Тюркские селения Ермаковской волости Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. 1834 год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В период ревизии 1834 года указанные селения входили в состав Ермаковской волости того же уезда (см. Табл.2). В волости было зафиксировано 19 деревень, населенных преимущественно нерусским населением: 6 мордовских, 6 чувашских и 7 тюркских.

 …Очевидно, что к концу XVIII века в этом ареале фактически сформировалось ядро тюркских поселений, однако процесс создания новых населенных пунктов не был завершен: к примеру, Ермаково-Байтуган пока существует как единое поселение, не разделенное на Русский, Чувашский и Татарский.

 В демографическом плане по сравнению с предыдущим периодом мы наблюдаем существенный рост количества оседлого населения, занимавшегося земледельческим трудом. В этот период именно он становится основным и практически единственным источником постоянного дохода. Очевидцы свидетельствовали, что ремесло и скотоводство удовлетворяли лишь собственные нужды крестьян. Проблема земельного голода местным жителям была неведома: природно-геогра-фические особенности (наличие воды, леса, хорошее качество земель и их достаточность) местности были весьма благоприятны для ведения сельского хозяйства. Все это способствовало тому, что в этом ареале гораздо чаще (в сравнении с «симбирским») фиксировались крупные хозяйства и патриархальные семьи, состоявшие из нескольких десятков человек. Например, в семье Абдулсатара Имекделова (д.Бакаево) в 1834 году насчитали 17 мужчин и 21 женщину.

 Исходя из сведений, обозначенных в таблицах, можно заключить, что основная масса тюрок, проживавших на этих землях, - «ясачные татары» (65% от общего количества учтенных жителей). Значительно меньше насчитывалось служилых людей (5%), что связано с отмиранием этой социальной категории, постепенным переходом их в иные сословия.

 В подавляющем большинстве своем представители всех упомянутых социальных категорий исповедовали ислам. В изучаемых материалах обнаружилось единственное упоминание о семье крещеных татар Ермолаевых, проживавших в Старом Ермаково. Во многих селениях в первой половине XIX веке уже функционировали мечети, имелись «указные» и, вероятно, «неуказные» муллы…

 Широко известно, что на землях бывшей Надыровской волости проживали тептяри: татары, башкиры, чуваши, мордва - припущенники, арендаторы земель у башкир. По данным 1806 года, на землях восточных уездов будущей Самарской губернии насчитывалось тептярей: в Бугульминском - 4400 человек, в Бугурусланском -107621. Согласно ревизии 1834 года, в которой отдельно учитывались башкиры и тептяри…

 В «Ведомостях земских исправников о числе тептярей и бобылей» по Бугурусланскому уезду 1840 года, составленных по данным этой переписи, кроме прочего указывалось на совместное владение землей тептярей и казенных татар дд.Бакаево, Новое Усманово, Камышла и Старое Ермаково «камышлинской дачею Надыровской волости». Размер земельных угодий, к примеру, в Старом Усманово составлял 30 десятин на домохозяина.

 Количество тептярей к началу 1830-х годов, по сравнению с данными начала XIX века, существенно не изменилось, колебалось в пределах двух тысяч человек. Существенный рост наметился к середине века: тептярей и башкир насчитали более 3,5 тысячи...

 В 1855 году указанные тептярские селения были включены в состав башкирского войска, а крестьяне зачислены в казенное ведомство: Алькино (Галлино, Аллино) вошло в 23-й кантон 17 юрты, «Камышлы, Бакаева, Новая Усманова, Новая Ермакова, Нижняя Ермакова» - 23-й кантон 18 юрты Бугурусланского уезда Самарской губернии. Система управления этими селениями заметно отличалась от остальных, выстраивалась по военному образцу: с конца XVIII века территории, населенные башкирами и мещеряками, были поделены на кантоны, состоявшие из групп деревень, именовавшихся юртами.

 В деревнях имелись юртовые старшины, которыми могли стать только состоятельные и богатые люди и тарханы, освобожденные от уплаты ясака, но обязанные нести военную службу (о тарханах подробнее см. далее). К примеру, в Камышле эти обязанности выполняли Валит Сагитов (1787-1853) и его сын Валиулла Валитов (1827 г.р.). Документы восьмой ревизии в Камышле заверял старшина третьей тептярской команды Абдулатиф Илов; в Алькино - Абдулвахит Рафиков (Рафитов); в Новом Усманово «сказку» 1859 года - сельский начальник Ремей Нариманов. Вопросами военной службы ведали зауряд-сотники, зауряд-есаулы. «Сказку» по Алькино арабской вязью подписал зауряд-есаул Муллагул Аллагулов.

