Монистические и плюралистические концепции бытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Раздел философии, который изучает бытие, его фундаментальные принципы, а также наиболее общие сущности и категории «сущего» называется онтологией. Этимологически понятие «онтология» (новолат. ontologia от др.-греч. ὄ ν, род. п. ὄ ντος — слово, учение, понятие) означает учение о бытии как таковом (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Бытие как проблема философии

 

Онтология стала учением о самом бытии еще в ранней греческой философии, выделившись из учений о бытии тех или иных объектов. Парменид и другие элеаты объявили истинным знанием только то, которое раскрывает истинно существующее. Таковым они считали лишь само бытие как нечто вечное и неизменное.

В дальнейшем содержание онтологии менялось, сохраняя свою семантику как учение о бытии. В марксистской философии было преодолено противоречие между гносеологией и онтологией. Фундаментальный принцип диалектического материализма — совпадение диалектики, логики и теории познания, законов мышления и законов бытия — позволил сделать вывод о том, что категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выполняют гносеологические функции, т.е., отражая объективный мир, служат ступеньками его познания.

Категория «бытие» в ряду многочисленных философских категорий, составляющих большинство философских систем, занимает в них центральное место. Она выражает самую главную, сущностную характеристику любого объекта реальности: его способность быть, проявляться, взаимодействовать.

Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Существуют различные уровни бытия: а) материально-предметная реальность; б) объективно-идеальная реальность; в) бытие человека.

В истории развития философии были и сейчас существуют различные трактовки бытия и его форм. Дело в том, что определение категории «бытие» в значительной степени обусловлено поиском основ, сущности всего того, что нас окружает, смысла существования мира и самого человека. В связи с этим осмысление содержания данной категории представляет собой сложный и важный процесс, так как результаты этого осмысления — основа формирования вообще представлений о мире и, в частности, научного знания, необходимое условие повседневной практики человека. Трактовка бытия во многом равносильна процессу осмысления окружающей действительности и самопознанию, проникновению в сущность и существование природы, человека и общества. В целом качество представлений о бытии характеризуют уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.

Приступая к рассмотрению содержания заявленной категории, отметим, что в древнеиндийской философии бытие[70] связывалось с активностью Брахмы, фазы дыхания которого определяли смену бытия и небытия. При этом жизнь и смерть, чередующиеся, как день и ночь, означали абсолютное бытие и абсолютное небытие.

В Древнем Китае бытие и небытие, порождаемые дао, стали доступны осмыслению: бытие — именно как бытие, носящее свое имя, а небытие — как ничто, вследствие этого не имеющее никакого имени. Диалектичность существования дао обусловило диалектичность отношений бытия и небытия.

В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в результате взаимодействия различных стихий: земли, воды, воздуха, огня. В некоторых воззрениях основа бытия представала не материальной стихией, а, например, числом. Нередко бытие оказывалось динамичным, изменчивым в своих проявлениях. Самый яркий пример диалектического представления о бытии в досократической философии — это учение Гераклита. Однако были и противоположные мнения. Так, согласно взглядам элеатов бытие неподвижно и всеобъемлюще.

Аристотель, исходя из посылки, что бытие есть наиболее универсальная категория, показывает невозможность бытия быть родом. Он объявляет категорию «бытие» двусмысленной, заменяя ее категорией «субстанция», где бытие собирает свое единство.

В Средние века бытие — это, прежде всего, Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой — несамостоятельное, слабое существо. Изначальное бытие, по мнению религиозных философов, идеально. При этом идеальная составляющая бытия, безусловно, определяющая. Лишь некоторые мыслители, например Ибн Рошд, представляли бытие иным. Августин Аврелий полагал важной частью бытия человека материальный мир, сотворенный Богом в виде града Божьего и града земного.

В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, приведший к формированию новой картины мира, обусловил проявление большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. В ряде философских систем на первый план вышло внимание даже не к самому бытию, а к возможности адекватного отражения последнего в сознании человека.

В философии XIX—XX вв. бытие в некоторых случаях, например в «философии жизни», экзистенциализме фактически сводилось к бытию человека. В позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать философские измышления, спекулятивные конструкции. Первостепенное внимание в этих подходах уделялось не собственно бытию, а языку, которым это бытие могло быть описано.

Как видим, все имеющиеся трактовки бытия можно подразделить на монистические и плюралистические.

Для монистических концепций характерным является утверждение единой общей основы всего существующего, сущего, т.е. бытие едино, оно имеет единую и единственную основу всего существующего.

