Основные категории и методы философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Философия, как и любая наука, обладает своим набором понятий и категорий, которые позволяют ей осуществлять постижение свойств и качеств своей предметной области.

Категориями (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство, признак) называют предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные свойства, черты, а также закономерные связи и отношения элементов реальной действительности и познания[3].

Будучи формами и устойчивыми организующими компонентами процесса мышления, категории отражают не только свойства и черты объектов реального мира, но и помогают рациональному мышлению человека в познании достаточно полно и всесторонне выявить природу и сущность этих объектов, закрепить их в знаниях. Категории позволяют человечеству организовывать и осуществлять свою деятельность, формировать у людей мировоззрение, культуру мышления и практического действия.

Есть основания полагать, что впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории», где философ обобщил попытки разных мыслителей своей эпохи выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания и достаточно всесторонне рассмотрел следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Свой вклад в осмысление категорий внес И. Кант, практически положивший начало новому этапу исследования этого феномена науки и практики. Правда, он рассматривал категории как априорные формы рассудка, которые характеризуют не мир «вещей в себе», а познающего субъекта, исследователя и структуру его мышления, т.е. И. Кант исключал такое свойство категорий, как способность отражать реально существующий мир, его составляющие элементы.

Значительный вклад в осмысление категорий внес Г. Гегель[4]. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы категорий как порождения абсолютной идеи, он свел их к следующему:

— бытие — качество, количество, мера;

— сущность — основание, явление, действительность;

— действительность — субстанция, причина, взаимодействие, а также субъект, абсолютная идея, объект.

Материалистическая философия рассматривает категории как результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики. В соответствие с таким подходом мы и будем рассматривать категории философии.

Категории философии — это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее.

Философские категории находятся между собой в определенной связи и представляют собой открытую развивающуюся систему, которая строится на основе единства исторического и логического. Именно поэтому, каждая философская категория может быть осмыслена лишь как элемент всей системы категорий. Например, содержание категории «материя» и естественно отражаемой ею реальности может быть раскрыто с использованием категорий «движение» «развитие», «пространство», «время», «качество», «количество» и др.

Правда, в отличие от гегелевской системы, которая раскрывала развитие всего сущего на основе исходной, названной Г. Гегелем «мировой дух», в материалистической философии пока не существует общепризнанной системы категорий.

Для философских категорий характерно раскрытие общих законов возникновения, становления и развитие природы, человека и общества. Поскольку их объектная область — это мир, объективная реальность во всем многообразии ее существования, движения и развития, для всех предметов реального мира эти законы развития присущи, правда, со своими особенностями. С позиций материалистической диалектики к таким законам развития относят следующие: а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон взаимоперехода количественных изменений в качественные; в) закон отрицания отрицания.

К всеобщим законам развития можно отнести также и «связь парных» категорий философии: а) «сущности и явления»; б) «причины и следствия»; в) «возможности и действительности»; г) «необходимости и случайности»; д) «формы и содержания»; е) «общее — особенное — единичное».

Философские категории, отражая объективную реальность, позволяют выделить следующие ее черты и свойства: единство сущего; структурированность окружающего мира; причины и источники развития объективной реальности; способ типологии реальности; характер и уровень отражения реальности в сознании человека.

Для категорий философии характерным является то, что они, аккумулируя в себе результаты развития отдельных наук, фиксируют и отражают мировоззренческие и методологические аспекты содержания философской мысли. Однако поскольку философские категории представляют собой наиболее общие или всеобщие понятия, «охватывают» весь обозримый для исследователя мир, они довольно «бедны» в содержательном смысле. Вместе с тем они позволяют выделить нечто общее, что присуще всем феноменам реального мира. В качестве таких феноменов выступают следующие: а) материальность объективной реальности; б) всеобщая связь всех предметов реального мира; в) непрерывное развитие всех предметов реального мира.

Категории философии, отражая свойства и отношения бытия в максимально общем виде, обладают самым широким «пределом» их применения.

В основной перечень философских категорий можно включить следующие: «материя», «сознание», «реальность», «бытие», «возможность», «действительность», «развитие», «эволюция», «революция», «необратимость», «направленность», «субстанция», «субстрат», «универсум», «пространство», «время», «континуум», «единичное», «особенное», «общее», «познание», «причина», «следствие», «форма», «содержание», «необходимость», «закономерность», «случайность», «природа», «общество», «человек», «структура», «компонент», «элемент», «субъект», «объект», «истина», «достоверность», «практика», «конкретное», «абстрактное» и др.

Рассматривать содержание философских категорий целесообразно последовательно, в рамках выделенной нами предметной области и структуры философии. Однако поскольку проникновение в содержание философии начинается от фиксации явления и представляет собой непрерывный процесс раскрытия ее сущности и природы, рассмотрим парные категории философии, которые позволяют осмыслить и познание, и развитие, и саму суть философии как мировоззрения, так и методологии.

Сущность и явление представляют собой философские категории, которые отражают различные стороны предметов, процессов объективной реальности или действительности.

Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную качественную составляющую, которая придает предметам то, что они являют собой. Если исключить эту составляющую из конкретного предмета, то последний перестанет быть таковым, т.е. сущность соотносится с категорией «качество», но не исчерпывает ее.

Сущность мыслится и в глобальном масштабе. Здесь она трактуется как предельное основание бытия мироздания, но в границах определенного класса, вида, рода. Например, можно говорить о сущности живых организмов, о сущности человека как представителя рода человеческого, но являющегося таковым только потому, что он есть социальное существо. Сущность составляет общую основу как множества различных явлений, так и единично-уникального. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще. Сущность предметов скрыта, ее невозможно выявить простым созерцанием. Так, например, при простом наблюдении за Солнцем можно сделать вывод, что оно вращается вокруг планеты Земля, хотя в действительности все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

Реально сущность нерасторжима со своим проявлением. Так противоправное деяние выступает в виде конкретного действия или бездействия субъекта, которое сопровождается нарушением установленных в стране законов или других видов социальных норм и влекущее причинение вреда другим лицам.

Явление есть внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности находятся на поверхности, в среде своего бытия.

В материалистической философии категории «сущность» и «явление» рассматриваются как универсальные объективные характеристики предметного мира. Единство этих категорий означает единство мира и мышления о мире, единство онтологии и гносеологии. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества. Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных внутренних связей предмета, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. И сущность, и явление суть атрибуты любого объекта. При этом явление есть функция, зависящая от двух величин: объекта и его данности субъекту. Для того чтобы исключить субъективную составляющую, возникающую при оценке явления, отражающего сущность предмета, например в криминалистике, «…из бесконечного разнообразия явлений, отражающих сущность преступления, выделяют такие, которые причинно связаны с преступлением, лишь те, которые запечатлели следы преступлений, информацию о преступлении»[5].

Рассматривая явления в их совокупности посредством абстрагирующей способности ума, человек приближается к сущности предмета. Познание проникает в суть предмета от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

В деятельности юристов, в контексте выявления сущности деяний и их оценки, соотнесения этой оценки с нормативными актами значимым является рассмотрение связи таких категорий, как «причина и следствие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «форма и содержание», «общее — особенное — единичное».

Причина и следствие — это две философские категории, отражающие наличествующую в мире всеобщую связь между различными объектами, между сущностью и явлением, между разными явлениями.