 Грамотные и авторитетные жители могли получить должность сельского начальника или выполнять обязанности муллы. До нас дошли имена «указных мулл из тептярей» Бакаевой (Хамидулла Хабибуллин, 1815 г.р.)34, Нового Усманово (Ахметзян Файруллин, 1824 г.р.)35. В Старом Ермаково духовные требы исполнял Ганалятдин Абдулнасыров (1814 г.р.), а его брат, Нуретдин (1820 г.р.) являлся унтер-офицером в отставке.

 Важно отметить, что процессы формирования селений на самарской земле в конце XVIII - первой половине XIX века активно продолжались. Ревизские сказки фиксируют многочисленные случаи самостоятельного и правительственного перемещения крестьян из Нового Усманово в Надырову, из Новой Ермаковой - в Байтуган. Около 30 семейств были причислены в Старое Ермаково по предписанию Командующего Баш-кирским войском 14 марта 1852 года. 10 апреля 1834 года Оренбургской казенной палатой в числе жителей Байтугана зафиксированы 24 русских переселенца-казенных крестьянина из Краснослободского уезда Пензенской губернии и русские однодворцы из с. Веденского селища Пензенской губернии (8 человек).

 Следует упомянуть особую социально-этническую категорию местных тюрок - тарханы. Согласно данным ревизий, ведомостей духовных лиц и устным преданиям, д. Ермаково (Байту-ган) и с. Алькино образовались на тарханских землях. Потомки башкир-тархан проживали в д. Ермаково и д. Алькино, что косвенно подтверждает древность этих поселений, а также присутствие башкир среди татарских, русских, чувашских, мордовских переселенцев.

 Алькино в обеих ревизиях фигурирует как башкирское село. «Ревизская сказка деревни Аллиной» от 16 апреля 1834 года «прежде бывшего 9-го, а ныне 12-го башкирского кантона 29 юрты команды старшины Абдулвахита Рафикова» именовалась «о состоящих мужского и женского пола тарханах из башкир». Любопытно, что в различных источниках XIX века оно имело несколько названий: Аллино, Галлино, Гали, а в вы-шеуказанной ревизской сказке были упомянуты представители большого клана Галлиных (Халил, Кучербай, Сагит, Хамит, Габит и другие) во главе с основателем - Галли Мухаметевым (1749-1824), который содержал четырех (!) жен, воспитывал десять детей. Большие семьи, как правило, имели и другие крупные землевладельцы-тарханы: Сагит Арасланов (1739-1818), Бакир Усманов (1755 г.р.), Абдулзямил Аитов (1754-1820), Ишмухамет Юлдашев (1754-1824). Казанские исследователи прямо указывают, что здесь проживали башкиры бывшей Кыпчакской волости, ведшие свой род от тарханов Манашевых. Родоначальником рода был выходец из Башкирии, служилый татарин по сословию Монаш (Мунаш) , чьи потомки получили в 1618 году «тарханную грамоту» на « бобровые ловли, что за Камою-рекою по Кинель-речке».

 Еще один крупный род, проживавший в Алькино на протяжении XVIII-XX веков, был наиболее авторитетен в вопросах духовных: отец-основатель рода Муратовых (в российских источниках - Мратовых), сохранившийся в народной памяти как благочестивый Мурат-бабай, и его потомки были известными в округе ахунами, указными муллами, азанчеями.

 Именем Мурат-бабая именуется т.н. священный родник («Бабкай чишмасе», или «Родник Бабкая»), который, согласно устной традиции, был назван по имени жившего в этом селении благочестивого мусульманина. По легенде, источник забил в том месте, где праведник молился о благополучии односельчан. Вторая версия предания такова. В XVIII веке первопоселенцы Алькино поселились у небольшой речки, которая со временем пересохла и превратилась в родник. Думается, что с учетом приведенных нами сведений эти версии вполне могут быть объединены в единую: родник назван в честь одного из первопоселенцев, верующего благочестивого мусульманина, основателя рода священнослужителей Муратовых (Мратовых).

 Характеризуя особенности демографического развития этого тюркского ареала, отметим, что подавляющее большинство ясачных крестьян, служилых людей, тептярей и тархан имели крупные патриархальные семьи, насчитывавшие от одного до трех десятков человек. Как правило, одно домохозяйство объединяло под одной крышей (буквально или фигурально) три поколения: патриарх, его дети и внуки. Например, в Новом Усманово выделялся клан Усмановых - Исмагил Усманов (1754-1819) имел семью, состоящую из 22 мужчин и 26 женщин. Например, в Балыкле показатель среднего размера семьи в ясачной среде составлял 7 человек, среди служилых - 9 человек. По нашим подсчетам, средний размер тептярской семьи в первой трети XIX века - 17 человек обоего пола.

