БДИ. 1941. М 7. С. 45- 63
Изучение вопроса о формах и истории рабства в странах
древнего Востока является первоочередной задачей советской
исторической науки. Буржуазная ориенталистика уделяла во-
просу о древневосточном рабстве мало внимания. Советская
историческая наука выдвинула празильное общее положение о
рабовладельческом характере древнезосточных оищсств: одна'
ко до сих пор конкретные формы, роль и значение рабства з
отдельных странах древнего Востока не подверглись система-
тическому исследованию. [...] Мы можем в качестве рабочей
гипотезы ирсдложигь определение восточной системы домаш-
него рабства как системы, сохранявшей, с одной стороны, чер-
ты патриархального рабства (производство непосредственных
жизненных средств), но, с другой стороны, направляемой так-
же и по линии производства прибавочной стоимости, которая
могла быть реализована в виде товаров. Удельный вес рабства
при этом может колебаться в зависимости от целого ряда кон-
кретных условии - от степени развития частного землевладе-
ния, ремесла, торговли, торгово-ростовшического капитала.
Анализ конкретного материала о рабстве во всех странах древ-
него востока даст возможность проверить правильность нашей
гипотезы.
Рабство в Шумере и Вавилоне III и II тысячелетий
Документальный материал о рабстве в странах древнего
двуречья по обилию текстов и по их содержанию занимает
фвое место в сравнении со скудными данными о рабстве,
имеющимися в письменных памятниках Египта и других стран
древнего Востока. Поэтому он имеет первостепенное значение
для разрешения проблемы древневосточного рабства. [...]
Прежде всего остановимся на источниках рабства и на во-
просе о численности рабов по документальным данным III и
начала II тысячелетия (до конца первой вавилонской дина-
стии). Рабы и рабыни добывались прежде всего посредством
скупки, преимущественно в соседних с Двуречьем странах-
Амурру, Гутиу, Сури, Эламе г и др. Покупка рабов обычно по-
ручалась дамкарам, т. е. торговым агентам царей, патеси^ и
храмов, причем дамкары обычно покупали рабов попутно, при-
покупке других товаров [...]. из царствования Хаммурапи име-
ется документ, говорящий о привозе дамкаром одного раба из
Сури. Имеются также" данные о числе рабов у отдельных вла-
дельцев. Больше всего рабов было у храмов и царей [...].
Весьма интересен один дефектный документ эпохи древневави-
лонской династии и, к сожалению, без точной даты и места
происхождения. Он, по-видимому, говорит о распределении
рабов между отдельными лицами, которые, вероятно, явля-
ются царскими сановниками и получают рабов в подарок от
царя. В документе сохранилось лишь начало реестра - поиме-
новано 10 лиц, из которых одно получило 9 рабов, одно-
рабов, два-по 2 раба и остальные шесть-по одному ра-
бу1. Число царских и храмовых рабов измеряется чаще всего
только десятками и значительно лишь в сравнении с числом
рабов, находившихся во владении частных лиц, у которых ред-
ко бывало больше 10 рабов. О том же свидетельствуют и до-
кументы о внутренних сделках на продажу рабов. Нет ника-
ких данных, которые бы свидетельствовали о существовании
Крупной работорговли внутри страны. Мы не имеем ни одного
документа о покупке или продаже партии рабов, дело идет по-
рой всегда о продаже только нескольких рабоз в пределах од-
ного десятка, и притом продавцами являются не работоргов-
цы, а частные владельцы рабов. Характерно, чти вместе с ра-
бами покупается скот (бык, баран), рабы меняются на ослов,
служат придачей к серебру при сделках на землю.
Другой источник рабства-это патриархальное право отца
и связанный с этим правом обычай долгового права [...].
«Полномочие в случае нужды продавать себя и своих близких
было правом, к несчастью, всеобщим; это право признавали и
в северных странах, и у греков, и в Азии; почти столь же по-
всеместно было распространено право кредитора брать себе в
холопы должника, не уплатившего своего долга, и, насколько
возможно, обеспечивать себе уплату долга его трудом или про-
дажей его личности»,-говорит Маркс, ссылаясь на Нибура 2
[...]. Оно было подтверждено в кодексе Хаммураби (с. 115-
117), который внес в прежние обычаи только точное ограниче-
ние срока долговой кабалы тремя годами.
Из § 117 кодекса Хаммурапи видно, что обычай долговой
кабалы базировался также до известной степени на патриар-
хальной власти отца. Указанный параграф свидетельствует,
что неисправные заемщики обычно вместо себя «продавали» в
рабство или отдавали в кабалу кредитору членов своей семьи.
