Комментарий
ЗВАХ. ВДИ. 1952. № 3
Основные черты классовой и сословной структуры
Классовая структура старовавилонского общества отраже-
на в законах Хаммурапи и других законодательствах этого пе-
риода лишь в самых общих очертаниях. Это и понятно, по-
скольку законы отражают социально-экономический строй об-
щества не непосредственно, а в преломлении через правовые
воззрения в духе классовых интересов господствующего класса.
Два свободных класса рабовладельческого общества –
класс рабовладельцев и класс мелких производителей (пред-
ставляющие собой восходящий к первобытному обществу оста-
ток всей массы равноправных членов первобытной общины) -
не составляют обычно двух отдельных сословий. Класс мелких
производителей, непрерывно распадающийся на рабовладель-
дев и рабов, то социальное ядро, из недр которого вышли ра-
бовладельцы, относится в правовом отношении к свободным, и
мелкие производители рассматриваются как потенциальные
рабовладельцы. Рабовладелец и мелкий производитель, не
имеющий рабов, с формальной точки зрения закона-это в
равной степени «человек» (авелум). Этим термином обозна-
чается во всех статьях законов всякий свободный гражданин
государства и никогда-рабы.
С точки зрения закона общество в это время резко делится
на свободных рабовладельцев (к которым примыкают и сво-
бодные, практически не владеющие рабами) и рабов. Формы
патриархальной зависимости, характерные для периода фор-
мирования классов и связанные с господством родовой знати,
ко времени старовавилонского государства в основном уже от-
дели. Последнее упоминание патриархально-зависимых сво-
бодных (миктум) относится к XX в. до н. э. (Законы Липитиш-
тара, § 15-16) [...]. Положение раба получает отныне свою,
четко выраженную, классическую правовую форму, мало отли-
чающуюся от положения раба, например, в ведущих государ-
ствах древней Греции.
Особенностью старовавилонского общества было наличие
царской власти, деспотического государства как коллективно-
го и крупнейшего рабовладельца, обладающего громадной зе-
мельной собственностью1 и собственностью на большое число
рабов ([...] ЗХе, § 6, 8, 15-16, 32, 175-176 и др.). Это не зна-
чит, что деспотическое государство в лице царя было един-
ственным рабовладельцем, обладающим собственностью на
средства производства и рабов, но фактор существования ца-
ря^деспота как представителя класса рабовладельцев и круп-
нейшего рабовладельца чрезвычайно важен для понимания
Конкретных особенностей классовой структуры вавилонского
общества.
Другой, еще более важный фактор, определяющий конкрет-
ные особенности вавилонского общества, это – сохранение об-
щинных отношений собственности в сложном сочетании с част-
ной рабовладельческой собственностью. Община [...] охваты-
вала как рядовых рабовладельцев, так и (главным образом)
мелких производителей, не имевших рабов.
В численном отношении преобладающим был класс мелких
производителей, имевших собственность на средства производ-
ства и живших преимущественно личным трудом [...]. Как вид-
но из ЗХ и других законов этого времени, в старовавилонский
период имущественное расслоение общества и разорение мел-
ких производителей зашли сравнительно далеко: наличие лич-
ного найма ([...] ЗХ, § 237, 239, 253, 257-258, 273-274), арен-
ды (ЗХ, § 42-47 [...]) и тому подобных явлений свидетельст-
вует об обезземеливании мелких производителей, постепенно
попадавших в кабалу к ростовщикам, в долговое рабство [...].
Но чрезвычайно важно подчеркнуть, что, в отличие от антич-
ного, старовавилонское общество, несмотря на длительное раз-
витие рабовладельческих отношений и сильное разорение мел-
ких производителей, совершенно не знало такой характерной
социальной категории, как лица, не принадлежащие ни к од-
ной из существующих производственных категорий общества -
люмпен-пролетариат. Причина этого заключалась не только в
том, что в Вавилонии разорившиеся мелкие производители по-
падали в лапы к ростовщикам и в долговое рабство. Мы зна-
ем, что, несмотря на длительное развитие, долговое рабство в
Вавилонии времени Хаммурапи далеко не достигло таких мас-
штабов, как, например, в Ассирии середины II тысячелетия
до н. э. (ср. среднеассирийские законы, раздел о займе – ЗХ,
§ 114-119). По-видимому, все разорившиеся и потерявшие
связь с общиной свободные, поскольку они не попадали в дол-
говое рабство или выбивались из него, в особенности в старо-
вавилонский период, когда по закону срок долгового рабства
был ограничен (ЗХ, § 117), а также пришельцы ('напоминаю-
щие метэков ж греческой древности) немедленно поглощались
огромным царским и храмовым хозяйством, где они еще в ран-
нешумерский период попадали в неполноправное, для многих-
близкое к рабскому состояние2.