 Еще одна важная особенность - широкое распространение двоеженства, которая, помимо приверженности мусульманской традиции, явно указывает на достаточность ресурсов для содержания больших семей. Так, в 1830-е годы в Новом Усманово две жены имелись у 38 домохозяев из 45. Похожая ситуация наблюдалась в Камышле, Алькино, Ермаково и других селениях.

 В целом к середине XIX века в сравнении с предшествующим периодом заметно увеличилось количество женщин. Если в 1790-х годах соотношение мужчин и женщин, исходя из данных…, выражалось как 1:0,8, то к 1840-м годам оно изменилось и выражалось как 1:1,05. В дальнейшем количество женщин неуклонно возрастает. Кроме прочего, это свидетель- ствует о сравнительно позднем заселении этого региона, не завершенности процесса миграций.16

п/п Населенный пункт Наличных душ муж. пола Наличных душ жен. пола Всего Категории населения
1. Балыкла Давыдкина Кармала тож (Ста-рая Балыкла) Ясачные татары (213) Служилые татары (77) Ясачные та-тары (210) Служилые татары(72) 290 (м) 282 (ж) 572 Ясачные татары (423) и служилые татары (149)
2. Ермакове Байтуган тож (Татарский, Чувашский, Русский Байтуганы) Ясачные татары(171) Русскиеоднодворцы (160) Чуваши-новокрещены (311) Ясачные татары (190) Русские Однодво-рцы(161) Чуваши- новокрещены(349) 641 (м) 700 (ж) 1341 Ясачные татары (361), русские однодворцы (321), чуваши- новокрещены (660)
3. Камышла Ясачные татары(117) Служилые татары (8) Ясачные татары (142) Служилые та-тары(11) 125 (м) 153 (ж) 278 Ясачные татары (259) Служилые татары (19)
4. Новое Усманово Ясачные татары (205) 6 (почтовые) Ясачные татары (205)4(почтовые) 211 (м) 209 (ж) 420 Ясачные (410) и отправляющие почтовую гоньбу татары (10)
5. Нижняя Ермакова Липовая гора тож (Старое Ермаково) Ясачные татары(174)Отставные солдаты (7) Солдатские дети (5) Ясачные татары (167)Отставные солдаты (5) 186 (м) 172 (ж) 358 Ясачные татары и из ямщиков ясачные татары (341) Отставные солдаты (12)
6. Надырова Бакаева Атанаилга тож (Бакаево17) Ясачные татары (129) Ямщики (32) Отставные солдаты (2) Ясачные татары (130) Ямщики (47) 163 (м) 177 (ж) 340 Ясачные татары (259) Из ямщиков ясач-ные татары (79) Отставные солдаты (2)
7. Старое Усманово Ясачные татары (136) Ясачные татары (147) 136 (м) 147 (ж) 283 Ясачные татары (283)
  ИТОГО: 1753 1840 3593 Ясачные татары (2341)Чуваши- новокрещены (660) Русские однодворцы (321) Служилые тата-ры(168)Ямские (89) Отставные солдаты (14)

 

 