Причина (лат. сausa) — это тип взаимодействия предметов, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой какие-то изменения в самих этих предметах, в характере связей между ними, в других объектах реального мира или явлениях, выражающих их природу и сущность.

Все изменения, происходящие в реальном мире, где проявила себя причина, являются следствием. В мире нет беспричинных явлений. Всякое явление в природе, обществе, самом человеке обусловлено определенной причиной. Оно есть следствие той или иной причины. Причина и следствие находятся во взаимодействии. Причина порождает следствие, но и следствие не пассивно, а воздействует на свою причину или становится причиной других явлений. Во всеобщем взаимодействии реального мира причина и следствие меняются местами. То, что является следствием в одной связи, может стать причиной в другой связи и т.д.

Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии является влечет м.б. является нарушением ПДД? за собой нарушением водителем правил дорожного движения. Нарушение правил дорожного движения влечет, как следствие, возникновение дорожно-транспортных происшествий. Дорожно-транспортные происшествия влекут причинение вреда другим людям и т.д.

Между причиной и следствием существует внутренняя закономерная связь. Так, взаимодействие между ними нельзя рассматривать в отрыве от конкретной обстановки, в которой это взаимодействие происходит. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Очевидно, что одна и та же сущность предмета в разных условиях, причинах может по-разному проявляться. В связи с этим в судебной деятельности следует отличать общее осмысление сущности и явления, причины и следствия от степени точности, которой достигла юриспруденция и юридическая практика в деле описания причинных связей, а также от того, какие факты предоставляет следствие по конкретному рассматриваемому в суде делу.

В природе и обществе существует бесчисленное множество типов и форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, структурных элементов предметов, которые обусловливают причинно-следственные зависимости, становятся причиной следствий. Однако при всем многообразии причин внутренней их природой является противоречие в самом предмете, в тех несовпадениях тенденций, сторон, свойств, которые присущи элементам этого предмета.

В философии классификация причинно-следственных связей производится по разным основаниям. Например, если обратиться к вещной стороне предметов взаимодействия, можно вести речь о следующих видах причинно-следственных связей: материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные.

По характеру проявления причинно-следственные связи можно подразделить на динамические и статические. По числу и связанности взаимодействий причины подразделяются на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. По отношению к предмету причины могут быть внутренними и внешними. По охвату предметов бытия мира выделяются причины всеобщие, особенные, единичные. По «качеству» следствия они могут быть главными и неглавными.

В практической деятельности юриста обращение к причинно-следственной связи при рассмотрении любого деяния требует осмысленного использования следующей парной категории философии: «необходимости и случайности».

Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, «божественном провидении», свободе и воле, предопределенности или стихийности человеческого бытия.

Необходимость — это закономерный тип связи явлений, событий, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития[6].

Необходимость выражает основную тенденцию развития всех компонентов природы, общества, человеческого мышления, а это значит, что все существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т.е. объективными законами развития. Например, вращение Земли и других планет, развитие одних органических видов из других, смена одних общественно-экономических формаций другими, изменение в технике и технологиях от уровня фундаментальных исследований — все это имеет необходимый характер. Однако необходимость не сводится к неизбежности. Философия не отрицает и случайности, которая имеет свою долю «права» на бытие.

Случайность — это такой тип связи явлений, событий, который обусловливается не их внутренней природой, а внешними, привходящими и потому несущественными причинами.

Другими словами, случайность — это субъективно неожиданные, но объективно привходящие в конкретный процесс компоненты бытия всего сущего, это то, что в данных конкретных условиях может быть, а может и не быть, может осуществиться в одной форме, а может в какой-то другой.

Случайность, как и необходимость, может быть внешней и внутренней: внешние — находятся за пределами определенного круга предметов; внутренние — порождаются собственной природой конкретного предмета или круга предметов.

Необходимость и случайность взаимно связаны. Есть основания считать, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития предметов как в природе, так и в обществе, и которую наука обязана вскрыть. Это относится и к юридическим наукам. Достаточно часто в судебных заседаниях при рассмотрении дел, относящихся к вопросам использования средств защиты потерпевшим, когда он наносит нападающему несовместимые с жизнью ранения, возникает проблема оценки данного деяния: было ли оно следствием случайного превышения необходимой обороны или осознанным действием.

Конечно, в некоторых случаях, например, когда мать совершает определенные действия для защиты своего ребенка, определить достоверно, были ли эти действия необходимостью или совершены неосознанно (случайно) не представляется возможным, в связи с тем, что здесь помимо рассудка, на действия матери влияют инстинкты. действует норма закона, когда, например, действия матери, защищающей жизнь своего ребенка, признаются соответствующими уровню необходимой обороны. Не совсем понятен смысл данного предложения, поскольку специальной нормы о матери и ребенке нет, а необходимая оборона разрешена законом, запрещено же превышение пределов этой обороны. Из этого предложения следует, что необходимая оборона признается лишь в некоторых случаях. Видимо, имелось в виду, что доказать отсутствие превышения пределов необходимой обороны порой весьма непросто? М.б. переформулировать предложение?

Судьям следует учитывать тот факт, что там, где внешне происходит игра случайности, последняя оказывается подчиненной внутренним, еще не открытым объективным законам. Задача науки и состоит в том, чтобы эти законы открыть. Так, в рассматриваемом случае с превышением пределов необходимой обороны с необходимостью «пробивается» действие закона организации жизнедеятельности людей при отсутствии строгих граничных условий.

Значимым для жизни человека и практической деятельности юриста является осмысление в рамках необходимости и случайности такого феномена, как свобода. Уже отмечалось, что необходимость не сводится к неизбежности и что в развитии общества не все фатально предопределено. В реальной жизни людей в качестве мотивов их практически-преобразовательной деятельности не могут не проявляться потребности, интересы, страсти, воля, идеи. Значит, в действительности присутствует отклонение от объективной закономерности относительно самостоятельного бытия человека и сообществ людей по отношению к неживой и живой природе. Г. Гегель, рассматривая данное «отклонение» жизнедеятельности людей от общей закономерности развития их истории, назвал его хитростью мирового разума. Вне случайности развитие человечества носило бы механистический характер[7].

Если подойти к осмыслению проявления активности отдельного человека, сообществ людей в реальной жизни с позиций диалектического материализма, то необходимость и случайность обусловливают появление и проявление их свободы. Очевидно, что свобода исторически конкретна и относительна. Она есть продукт исторического развития и самого человека в контексте его социализации, и уровня развития общей культуры сообществ людей, и способов бытия человечества по отношению к неживой и живой природе, т.е. свобода есть специфический и характерный только для социализированного человека способ его бытия, проявляющийся в процессе принятия им решений в соответствии со своими потребностями, интересами, идеями, установками, а также в их реализации в соответствии с познанными закономерностями существования общностей людей, применительно к конкретным условиям их бытия.

Если выразить приведенное философское осмысление свободы в юридическом ключе, то свобода человека есть поле возможных проявлений его активности в рамках принятых на себя обязательств по отношению к другим членам сообщества людей и осмысленных личных правомочий.

Свобода — характеристика любой целенаправленной, сознательной деятельности людей, которым неотъемлемо присуще чувство ответственности за свои действия или бездействия. Данный факт заключен в следующей мысли: свобода присутствует в необходимости или необходимость проявляется только через свободу в виде наличествующей возможности выбора целей и путей ее достижения. Это значит, что в бытии людей необходимость не только осознается, но и создается в рамках свободы.