Выделяют следующие виды монизма:

1. Материалистический монизм, который основывается на утверждении о том, что основу бытия составляет материя, все остальное есть ее проявление. Другими словами, в трактовке материалистов материя существует вечно. Она никем и ничем не создана, неуничтожима, находится в постоянном движении, в ходе которого проявляется в различных формах, образует сложную иерархию самых разнообразных систем: от атомов до галактик, от относительно несложных материальных предметов до самых совершенных живых организмов и человеческого общества. Материя становится источником множества образований, феноменов, в том числе и сознания, присущего человеку. Одним из таких образований может стать природа как конкретное проявление материи. С природой соотносятся такие феномены, как космос, вселенная, универсум, хотя между ними есть различия по объему и содержанию. Например, в содержание категории «природа» в большей степени мы включаем признаки и свойства, характерные для среды обитания человека и даже самого человека. Категория «космос» по своему содержанию как бы исключает из себя человека.

2. Идеалистический монизм, который утверждает, что единая основа бытия базируется на духе. Другими словами, основа бытия в духе, а все остальное есть его производное. В монистических воззрениях идеалистов, в их онтологических обобщениях также присутствует разнообразие. Все зависит от того, каким оказывается идеальное начало. Если оно предстает как Бог, мировая идея, космический разум, абсолют, то такие основания бытия лежат в основе философских систем объективного идеализма. Если в основании бытия находится индивидуальное сознание, то тогда формируются философские системы субъективного идеализма. Согласно таким воззрениям именно индивидуальным сознанием определяется окружающий мир.

Для плюралистических концепций характерным является утверждение, что бытие не является единым. В основе бытия, в его содержании множество равно значимых и независимых начал. Одним из первых вариантов такой концепции является дуализм. Так, согласно философским воззрениям Р. Декарта, в основе бытия находятся два равнозначных начала: материальное и духовное. Нельзя не вспомнить и своеобразие плюрализма в воззрениях пантеизма, где или природа растворялась в Боге, или Бог в природе.

В современной философии наиболее распространен материалистический монизм, трактующий бытие материальных объектов, или материальное бытие, как совокупность реально существующих объектов, в том числе и различные виды полей.

Физическое поле — это особая форма материально-предметной реальности бытия, которая обладает бесконечно большим числом степеней свободы. В зависимости от своей природы поля подразделяются на электромагнитные, гравитационные, квантованные и поля ядерных сил. Проявляются поля (за исключением гравитационного) в виде взаимодействия тел, переносимых с конечной скоростью.

Физические поля имеют вещественные параметры (массу, объем, плотность, размеры, признаки организации и формы существования), по которым материальное бытие и классифицируют.

Так, по размерам, материальное бытие подразделяют на ядерное, молекулярное, отдельных предметов, планетных систем, галактик и т.д.

По признакам организации, воспроизводства себе подобных в материальном бытии выделяют объекты неживой природы; объекты живой природы; социальные образования, или уровень неживой природы; уровень живой природы; уровень социального бытия.

По формам существования в неживой природе можно выделить неорганическую и органическую формы. Живую же природу разделяют на вирусы, бактерии, растения, животных.  

Что касается социального бытия, то оно представляет собой относительно самостоятельную форму. Социальное бытие является объектом не только для онтологии, но и для ряда относительно самостоятельных наук, таких как социальная философия, философия истории, философская антропология, философия права и некоторые другие.

Социальное бытие отличается от других форм и уровней материально-предметной реальности. Оно включает в себя объективно-идеальное бытие и бытие человека. Дело еще и в том, что духовная составляющая общественной жизни на любом ее уровне, существование идеального аспекта в обществе — это важнейший специфический признак, выделяющий социум из материально-предметной реальности. В связи с этим, а также по некоторым другим причинам духовное бытие, бытие идеального позиционируют как особенную форму бытия. Это обусловлено, в частности, тем, что идеальное представляется рядом мыслителей как самостоятельная или, по крайней мере, не зависящая от какой-либо материальной основы сущность.

Осмысление бытия как таковое, дает основание предположить наличие и его противоположности — небытия. Попытка философского познания последнего значима, так как способствует более полному и рельефному пониманию бытия. Это актуально для юристов, которым приходится расследовать деяния, где может идти речь и о небытии.

Если предпринять исторический экскурс, можно узнать, что элеаты считали небытие лишь «кажимостью» чего-то отличного от привычного бытия. На самом деле, все сущее — это бытие. В связи с этим если небытие существует, то и оно — бытие. Другими словами, небытие может быть представлено как форма бытия.