 Вот как описывали быт и нравственность татар уже в XIX веке в исторических источниках: «В Ставропольском и Самарском уездах татары суть переселенцы из Казанской и из малоземельных уездов нагорной стороны Симбирской Губернии. Между ними есть и киргизы, одного с ними закона, но у которых свое особенное наречие. Татары очень хорошего роста, расторопны, смышлены, даже хитры. Твердо сохраняют свою веру и обычаи, верны в супружестве. Легко переносят холод, жар, и труды, подобострастны к начальству, очень исполнительны… По поступлении на службу из них выходят исправнейшие солдаты. Многие из них значительной наружности. Женщины и девки слишком белятся и румянятся, лица их походят на маски, и у всех зубы самого черного цвета. Ежели татарин входит в дом к незнакомому или начальнику, то, почти защурясь, кланяется до тех пор, пока не осмотрит его с ног до головы, поймет его способности, тогда, примеряясь к ним, начинает уже разговор. Ежели у татарина завелось хотя бы немного денег, - тотчас строит хорошую избу, разделяя на несколько комнат, устилает нары коврами, пол - циновками из астраханского тростника, кладет в ней голландскую печь с разными вычурами, молитвами из алькорана, нашивает шуб, шубок, халатов, накупает богатых тюбетеек, ичигов, стенные часы, чайный прибор, берет вторую жену и тотчас начинает что-либо закупать, или чем торговать. К ним можно применить пословицу, что между ними богатого с тароватым не узнаешь. Избы, кроме зажиточных, освещают лучиною, и хотя у них в домах чище и опрятнее, нежели у русских и мордвы, но от копоти лучины и пара от котла, в котором готовится кушанье и тут же бучится платье, всегда в домах их тяжелый запах. Нечистота эта, вероятно, сильно действует на глаза, у татар в обоем поле много слепых. Дома свои они прежде строили посреди дворов, занимая ими огромную усадьбу, на которой по ныне утвержденному плану свободно можно поместить избы две с надворным строением. Дома эти ставились не улицей, и не в линию, а где кто как хотел и находил для себя удобнее. На дворах их было столько выездов, что ежели бы хозяин сам захотел от кого-либо уйти, или позволил бы кому от него бежать, то невозможно этого никак заметить. Приезжающие в татарскую деревню необходимо должны брать проводника, как нет у них улиц, то трудно найти дорогу, куда ехать, и, кроме того, они столько держат таких злых дворных собак, что одному невозможно никуда от них ни пройти, ни взойти к кому-либо на двор. Кушанье варят зимой в избе, в особенно в мазанном возле печки котле, летом же в лачуге или маленьком сарае. Едят вареную или жареную лошадину, особенно любят салму или похлебку, приготовленную ими из небольших, почти четвероугольных кусочков теста с мясом, и охотники пить молоко, а за недостатком молока пьют воду; квасу же у них редко можно найти.

 Богатые щеголяют чаем; они не подваривают его на самоваре, наливши чайник, но дают настаиваться произвольно; в чайник кладут чаю весьма много, от чего он бывает чрезвычайно густ, и не всякий может его так пить, но должен разбавлять водой. Чай они пьют всегда без сливок. Некоторые из них, как мужчины, так и женщины, начали пить хлебное вино, и этому скоро все последуют. Одежду вообще носят: мужчины, летом - долгие, ниже колен, рубашки без пояса, на которые надевают короткие, узкие, без рукавов халаты; на головах тюбетейки и белые шляпы с большими полями; зимою же полушубки, белые домотканые чепаны, и остроконечные, из молодых овчин, и такие же суконные шапки. Женщины носят белые или синие домотканые рубахи с длинными рукавами и исподники; на шее корольки, или какие-нибудь бусы; на руках медные, вылуженные или серебряные наручни или браслеты; на пальцах кольца медные или серебряные; на голове платок белый. Грудь по рубахе увешивают целковыми татарскими монетами. Женитьба и многоженство их разоряют. Бедняк платит за невесту более 200, богатый 500 и 600 руб. ассигнациями. Каких трудов стоит приобрести жен. Давно у татар введено это обыкновение. Они чувствуют всю тяжесть его, но не могут изменить древнему обычаю, и отказаться от дозволенного им многоженства. Жены беспрестанно ревнуют друг друга к мужу, муж не знает, которой из них угодить. Ревность эта поселяет между мужем и детьми ссору. От нее начинаются дела, разделы, драки, ненависть, мщение друг другу. Развод для богатых татар есть легчайший способ к прекращению домашних ссор. Оставлять и переменять жен по их произволу и прихоти есть для них дело возможное. Многие татары ныне говорят уже хорошо по-русски, принимают русских без мужей своих и без покрывал с открытым лицом. Некоторые татары ездят к русским на праздники, а русские к ним. Каждый татарин непременно называется русским именем, а русский с ним иначе не говорит, как Князь или добрый человек. Татары не жалуются ни на перемену в обычаях, ни на упадок цен на хлеб;». Первые они твердо сохраняют, второй заменяют промышленностью. Редкий татарин найдется, который что-либо не закупает или не перепродает».

…К началу XIX столетия татарский народ в Российской империи, как и всякий значительный этнос, обладал довольно сложной внутренней структурой.

 Он состоял из четырёх этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар и субконфессиональной общности крещёных татар (нагайбаков, крещенов). Оренбургские татары в силу своего территориального размещения принадлежали к первой из этих перечисленных групп.

 Динамику устойчивого роста численности татар в Оренбургской губернии в первой половине XIX века отражают данные периодических ревизий податного мужского населения, проводившихся в России.