Однако для того, чтобы выявление закономерного и случайного, свободы и необходимости было реально включено в созидательную деятельность людей, а также в практику юридической деятельности, следует осмыслить и внести в обучение, в реальную философскую подготовку студентов такую пару категорий, как «возможность и действительность». Дело в том, что необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное. Данные категории отражают одну из важнейших закономерностей процесса развития неживой и живой природы, социоисторических организмов. В процессе своего развития то, что возникает, не сразу утверждает себя в действительности, выступая сначала лишь как возможность, т.е. как первая ступень в развитии предмета.

Возможность можно представить как объективную, но до определенного времени скрытую тенденцию возникновения и становления предмета как феномена реальности, содержащую условия его проявления и утверждения в действительности.

Категория «возможность» — это завтрашнее в сегодняшнем. Она отражает такое состояние, такую ступень в развитии предметов, явлений, человека, когда заключенные в них потенции еще не проявились. Например, сформированный у выпускника юридического вуза высокий интеллектуальный потенциал, методологическая культура мышления и практического действия, социальная зрелость и надежность, профессиональная подготовка — это его возможность проявить себя в качестве квалифицированного специалиста, способного и готового эффективно разрешить возникающие в его деятельности проблемы юридического характера.

Действительность — это уже осуществленная возможность, объективно существующий предмет, явление, процесс как результат воплощения в реальность некоторой возможности или совокупности возможностей, реальное бытие возможного.

Можно сказать и так: действительность — это прошлое в настоящем, это основа форм бытия новых возможностей. Например, воплощенный в приемлемый результат образовательно-воспитательный потенциал выпускника юридического вуза как возможность при разрешении конкретной проблемы юридического характера является действительностью, его опытом, который одновременно становится его возможностью в будущей профессиональной деятельности.

На это обращают внимание видные представители судейского корпуса нашей страны. Так, заместитель председателя ныне уже не существующего Высшего Арбитражного Суда РФ Сергей Михайлович Амосов отмечал, что «направлениями повышения качества правосудия должны стать обучение членов судейского корпуса и кандидатов в судьи умению глубоко, справедливо и законно оценивать сущность той материи, которой предстоит оперировать судье по каждому делу, воспитание самих судей в духе лучших общечеловеческих качеств»[8].

Очевидно, для того, чтобы возможность стала действительностью, необходимо проявление как минимум двух факторов: действие определенной необходимости и наличие соответствующих условий, а может быть, и случайностей. Если в природе процесс превращения возможности в действительность происходит независимо от субъекта, например превращение воды в лед или пар, то в жизни человечества превращение возможности в действительность во многом зависит от действий и деятельности как отдельных личностей, так и общностей людей.

Например, возможность избавить планету от различного вида и типа войн и вооруженных конфликтов имеет все условия для превращения в фактическую действительность только посредством массовых антивоенных движений, способных усилить потенциал мира, разума и справедливости.

Существенной характеристикой данной возможности является мера ее реальности, перспективности. В зависимости от внутреннего содержания необходимости, лежащей в основе такой возможности, все возможности можно подразделить на несколько видов: а) перспективные (реальные); б) малоперспективные; в) бесперспективные (формальные).

Реальная, или перспективная, возможность являет собой закономерную тенденцию развития предметов, явлений, процессов, которая устойчиво связана с объективной необходимостью. Применительно к проблемам вооруженных конфликтов и войн такого вида возможности нет. Дело в том, что пока определяющей в мире является частная собственность, которая порождает социальное неравенство и антагонизмы, войны будут сопровождать существование человечества.

Малоперспективная возможность представляет собой несущественную тенденцию развития предметов, явлений, процессов, которая лишь при случайном стечении обстоятельств способна превратиться в действительность. Эта возможность только рационально осязаема, основана на формально мыслимых условиях. Таковой она является для рассматриваемого нами примера с войной и вооруженными конфликтами.

Формальная возможность являет собой мысленно представляемую иррациональную тенденцию, которая не основана на реальных конкретных условиях и, следовательно, не может быть реализована, превращена в действительность.

Масса формальных возможностей огромна. Например, возможность жизни по совести никогда не превращается в действительность. Однако и вполне реальная возможность может оказаться упущенной или нереализованной по причине каких-то случайных обстоятельств. Тогда она фактически превращается в формальную. В то же время и формальная возможность может превратиться в реальную. Например, возможность полета человека на Луну не так давно была формальной, а потом превратилась в реальную.

Юристу, осмысливающему положения философии, необходимо избегать как фаталистических представлений о том, что объективные законы способны сами по себе обусловить необходимую тенденцию развития человечества, так и социального пессимизма, характеризуемого отсутствием уверенности в том, что люди смогут достичь такого уровня своего развития, когда появится возможность, которую можно будет превратить в действительность.

Смысл заключается в том, что возможность можно превращать в действительность, если люди овладеют объективным законом ее развития, сформулируют соответствующие этому закону планы своей деятельности и создадут необходимые условия ее превращения в конкретные предметы, явления и процессы.

Позволяют раскрыть процесс превращения возможности в действительность категории «единичное, особенное и общее». Они отражают связь, взаимозависимость и взаимопереходы явлений, предметов объективного мира.

Все мы наблюдаем в реальном мире огромное многообразие предметов, которые различаются между собой и единичны в своем бытии. Например, во всем мире нельзя отыскать совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей, ведь в создании единичного участвует огромное множество неповторимых условий, случайностей. Так, неодинаковость двух человек, даже близнецов, обусловливается тем, что в их становлении и развитии всегда будут присутствовать различные социальные, психологические и биологические факторы. Природа неистощима в творчестве индивидуального. Следовательно, единичное являет собой реальный объект (будь то вещь, явление, процесс, образование), взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.

Как некая единица реальности единичное служит объективным основанием количественного выражения действительности, будучи реальным прообразом единицы как основания счета. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный объект, но и целый класс объектов, если они берутся как одно целое. Единичным может быть и отдельный признак предметов реального мира, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Единичное — это относительно обособленные, дискретные, отграниченные друг от друга в пространстве и во времени вещь, явление, процесс, образование, с присущими им специфическими неповторимыми чертами, составляющими их уникальную качественную и количественную определенность.

Единичное существует не изолированно, а в связи друг с другом. С учетом того, что оно имеет общие источники происхождения, а также благодаря ряду одинаковых черт и внутренней взаимозависимости те или иные единичные объекты объединены в группы, имеют различную общность. Так, например, отдельные растения, животные объединены в соответствующие виды («особенное») и роды («общее»). Каждое единичное, каждый предмет материален, и то общее их свойство, что они материальны, объединяет их всех в единое целое. Этим единым целым, «общим» является природа.

Нельзя не согласиться с тем, что все люди, при их индивидуальности, имеют родовую сущность. Таким образом, вместе с их уникальностью, неповторимостью выделяем у них и нечто общее в таком понятии как «человек».

Иными словами, можно сказать, что общее — это единое во многом. При этом познание и общественная практика позволяют утверждать, что в общее превращаются такие единичные феномены, которые соответствуют тенденции развития.

