательно, идет о каком-то «счете», куда

серебро вносится именно по предъявлению документа, а не

денег. Такой счет мог вестись только в каруме. Существование

карумов в городах Вавилонии хорошо засвидетельствовано

документами, но мы, к сожалению, не располагаем текстами,

которые освещали бы их структуру и характер их деятельности

(подобно документам ассирийских торговых колоний). Изве-

стно лишь, что карум обладал в числе прочего судебной

властью - возможно, именно потому, что служил своего рода

центральной конторой» или «бухгалтерией».

 Параграфы 106 и 107 как раз и предусматривают случаи

спора между шамаллумом и тамкаром. Если шамаллум, взяв-

ший у тамкара серебро, затем «спорит» с ним, тамкар должен

изобличить его «перед богом и свидетелями» (судебные засе-

дания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум

обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере. Драй-

вер и Майлс безосновательно полагают, что тамкар в этом

случае предъявляет «документ с печатью». Ни в этом парагра-

фе, ни в каком-либо другом не содержится упоминаний о ка-

ких-либо расписках, выдаваемых шамаллумом тамкару. Во-

преки их мнению, не следует также предполагать в этом слу-

чае ордалию посредством клятвы. Как уже указывалось, «пе-

ред богом» означает просто-напросто суд в храме Шамаша.

Вообще в Законах Хаммурапи тот или иной вид «божьего

суда» всегда упоминается прямо. Не правы Драйвер и Майлс

и в данном ими объяснении большой суммы взимаемого в этом

случае штрафа. Дело тут не в «особых отношениях между

тамкаром и шамаллумом» и не в «большой прибыли» (хотя она,

как уже отмечалось, была действительно очень велика). Такая

сложная организация, как карум, в сложных условиях тог-

дашней внутренней и особенно международной торговли может

нормально функционировать лишь на основе строгого учета

в сочетании с безусловной честностью партнеров. Нарушение

доверия здесь рассматривалось как особо тяжкий проступок

и каралось соответственно.

 Тамкар, совершивший аналогичный проступок в отношении

своего шамаллума (§ 107), подвергался еще более тяжкой

каре: он должен был отдать спорную сумму в шестикратном

размере (процесс велся тем же порядком, что и в § 106). За-

конодатель и здесь предоставляет защиту «слабому против

сильного». Другой вопрос - насколько удавалось «слабому»

в реальной жизни отстоять свои права

 

КОММЕНТАРИИ

 

 а Старовавилонский период (и употребляемое для этого периода слово-

сочетание «старовавилонское общество») охватывает время с 1894 до 1595 г.

до н. э., т. е. время правления 1 Вавилонской, или Аморитской, династии.

 б Оба варианта написания имени вавилонского царя (Хаммурапи и

Хаммураби) равноценны. Аккадской клинописи свойственна полифония, по-

этому последний слоговой знак в этом имени может произноситься как с

глухой, так и со звонкой согласной.

 в Материалы дискуссий сконцентрированы в книгах: Никифо-

ров В. Н. Восток и всемирная история. М" 1977; Качановский Ю. В.

Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971.

     г Амурру, Сури - области к западу от Двуречья, район Сирии. Гу-

тиу(м), Элам-области к востоку от Двуречья, на территории соответ-

ственно северо-западного и юго-западного Ирана.

 д Современное чтение термина - энси (глава шумерского города-госу-

дарства).

 е ЗХ-сокращенное общепринятое обозначение Законов Хаммурапи.

 ж Метэки - в древней Греции чужеземцы, а также рабы-вольноотпу-

щенники. Будучи лично свободными, не обладали политическими правами.

 з Самсуилуна-царь Вавилонии, правил после Хаммурапи, в 1749-

1712 гг. до н. э.

 и ЗБ-сокращенно Законы Билаламы, царя Эшнуны-периферийного

царства в долине р. Днялы. В настоящее время приписываются другому ца-

рю-Дадуше. Датируются началом II тыс. до н. э.

 к Греческий термин для обозначения распространенного на Востоке об-

ряда преклонения перед царем.