 В 1795 году по V-й ревизии их было 216,2 тыс. чел., в 1833 году по VIII-й ревизии – 359,6 тыс. чел…18

 Согласно работе Д.Н. Денисова мусульманская община Бугуруслана стала складываться в конце XVIII – начале XIX вв. за счет притока крестьянского населения из ближайших татарских деревень. В 1812 г. здесь отмечено уже 56 мусульман мужского пола, из которых 13 человек были причислены в купечество, а еще 43 – в мещанское сословие. Ревизские сказки показывают, что они были выходцами из различных деревень самого Бугурусланского уезда:

 Бакаевой (ныне Северного района Оренбургской области), Верхней Ермаковой, Новой Усмановой (ныне Камышлинского района Самарской области) и др. Тем не менее, в первой половине XIX в. урбанизационные процессы еще не получили широкого развития, а численность городского мусульманского населения росла крайне медленно. По данным 1848 г., в Бугуруслане проживало всего 115 мужчин, исповедовавших ислам, в 1851 г. 271 мусульманин обоего пола (120 мужчин и 151 женщина), а в 1862 г. 300 человек, что составляло 4,5% от общего количества горожан.

 По требованиям российского законодательства для построй- ки мечети с образованием самостоятельного прихода и утвер-ждением штата священнослужителей было необходимо не менее 200 мусульман мужского пола. По данным Д.Н. Денисова в 1812 г. в г. Бугуруслане отмечено уже 56 мусульман мужского пола, из которых 13 человек были причислены в купечество, а еще 43 – в мещанское сословие.

 Поэтому, несмотря на довольно раннее формирование мусульманской общины в Бугуруслане, долгое время ее члены не имели собственного храма. В 1841 г. бугурусланский мещанин Абдрафик Мрясев обращался к властям с ходатайством о дозволении местным купцам и мещанам построить в городе деревянную мечеть, но оно было отклонено за малочисленностью проживающих там мусульман. Для того чтобы не остаться без исполнения духовных треб и регистрации актов гражданского состояния (рождения, бракосочетания, развода, смерти), мусульманское население Бугуруслана первоначально было причислено к приходу ближайшей соборной мечети в деревне Алькиной Бугурусланского уезда (ныне Похвистневского района Самарской области).19

 

*****

 

 5 июня 1834 года состоялось Высочайше утвержденное по-ложение о запасах для пособия в продовольствии, коим дворянству предоставлено в помощь предводителям для наблюдения за продовольственными запасами в помещичьих имениях избрать попечителей хлебных запасных магазинов. На зтом освовании, в губернском собрании на 20-е трехлетие было избрано 30 попечителей; на 21 е же трехлетие число попечителей ограничено дворянством 22 лицами, коим на жалованье и разъезды определено выдавать по 150 р. в год каждому; впоследствии число их еще уменьшено, а в 1859 году, по постановлению губернского собрания дворянства, должность попечителей упразднена.

 В звание предводителей на 19-е трехлетие выбраны:

 губернским предводителем полковник, впоследствии генерал-майор, Егор Николаевич Тимашев.

Уездными предводителями:

Уфимского, Стерлитамакского, Троицкого и Челябинского уездов титулярный советник Павел Иванович Курочкин.

Оренбургского и Верхнеуральского уездов штабс-капитан Алексей Петрович Крашенинников.

Бузулукского уезда титулярный советник Иван Александрович Неплюев.

Бугурусланскаго уезда гвардии прапорщик Аркадий  Тимофеевич Аксаков.

Бугульминского и Белебеейского уездов подпоручик Михаил Иванович Пасмуров.

Мензелинского и Бирского уездов поручик Сергей Александрович Пальчиков.

 

С 1835 г. началась третья волна самовольного переселения крестьян в Оренбургскую губернию, продолжавшаяся до середины XIX века. Почин сделали пензенские крестьяне. В марте 1835 г. они (в количестве 140 душ мужского пола) самовольно перебрались в Бугурусланский уезд и осели не на казенной земле, а на даче богача Урустумакова. По решению Оренбургской казенной палаты крестьянам было запрещено селиться на даче Урустумакова. Но они ответили, что "непременно станут продолжать обзаведение". При этом особенно кричали 7 человек из толпы, что "они земский суд и его постановления не хотят знать. Имение Урустумакова с жителями, план и межевую книгу действительными не почитают. Эти люди были взяты под стражу и отданы под суд. Для усмирения пензенских переселенцев в апреле 1835 г. была послана солдатская команда из 15 человек. В течение трех лет (1835 - 1838 гг.) разбирался вопрос в Оренбургской казенной палате о самовольном переселении еще 165 пензенских крестьян, но решения по этому вопросу найти не удалось…

 

21 июля 1835 г. - образование с. Турхановки ( по прошению ясашных крестьян Василия Подгорнова и Степана Масленникова в Оренбургское губернское правление с просьбой выдать им разрешение на участок, расположенный в 5 верстах от города в урочище реки Турханки).

