Какие бы формы бытия мы ни рассматривали, все они имеют своим предельным основанием материю. Можно сказать, что в единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность — идеальное.
Этимологически материя с латинского materia переводится как вещество. Уже в древности характерным было представление о вещественном мире и его многообразии как о результате взаимодействия четырех или пяти стихий. Некоторые мыслители полагали, что материя имеет субстанциональную основу, включающую воду, воздух, огонь и т.д. Эта субстанциональная основа, меняя свои определенные параметры, принимает вид и качества всех остальных стихий. Например, для Фалеса вода, сгущаясь, превращается в ил, землю, камень, при разрежении — становится паром, воздухом и т.д. Правда, некоторые мыслители считали, что материя по своей сути — это такое вещественное основание, которое недоступно обычному человеческому восприятию. Так, апейроны, атомы нельзя увидеть. Однако сам факт существования материи, как правило, не вызывал никаких сомнений. Лишь отдельные философские школы и направления отрицали существование материи, представляли ее иллюзией. В буддизме, например, все воспринимаемое человеком, «якобы материальное» бытие, трактовалось как поток дхарм, действующий на сознание человека.
С течением времени осмысление мыслителями такого феномена, как материя, изменялось. Сегодня в рамках онтологии можно выделить три основных похода к пониманию материи и ее трактовке (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Основные подходы к трактовке материи
1. Материалистический подход обосновывает мысль, что материя есть субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств исследования. Весь окружающий нас мир представляет движущуюся материю в ее разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Идеальное становится возможным в результате развития материи. Сознание присуще только высокоразвитым живым существам — людям.
2. Идеалистический подход обосновывает мысль, что материя не есть субстанция, и она — или результат развития идеи, или просто мыслится. Например, представители объективного идеализма формально признают существование материи. Боле того, они нередко трактуют некоторые фрагменты реальности точно так же, как и представители материалистической философии. Однако идеалисты считают материю неким производным, вторичным по отношению к идее или Творцу как истинному началу. В качестве подтверждения такого подхода к трактовке материи можно привести содержание сформулированной представителями религиозной философии картины мира, в которой высшая сущность — Бог — актом своей воли творит материальный мир.
Что же касается представителей субъективного идеализма, то они или ставят существование материи под сомнение, или отрицают ее совсем. В рамках своих воззрений они трактуют материю и материальный мир как кажимость, видимость, совокупность ощущений человека, которому так воспринимать мир проще, удобнее. Иногда говорят о привычке воспринимать действительность как материальный мир.
3. Представители подхода, который можно назвать плюралистическим, обосновывают мысль, что выделение в бытии материальных и идеальных составляющих является не совсем корректным. Вообще нельзя проводить демаркацию философских воззрений на материалистические и идеалистические. В качестве обоснования такой позиции формулируется утверждение, что понятие «субстанция» устарело и не отражает сущности бытия. Использование категории «материя» в философских воззрениях неуместно, так как не имеет под собой достаточных оснований.
Следует отметить, что содержание выделенных подходов изменялось и дополнялось, но они сохранились и сейчас. Например, претерпел определенные уточнения материалистический подход, в соответствие с которым бытие мыслилось состоящим из особым образом взаимодействующих мельчайших и обособленных частичек вещества. Это при том, что И. Ньютон, исходя из идеи атомизма, ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы механики. Атомистика была фундаментом молекулярно-кинетической теории теплоты. В химии она послужила открытию закона сохранения вещества.
Однако наряду с триумфом атомизма в науке постепенно созревал и кризис этого воззрения. Начало этому кризису положили научные открытия, которые установили, что атом имеет свою собственную структуру и включает в себя другие, более мелкие частицы и даже не частицы, а какие-то энергетические образования. Таким образом, мыслимый ранее бесструктурным, атом оказался обладателем чрезвычайно сложного структурного образования. Внутри него было ядро, вокруг которого ядра вращались по разным орбитам электроны. Далее открытия новых взаимодействий внутри самого атома также добавили сомнений в атомистическую концепцию картины мира.