 л Перевод параграфов 117-119 ЗХ весьма сложен. В данной статье

акад. В. В. Струве обосновывает необходимость перевода с «одушевлением»

такого понятия, как «долговое обязательство». Современные исследовате.тн

принимают перевод В. В. Струве с небольшими поправками (см.: Законы

вавилонского царя Хаммурапи/Пер. и ком. Л. А. Липина, в новой редакция

В. А. Якобсона//Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч. 1.

С. 161 и прим. 39 на С. 178).

 м Иосия (Йошийаху)--царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.).

 н Второзаконие - часть Пятикнижия, важнейшей составной части Вет-

хого Завета Библии.

 о Моав-государство, располагавшееся в древности к юго-востоку от

Мертвого моря, граничившее с Иудейским царством и нередко вступавшее с

ним во враждебные отношения.

 

 п Куту, или Кута,-город в Вавилонии, центр культа бога Нергала.

бога болезней, смерти, войны, отождествлявшегося с планетой Марс (совр

Телль-Ибрахим на территории Ирака).

 Р Аби-Эшух-царь Вавилонии (1711-1684 гг. до н. э.).

 с Сервитут-правовой термин, означающий закрепление частичных прав

и льгот для одного человека в отношении имущества другого.

 т Принципал - ведущий, главенствующий субъект в правовых взаимо-

отношениях двух или более лиц.

 у 1 бур - мера площади в Двуречье, равна 6,3 га.

 

Раздел III

РАБСТВО В ХЕТТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

Источники по социально-эконо-

мической истории хеттов относительно немногочисленны. Ос-

новные из них доступны в русском переводе: хеттские законы

в «Хрестоматии по истории Древнего Востока» (М., 1980. Т. 1.

Перевод В. В. Иванова), более ранний вариант того же пере-

вода см.: ХИДВ. М., 1963; ср. также перевод И. М. Дунаев-

ской (ВДИ. 1952. № 4) и дарственная грамота царя Арнуван-

ды и царицы Асмуникал (перевод В. В. Струве в ХИДВ. М.,

1963). Историография по проблемам рабства у хеттов опира-

ется главным образом на интерпретацию данных текстов.

 Наиболее ранняя из помещаемых ниже работ принадлежит

академику В. В. Струве (1889-1965). Его «Очерки социально-

экономической истории древнего Востока» (М.; Л., 1934) за-

вершили острую дискуссию об общественной формации на

Древнем Востоке. В ходе этой дискуссии некоторые исследова-

тели (например, Н. М. Никольский, А. И. Тюменев, И. М. Лу-

рье) определяли способ производства на Древнем Востоке как

феодальный, или азиатский. Защищая точку зрения о том.

что на Древнем Востоке «преобладающей формой классового

угнетения было рабство», В. В. Струве активно использовал

хеттский материал. Данная концепция легла в ОСНОВУ обоб-

щающего многотомного труда «История древнего мира» (М,

1937. Т. 1. Древний Восток) и университетского курса «Исто-

рия Древнего Востока» (М., 1941). Соответствующие разделы

были написаны преимущественно самим В. В. Струве.

 Уже в 30-е годы оппоненты упрекали В. В. Струве в том

что он преувеличивает степень развития рабовладельческих от

ношений на Древнем Востоке, недооценивает зиачение сель

ской общины, не видит качественных различий между обще-

ствами Востока и античного мира (Рима). Несмотря на офи-

 

циальное признание концепции о рабовладельческой формации

на Древнем Востоке, в 30-50-е годы сохранялись серьезные

противоречия в оценке конкретных источников и проблем.

Иные, чем у В. В. Струве, идеи содержатся, например, в гла-

вах по истории Древнего Востока, написанных Н. М. Николь-

ским, в учебнике для пединститутов, в комментариях

И. М. Дьяконова к переводу законов Вавилонии, Ассирии,

Хеттского царства (ВДИ. 1952. № 3-4). Соответствующие

фрагменты этих работ помещаются ниже.