 

1836 г. - в с. Русская Бокла на средства прихожан построена каменная церковь с колокольней. Приход церкви распространялся на д. Николаевку.

 

 В 1836 году открыта, согласно указу правительствующего сената, от 30 мая 1830 года № 4865, комиссия для ревизии действий оренбургского дворянского депутатского собрания, под председательством совестного судьи, из 3 членов, депутатов от дворянства. Она существовала семь лет и закрыта в 1843 году.

 Егор, Николаевич Тимашев избирался в губернские предводители в последующие два трехлетия — 20 и 21-е, но состав уездных предводителей изменялся; так, в 20-е трехлетие уездными предводителями избраны:

 Уфимского, Стерлитамакского, Троицкого и Челябинского уездов надворный советник Дмитрий Иванович Березовский.

 Оренбургского и Верхнеуральского уездов штабс-капитан Алексей Петрович Крашенинников.

 Бузулукского гвардии подпоручик Николай Федорович Карамзин.

 Бугурусланского ротмистр Алексей Николаевич ГородецкиЙ.

 Бугульминского и Белебеевского уездов майор Лев Николаевич Воецкий.

 Мензелинского и Бирского уездов поручик Сергей Александрович Пальчиков.

 

 В 1837 г. под руководством одного из самых видных со-трудников Николая I — гр. П.Д. Киселева — была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления государственной деревней, во главе которого встало Министерство государственных имуществ. Пересматривалось наделение крестьян землей, обложение их податями. Сходные преобразования были проведены в удельной деревне, однако, положение помещичьих крестьян так и не было изменено.

 Впервые была начата программа массового крестьянского образования. Число крестьянских школ в стране увеличилось с 60 школ, где училось 1500 учеников, в 1838 году, до 2551 школы, где училось 111 000 учеников, в 1856 году. В этот же период было открыто много технических училищ и вузов — по существу, была создана система профессионального начального и среднего образования страны.

 

 Летом 1837 года в Оренбургском крае побывал проездом известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. 18 июня по пути из Бузулука в Бугуруслан он сделал в своем дневнике такую запись: «Приятная дорога. Богатые поляны, зеленые горы. Дубы и березы. Сурковые бугры». Что касается Бугуруслана, то поэт отметил его «живописное местоположение на полугоре на берегу Кинеля».

 

 В «Топографическом и статистическом описании Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии», сочиненном тайным советником Иосифом Дебу, на 1837 г., сообщается:

 Бугуруслан находится от Губернского города Уфы к Юго-западу под 54° 8' Северной широты и под 69° 31' долготы, расстоянием от Москвы в 1241, от С. Пстербурга 1968 и от Уфы в 279 верстах; построен на низовой стороне реки Кинеля и по обе стороны впадающей в нее речки Тарханки на скатистом и ровном месте.

 Уездным городом учрежден при открытии Наместничества 1782 года, из прежде бывшей слободы, населенной в 1742 году отставными солдатами н непомнящими родства крестьянами. В нем ныне одна каменная церковь, Присутственные Места, острог (крепость-авт.) и два обывательских дома каменные, деревянных обывательских домов 360, городских жителей мужеска пола до 900 душ.

 Торговля городских жителей состоит в обыкновенной продаже шелковых, суконных, бумажных и других товаров и мелочных вещей, в общежитии необходимых; впрочем, не малое число мещан занимаются хлебопашеством и скотоводством.

 Здесь бывает каждогодно одна ярмарка (видимо, междугородняя-авт.), начинающаяся с 1 Октября и прододжающаяся 7 дней. На оную съезжаются купцы из разных Губерний и ближайших уездов с разными товарами, коих привозится на сию ярмарку на сумму до 150000 рублей.

 Герб города Бугуруслана представляет золотой щит, пополам разделенный, из коих в верхней половине изображен Губернский герб, а в нижней в зеленом поле стоящая черная овца.

 Бугурусланский уезд граничит с Бугульминским, Оренбургским и Бузулукским уездами и с Симбирскою Губернею; простирается в длину до 200, а в ширину до 100 верст. В нем считается земли: под поселениями 8424 д., пашенной, сенокосной и степной 5,352,659 д., лесу строевого и дровяного 213259 д., под одною третью солончаков 5950, и неудобной земли 139,580 десятин.