В христианской традиции бытие — это то, что связано с Богом. Прежде всего, это сам Творец, а также все его творения. Небытие также существует, но оно представляет собой силы, во главе которых находится сатана, главный источник зла и всех бед. Человек, понимает он это или нет, практически постоянно в своей жизни находится перед выбором между добром и злом. Праведники стремятся к Богу. Выбирая добро, соблюдая Божественные заповеди, они тем самым формируют основания для того, чтобы войти в Царство Божие, обрести в Боге подлинное бытие, жизнь вечную. Грешники, напротив, отдав себя во власть нечистой силы, неизбежно предопределяют свой путь в ад и канут в небытие вместе с сатаной.

С материалистической точки зрения бытие можно представить, как то, что есть, что существует. Небытие же — это то, чего нет, чего не существует. В связи с этим, видимо, различные формы бытия могут быть в сложном взаимодействии друг с другом. В частности, бытие в форме материально-предметной реальности не всегда соответствует объективно-идеальному бытию. Например, существует далекая планета или звезда, или вид животного, которые до определенного времени неизвестны ни одному человеку. В материально-предметной реальности данные объекты существует. Однако в объектно-идеальной форме бытия этих объектов нет, и мы ничего о них не знаем. Условно они находится в зоне небытия.

Может быть и противоположный вариант. Мы сформулировали обобщение о конкретной материально-предметной реальности, например, о виде растения или животного. Потом они перестали существовать, а у человека осталось о нем конкретное знание, т.е. в материально-предметной реальности данного объекта больше нет, он в небытии, а в объектно-идеальном бытии он остался. Более того, он будет существовать, пока о нем будут помнить люди.

Как видим, за все время возникновения и развития философии, категория «бытие» претерпела множество различных трактовок, но сохранила в своем содержании самое важное: она отражает, прежде всего, существование всего, что составляет реальность, а также знания об этой реальности, даже если ее уже не будет. Наконец, если представление о реальности — часть сущего, то содержание сущего как существующее составляют и представления о том, чего не существует в реальности, например, что могло бы быть, или было когда-то, или будет, и даже — чего быть не может.

Обращаясь к бытию, обычно мыслят реальное существование окружающего мира во всех его проявлениях, в том числе в форме мыслей о мире и самого мыслящего субъекта и всех других людей, что-либо мыслящих. В этом обращении к бытию в плане онтологического осмысления мира философия формулирует определенные принципы осмысления человеком объективной реальности и самого себя.

Важным принципом является реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека как части этого мира, этой объективной реальности. Причем объективная реальность чаще всего трактуется как огромная совокупность материальных объектов и отношений между ними, как единое целое в огромном ее многообразии и формопроявлениях, в единстве своих характеристик, особенностей и свойств. Это единое есть целостность, субстанция, хотя для одних — это материя, для других — идеальная сущность. Третьи вовсе отвергают деление на материальное и идеальное, но и для них категория «субстанция» является совсем не лишней, ибо она даже для не соотносящихся друг с другом объектов становится объединяющим началом

Значимым является и принцип плюрализма, так как субстанциональность объективной реальности включает в себя, в частности, многообразие различных форм проявлений последней. Все в реальности изменяется, все приходит и уходит, все движется и развивается; нет ни одной данности, которая не изменяла бы свое содержание, форму и сущность.

Следовательно, для осмысления реальности важен и принцип динамизма, позволяющий учитывать тот факт, что все изменения, происходящие в ней, имеют свои закономерности. Есть закономерности возникновения, функционирования и развития всех форм, уровней бытия. Закономерности объективны и могут быть познаны и зафиксированы в процессе познавательно-преобразовательной деятельности человека. Этот факт требует от исследователя руководствоваться принципом включенности и содержательно может быть представлен следующим образом: субъект, т.е. отдельный человек, группа исследователей, социальная система, человечество, включен в бытие. Человек — это органичная часть бытия. Только находясь «внутри» реальности человек может познать ее и самого себя.

Более того, в противоречиях этого бытия, в том числе и в самом человеке, заключены причина и источник развития объективной реальности. Значит, для осмысления этого процесса необходимо человеку руководствоваться и принципом развития, ведь существование, движение и развитие — это, пожалуй, единственное, что свойственно всем объектам бытия. В остальном каждый из объектов бытия отличен от любого другого, сколь угодно похожего на него. В мире нет двух одинаковых людей, двух одинаковых снежинок, двух одинаковых исторических ситуаций.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 342.