 

 В зарубежной хеттологии была проделана большая работа

по исследованию и публикации текстов, анализу ряда важных

частных вопросов. Общая проблема, ставшая основной для

советской науки - о характере социально-экономического

строя - при этом обычно не ставилась. Типично изложение

вопроса о рабстве в книге английского исследователя Оливера

Р. Герни «Хетты». (Эта работа, впервые опубликованная в

1952 г., выдержала несколько изданий на английском и немец-

ком языках.)

 В 50-е годы одной из первых работ, посвященных специаль-

ному анализу социальных отношений в странах Древнего Вос-

тока, была кандидатская диссертация Э. А. Менабде (род.

в 1928 г.) «Некоторые вопросы развития института рабства

в Хеттском государстве» (Тбилиси, 1956). Основная часть ее

была затем опубликована в «Переднеазиатском сборнике» (М.,

1961).

 В середине 60-х годов в историографии Советского Союза

и некоторых других стран вновь развернулись дискуссии

о социальных отношениях в странах Востока, пересматрива-

.лись привычные оценки и в трудах по отдельным проблемам

рабства в древности. В частности, положению хеттских рабов

посвятил свою статью в ВДИ болгарский исследователь

В. П. Попов. Вопрос о рабских и нерабских формах эксплу-

атации находится в центре внимания Г. Г. Гиоргадзе (род.

в 1927 г.). Выводы его обширной монографии па эту тему лег-

ли в основу соответствующей главы трехтомной «Истории

древнего мира», вышедшей под редакцией И. М. Дьяконова,

В. Д. Нероновой и И. С. Свенцицкой (М., 1989). См. также

рецензию В. А. Якобсона на указанную монографию (Народы

Азии и Африки. 1976. № 1).

 Подбор помещаемых ниже текстов осуществлялся таким

образом, чтобы показать основные направления развития исто-

риографии данной проблемы. Составитель стремился макси-

мально четко представить общую концепцию каждого автора

и систему его аргументации. Лишь в одном случае мы сочли

возможным в целях последовательности изложения слегка из-

менить композицию материала из книги Г. Г. Гиоргадзе,

а именно в главу о положении «рабов» ввести материал о «до-

ме» Пулиянни из предыдущей главы книги.

 Казалось целесообразным максимально сохранить дискус-

сионные утверждения авторов, их прямую или скрытую поле-

мику друг с другом. Различия в методике и методологии ста-

новятся особенно наглядными в силу того обстоятельства, что

исследователи анализируют, в основном, одни и те же указан-

ные выше источники.

 Семинары по данной теме могут быть построены различ-

ным образом - в зависимости от характера занятий и от

уровня подготовки студентов. Основой может служить разбор

самих источников (хеттских законов, дарственной грамоты), а

труды историков явятся своего рода комментарием. Студент

должен занять определенную позицию в научной полемике.

признать убедительность той или иной интерпретации текста

(там, где сами переводы не вызывают принципиальных разно-

гласий). Вопросы при этом могут формулироваться, например,

следующим образом: положение зависимых по «Дарственной

грамоте», положение людей НАМРА, юридический статус раба

в хеттских законах (возможность иметь семью, имущество,

рассматриваться как субъект права и т. д.).

 Предполагается и иной тип семинара - непосредственно

по историографии. В этом случае целесообразно детально рас-

смотреть помещенные ниже работы с точки зрения их источни-

ковой базы, методики работы, постановки проблемы и аспек-

тов исследования, теоретических постулатов и достоверности

полученных результатов. Работы В. В. Струве или Э. А. Ме-

набде будут служить источником, а хеттские тексты привле-

каться для того, чтобы понять методы и цели их интерпрета-

ции данными учеными. Историографический обзор подобного

рода дает возможность почувствовать тенденциозность тех или

иных исследователей, их место в развитии историографии дан'

ной проблемы и общее направление эволюции научной мысли.

 Отобранные работы весьма разнообразны по жанру: моно-

графия и статья, учебник и популярная книга, диссертация и

комментарии к переводу источника. Следует обратить внима-

ние н на это обстоятельство, объясняющее различия в харак-

тере изложения материала.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 69.