С введением в научный оборот понятия «поле», которое уже трактовалось не как атрибут объекта, но как самостоятельная физическая реальность, способная существовать и распространяться в пространстве, независимо от вещественного объекта, материалистический атомизм в физике достиг высшего уровня кризиса, что, естественно, привело к философскому кризису, расшатало представление о материи как веществе. «Материя исчезла!» — воскликнуло научное и философское сообщество, когда исследователи стали объяснять свойства вещества из действий поля.
В этом же духе был истолкован и радиоактивный распад атомов, который мыслился как превращение материи в энергию, как «исчезновение» материи. Хотя это «исчезновение» материи само по себе еще не означало замену материализма идеализмом, оно стало сопровождаться идеалистическими выводами и в гносеологии. Дело в том, что невозможность чувственно воспринимать электроны, нейтроны, протоны принуждала физиков использовать математические модели, а это привело некоторых из них к мысли, что материя испарилась в этих математических построениях, ведь вся реальность теперь сводилась к идеальным абстрактным структурам. В результате общественное мнение повернулось от материализма к идеализму, так как последний традиционно не был связан с атомистическим пониманием материи.
Вместе с тем причина кризиса была не в том, что появились новые открытия в физике и химии. Проблема была в том, что эти открытия являли собой объективную диалектику природы. Материализм же в это время еще оставался в большей степени метафизическим. В связи с этим для разрешения кризиса в философских воззрениях материалистического толка потребовалось формулировать диалектический материализм. Справедливости ради следует отметить, что во взглядах философов всегда присутствовало диалектическое начало. Например, элементы диалектики содержались в рассуждениях Гераклита, который подчеркивал, что наряду с дискретностью мира существует и его континуальность.
Однако для создания диалектического материализма необходимо было освободить категорию «материя» от ее будто бы неразрывной связи с веществом. Также следовало сформулировать такое определение этой категории, которое подчеркивало бы ее действительно универсальное содержание, и это осуществил В. И. Ленин. Опираясь на материалистическую традицию, закрепленную в работах материалистов всех эпох и, в частности, в трудах П. А. Гольбаха, использовавшего определение понятий и категорий через соотнесение, сопоставление определяемого понятия с его противоположностью, он пришел к гениальному выводу, обосновав мысль о том, что путь к диалектическому определению категории «материя» лежит не в перечислении существенных и отличительных признаков этого феномена, а в соотнесении его с категорией «сознание».
В контексте данной мысли В. И. Ленин сформулировал следующее определение категории «материя»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[71]. В данном определении выделено принципиально новое в осмыслении сущности материи, с которым связан диалектический материализм. Суть этого нового заключено в выражении «быть объективной реальностью и существовать вне нашего сознания». Таким образом, заявленным подходом к трактовке категории «материя» диалектический материализм не связывает себя с вопросом о строении конкретного феномена, отражаемого данной категорией.
Вопрос о строении того, что отражается категорией «материя» — это задача естественных наук, а вопрос об отношении нашего познания к физическому миру — это уже философская проблема. Приведенное нами определение категории «материя», философское по сути, позволяет достаточно четко определить «партии» в философии и выявить гносеологическую позицию исследователей.
Представители идеалистических воззрений пытались опровергнуть данное определение категории «материя» на том основании, что многие открытые к тому времени свойства материи не были доступны ощущениям человека. Следовательно, определять материю как находящуюся вне сознания и отражающуюся в ощущениях неправомерно. Однако такое осуждение диалектико-материалистического определения категории «материя» основано на маленькой хитрости, которую идеалисты пытаются использовать. Она заключается в следующем: сторонники идеализма осознанно не говорят о том, что речь не идет о непосредственных ощущениях человека, которые в самом деле ограничены возможностями органов чувств. Однако человек создает и использует средства, которые позволяют ему опосредованно фиксировать черты и свойства объективной реальности.