Общее — это определенные признаки, связи, характерные для данного предмета или класса предметов, событий, образований, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных феноменов.

Как сходство признаков всех феноменов реального мира, общее доступно непосредственному восприятию, а будучи еще и выражением закономерности, оно находит выражение в понятиях, категориях и такой форме знаний как теории. Это важно для любого специалиста в реальной жизни. Например, юрист, занятый изучением какого-либо конкретного противоправного деяния, не может не «опираться» на общие закономерности механизма преступления, на общую методику криминалистического исследования, и это позволяет ему качественно выявить и оценить признаки изучаемого деяния, сделать заключение, обладающее неопровержимым свидетельством против субъекта преступления[9].

Хотя категории «единичное» и «общее» взаимосвязаны и взаимообусловлены, а общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное, единичности различимы. Это различие единичностей постулируется особенным, мыслящимся как специфика, нечто исключительное, которое возникает при «реализации», воплощении общего в конкретный предмет: вещь, процесс, событие, явление, образование, в том числе и социальное.

Особенное — это способ и мера воплощения общего в реально существующий предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего.

Можно также сказать, что особенное есть объединяющее начало единичного и общего в рамках целого. В связи с этим особенное обычно рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Например, юрист выступает как общее по отношению ко всем, кто закончил юридический вуз и как особенное для понятия специалист с высшим профессиональным образованием.

Учет взаимосвязи единичного, особенного и общего имеет огромное как познавательное, так и практическое значение. Например, для того, чтобы осмыслить какой-то предмет необходимо не только «вырвать» его из общей связи с другими предметами, но и выявить его особенные признаки, соотнести и сопоставить с общей характеристикой определенного класса предметов.

Диалектика единичного, особенного и общего непосредственно проявляется и в жизни общества. Так, очевидно, что при всем многообразии индивидуальных путей формирования в стране демократической государственной власти этот процесс подчиняется общим закономерностям, главными из которых являются:

— формирования органов государственной власти на основе свободного волеизъявления всех граждан, имеющих для этого соответствующие правомочия;

— контроль за деятельностью государственной власти со стороны граждан страны;

— назначение на государственные должности тех, кто обладает соответствующей компетенцией и является социально и нравственно зрелой личностью;

— многопартийность;

— свободные средства массовой информации (далее — СМИ);

— законность и правопорядок;

— возможность проведения референдумов по значимым для страны и граждан вопросам;

— регулярная сменяемость руководства страны.

Таким образом, диалектика единичного, особенного и общего помогает не только раскрывать сущность предметов реального мира, но и оптимизировать практически-преобразовательную деятельность людей. Правда, данная диалектика будет давать более эффективные результаты, если она достигнет конкретизации в рамках содержания и формы.

Сегодня в философии под содержанием понимаются свойственные предмету, вещи, явлению, процессу, образованию признаки, которые присущи всем составным элементам рассматриваемых феноменов и которые, с одной стороны, организуют взаимоотношения образующих целое элементов и потому имеют непосредственное отношение к сущности конкретного объекта, а с другой — проявляются в видимо-наблюдаемом облике этого объекта.

Важно осмыслить следующее: к составным элементам, образующим содержание, можно относить только те части объекта как некоего целого, которые выступают в качестве предела его делимости в рамках конкретной его качественной определенности. Было бы неправильным относить к содержанию организма человека атомы, которые образуют молекулы, а потом — клетки, из которых состоят конкретные органы. Так мы никогда не сможем определить, что есть человек.

Содержание — это состав всех возможных к выделению элементов объекта в их качественной определенности, позволяющих определить данный объект, а также в их взаимодействии, функционировании, в относительном единстве его свойств, черт, связей, противоречий и тенденций развития.

Другими словами, содержание представляет собой тождественность элементов целого с самим целым, внутреннее состояние объекта, совокупность изменений внутри последнего, а также связь его элементов со средой его бытия, что обусловливает существование, развитие и смену одного объекта другим.

Восприятие и осмысление любого объекта происходит через и посредством выделения его из окружающей его среды бытия, через и посредством фиксации его формы. Будучи употребляемой как выражение внешнего облика объекта, форма указывает на различие данного содержания от всего иного, на связь данного объекта с другими.

Форма есть способ существования и выражения содержания, внутренняя организация последнего, то, что связывает элементы содержания воедино и без чего невозможно само содержание.

Форма и содержание — это разные полюсы одного и того же объекта, а не его составные части. Их единство проявляется в том, что то или иное содержание «оформляется» в определенную форму. Так, основные права граждан и человека в Российской Федерации выражены в форме Конституции РФ.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Важно, что единство содержания и формы не исключает, а предполагает противоречия между ними. Дело в том, что развитие всех предметов реального мира начинается с изменения их содержания, которое является наиболее подвижным их компонентом, и это происходит беспрерывно. Вследствие этого между содержанием и формой не может быть адекватного соответствия, поэтому в процессе развития всех предметов, в их многоликости возникают противоречия, но не просто между содержанием и формой, а «нового» содержания «со старой» формой.

В то же время и форма активно воздействует на содержание, содействуя его развитию или тормозя его. Особенно это важно в области организации и проведения в стране социальной политики, реформирования образования и так далее. Отрицательное влияние формы на содержание может привести к самым негативным последствиям. Так, неточное определение формы в плане социальной политики в нашей стране породило такую уродливую составляющую содержания социального управления, как бюрократизм. Последний своими формами практически изменяет содержание социальных обязанностей государства перед гражданами, которые были заключены в национальных проектах. Как видно, форма организации может дискредитировать даже гениальную идею.

Рассмотрев категории философии, мы можем утверждать, что их формулирование должно осуществляться строго определенными средствами и способами.

Другими словами, ни одно явление действительности, ни один природный или социальный феномен не может быть изучен в одночасье, не сразу возможно раскрыть его природу и сущность. Процесс познания и научного исследования предполагает использование исследователем в первую очередь определенных методов.

Этимологически метод определяется следующим образом: «Метод (от греч. мethodos, лат. мethod) — в широком смысле слова это способ деятельности в любой ее сфере»[10]. Формально логически это не совсем корректно, так как в переводе с латинского мethod — это и есть способ.

Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что при употреблении данного понятия в науке возникают определенные разногласия. Хотя практически все ученые признают, что метод — это некое универсальное средство научного познания и преобразования действительности, они вместе с тем вводят в контекст его определения массу нюансов, которые порождают немало противоречий, а то и разночтений.

В свое время Г. Гегель справедливо заметил, что «метод есть само знание, для которого понятие дано не только как предмет, но и как орудие и средство познающей деятельности»[11]. Великий философ указывал на связь теоретических форм познания и исследования с методами и одновременно обращал внимание на трансформацию этих форм познания и исследования в методы как орудия и средства познавательной и исследовательской деятельности.

Мысль Г. Гегеля получила свое развитие в выводах ученых, которые занимались вопросами научной методологии. В наиболее обобщенном выражении ее можно представить следующим образом: «Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может быть методом»[12].

Довольно широко распространено представление о методе как пути, способе, приеме теоретического и практического осуществления чего-нибудь[13]. Этот вывод конкретизируется в утверждении о том, что метод представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности[14].

