Индивидуалистический
Коллективистский
Прагматический
При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия испытуемым группы обозначьте буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистский» – «К». Результат испытуемого записывается в виде следующего многочлена: LИ + МП + NK, где L – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, М – «прагматическому», N – «коллективистскому». Например: 4И + 6П + 4К.
Таблица 8.3.
Ответный бланк
Фамилия_______________________Группа____________Дата______________
1. | А Б В | 4. | А Б В | 7. | А Б В | 10. | А Б В | 13. | А Б В |
2. | А Б В | 5. | А Б В | 8. | А Б В | 11. | А Б В | 14. | А Б В |
3. | А Б В | 6. | А Б В | 9. | А Б В | 12. | А Б В |
Психологическая структура, роли и отношения
В трудовом коллективе.
В большинстве случаев с ростом и развитием организации усиливается потребность в ее формализации. Переводя отношения людей на формальную основу, вводя полномочия и ответственность сотрудников обеспечивается четкость и надежность работы, координация и контроль за исполнением своих должностных обязанностей в различных звеньях учреждения.
Однако не все организации могут и должны использовать формальные средства в одинаковой степени. Например, в небольших фирмах управление и исполнение изначально построено на межличностных отношениях и дает положительный результат трудовой деятельности. Однако с развитием организации и в связи с различными внешними и внутренними обстоятельствами прочность неформальных связей работников такой фирмы может ослабевать. Тогда потребность в формализации отношений возрастает. Возрастает она и тогда, когда фирма начинает расширяться. Прием новых членов вызывает перестройку межличностных отношений. Они могут утратить прежнюю стабильность. В этом случае организация формальных отношений, официальная, четкая иерархия формальных статусов должностных лиц в фирме вполне оправдана и, как правило, дает положительный результат.
Формальный статус работника в трудовом коллективе является ориентиром его поведения в деловом общении с различными членами трудового коллектива или внешними партнерами. Формальный статус в организации устанавливает:
полное название должности;
властные полномочия;
ответственность за выполнение своих должностных обязанностей;
образование и уровень знаний;
систему поощрения;
условия найма, назначения и увольнения;
поощрения и награды, которыми можно распоряжаться;
систему наказаний, которыми можно распоряжаться;
уровень доступа. Например, к конфиденциальной информации, к высокопоставленным должностным лицам и т.д.
Единого документа, определяющего формальный статус в конкретной организации, не существует. Информация об обязанностях, полномочиях и привилегиях располагается в различных документах. Некоторые положения, определяющие формальные статусы, содержатся в уставах организаций, в коллективных договорах и др. Они касаются определенных должностей независимо от того, кто их занимает. Положения статуса, которое носит индивидуальный характер, излагаются, как правило, в контрактах.
Организации, в которых высокая степень формализации отношений и поведения считается естественным явлением, принято называть бюрократическими.
Бюрократической организацией может быть все учреждение или отдельное подразделение фирмы. Бюрократия в той или иной степени есть во многих организациях и в определенной степени влияет на организацию делового общения сотрудников фирмы. Несмотря на свои недостатки, она имеет положительные стороны, которые проявляются в точности исполнения должностных обязанностей, стабильности, рациональности, строгости дисциплины, четкости делового общения.
Ученый М. Вебер выделил восемь основных бюрократических принципов, представленных на рис. 8.12., которые, по его мнению, должны быть положены в идеальный тип бюрократической структуры.
1. Обезличенное и формальное управление людьми. | |||
2. Трудоустройство и продвижение работников. | |||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 303.