Прошли долгие годы споров и исследований, но и на сегодняшний день трактовка категории «материя» принципиально не изменилось. Как правило, данная философская категория, означает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[72]. Кроме того, материя отождествляется с универсумом[73], т.е. категорией философии, обозначающей «мир как целое» или «все сущее», где присутствуют и вещество, и поля.
Вещество как один из элементов объективной реальности является видом материи, которая обладает массой покоя. Оно может находиться в различных агрегатных состояниях, при переходе в которые скачкообразно изменяются его параметры, такие, например, как плотность, свободная энергия и др. В реальной жизни мы сталкиваемся с твердыми, жидкими и газообразными состояниями вещества. В твердых и жидких состояниях вещества молекулы находятся относительно недалеко друг от друга и связаны между собой, причем расстояния между молекулами меньше, а связи между ними более «сильные», когда вещество находится в твердом состоянии. При переходе вещества в газообразное состояние расстояние между молекулами существенно возрастает, а их взаимодействие становится минимальным. Другими словами газ отличается тем, что молекулы в нем находятся в свободном, а не в связанном, как, например, в жидкостях, состоянии. Если газ сильно нагреть или пропустить через него мощный электрический разряд, мы получим еще одно агрегатное состояние вещества — плазму, т.е. особое состояние газа, когда его атомы становятся ионизированными.
Сегодня учеными признается, что категорией «материя» отражаются и различные формы взаимодействия различных видов вещества, такие как упоминавшееся выше физическое поле, т.е. особая форма материи, которая создается физическими телами, веществом, обладающим массой, а также заряженными частицами. Физические поля, как считается, обладают большим числом степеней свободы и могут различаться по своему характеру. Они обладают энергией и импульсом, как и вещество, но не обладают массой покоя.
В качестве примеров можно назвать гравитационное и электромагнитное поля, поля ядерных сил, сильные и слабые взаимодействия, волновые поля. Вспомним, что гравитационное поле создается телами, обладающими массой, и характеризуется проявлением сил притяжения, которые напрямую зависят от массы взаимодействующих сил и расстояния между ними. Электромагнитное поле создается заряженными частицами, представляет единство электрического и магнитного полей и характеризуется напряженностью и потенциалом. Считается, что могут существовать и определенным образом проявлять себя и свободные физические поля, т.е. действующие независимо от создавших их частиц. К таким полям относят электромагнитные волны.
В философии принято выделять разные формы (уровни) материи на основе использования правил таксономического деления. Так, по характеру изменений, происходящих в объективной реальности, по основным процессам, которые приводят к появлению новых качеств предметов в конкретных областях этой реальности, выделяют физическую, химическую, биологическую, социальную формы материи.
По характеру и содержанию своей организации, воспроизводству себе подобных весь мир можно подразделить на мир неживой природы, мир живой природы и социум. В данном случае мы сталкиваемся с результатом дихотомического деления: вначале всей материи — на живую и неживую, а затем живой материи — на социум, т.е. человеческое общество, и весь остальной живой мир. По всей вероятности такое деление не учитывает все детали, выглядит грубовато, схематично, но выражает главный смысл данной классификации — ее механизм.
В неживой материи (природе) выделяют несколько подуровней. Так, по соотношению человека и среды его обитания, по его возможностям эту среду воспринять, выделяют: а) микромир; б) мир, привычный человеку, т.е. наиболее адекватный абсолютному большинству людей; в) макромир.
По характеру происхождения предметов мир вещей и полей можно подразделить на предметы естественного и искусственного (созданного самим человеком) происхождения.