В целом, если обобщить все основные определения термина «метод», можно выделить следующий набор понятий, через и посредством которых метод определяется. К ним относятся: путь к цели, способ познания, инструмент, совокупность приемов исследования[15]; прием, способ и образ действий[16]; теория, учение, способ достижения конкретной цели, способ построения и обоснования системы философского знания[17]; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности[18]; правило, прием, способ познания[19]; путь, совокупность приемов и операций[20]; совокупность способов познания сущности[21]; способ, порядок основания[22]; принятый путь для хода, достижения чего-либо в виде общих правил[23]; совокупность инструментов, приемов исследования, прием научного анализа, способ обработки данных[24].

Как видно, разброс определяющих понятий с позиций требований логики к явному определению понятия, достаточно широк и не совсем обоснован.

Анализ имеющихся взглядов на суть и содержание метода позволяет утверждать, что метод — это законообразная последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных операций и практических действий, которые выработали наука и общественная практика и которые позволяют субъекту достичь цели при движении к ней с определенным личностным культурным потенциалом.

Операции — это устойчивые формы интеграции действий, проявляющиеся в жизнедеятельности людей, обусловленные их уровнем культуры. Они позволяют в изменившихся условиях обеспечить человеку один и тот же результат, или часть его. , если оно что оно? многоступенчато.

Действия — это относительно самостоятельные, элементарные, устойчивые акты человеческой активности. го бытия. Они позволяют человеку решить промежуточную задачу как одну из составляющих конечного результата. Одно и то же действие может входить в содержание различных видов деятельности, обеспечивая человеку решение необходимых ему и определенным образом мотивированных задач.

Методы представляют Приведенным выше философским определением метода достижения науки и практики синтезируются в конкретный инструмент познавательно-преобразовательной деятельности человека как субъекта познания и преобразования природы, общества и самого себя. Более того, методы, формирующиеся на основе достижений науки и практики, проявляют себя в интересах познания и преобразования именно конкретных наук и конкретной практики. Поскольку каждая наука и реальная практика многоконцептуальны, на основе их содержания формируется палитра методов.

Научная методология и методика исследований немыслимы без методов как средств, обеспечивающих познание и преобразование природы, общества и самого человека. Их содержательное наполнение выражается в принципах, правилах, приемах, нормах научного исследования, реализуется через навыки, умения и компетенции конкретных исследователей и обеспечивается соответствующими инструментальными средствами. Следование научным исследователем конкретному методу задает для него логику, алгоритм определенных действий и операций, обеспечивает ему регуляцию познания или преобразования, а также контроль результатов в исследовательской и преобразовательной деятельности.

В настоящее время в науке не существует общепринятой классификации методов познания и научного исследования. Каждая наука, наряду с используемыми универсальными методами научного исследования, создает и свои «специфические», которые в определенной степени обусловливаются предметной областью исследования данной конкретной науки.

Вместе с тем философские методы, не всегда явно осознаваемые учеными, задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных результатов. Наиболее значимым среди всех философских методов является диалектический материалистический метод. Рассмотрим, в чем его преимущество перед другими методами и какова его сущность.

Диалектический метод — это обусловленная диалектикой развития природы, общества и мышления законообразная последовательность действий и операций исследователя, позволяющая ему выделить главное звено в сущности предмета исследования на основе выявления в нем противоречий, которые как внутренний источник и причина по своей сути определяют и обусловливают все изменения в любых социальных образованиях.

Следование логике поиска противоречий, их описания, изучения ограждает любого специалиста от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности их рассмотрения и максимально исключает возможность упущения выявления черт и свойств объекта, которые характеризуют его природу и сущность.

При исследовании конкретной предметной области диалектический материалистический метод ориентирует исследователя на следующую логику и алгоритм исследования:

— рассмотрение предметной области как объективной реальности, заключенной в практике, и в контексте диалектических законов единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания;

— выявление в предметной области противоречий как источника и причины ее развития;

— выявление и описание фактов действительности и перевод их в факты научные на основе философских категорий общего, особенного и единичного, содержания и формы; сущности и явления, возможности и действительности, необходимого и случайного, причины и следствия;

— рассмотрение и исследование научных фактов всесторонне и комплексно; во всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений, процессов, отраженных в фактах действительности; в непрерывном изменении всех явлений, процессов, отраженных в фактах действительности; конкретно-исторически;

— проверка полученных и отраженных е в различных формах на практике знаний.

Таким образом, диалектический метод позволяет исследователю не только осуществить выявление сущности исследуемой предметной области, но и дать достаточно обоснованную прогностическую оценку ее возможного развития,  как совокупности связей и отношений, которые составляют содержание различного вида практики, сформулировать конкретные варианты механизма управления развитием социальных ситуаций, основываясь на «модели» развития элементов, присущих «типовой» социальной ситуации.

Типовая ситуация — это вариант социальной ситуации выбранный из классификации возможных ситуаций. Другими словами, это такой вариант социальных ситуаций, в которые может попасть или сам создать любой субъект общественных отношений, если он живет и действует в соответствии с требованиями рационального мышления.

Что касается других методов, которые будут нужны выпускникам вузов для осмысления юридической практики, то рассматривая их по этапам эмпирического и теоретического исследования, можно выделить три группы:

а) эмпирические методы, используемые при выделении из практики фактов действительности и перевода их в факты научные;

б) теоретические методы, используемые при проникновении в природу исследуемой предметной области;

в) логические методы, которые могут быть использованы специалистом как на эмпирическом, так и на теоретическом этапах научного исследования.

 

1.3. Место и роль философии
в жизни человека, общества, деятельности юриста

 

Очень многое в реальной жизни и отдельного человека, и общества в целом пронизано философскими обобщениями. Конкретно же роль и место философии в жизни людей и общества можно определить посредством исследования связи философии и процесса формирования социально зрелой личности, философии и частных наук, философии и процесса разрешения глобальных проблем современности.

Очень интересно и емко такую взаимосвязь в свое время выразил И. В. Гете: «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но… он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся»[25].

Другими словами, место философии в жизни человека и общества обусловливается тем, что она может и способна осуществлять вторичный уровень обобщений. Если первичный уровень обобщений приводит к формулированию законов конкретных наук применительно к своим предметам исследования, то задача второго уровня — выявление и формулирование наиболее общих закономерностей, выявление тенденций и обнаружение наиболее общих проблем и противоречий, которые предназначены решать конкретные науки. Последние для этого имеют собственный инструментарий, апробированную факторологическую базу исследования, развитый понятийно-категориальный аппарат и способы проверки научных знаний, в каких бы формах они ни были сформулированы.

При этом философия не только использует результаты частных наук, но и сама оказывает влияние на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Ее влияние реально проявляется через философское мировоззрение исследователей, методологию организации и проведения исследований, посредством ценностных ориентаций как исследователя, так и конкретного сообщества, которые так или иначе воздействуют на процесс познания исследователя, его отношение к миру и результатам познания, а также к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

Другими словами, в рамках взаимосвязи философии и частных наук место и роль первой состоит в том, что все науки пронизаны философией и одновременно имеют философское основание, представляющее собой совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные гносеологические и методологические принципы не только научного познания, но и развития самих наук, их содержания и, соответственно, форм. Философское основание науки составляют те философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы, так и бытийные постулаты науки. Данное основание выполняет две функции. Во-первых, в «движении» от конкретной науки к обществу оно являются важнейшим средством адаптации научных знаний, от достаточно «ограниченного» круга специалистов, к более широкой социальной среде, более широкому кругу «пользователей» и «опровергателей». Во-вторых, применительно к самой науке философское основание определяет и обосновывает в общих контурах эвристические программы научного познания; оно ориентируют исследователей на открытие новых законов природы, общества и человеческого мышления, выявления новых структур предметов исследования.