Общее количество долговых рабов в III и в начале II тысяче-
летия, вероятно, было довольно значительное, но у каждого
отдельного владельца таких рабов было немного. Кодекс Хам-
мурапи также показывает, что долговое рабство сохраняло
свой первоначальный характер домашнего рабства, при этом
даже смягченного. Ст. 115 и 116 кодекса Хаммурапи называют
долгового раба не обычным термином «вардум», обозначаю-
щим раба, но «нибутум», т. е. «задержанным», взятым в дом
(«биту») кредитора, своего рода залогом. Эти статьи устанав
ливают в случае насильственной смерти «нибутум» «от уда-
ров» или «дурного обращения» ответственность кредитора,
причем если убитый «нибутум» является сыном свободного,
то кредитор платит штраф в 1/3 мины серебра. Отсюда видно,
что кодекс Хаммурапи рассматривал долговое рабство как вре-
менную потерю личной и хозяйственной свободы, не уничто-
жавшую для «нибутум» других прав свободных людей. Надо
особенно отметить, что долговое право в Вавилонии также нс
было орудием экспроприации непосредственных производитей
лей. Непосредственный производитель, впавший в долги, ли-
шался на три года одной единицы домашней рабочей силы, но
сам не отрывался обязательно от средств производства. Такси
характер долгового рабства был обусловлен постоянным суще-
ствованием общины и общинного обычного права. В СИЛУ по-
следнего, например, общинник, взявший ссуду за отработку
(обычно из жатве), мог всегда рассчитывать на помощь общи-
ны. которая давала ему заместителя, если он не мог отрабо-
тать долга сам3. Этот момент является существенным отличием
восточного долгового рабства от античного. [...] Нормы ко-
декса Хаммурапи в основном подтверждают такой же, преиму-
щественно домашний, характер прямого рабства. Прежде все-
го надо указать, что рабов как основных непосредственных
производителей на земле кодекс вообще не знает. Из 282 ста-
тей кодекса рабов касаются всего 24, содержание которых сви-
детельствует о домашнем характере прямого рабства в эпоху
Хаммурапи. Закон занимается главным образом следующими
делами, связанными с рабством: 1) о вознаграждении ра-
сельцев за увечье или убийство раба или рабыни, 2) об
укрывателях беглых рабов и вознаграждении за поимку.-
3) о залоге и продаже рабов, 4) о правовых отноше-
ниях,возникающих в связи с браками рабов или рабынь со
свободными. Яснее всего последняя категория статей, которая,
может иметь в виду только домашних рабов. Из ста-
тьи первой категории ст. 116 и 231 прямо говорят о рабах в
кредитора или господина; статьи третьей категории име-
ются в ВИДУ те мелкие сделки на продажу и покупку домашних
рабов, о которых сказано выше. Устанавливаемая кодексом
ответственность за увечье и убийство рабов и высо-
кая оценка рабов как залогового объекта свидетельствуют о
том, что рабов немного, и ими дорожат [...]. О домашнем ха-
рактере рабства этой эпохи свидетельствуют также обычаи,
связанные с освобождением рабов. Раб освобождается либо
на условии доставлять своему владельцу средства до его
смерти, либо за выкуп, либо через усыновление. Эти условия
приемлимы также только в рамках домашнего рабства. Только
домашний раб мог быть усыновлен; только домашний раб мог
скопить средства для выкупа или достать средства для содер-
жания господина после освобождения на этом условии.
В документальном материале о шумеро-вавилонском раб-
стве также отчетливо выступают черты, унаследованные от
эпохи патриархального рабства. Этот момент связан с фактом
существования на Востоке семьи патриархального ха-
ракктера. Бесплодие жены, согласно кодексу Хаммурапи, дава-
ло мужу право или взять себе вторую, или побочную, жену
(«сугетум») из свободных или рабынь, или «отвергнуть» без-
плодную жену, вернув ей при этом ее приданое и подарки, с ко-
торыми она пришла в дом мужа (§ 145, 138). Бездетная жена
имела право сама дать мужу «сугетум» из числа своих ра-
бынь, такая шугетум» оставалась во власти жены, и если не
рождала детей, то возвращалась в свое первоначальное со-
стояние полной рабыни (§ 146, 147). Так обстояло дело по за-
кону; но на практике при всяких условиях любой господин мог
брать себе в наложницы любую рабыню, не предоставляя ей
никаких прав. Дети, рожденные рабынями, были ограничены в
правах. Наследовать могли только дети от главной жены
Хиртум»); дети рабыни (и соответственно дети «сугетум»)
^ла наследовать наравне с детьми от «хиртум» только ввиду
их формального признания (усыновления) отцом послед-
ом формулы «мои дети» (§ 170): дети от рабыни, однако,
во всяком случае оставались свободными (§ 171). Таким обра-
зом, рабство, внедрившееся внутри домашней общины, уничто-
жало прежнее равенство членов семьи и превращало послед-
них « в соединение взаимно враждебных составных элементов.
приводило к частым столкновениям внутри семейной об-
щины, оскверненной рабством».
Описанные черты семейного быта древневавилонских рабо-
владельцев говорят о том, что частное право пускало в III-
II тысячелетиях только свои первые ростки. При таком поло-
жении дела применение труда рабов с целью получения при-
бавочного продукта для сбыта на рынке могло иметь лишь
весьма ограниченные размеры... Рабы и рабыни употребляются
в частном хозяйстве по преимуществу для домашних услуг и
работ (рабыни-ткачихи, поварихи и т.п.), в земледелии - из-
редка для пахоты, а чаще всего для сезонных работ (на жат-
ве) вместе с другими рабочими людьми, в скотоводстве – в ка-
честве пастухов^ Лишь в царском и храмовом хозяйствах этой
эпохи встречаются случаи более широкого применения рабов
на различных работах не только вспомогательного, но и чисто
производственного характера, вместе и наравне с общинника-
ми и наемными людьми. [...]
Господствующей формой рабства в древнем Двуречье оста-
валась домашняя, и лишь в некоторые эпохи рабство выходи-
ло за рамки этой формы. Основным тормозом на пути разви-
тия древневосточного рабства, как указывает Маркс, была об-
щина. Документальные данные целиком подтверждают выска-
зывание Маркса, что «при азиатской форме» общинной соб-
ственности «рабство не подрывает здесь условий труда и не
видоизменяет существо отношения»4. Но вместе с тем и само
рабство не имеет здесь возможности для своего полного раз-
вития, как это было в Греции и Риме.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рифтин А. П. Старовавилонские юридические и административные
документы в собраниях СССР. М.; Л., 1937. № 144. С. 156.
2 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Сочи 2-е изд. Т. 46. Ч. I. С. 492.
3 Никольский Н.М. Община в древнем Двуречье//ВДИ. 1938. № 4(5).
С. 80-90.
4 Маркс К. Указ. соч. С. 482.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 685.