Отдельно рассматривается уровень жизни человека. Данный уровень определяют иногда как социум, который, как и остальные уровни материального мира, включает в себя целый ряд подуровней. Он являет собой достаточно сложную и одновременно актуальную для человека систему. Кроме того, важной особенностью социума является то, что он на всех своих уровнях никак не сводится только к материи. Человеческое социальное бытие немыслимо без идеальной составляющей, т.е. в объективной реальности материальное и идеальное соседствуют. Категория «материя» соотносится с категорией «идеальное». Необходимо сказать, что интерес к этой категории в истории философии был всегда и обусловливался как онтологическими, так и гносеологическими проблемами. Так, с позиций гносеологии осмысление сути и содержания категории «идеальное» было актуально и значимо по ряду причин. В первую очередь из-за того, что с момента использования человеком производственной деятельности для него всегда был важным вопрос выработки знаний, которые он мог бы использовать на практике. Очевидно, что потребность к знанию обусловливала необходимость осмысления сущности человека, процессов его познания. С позиций онтологии обращение к категории «идеальное» значимо для осмысления сути «исходного» начала всего сущего. В связи с этим, разные концепции идеального сформировались в основном в двух партиях философии: материализме и идеализме. Идеалистические воззрения более консервативны. В большинстве случаев объективный идеализм трактует категорию «идеальное» как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с ее помощью.
В рамках традиции материализма изучение идеального началось с конца 1920-х гг., и не в философии, а в психологии. В культурно-исторической концепции психики впервые был представлен «отрыв» культурной (идеальной) формы от ее создателя. При этом для объяснения природы мышления использовался диалектический метод. В 1930—1940-х гг. идеальное трактуется уже как «опредмеченная форма», как объективная реальность. К объективным идеальным формам, созданным человечеством, психологи относят язык, идеи, понятия, музыкальные произведения, творения пластических искусств и т.д.
В 1940—1950-х гг. с проблемой идеального, обсуждавшейся в психологических исследованиях, пересекаются проблемы исторического и логического, абстрактного и конкретного, диалектики как логики, ставшие предметом философских дискуссий.
Непосредственным предшественником дискуссий 1960-х гг. о соотношении психики и мозга явился спор о взаимосвязи психического и физиологического. Главным результатом полемики о том, мыслит ли мозг или мыслит человек при помощи мозга, какова природа той способности, которая позволяет мыслителю целостно воспринимать предмет теории, явился отказ от «физиологического» толкования философских и психологических моментов идеального. В это же время формировалось и естественно-научное направление в исследовании мышления, представители которого пытались определить идеальное через общенаучные понятия «информация», «код» и т.д.
На уровень определения категории «идеальное» ученые и философы пришли к 1960-м гг. Тогда же материалистической философией было сформулировано определение категории «идеальное».
Идеальное — это категория философии, характеризующая специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
Таким образом, идеальное — это нечто существующее не в «начале» действительности, а только в сознании человека как высшего уровня развития живого на Земле. В данном контексте идеальное противопоставляется реальному, материальному.
Диалектическая концепция материального и идеального не исчерпывается одним только их определением. На основе понимания и трактовки этих феноменов была сформулирована цельная концепция единства мира. С позиций диалектического монизма в материализме была обоснована мысль, что действительное единство мира состоит в его материальности, а идеальное, сознание, дух есть составная часть этой действительности, и между материальным миром, данным нам в ощущениях, и сознанием нет никакой пропасти. Окружающая нас действительность и мы сами — единый материальный мир. Единство здесь мыслится не как качественное подобие, а как единая субстанциональная основа, которая может принимать самые разные формы, где наиболее противопоставленными являются материальное и идеальное, которые находятся во взаимодействии. Другими словами, если бы утверждался только тезис о материальном единстве мира, без введения универсального взаимодействия, то это формально логически позволяло бы утверждать наличие разных, никак между собой не связанных материальных миров. Поскольку диалектико-материалистический монизм соседствует с принципом всеобщей связи и взаимодействия, этот союз двух основополагающих принципов объективно обусловливает идею развития, позволяет рассматривать как одну из форм развития материи и человеческое сообщество. Это очень значимо, ибо ранее, из-за особой субъектно-объектной природы в философских воззрениях общество не вписывалось в традиционное представление о материи. Сейчас, когда монизм и взаимодействие проявляют себя в диалектическом единстве, становится очевидным: проблема единства мира является не частнонаучным, а философским постижением сущего.