 В сем уезде 228 рек и речек и 8 небольших озер. Примичательные из рек суть: Кинель Большой (см. г. Бузулук); Кинель Меньшой, выходит в Бугурусланском уезде и, протекая по оному, от Востока к Западу, впадает близ Кинельской Чувашской слободы в реку Большой Кинель; Ик (см. Мензелинск); Сок, выходит из Бугуруслаиского уезда и, протекая от Северо-востока на Юго-запад мимо города Сергиевска, составляет частию  границу с Самарским уездом.

 Климат в сем уезде здоровый, и никаких болезней в оном, кроме холеры, не замечено.

 Грунт земли большею частью чернозем и иловатый, а местами глинистый, с песком и мелким хрящем, не требующий впрочем, большего удобрения.

 Здесь сеют рожь, пшеницу, овес, полбу и просо, кои родятся большею частью хорошо, а особенно при благоприятной погоде; конопель, лен, греча, горох и мак родятся средственно.

 Сенных покосов в сем уезде не весьма изобильно; лучшие травы родятся по поемным реками местам, в лесах же и по степям травы средственны.

 Леcy строевого и дровяного в сем уезде достаточно; главные роды онаго: береза, осина, липа, ольха, дуб, осокорь, клен, вяз, тополь и другие.

 Большие дороги чрез сей уезд пролегают из Оренбурга в Бугульму, из Бузулука в Ставрополь, и из Бугуруслана в Бузулук, Бугульму, Белебей и в Сергиевск.

 В Бугуруслапском уезде находится пригородок Сергиевск, основанный в 1703 году по грамоте из Казанского дворца Стольнику и Воеводе Никите Алферовичу Кудрявцеву, по которой послан был Ждан Григорьев Кудрявцев, коему велено было ехать на реку Каму, к урочищу называемому Казачий холм, для городского строения, которое и именовать городом Сергиевским.

Кудрявцев в том же году построил город из дубового леса и покрыл тесом; в нем сделан был острог с 14 башнями и пятью проезжими воротами. По сделанному же о построении сем донесению ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, велено было в 1704 году новопостроенный деревянный город разобрать весь до почвы и отправить лес водою на Терек, а вместо его сделать земляной вал вышиною трех сажен с уступами, а на верху тын, и засыпать хрящевою землею, что того же 1704 г. и было исполнено. Для сей работы наряжено было из разных уездов Казанской Губернии конных и пеших работников 4000 человек.

 Для жительства в город Сергиевск было переведено из пригородков: Ерыклинска, Танинска, Билярска, Старо-и Новошешминска, Заинска, Мензеленска, Арска, Малмыжа и из Алат служивых людей 215 семей, из Симбирских иноземцев атаман и два казака, да из дворцовых сел Самарского уезда 100 человек, коим велено быть тут станичниками.

 Для бывшего же тут серного завода переведено было ясашных крестьян 508 семей, а при серных ключах не далеко от города был особый острог из дубового леса с двумя башнями и принадлежащими к нему необходимыми строениями. Долго хранились в крепости чугунныя пушки, которые недавно перевезены в город Бугуруслан. На сей серный завод прислан был из Симбирска мастер и 15 человек подмастерьев.

 Сверх того в том же году 1703 по грамоте к Даниле Косяковскому велено из разных низовых городов рейтар, драгун и недорослей всех перевести на реку Сок и поселить их около Сергиевска в ближайших местах, удовольствовав пахотною землею, каковых людей и назначено было до 1280 человек. В 7 верстах оного пригородка Сегиевска находятся целебные минеральные воды, носящие по местонахождению своему название Сергивских. Они с стремлением выходят из расселин горы ключами, кои, протекая от 8 до 10 сажень по поверхности земли, впадают в близ лежащее тут же озеро, называемое серным. Вершина горы состоит из разрушившегося известкового камня, перемешанного с песком, глиною и гальками, под которыми лежат известковые и алебастровые пласты, содержащие иногда капельники и кристаллы сих же пород; а в гнездах известковых встречается часто железная окись и самородная сера в виде тончайшего порошка, для добывания которой, гора cия была во многих местах весьма изрыта безо-бразными ямами, по сторонам которых виден был чистый кварц.

 Вода сих ключей весьма чиста и прозрачна, не смотря на то, что, протекая до озера, оставляет по истокам на камнях бледно-желтую осадку, из извести и серы наиболее состоящую; вкус сей воды горьковатый и несколько вяжущий, а запах серно-печенковый, т. е. подобный гнилым яйцам, распространяющейся и по окрестностям здешнего места, особенно по направлению ветра, довольно далеко.

