Наличие эмоциональных отношений между членами рабочей группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоциональные отношения влияют на групповую активность. Данный признак может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в команде. Конфликтная ситуация в рабочей группе даже при хорошо отлаженной совместной деятельности может привести к разрушению коллектива.

 

Наличие в трудовом коллективе неформальной рабочей группы можно определить, используя соответствующую методику, которая получила название социометрической процедуры. Для этого достаточно предложить сотрудникам, естественно, в анонимной форме, ответить на перечень косвенных вопросов. Например, с кем хотели бы разделить служебный кабинет, кого пригласили бы для совместного выполнения ответственного задания, кто из коллег лучше всего подходит для выполнения обязанностей руководителя на время его отсутствия и т.д. Вопросы подобного рода, составленные с учетом специфики деятельности коллектива, индивидуальных особенностей его членов, позволяют дать количественную оценку реальных связей между сотрудниками по признакам симпатии – антипатии, выявить неформальных лидеров, определить сплоченность группы.

 

На основе собственных ценностей и совпадающих ценностных ориентаций, в рабочей группе развивается специфическое чувство общности, выражаемое местоимением «мы». Это сознание «мы» является выражением психологической связи, объединяющей членов рабочей группы, основой общности действий, сплоченности коллектива.

Сплоченность группы является важным фактором в функционировании рабочей группы. Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой группой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в рабочей группе. Однако была выявлена и другая закономерность. Исследования показали, что чаще всего сплоченность группы основана не на эмоциональной привлекательности коллектива, а на все большем включении человека в процесс совместной деятельности.

Как мощная и активная социальная группа с положительной ориентацией по отношению к стратегическим целям и корпоративным ценностям, рабочая группа дает лидеру возможность целенаправленно влиять на процессы самоорганизации и саморегуляции неформальной структуры и, следовательно, сближать ее с формальной структурой фирмы.

Рабочая группа создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, даёт им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Рабочая группа обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Она может осуществлять давление на участников коллектива, и часто конфликтна.

Рабочие группы характеризуются:

ясными вдохновляющими целями;

эффективной структурой;

особо высокой компетентностью работников;

климатом сотрудничества;

стремлением к хорошей работе, становящимся нормой;

внешней поддержкой;

всеобщим признанием и опёкой руководства.

Обычно рабочие группы защищают свои границы, себя от давления и привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими коллективами. Люди будут эффективно работать в составе рабочей группы, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание руководителем этих ролей позволяет формировать рабочую группу из нужных лиц.

Рабочая группа может состоять из различного количества работников, не превышающего 15 человек.

 

Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2, то есть 5, 7, 9 человек. Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству членов рабочей группе могут образоваться две враждующие половины.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы, состоящие из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы. При большем же числе людей конфликты, как правило, сглаживаются.

 

Внутри рабочей группы могут организовываться внутренние подгруппы, различающиеся, как по количеству, объединяемых ими членов, так и по внутренним связям и отношениям между ними. К таким группам относятся:

диады и триады – группы, состоящие из двух–трех человек. В этих группах наиболее близкие и равноправные отношения между участниками. Диады легче всего разрушаются, но отношения между членами приносят им наибольшее удовлетворение. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

квартеты и квинтеты – группы, состоящие из четырех–пяти человек. В этих группах могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов. В этом случае членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом.

Кроме численного состава рабочей группы следует обращать внимание также на другие принципы формирования состава коллектива. Обобщение опыта практической работы показало, что наиболее продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента.

Молодые сотрудники лучше воспринимают новое, прогрессивное, более энергичны, но порою не склонны к компромиссам, самонадеянны. Напротив, люди старшего возраста достаточно консервативны, но обладают жизненным опытом, не склонны к авантюрным действиям, способны принимать более взвешенные решения, а также как правило, избегают конфликтных ситуаций.

Половой состав рабочей группы также влияет на ее дееспособность. Чисто женские и чисто мужские рабочие группы обладают специфическими недостатками. В женских коллективах чаще случаются мелкие стычки, больше потерь рабочего времени из-за систематического обсуждения личных проблем и т.д. В чисто мужских коллективах в рабочее время процветают «дурные привычки». Кроме того, такие коллективы менее управляемы, не так тщательно прорабатывают детали поставленной задачи и т.д. Таким образом, совместная работа лиц обоего пола подтягивает работников, повышает дисциплину, требовательность к себе.

Не менее важно иметь в рабочей группе лиц с различным темпераментом, что взаимно дополняет сотрудников, сглаживает недостатки, присущие каждой отдельной личности и свойственному этой личности темпераменту.

Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.

Рабочей группе присущи следующие общие закономерности:

Коллектив рабочей группы будет неизбежно структурироваться, то есть разбиваться на подгруппы.

Рабочая группа находится в постоянной динамике, то есть прогрессирует или регрессирует.

В рабочей группе будет постоянно, неоднократно происходить изменение места человека, меняться его роль в коллективе, то есть будет происходить постоянная флуктуация отдельных членов группы.

 

 


В рамках анализа делового общения между членами рабочей группы можно выделить первичные и вторичные группы, которые определяются типом деловых отношений между участниками. В одном случае это первичные, а в другом, – вторичные отношения. Их отличие основано на социальной дистанции, существующей между членами группы каждого вида. В первичных группах социальная дистанция значительно меньше.

Первичные деловые отношения складываются между участниками, находящимися в частом физическом контакте, когда имеется возможность наблюдать за поведением друг друга в различных ситуациях. Деловые отношения в первичных группах окрашены личностными мотивами, знанием каких-либо личных подробностей, привычек сослуживцев и т.д. В организациях такие деловые отношения бывают в постоянных рабочих коллективах.

Вторичные деловые отношения – это отношения участников первичных групп со знакомыми им людьми, не являющимися членами первичных групп. К таким людям можно отнести работников других подразделений организации, то есть тех, с кем установлены деловые контакты, но постоянное деловое общение отсутствует.

Деловое общение в рабочей группе подразделяется на три сферы отношений, представленных на рис. 8.4. К ним относятся профессиональная, ценностно-мировозренческая сферы, а также межличностные отношения.

Сферы отношений, возникающих в рабочей группе

 


Профессиональная сфера

 

Отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач Субординационные отношения Отношения, связанные с координацией совместной деятельности Отношения в системе автоматизации управленческой деятельности  

Дата: 2018-11-18, просмотров: 379.