В старовавилонское время эта категория лиц (в основном,
очевидно, мелкие производители, хотя некоторые из них уже
в пределах царского хозяйства выбивались в рабовладельцы)
не обладала собственностью на основное средство производ-
ства-землю, но могла лишь иметь в повинностном владении
участки земли, находившейся в собственности царя. Царь нс
имел в это время, как справедливо указывает Н. М. Ннколь-
ский3, собственного полевого хозяйства: громадные царские
«латифундии» времени III династии Ура, обрабатывавшиеся
рабами и требовавшие громадного штата чиновников, контро-
леров, надсмотрщиков, в результате ожесточенной классовой
борьбы рабов оказались нерентабельными и были почти пол-
ностью розданы по кускам в обработку за долю урожая или
под служебные наделы. Держатели этих наделов 4 составляли
особую правовую категорию мушкенумов5. Именно такое по-
нимание термина «мушкенум» настоятельно требуется рядом
источников. В письме Самсуилуны з «редум», «баирум» и
«мушкенум» рассматриваются вместе, причем последний зани-
мает здесь место «наши билтим» ЗХ; отправитель другого
(частного) письма говорит адресату, что он не может выпол-
дить просимого дела: «... разве ты не знаешь, что я мушкенум»,
«разве ты не знаешь моего зависимого служилого положе-
ния», - говорит он. В третьем письме автор говорит: «... по
моему мушкенству я могу служить в воротах (что означает:
при дворе) моего господина». Наконец, в четвертом письме
некий сын пишет отцу: «Как отцу моему известно, я стал муш-
кенумом; пусть отец мой вернет меня под власть общины та-
ким образом, чтобы против меня не возбуждали жалобы».
В государственных складах сложено «зерно мушкенумов»; в
С^ппаре и других городах севера и юга страны были кварта-
лы мушкенумов; как в ЗБи, так и в ЗХ мушкенум постоянно
занимает место рядом с дворцом: например, в ЗХ кража у
мушкенума рассматривается в одной статье с кражей у храма
или дворца (§ 8). Несмотря на приниженное положение муш-
кенумов, рабы их пользовались особой охраной закона (ЗХ,
§ 15, 16) и особыми привилегиями (ЗХ, § 176) наряду с цар-
скими рабами. Все это показывает мушкенума как лицо, свя-
занное с царским хозяйством, с обязательной царской служ-
бой и стоящее вне общины. Еще в позднеассирийское время
ассирийский чиновник, жалуясь царю, что наместник отобрал
у него служебный надел, говорит: «...ца'рь, господин мой, зна-
ет, что я мушкенум, несу царскую службу и не покидаю двор-
ца; пусть мне вернут мое поле, чтобы мне не умереть с голо-
ду». [...]
Надо думать, что и в старовавилонское время мушкенумом
назывался тот, кто условно владел участком царской земли за
службу.
Как известно, акад. В. В. Струве придерживается иной точ-
ки зрения, рассматривая мушкенумов как представителей насе-
ления, покоренного Хаммурапи, в частности шумерийцев6. Од-
нако, мне кажется, нет данных о том, что жители покоренного
Хаммурапи шумерского юга (царства Ларсы) были поставле-
ны в неравноправное положение. Как бы то ни было, социаль-
ное положение мушкенумов было менее привилегированным
по сравнению с положением «человека», полноправного граж-
данина общины и рабовладельца (см., например, законы об
охране жизни и здоровья мушкенума и «человека», § 196-
223). С нашей точки зрения, это понятно, если учесть вероят-
ное происхождение социальной категории людей, сидевших на
царской земле. Пойти на владение условное, повинностное вме-
сто безусловного могли только лица, потерявшие опору в об-
Щине, разорившиеся, лишившиеся собственности, или же при-
шельцы.
Фактически, конечно, некоторые наиболее высокопостав-
ленные царские служащие (тамкары, жрецы – § 40) находи-
лись социально в несравненно лучшем положении, чем отдель-
ные полноправные общинники; но всякий царский служащий,
«раб царя», употребляя вавилонское выражение, был в сослов-
ном отношении мушкенумом. если только, как это обычно и
бывало, он не владел одновременно землей в той или иной об-
Щине, что было обязательным условием для полноправного
Гражданства в ней [...].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ...Этот фонд образовался преимущественно в результате захвата храмо-
вых земель жрецами-правителями в раннешумерский период, а затем в ре-
зультате объединения всех правительских (и храмовых) земель в руках об-
щих для всего Двуречья царей-деспотов династии Аккада и III династии Ура.
Этот фонд охватывал, вероятно, не менее половины всей производственной
территории Двуречья.
2 Тюменев А. И. Хозяйственный персонал храма Бау в Лагаше//ВДИ.
1948. Хд 1. С. 22 и сл.; Дьяконов И. М. О площади и составе населения
шумерского «города-государства» // ВДИ. 1950. № 2. С. 93.
3 Никольский Н. М. Частное землевладение и землепользование в
Двуречье. Минск, 1948. С. 41-42.
4 «наши бильтим», т. е. «приносящий доход (дань)» - § 38, «надитум»
(жрица), «тамкару» (государственные торговые агенты) - §40, и «илькум
ахум» («обязанные другой повинностью»), в частности царские ремесленники
(§ 40, ср. § 71), но, по-видимому, не воины - «редум» или «баирум» (§ 26-
39, 41). Воины, хотя и сидели на царской земле, в правовом отношении были,
видимо, приравнены к «людям»; по крайней мере, нет данных, чтобы они считались мушкенумами. То, что их наделы находились именно на царской земле, видно из переписки Хаммурапи с Шамашхасиром (управителем царской земли в Ларсе) и косвенным образом из 32 ЗХ, где именно царское хозяйство выступает как конечная инстанция для выкупа пленного воина, причем его надел не мог быть отдан для выкупа.
5 «Мушкенум» (ЗБ, § 12-13, 24, 34, 50; ЗХ, § 8, 15-16, 175-176, 198.
201, 204, 208, 211, 216, 219, 222) – дословно «склоняющийся ниц, совершаю-
щий проскинесиск (перед царем)». Термин «мушкенум» в шумерском варианте известен еще с начала 1 раннединастического периода истории Шумера (самое начало III тысячелетия до н. э.).
6 Струве В. В. Проблема зарождения, развития и разложения обществ
древнего Востока // ИГАИМК. 1934. Вып. 77. С. 60.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 830.