С философской позиции в мире все постоянно изменяется, превращается, колеблется. Словом, все пребывает в постоянном стремлении к иному состоянию. Происходит это не по принуждению, а по своей природе. Другими словами, движение является сущностным атрибутом материи, и в этом контексте оно, так же, как и материя, несотворимо и неуничтожимо. Оно абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение в своей сущности едины. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. Одни формы движения превращаются в другие. Ни один вид движения не берется ниоткуда. Движение есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой материи, она есть причина самой себе. Если Вселенная произошла в результате большого взрыва, то причины этого последнего находятся не во внешней силе, а в самой материи.
Любое движение включает осуществление изменений, происходящих в пространстве и времени. При этом и социум, и живая, и неживая природа находятся в единстве и представляют собой строгую упорядоченность, воспроизведению которой способствуют пространство и время как всеобщие формы материи. В философии их называют атрибутами последней. Несмотря на кажущуюся очевидность данных понятий, они являются одними из сложнейших характеристик материи. Например, самое общее понимание пространства и времени формируется у нас на основе непосредственного эмпирического опыта и включает в себя такие признаки, как протяженность, структурность, которые непосредственно характеризуют наблюдаемые нами отдельные тела. Однако это раскрывает только отдельные черты данных феноменов.
В математике пространством называют множество каких-либо объектов, геометрических фигур, которые называются его точками. В физике, прежде всего в механике, пространством называют совокупность всех возможных состояний рассматриваемой системы. Эти состояния рассматриваются при этом как точки данного пространства.
В начале XXI в. распространено следующее понимание пространства. Оно трактуется как феномен, характеризующий форму существования материи, проявляющуюся в виде характеристик взаимного расположения материальных тел по отношению друг к другу, их физических размеров, координат их нахождения, расстояний между ними, углов направлений и некоторых других пространственных параметров. В соответствии с этим выделяют свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность и др.
Философия определяет пространство следующим образом.
Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.
Такое понимание пространства отражается в одноименной категории.
Время — не менее важная и сущностная характеристика материи. Осмысление времени у человека возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте.
Классическая физика трактует время как непрерывную величину, которая является важнейшей характеристикой материального бытия. Время отражает последовательность событий, очередность и продолжительность изменений как материальных объектов, так и отношений между ними. За единицу времени берут некоторый промежуток длительности, отражающий регулярную периодичность определенного события. В древности за такие периоды, единицы времени брали период между полнолуниями или между восходами солнца. Позже были изобретены более точные механизмы измерения. Важной характеристикой времени в классической физике была его самостоятельность, независимость ни от каких других детерминант. Другими словами, причин для изменения течения времени не существует, а скорость течения времени признавалась неизменной. Сегодня принята следующая таблица единиц измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие и др.
Однако исследования ХХ в. внесли коррективы в представления о времени. Важным стало открытие зависимости скорости течения времени от скорости передвижения самого объекта, на котором измеряется время, от выбранной системы координат отсчета, длительности изменений, от силы гравитации. В специальной теории относительности время становится неотъемлемым параметром единого «пространственно-временного континуума», «четвертой осью» пространственной системы координат.
Вместе с тем не изменились представления о том, что времени присущи следующие свойства: направленность, необратимость, длительность и некоторые другие. Например, говоря о направленности, мы понимаем, что исчисление времени идет от уже произошедшего, прошлого, к происходящему в данный момент, настоящему, и далее к тому, что предположительно может или должно произойти позже — к будущему. Правда, иногда выражается мысль, что свойства времени могут оказаться и иными. Предполагаются возможные путешествия во времени. В качестве «доказательства» иногда приводят примеры пророчеств известных предсказателей. Появилось мнение, содержащее утверждение, что путешествие во времени возможно благодаря существованию множества «параллельных» миров. Впрочем, доказательств этого нет.