 По общему свойству серных вод, к роду которых принадлежат и Сергиевские, они, раздражая в телах животных мышечные волокна и нервную систему и производя всеобщий жар, ускоряют движение соков и усиливают испарение, а потому Сергиевские воды, по удостоверению Медиков, их испытавших, признаны полезными для излечения всех болезней, происходящих от застоев соков в лимфатических и отделительных сосудах, равно как и от остроты оных, как-то: чесотки, золотухи, головного струпа, шелудей, лишаев, проказы, ревматизмов, завалов во внутренностях, цынги, язв застаревших цынготных, золотушных, чесотных и после истребления венерической остроты остающихся, также от глистов.

 Напротив сего, воды cии вредны тем, кои имеют болезни воспалительного свойства и подвержены кровохарканию, текущему кровяному почечую, сильным маточным излитиям, всем вообще беременным женщинам, страждущим чахоткою, или имиющим предрасположение к оной, также тучным и полнокровным; столь полезные свойства Сергиевских серных вод привлекают сюда каждое лето весьма многих посетителей для лечения своих недугов, из разных ближних и дальних городов Российских, заменяя пользование Кавказскими водами, по отдаленности края сопряженное с большими расходами, не всякому возможными.

 Пользование сими водами начинается в первые летние месяцы. Для вспомоществования страждущим, определен при сих водах особенный Медицинский Чиновник, безотлучно тут находящейся во всё время курса лечения.

Больные употребляют Сергиевские воды — или внутренно, или наружно. В первом случае пьют сей воды, от одного до 6 и 12 стаканов полу-фунтовой меры, в продолжение дня, при назначении Медиком диеты, а во втором делают из сей воды теплые или холодные ванны, продолжение и число коих зависит от рода и степени болезни, также по назначению Медика.

 Селение, при Сергиевских водах состоящее, кроме каменной военной больницы, не с большим из сорока домов, принадлежащих Дворянам, а наиболее мещанам и крестьянам, совершенно не соответствует множеству бывающих здесь каждое лето посетителей; ибо они принуждены, сверх весьма высокой цены за квартиры, терпеть большие неудобства в оных и даже препятствия, имеющие влияние на успех пользования.

 Таковые местные невыгоды Сергиевских серных вод не могли не обратить на себя внимания бывшего Оренбургского Военного Губернатора Графа Сухтелена, коего всегдашняя готовность ко всему общеполезному возродила в нем благонамеренную мысль привести в исполнение, m. е. всемерно улучшив cиe благодеяние природы искуственными пособиями и учреждениями, и преобразя дикое cиe место в благоустроенное, доставить посещающим, оные возможные удобства. Планирование и украшение места Сергиевских вод и различных при оных здания предположенные Графом, составлены были известным Генерал-Майором Бикбулатовым, отличившимся в подобных занятиях при Царско - Сельских дворцовых садах, и вместе с проектом об улучшении сих вод удостоены уже Высочайшего одобрения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 1-ГО щедротами ассигнована и сумма на приведение в исполнение сих благодетельных для человечества учреждений, долженствующих служить навсегда памятником для Ореибургского края попечительности Графа Павла Петровича Сухтелена…

 В Бугуруслаиском уезде 1 пригородок, 1 крепость, 6 слобод, 30 сел, 38 селец, 174 селения. Кроме Дворян и Чиновников, в городе Бугуруслане и уезде оного считается 34 купца, податного состояния: мещан 329, однодворцев 5225, Государственных крестьян разных званий 31,534, Тептярей и Бобылей 1768, удельных крестьян 1136, помещичьих крестьян и дворовых людей 12,897, детей отставных солдат причисленных в звание казенных крестьян 2678; неподатного состояния: священно-и церковнослужителей 180, отставных солдат 559, Башкирцев 615, солдатских детей непричисленных еще в податное состояние 80, новокрещен состоящих на 3-летней льготе 5, казенных поселян перешедших из других Губерний 666, новокрещен из неподатного состояния состоящих на 10-летей льготе 1.

 Промышленность жителей сего уезда состоит главнейше в хлебопашестве и скотоводстве, не малая часть жителей занимаются посевом на бахчах арбузов, дынь и табаку, от развоза и продажи коих по разным местам получают значительную прибыль.

 В сем уезде 1 чугуноплавиленный завод, винокуренных 2, поташных 6, Суконных Фабрик 6 и 1 бумажная.

 Образованность жителей сего уезда Соответственна прочим ближайшим уездам.

 Вера господствующая есть Христианская Грекоросейская; не малая же часть жителей Магометанского.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 994.