Ценностно-мировозренческая сфера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Взаимоотношения между личными и корпоративными ценностями Нравственные установки  

Межличностные отношения

Реализация потребности в общении и самоутверждении личности Степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью Формальный и неформальный статус

 

Рис. 8.4. Сферы отношений, возникающие в рабочей группе.

 

Профессиональная сфера охватывает:

отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач;

субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

отношения, связанные с координацией совместной деятельности;

отношения в системе автоматизации управленческой деятельности.

Ценностно-мировозренческая сфера связана:

с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями;

нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе. Соотношение несовпадения нравственных установок влияет на деловое общение и может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

Межличностные отношения связаны:

с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива;

степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью;

формальным и неформальным статусом.

Отношения в рабочей группе могут складываться и в зависимости от специфики деятельности, распространения информации в коллективе, вида группы. В соответствии с классификацией Самыгина С.И. и Столяренко Л.Д. основные рабочие группы можно разделить на следующие виды, представленные на рис. 8.5.

 

1. Пирамидальная.

Рабочие группы

2. Случайная.
3. Открытая.
4. Группа синхронного типа

 

Рис. 8.5. Виды рабочих групп по специфике взаимодействия их членов.

 

Пирамидальная группа.

Такая рабочая группа является группой закрытого типа и имеет иерархическое построение, то есть чем выше статус члена группы, тем выше его права и влияние.

Взаимодействие и передача информации идет в основном по вертикали, снизу вверх направляются отчеты, а сверху вниз – приказы и распоряжения (см. рис. 8.6.).

 

Рис. 8.6. Пирамидальная группа.

 

В пирамидальной группе каждый человек знает свое место. Здесь ценятся традиции, присутствует определенный консерватизм и субординация в отношениях. Руководитель такой группы должен заботиться о своих подчиненных, а взамен они беспрекословно ему подчиняются.

Пирамидальные группы усиливают порядок, дисциплину, контроль.

Такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также формируются в экстремальных ситуациях.

Девяностые годы принесли фундаментальные изменения в распределении силы и власти в организациях. До недавнего времени большинство организацией имело вертикальную структуру, то есть между высшим руководством и рядовыми работниками находилось много промежуточных уровней управления. Классическая модель организации с вертикальной структурой – армия. В армии рядовые подчинены командиру взвода, который, в свою очередь, подчинен командиру роты и так далее вплоть до самого высшего военного поста. Когда генерал отдает приказ, этот приказ спускается вниз от одного человека к другому, пока не достигнет того, кому он адресован или офицера, которому предписано его непосредственное исполнение.

До недавнего времени крупные компании использовали такую же жесткую иерархическую модель управления, как в армии. Имея сотни тысяч работников, эти компании зависели, а во многих случаях и до сих пор зависят, от множества руководителей, контролирующих работу подчиненных, и то, когда и как они ее выполняют. Основная задача высшего руководства состояла в том, чтобы отдавать приказы и очень жестко контролировать рабочие графики, выдачу заданий и процесс принятия решений, чтобы гарантировать достижение организацией ее целей.

Случайная группа.

В таких группах каждый участник принимает решение по поставленной задаче самостоятельно. Люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но общая цель, например, получение прибыли от совместных действий, их объединяет (см. рис. 8.7.).

Такие группы встречаются в творческих коллективах, они типичны для новых коммерческих структур, которые функционируют в ситуации рыночной неопределенности.

 

 


Рис. 8.7. Случайная группа.

 

Успех деятельности случайной группы зависит от способностей, потенциала каждого из членов коллектива.


Открытая группа.

Открытая группа характеризуется тем, что каждый ее член имеет право на инициативу. При этом весь коллектив совместно обсуждает назревшие вопросы (см. рис. 8.8.). Главное для членов такой группы – общее дело.

В открытой группе свободно происходит смена ролей участников. Ей присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей.

 

 


Рис. 8.8. Открытая группа.

 

Успех деятельности открытой группы зависит от умения достигать согласия, вести переговоры. Ее руководитель должен обладать высокими коммукативными качествами, уметь слушать, понимать, согласовывать и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами.


Группа синхронного типа.

Группы синхронного типа характеризуются тем, что ее члены находятся в разных местах, но, тем не менее, все они двигаются в одном направлении (см. рис. 8.9.).

Это объясняется тем, что у всех челнов группы одна цель, поэтому каждый работник знает, что следует делать. И, несмотря на то, что каждый двигается сам, вся группа синхронно двигается в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

 

 


Рис. 8.9. Группа синхронного типа.

 

Успех группы синхронного типа зависит от таланта, авторитета, харизмы лидера, который убедил, повел за собой людей. А члены коллектива ему беспредельно верят и подчиняются.

 

 


Рабочая группа возникает в рамках сформированного формального коллектива, который создается руководством на определенный срок, временно или постоянно в целях выполнения какой-то официальной работы. Формальным коллективом может быть отдел или какое-либо подразделение учреждения.

В неформальные рабочие группы объединяются те же самые сотрудники формальных коллективов для достижения собственных целей, зачастую несовпадающих с официально установленными. В процессе трудовой деятельности и делового общения сотрудники находят все больше точек соприкосновения и сближаются на межличностном уровне.

Причины возникновение неформальных рабочих групп лежат вне личностных характеристик людей ее составляющих, они задаются внешними по отношению к группе факторами, а также от внутренних межличностных отношений. То есть можно говорить об объективных и субъективных факторах формирования рабочей группы.

 

 

Объективные


Дата: 2018-11-18, просмотров: 296.