Кроме этого, философия исследует структуру, способы обоснования и развития научного знания, средства и методы научного познания. В реализации данных задач философия опирается как на различные философские концепции познания, так и на результаты, достижения естественных, гуманитарных и технических наук, на основе которых она осуществляет свои логико-методологические обобщения.

Раскрывая роль философии в жизни человека, можно утверждать, что она выполняет следующие функции: а) мировоззренческую; б) методологическую; в) воспитательную. (См.: Рис. 1.3.)

 

Рис. 1.3. Функции философии

 

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что последняя раскрывает для человека его место и роль в мире, предоставляет ему средства и способы познания этого мира, а также его преобразования и разрешения противоречий относительно самостоятельного бытия и человека, и общества.

Очевидно, что мировоззренческая функция включает в себя выполнение философией ряда гносеологических и аксиологических процедур, ведь для того, чтобы формулировать цели, необходимы не только знания о создании и функционировании действительности, но обязательна и ценностная их оценка, а также создание определенной иерархии потребностей и интересов как для отдельного человека, так и общества в целом.

В рамках мировоззренческой функции философии происходит выявление и формирование критериев оценки знаний, их ценностной значимости и включение их в содержание всех видов нормативных актов, регламентирующих жизнь человека в обществе. Реально это закрепляется в основных принципах познания реального мира и преобразования его в интересах развития человека и человечества.

Принцип (от лат. principium — начало, основа) — в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний[26].

Важнейшими являются принципы материального единства мира, всеобщей взаимосвязи предметов и процессов, развития, антропоцентризма.

Принцип единства мира в своей материальности сформировался в философии как результат противоборства двух главных «линий» монизма: материализма и идеализма, а также дуализма и плюрализма.

Две главные линии монизма — это линия Демокрита, утверждавшего, что универсальная общность видится в материальности, и линия Платона, отстаивавшего мысль о том, что единство мира основывается на общей идеальной основе. Первая называется материалистическим монизмом, который на высшем этапе своего развития приобретает качество диалектического монизма; вторая — идеалистическим монизмом.

Сегодня абсолютное большинство философских школ придерживаются принципа материального единства мира, которое мыслится не как качественное подобие, а как единая субстанциональная основа, способная принимать самые разнообразные формы; при этом среди последних наиболее противопоставленными являются материальные и идеальные.

Базируясь на диалектическом монизме, мыслители сумели обосновать возникновение общества как одну из форм материи, а также сознания и мышления как уровня развития материи и общества. Таким образом, стало ясно, что проблема единства мира есть философское постижение сущего.

Принцип всеобщей взаимосвязи предметов и процессов является адекватным отражением организованности мира и образующих его структурных компонентов, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических регулятивов. На данном принципе строится все категориальное здание философии. В нем отражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем.

На самом деле все бытийствует как бы в двух ипостасях. В рамках одной — все существует само по себе. В рамках другой — все существует в отношении к другим или для других.

Существующие в мире отношения весьма многообразны. Это могут быть отношения равенства и неравенства, субординации и координации, части и целого и т.д. Однако среди всех видов наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, ибо все в мире зависит друг от друга. Конечно, это следует понимать не в прямом смысле, хотя в истории существовало мнение, что мы не можем двинуть даже пальцем, не побеспокоив всего мироздания. Реально взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер, ведь даже свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Например, раскрыть, познать социальную сущность человека можно в его деятельности, взаимодействии с другими людьми. Более того, взаимодействие несовпадающих тенденций в самом объекте, выступающее как противоречие, является самым главным источником и причиной его самодвижения и развития.

В мире нет ничего окончательно завершенного, ибо все находится в движении и развитии. Движение материи, т.е. всякие изменения, происходящие в ней, есть способ существования материи. Однако движение материальных и духовных объектов непременно сопровождается законообразным изменением, имеющим определенное направление и необратимым в плане накопления количественных изменений, приводящих к возникновению нового качества. Это и является развитием.

Развитие — это необратимые, законообразные, определенно направленные изменения материальных и идеальных объектов, которые приводят к возникновению нового качества.

Принцип развития позволяет всем, кто им руководствуется, уяснить, что «старое» уходит, а «новое» приходит через и посредством борьбы со «старым», а не путем беспрепятственного развертывания своих возможностей.

Развитие приводит к появлению «нового» качества, но это не значит, что оно сложнее или совершеннее «старого». Если «новое» качество совершеннее «старого», то такое развитие будет прогрессом. Если же «новое» качество уступает «старому», то такое развитие станет регрессом. Например, если в процессе развития общества совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения, будет заменяться регулятивами, относящимися к золотому правилу нравственности, то такое развитие общества будет прогрессивным. Если же регуляция общественных отношений обусловливается заменой нормативных актов на другие, более жесткие, то такое развитие общества следует назвать регрессивным.

Важно также отметить, что развитие осуществляется во времени, и только последнее выявляет его направленность и необратимость. Правда, в жизни общества мы можем столкнуться со следующим феноменом: в пределах жизни одного и даже нескольких поколений развитие может иметь регрессивный характер. Однако в целом общей превалирующей тенденцией является прогрессивное развитие. Дело в том, что распад и цикличность свойственны в основном единичным объектам и процессам материального мира. С позиций же мира бесспорным является процесс позитивного развития, что объясняет появление новых форм движения материи.

Смысл принципа антропоцентризма заключается в том, что в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром. Более того, философия обращает свой взор не на конкретного человека-субъекта с его особенными качествами, а рассматривает субъекта как общее, как универсальную категорию, противопоставленную столь же универсальной категории — объекту.

Философия также осуществляет освобождение человеческого мышления от тех разнообразных ловушек, которые ему присущи, а это включает решение вопросов языка, речи, понимания, интерпретации, объяснения и так далее. Таким образом, философия в данном случае выполняет роль методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и частнонаучного познания и знания.

Следует подчеркнуть, что определить и представить суть и содержание методологии вообще и философской методологии, в частности, непросто. Обусловлено это многими причинами. Так, до сих пор само понимание методологии остается предметом теоретических споров ученых как в области философии, так и в сфере естественных, технических, гуманитарных и социальных наук.

Если обобщить и оценить существующие ныне трактовки понятия «методология», можно отметить следующее:

1. Ряд ученых утверждают, что в познавательной и практической деятельности проявляется только философское методологическое знание, которое есть не результат развития конкретных наук, а философская рефлексия.

2. Есть достаточно обоснованные утверждения, согласно которым существуют два уровня методологии: общенаучная и философская. В содержание общенаучной методологии входят методы и принципы конкретных научных теорий, выполняющих функции, соответствующие тем, которые обязана выполнять методология. Философский уровень методологии — это философия в целом, ее методы, принципы. Правда, вопрос о конкретных формах генетической и структурной связи между философским и другими уровнями методологии остается открытым до сих пор, хотя не опровергнуто и не обосновано суждение, что такая связь отражена в контексте отношений категорий «общее, особенное, единичное».