Время важно не только для естественных, но и для общественных наук. Большое значение оно играет в истории, где совершенно необходимо соотнесение прошлого и настоящего и используют такие единицы измерения времени, как эпоха, эра. В то же время часы и минуты, а иногда дни и даже месяцы для истории чаще всего не имеют большого значения. Более того, «социальное время» можно «сжимать», «уплотнять» или «удлинять». Существует специфика отношения ко времени и в юридической деятельности. Это связано как с процессом законотворчества и применения законов в деятельности судов, что предполагает возможность отмены наказания за давностью времени, прошедшего после совершения кем-то противоправного деяния, так и существования принципа «закон обратной силы не имеет». В последнем случае речь идет о возможностях использования «новых» законов для отмены судебных решений по уже совершенным противоправным деяниям. В юридической деятельности время устанавливается и для оценки по конкретным нормативным правовым актам, и для оценки эффективности совокупности последних.
Философия оценивает, обобщает, аккумулирует различные трактовки такого феномена, как время, сформированные в других областях человеческого знания и на основе выработанной ею методологии формулирует его определение, которое сегодня выражается следующим образом.
Время — форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Время — философская категория, которая обозначает универсальный порядок необратимой смены событий, последовательности и длительности существования материальных объектов, явлений, процессов.
Философская трактовка времени отличается тем, что время в ней выступает важнейшей характеристикой бытия, является всеобщей формой существования материи.
Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием. Именно поэтому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Так, твердые вещества имеют иную, по сравнению с живыми предметами, структуру. В живых объектах реального мира геометрия пространства усложняется, и в соответствии с этим изменяется их ритм времени. Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события и переживая их. Следовательно, историческое время — это уже иная характеристика времени, нежели физическое время. В истории события могут рассматриваться от выбранной человеком точки отсчета. Например, сегодня во многих странах мира практически все этапы развития философии, становление и развитие юриспруденции и множества других событий рассматриваются от даты Рождества Христова. Таким образом, время в философском понимании, позволяет отразить динамику бытия, развитие материальных систем.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сущность и предназначение онтологии как раздела философии?
2. Чем обусловливалось изменение понимания онтологии и ее функций?
3. Как взаимосвязаны между собой онтология и гносеология?
4. Какие проблемы разрешает онтология?
5. Охарактеризуйте важнейшие категории онтологии?
6. Что такое бытие?
7. Какие трактовки бытия встречались в истории философии?
8. Каковы наиболее общие философские подходы к пониманию и объяснению сущности окружающего мира?
9. Какие уровни бытия рассматривает онтология?
10. Раскройте принципы отношения к окружающему миру, сложившиеся в современной философии?
11. Какие формы бытия выделяются в онтологии?
12. Каковы основные признаки материального?
13. Чем отличается идеальное от материального?
14. Как можно определить категорию «материя»?
15. Как можно определить категорию «идеальное»?
16. В чем сущность основных подходов к пониманию идеального?
17. Какие основные формы и уровни материального можно выделить?
18. Назовите известные вам состояния вещества?
19. Что такое физическое поле?
20. Какие основные атрибуты материи выделяют в философии?
21. Что такое пространство и время?
22. Что представляют собой пространственно-временной континуум?
23. Чем отличаются характеристики исторического и физического времени?
Глава 4
Картина мира и мировоззрение
В результате изучения материала данной главы студент должен:
Знать
· смысл философских понятий «картина мира» и «мировоззрение»;
· виды мировоззрений;
· соотношение картины мира и мировоззрения;
уметь
· осмысливать и формулировать личные мировоззренческие установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
· применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем юридической теории и практики;
· самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;
владеть
· навыками определения мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предотвращения правонарушений и их разрешения, если они возникают;
· мировоззренческого обоснования профессиональных научно-исследовательских программ в области юридических наук;
· работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания и раскрывающими происхождение, развитие различных картин мира.
Из всех форм знания именно философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовно-информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования самых емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного отражения реального мира. Оно позволяет раскрыть и сформулировать содержание картины мира, мировоззрения, закономерности развития неживой и живой природы. Философское знание, освоенное человеком, вооружает его видением общих проблем бытия, дает понимание его места в этом мире, а также средств и способов познания последнего и его преобразования в интересах социального прогресса и своего гармоничного развития.
В данной главе будет раскрыто содержание мировоззрения, его типов, а также общих законов развития природы, общества и человеческого мышления.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 290.