Специфика делового общения в малых группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Когда в трудовом коллективе сложилась определенная система межличностных отношений, начинается формирование малых групп, к которым можно отнести, так называемые, команды, рабочие группы, неформальные группы и другие небольшие коллективы, члены которых объединены общей профессиональной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых отношений.

 

Обычно историю научного исследования малой группы датируют 1897 г., когда американский психолог Н.Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором показал меньшую эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку, по сравнению с группой. В 1920-е годы неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов по функционированию групп.

К концу 1930-х – началу 1940-х годов исследуются групповые нормы (Шериф М., 1936; Ньюкомб Т., 1943), складывается печально известная «теория черт» лидерства, оформляется социометрическое направление исследования групп. Особый вклад в развитие психологии малых групп в эти годы внес эмигрировавший в США из Германии К.Левин. Он явился основоположником крупного научного направления, известного под названием «групповая динамика».

 

Сила малых групп в том, что их очень трудно юридически и организационно определить. В таких коллективах имеются неписаные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать официальному руководству учреждения, так и находиться к нему в оппозиции, оказывать постоянное сопротивление.

Руководителю организации очень важно установить контакт с такими коллективами, а также умело создавать такие группы, объединяя людей общими делами, задачами, идеями, интересами.

Термин «команда» применяется в теории и практики делового общения в нескольких значениях. Нередко этот термин используется для характеристики таких качеств коллектива как:

уровень сплоченности сотрудников;

приверженность работников ценностям корпоративной культуры;

понимание взаимосвязи собственного благополучия и процветания фирмы.

 

 

 


В США уже в 60-е годы прочно утвердился термин «команда» и производный от него «дух команды» ( team spirit ). Во многом это связано с именем Джона Кеннеди и имиджем «команды президента».

В Японии чувство принадлежности к команде, фирменная солидарность воспитывается на основе принципа «фирма – единая семья» ( firm as one family ).

Команда рассчитана на выполнение нескольких категорий задач. Задания, выполняемые командой, технологически взаимосвязаны и требуют высокого уровня сплоченности и самоуправления. Характерным признаком команды является повышенный уровень автономности поведения и коллективной ответственности за конечный результат.

В России распространение получил термин «рабочая группа», под которым понимается коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера. Лидер, зачастую, является и высшим должностным лицом в данной организации или в ее структурном подразделении (если речь идет о рабочей группе подразделения). Этот фактор, а также отсутствие автономности в процессе своего функционирования несколько отличает рабочую группу от команды. Рабочие группы, как правило, функционируют в рамках предприятия или подразделения.

 

 

 


Главным в содержании понятия «рабочая группа», независимо от масштабных различий формальных организационных структур, является то, что этот термин характеризует, прежде всего, неформальную сторону организации, которая может создаваться внутри формального коллектива.

Общепризнанно, что неформальная структура выступает частью любой организации, существует рядом с формальной, дополняет ее и регулирует многие весьма важные для организации отношения.

Дополнив формальную структуру, неформальная принимает на себя ранее не решаемые ею задачи, создает новые общности, новые комбинации людей и ролей, базирующиеся на взаимосвязи и взаимоучете интересов, единстве ценностных ориентаций.

Неформальная внутренняя организация рабочей группы  может быть необычайно эффективной в деле руководства поведением своих членов и может придавать группе большую устойчивость, что исключительно важно в условиях нарастающей конкуренции.

В прогрессивных компаниях уже поняли, что если при совершенствовании трудовых процессов и достижении целей организации по-прежнему полагаться исключительно на руководство, они не смогут сохранить конкурентоспособность. Компании нуждаются в вовлечении в эти процессы тех работников, которые стоят ближе к проблемам, а также к потребителям продукции организации. Современная организация не может быть организацией, состоящей из начальников и подчиненных. Она должна быть организована как группа.

Рабочие группы могут подразделяться на два основных вида:

группы членства, которые рассматриваются, как местопребывания человека в коллективе, который может быть далек от его установок и ценностных ориентаций;

референтные (эталонные) группы объединяют самых различных людей, не обязательно работающих в одном подразделении учреждения. В этом случае говорят о сквозной референтной группе. Такая группа оказывает влияние на трудовой коллектив, удовлетворяет потребности человека в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти и т.д.

 

 

 


Референтная группа может быть реальной или воображаемой, но она всегда выступает как источник норм и правил, к которым человек хочет приобщиться.

Любая рабочая группа – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегулированию, наличием прямых, обратных и горизонтальных связей.

Рабочей группе присуща внутренняя организация, т.е. институты, нормы контроля, образцы деятельности, культура и т.д.

По мнению специалистов, основными признаками рабочей группы являются признаки, представленные на рис. 8.3.

 

1. Небольшое количество людей.
2. Пространственное и временное соприсутствие людей.
3. Наличие постоянной цели.



Признаки рабочей группы

4. Организующее начало. 5. Разделение и дифференциация персональных ролей. 6. Выработка специфической групповой культуры. 7. Эмоциональные отношения между членами группы.

 

Рис. 8.3. Основные признаки рабочей группы.

Небольшое количество людей.

Как правило, рабочая группа характеризуется числом членов от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей между людьми, составляющую группу.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.