3. Неоднозначно, расплывчато трактуются сегодня учеными предмет методологии, ее задачи. Одни отдают ей предпочтение в выборе перспектив и возможностей развития знаний, стратегии и оптимальных путей развития познания, в исследовании методов и форм познания. Другие полагают, что в состав методологии входит следующий перечень задач: выявление средств эмпирического познания; исследование содержания отдельных понятий частных наук и возникающих при этом познавательных ситуаций; изучение основных типов и механизмов познавательной деятельности; объяснение и предвидение; раскрытие общих приемов научного исследования; выявление природы, структуры и функций научной теории, закономерностей ее формирования и развития. Третьи под задачами методологии понимают совсем не рефлексию по отношению к науке, своего рода теоретическое самопознание науки. Их позиция заключается в утверждении: «Методы становятся общими характеристиками конкретно-исторического субъекта научного познания в его взаимодействии с объективной реальностью».

4. Не вносит ясности в вопрос о сути методологии и попытка ряда ученых как-то конкретизировать виды и типы методологий по такому критерию, как содержание и направленность социальной деятельности. Конечно (и это надо признать), такой подход реально показывает прикладную значимость методологии, ее связь с жизнью и обусловленность ею, но не более того. Очевидно, что методология в силу своей природы не может не быть связанной с практикой. Способ и характер познавательных и практических действий не могут быть произвольными. Следовательно, вполне оправданно выделять методологию практики и методологию духовной деятельности.

Рассмотренные выше взгляды ученых и практиков на методологию, а также реальный опыт ее использования в познании и практической деятельности позволяют сформулировать ее определение. При этом, с одной стороны, нужно обязательно учитывать, что любое определение обусловлено уровнем развития науки и практики. С другой стороны, нельзя становиться на релятивистскую позицию в отношении трактовки методологии и конкретно методологии как функции философии. Дело в том, что относительность определений не исключает, а предполагает однозначную определенность характеристик используемых понятий и категорий. Наша цель — стремиться к понятийно-категориальной дисциплине мышления, ведь все науки, в том числе и философия, разрабатывают методы, принципы, правила, приемы и формы познания и преобразования действительности для того, чтобы обеспечить субъектов познания и практики истинными ориентирами, обозначить им правильный путь к цели. (См.: Рис. 1.4.)

                                                                                  

Рис. 1.4. Структура методологии

 

 

Методология — это наука о законах и закономерностях формулирования, развития и использования в познании и практике регулятивов, которые предписывают, обусловливают, направляют движение различных субъектов познания и практически-преобразовательной деятельности к цели в соответствии с поставленными задачами и сформированными социальными установками.

Методологические регулятивы — это выработанные человечеством методы, принципы, правила, приемы и формы познавательной и практически-преобразовательной деятельности, которые посредством предписывающих и запретительных требований обусловливают общий алгоритм, направление действий субъекта и операций по достижению намеченного результата.

Методология включает в себя:

— знания, которые обеспечивают субъекту-исследователю формирование научной картины мира в ее целостности, формулируют своеобразный алгоритм познания объективной реальности;

— знания, составляющие своеобразную модель практически-преобразовательной деятельности субъекту-творцу; 

— знания, выступающие в качестве некоторых ограничений и допущений для субъекта в познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

Таким образом, если ориентироваться на использование философии как методологии в деятельности юриста, обязательно нужно учитывать характеристику объекта данной деятельности, его определенную содержательную интерпретацию. Это имеет существенное значение, так как определяет собственную направленность методологии, ее идею и главный метод, роль которого в методологии особенно важна. Дело в том, что содержание и взаимосвязь регулятивов в любой методологии определяет главный метод, который является стержнем всей ее структуры, обусловливает принципы, правила, приемы, способы и формы познавательной и преобразовательной деятельности субъекта.

Методология деятельности юриста — это обусловленная предметом и главным методом философии совокупность методологических регулятивов, которые позволяют специалисту с наибольшим эффектом и с наименьшими потерями уяснить суть и содержание объекта деятельности, осуществить его оценку и классификацию, сформулировать предложения и рекомендации прикладного характера в интересах достижения поставленных целей.

Что касается главного метода философской методологии, то, как было обосновано, им является диалектический метод, который впервые в материалистической трактовке применил К. Маркс при исследовании политической экономии капитализма. Дальнейшей разработкой данного метода занимались ученые многих стран.

В деятельности юриста диалектический метод проявляет себя в двух следующих группах регулятивов: 1) принципы организации процесса деятельности юриста; 2) принципы познавательно-преобразовательной деятельности самого юриста. Данные принципы, обусловливающие деятельность юриста носят в большей степени нормативно-предписывающий характер. Руководствуясь ими, можно определить общие тенденции изменений и общие связи между элементами в предметной области изучаемого объекта, который представляет интерес для юриста.

Следует отметить, что методологическая функция философии заключается в разработке и совершенствовании методологий конкретных наук и общественной практики, в систематизации и улучшении методов, принципов и правил научных исследований, организации практической исследовательской деятельности ученых и практических специалистов, ориентированных на познание и преобразование мира.

Можно сказать, что методологическая функция философии методологии состоит в том, что философия, освоенная студентом, позволяет выявлять ориентиры в его практически-преобразовательной деятельности.

Что касается воспитательной функции философии, то она проявляется не только в формировании и развитии у обучаемых определенных знаний, умений и навыков, но и в их социализации. Студенты, изучающие философию, приобретают такие черты и свойства, которые позволяют им перейти в разряд личностей, четко понимающих и осознающих свои права и обязанности, различающих свободу и вседозволенность, соотносящих свои потребности и интересы с возможностями социальных общностей и общества, в котором они родились, живут и проявляют целеполагающую активность.

Воспитательная функция философии реализуется через развитие интеллекта у изучающего ее человека посредством формирования философского стиля мышления и практического действия, через развитие у него философской культуры.

В воспитательной функции философии проявляется весь ее мировоззренческий и методологический потенциал, который при изучении философии студентом формирует у него определенные черты. Например, стиль мышления студента, изучающего философию, будет обусловливаться осмыслением единства и противоречий реального мира, выявлением причин и источников развития всего сущего, определением направленности и тенденций развития мира, а также выяснением места и роли человека в этом мире. Эти возможности предоставляет ему данная наука.

Оценивая в общем значение философии для юристов, следует напомнить о том, что любой человек, владеющий способностью выделять главное в своей жизни, будет с большей уверенностью в себя преодолевать трудности частного характера. Эту сторону жизни человека очень удачно выразил К. Маркс, который писал, что «...и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека, т.е. идеально»[27].

Философское мировоззрения и методологическая культура мышления позволяют юристу раскрывать противоречия с большей эффективностью и достигать поставленных целей с наименьшими затратами. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается общественной практикой. В такие ситуации практически всегда попадают юристы, и им очень часто приходится искать истину через целеполагание без четких граничных условий.

Философия обеспечивает самостоятельность в ходе рассуждения, развивает и дисциплинирует умственные способности, совершенствует творческие начала человеческого разума. Знание философии помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при написании официальных документов. Твердые философские знания позволяют юристам убедительно излагать свои мысли, являются важным средством завоевания ими авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля. Если акцентировать внимание на судьях, то от уровня их философской культуры во многом зависит качество принимаемых решений, действенность и эффективность судебной системы страны.


Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое объект и предмет исследования в той или иной области знания?

2. Что является объектом философии?

3. Какова предметная область философского знания?

4. Что такое философия?

5. По какому признаку подразделяются «философские партии»?

6. Каковы гносеологические корни идеализма?

7. Какова структура философского знания?

8. Почему ряд ученых считают, что в исследованиях необходима вера?

9. Какова роль объективного идеализма в развитии философии?

10. Что представляет собой философия ХХ в.?

11. Какие понятия называют в науке категориями и почему?

12. Какова особенность категорий философии?

13. Какой вклад внес Г. Гегель в разработку категорий философии?

14. Почему в материалистической философии нет разработанной системы категорий?

15. Какие парные категории философии отражают процесс развития? 

16. Какие категории активно используются в философии?

17. Что собой представляет метод с позиций философского подхода?

18. Каково содержание диалектического метода?

19. Каким образом метод связан с принципами, правилами и приемами познавательно-преобразовательной деятельности людей?

20. Какие группы методов выделяются в философии?

21. Какими факторами определяется роль философии в жизни людей?

22. Какие основные функции выполняет философия в жизни человека и общества?

23. Каково содержание мировоззренческой функции философии?

24. Каково современное понимание методологии?

25. В чем смысл методологической функции философии?

26. Какие виды регулятивов используются в философской методологии?

27. Какова воспитательная функция философии?

28. Почему все функции философии взаимосвязаны?

29. Какую роль играет философия в деятельности юриста?

30. Почему свою роль философия выполняет только через и посредством деятельности осваивавшего ее специалиста?

 

Практические задания

1. Пифагор полагал, что истиной мудростью могут обладать только боги, человеку же дано стремление к мудрости, ему доступна только любовь к знаниям.

Подумайте и оцените высказывание и предложение. Выходит, что человек обречен вечно накапливать знания, которые приводят его к познавательному противоречию: чем больше он познает, чем «шире» становится горизонт знаний, тем одновременно больше «границы» его незнания. Другими словами, чем более глубоко и всесторонне он познает мир, тем более сложным этот мир оказывается, всегда оставляя невообразимо обширную область неизведанного.

Считается, что данное противоречие может разрешить философия. Обладает ли она таким потенциалом на самом деле?

 

2. В научном сообществе принято считать, что объект науки — это определенный элемент реальности, который чаще всего обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-либо образом проявляет эту свою автономность.

Подумайте и оцените следующее высказывание. Таким объектом может оказаться весь материальный мир, общество, система биологических организмов, представляющая собой живую природу, человеческое сознание и так далее, правда, при условии, что у него будут обозначены границы бытия. Однако таких границ мы выделить не можем. Следовательно, не может данная реальность быть объектом ни для какой из наук, в том числе и для философии!

 

3. Для наук предметом изучения являются, прежде всего, объективные закономерности, принципы, особенности существования, функционирования, развития объекта. В примере, где роль объекта играет общество, предметом являются закономерности существования и развития либо отдельных социальных систем, либо человечества в целом. Для экономики это закономерности экономического функционирования общества, законы и принципы организации производства, обмена, распределения продуктов производства и финансов. Для политологии — закономерности развития процессов связанных с достижением, удержанием и использованием влиятельными социальными группами политической власти. Для истории — закономерности смены одного этапа развитии общества другим, а также особенности каждого этапа, типичные черты культуры, деятельность выдающихся личностей и многое другое в историческом контексте.

Подумайте и оцените высказывание. Так как философию интересует все, что давно в той или иной степени изучено или совсем недавно открыто, все явное и скрытое, все очевидное и лишь предполагаемое, то предмета у нее нет.

Тест

1. Мировоззренческая форма познания, рационально обосновывающая наиболее общую картину мира, первоначала бытия, — это:

1) философия;

2) астрономия;

3) астрология.

 

2. Совокупность общих представлений о мире, отношении к нему человека, ценностей и принципов поведения — это:

1) мировоззрение;

2) убеждения;

3) наука.

 

3. Философское направление, исходящее из материальности мира, — это:

1) материализм;

2) сенсуализм;

3) реализм.

 

4. Направление в философии, признающее за основу мира идеальное первоначало, существующее независимо от человека, — это:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) рационализм.

 

5. Философ-дуалист, признававший материальную и духовную субстанции равноправными началами мира:

1) Р. Декарт;

2) Дж. Беркли;

3) Л. Фейербах.

 

6. Мировоззрение — это ________________________________________

 

7. Наиболее ранний тип мировоззрения:

1) обыденное сознание;

2) религия;

3) мифология;

4) философия;

5) наука.

 

8. Миропонимание и поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественного, могущественного идеального начала, являющегося предметом поклонения, выражено, прежде всего:

1) в политике;

2) религии;

3) мифологии;

4) философии;

5) науке.

 

9. Из перечисленного ниже не входит в число основополагающих типов философского мировоззрения:

1) антропоцентризм;

2) антропоморфизм;

3) космоцентризм;

4) теоцентризм;

5) пацифизм.

 

10. Философия — это __________________________________________

 

11. Объектом философии является:

1) экономика;

2) право;

3) Солнечная система;

4) реальный мир;

5) категории философии;

 

12. К основным функциям философии относятся:

1) интегрирующая;

2) мировоззренческая;

3) утешительная;

4) инновационная;

5) методологическая.

 

13. К разделам философского знания не относится:

1) онтология;

2) гносеология;

3) теология;

4) аксиология;

5) эстетика.

 


РАЗДЕЛ 2
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

Историю философии можно сопоставить с ростом дерева, но такого, в котором каждая ветка причудливо изменяется во времени, приобретая при этом свою форму и окраску. Более того, со временем некоторые увядшие ветви получают новую жизнь, начинают зеленеть. При этом рост этого дерева обусловлен не только той питательной средой, которая содержится в общественной практике во всем ее многообразии, но и в определенной степени внутренними «катаклизмами», борьбой двух течений: материализма и идеализма.

В целом эволюция философских воззрений являет собой хотя и противоречивый, но поступательный процесс, в котором было и так, что позитивные изменения в одном отношении сопровождалось поворотом вспять в другом. В итоге это порождало достаточно сложные философские конструкции. Например, в идеалистических школах проявляли себя прогрессивные тенденции, а в материалистических, напротив, взрастали регрессивные.

В данном разделе будут представлены основные партии и школы в философии, их содержание, а также исторический путь становления и развития рассматриваемой науки.

Обращение к истории философии необходимо, так как это позволяет при разумном осмыслении совершать меньше мировоззренческих и методологических ошибок и успешнее разрешать современные проблемы, возникающие в познании и позитивном преобразовании мира.

Глава 2
Генезис философии

 

В результате изучения материала данной главы студент должен:




Знать

· содержание и этапы развития философии, философские партии и основные школы философии, в том числе и развитие философской мысли в России;

· выдающихся представителей философской мысли;

· содержание учений выдающихся философов прошлого;

· основные направления современной философской мысли;

уметь

· применять полученные исторические знания для осмысления философских проблем;

· самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;

· анализировать противоречия в развитии философии;

владеть

· навыками определения мировоззренческой роли достижений и открытий в области наук;

· использования законов возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания, аргументации;

· анализа различного вида и уровня используемой информации;

· работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.