1.1. Объект, предмет философии и ее структура …………………………
1.2. Основные категории и методы философии …………………………
1.3. Место и роль философии в жизни человека, общества,
деятельности юриста ……………………………………………………
Практикум
Раздел 2. Исторические типы философии и этапы ее развития
Глава 2. Генезис философии
2.1. Становление философии и ее первые системы ………………………
2.2. Философия античного мира ……………….……………………………
2.3. Философия Средневековья ……………………………………………
2.4. Европейская философия Возрождения и Нового времени …………
2.5. Философия эпохи Просвещения. ………………………………………
2.6. Немецкая классическая философия ……………………………………
2.7. Своеобразие европейской философской мысли XIX—XX вв.……
2.8. Содержание и основные этапы развития русской философии ………
Практикум
Раздел 3. Философия бытия (онтология)
Глава 3. Философское учение о бытии
3.1. Монистические и плюралистические концепции бытия………………
3.2. Материальное и идеальное: основные формы их существования ……
Вопросы для самоконтроля
Глава 4. Картина мира и мировоззрение
4.1. Виды мировоззрений и картин мира …………………………………
4.2. Законы и закономерности в неживой и живой природе ..……………
Практикум
Раздел 4. Вопросы антропологии и социальной философии
Глава 5. Природа и сущность человека
5.1. Концепции происхождения и развития человека………………
5.2. Биологическое и социальное в человеке ………………………………
5.3. Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры ……………
Вопросы для самоконтроля
Глава 6. Философия об обществе и государстве
6.1. Сущность общества и его структура …………………………………
6.2. Гражданское общество и государство ……………………………
6.3. Формационные и цивилизационные концепции общественного
развития…………………………………………………………………
Вопросы для самоконтроля
Глава 7. Смысл и сущность человеческого бытия
7.1. Смысл человеческого бытия ……………………………………………
7.2. Основные формы общественного сознания и их содержание ………
7.3. Насилие и ненасилие в диалектике свободы и ответственности ……
Практикум
Раздел 5. Философия познания (гносеология)
Глава 8. Природа сознания и познания
8.1. Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание ………
8.2. Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании …
8.3. Структура научного познания. Критерии истины в философии ……
Вопросы для самоконтроля
Глава 9. Философия о мышлении
9.1. Логика как наука о правильном мышлении …………………
9.2. Взаимообусловленность знаний и веры……………………………
9.3. Понимание, интерпретация и объяснение …………………………
Вопросы для самоконтроля
Глава 10. Основы философии науки
10.1. Содержание и функции философии науки …………………………
10.2. Сущность научных революций………………………………………
10.3. Типы научной рациональности ………………………………………
Практикум
Раздел 6. Философия ценностей (аксиология)
Глава 11. Ценности в жизни человека и общества
11.1. Сущность ценностей и их классификация……………………………
11.2. Ценности современного российского общества ……………………
Вопросы для самоконтроля
Глава 12. Идея общественного прогресса
12.1. Развитие и общественный прогресс …………………………………
12.2. Ценностные критерии общественного прогресса ……………………
Практикум
Раздел 7. Духовная жизнь общества и современные проблемы
его развития
Глава 13. Проблемы морали и нравственности в современном
Обществе
13.1. Природа и сущность морали и нравственности………………………
13.2. Этика современного юриста …………………………………………
Вопросы для самоконтроля
Глава 14. Эстетика в жизни человека и общества
14.1. Прекрасное и возвышенное в жизни человека ………………………
14.2. Эстетический идеал и его роль в деятельности юристов……………
Вопросы для самоконтроля
Глава 15. Философия права
15.1. Философия и природе и сущности права ……………………………
15.2. Современные концепции права ………………………………………
Вопросы для самоконтроля
Глава 16. Глобальные проблемы современности
и будущее человечества
16.1. Сущность глобальных проблем и их классификация ………………
16.2. Россия в процессе глобализации ……………………………………
Практикум
Заключение …………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………
Глоссарий ……………………………………………………………………
Предисловие
В формировании глубокого и всестороннего мировоззрения, в понимании своего места и роли в жизни общества, в развитии методологической культуры мышления, в поиске ответов на причины и источники различных видов противоправных деяний человека, студентам юридических вузов реально может помочь изучение философии.
Философия аккумулирует наиболее общие представления об окружающем мире и о самом человеке. Она раскрывает его связь с природой, представляет знания о законах и закономерностях развития природы, общества и человека, о его сознании, познании, о ценностях в жизни людей, о культуре, морали, прекрасном и безобразном, праве, о глобальных проблемах, которые возникли в жизни человечества и путях их разрешения.
Философия позволяет связать частные знания в одну общую систему. При этом философское знание обеспечивает согласованность всех других областей знания. Философия вырабатывает общую для всех отраслей знания знаковую систему, тем самым обеспечивая определенное взаимодействие науки, искусства, религии, права и других проявлений человеческого опыта, сфер социальной деятельности в многообразном историческом процессе.
Изучение и осмысление философских знаний позволит будущему юристу сформировать наиболее общие принципы освоения окружающей действительности, выработать достаточно строгие методы, приемы и формы познания мира, социальной действительности, в том числе и совокупность проблем, относящихся к соблюдению законов людьми, отстаиванию ими своих прав. Философия также раскрывает для будущих юристов принципы человеческого общежития, определяет важнейшие ориентиры существования человека в системе общественных отношений, где можно использовать и моральные ценности, и регулятивы, обусловленные правом, нормативными актами, а также формами прекрасного и безобразного.
Сегодня за философией сохраняется и все более утверждается роль «средства» наиболее всестороннего обобщения действительности, результатов развития частных наук и в целом человеческого опыта.
Освоение философии студентами юридических вузов представляет собой достаточно эффективный и реальный способ осмысления мира, определения в нем своего места, а также выработки путей и средств его познания и преобразования в контексте социального прогресса и в относительно самостоятельном бытии по отношению к неживой и живой природе.
Предлагаемая книга — это приглашение студентов академического бакалавриата, будущих юристов в разнообразный и глубокий мир философии, одна из возможностей задуматься о самых важных проблемах человека, общества, своей страны, которые возникали, возникают и будут возникать и которые мыслители-философы пытались решать не одну тысячу лет.
Для того чтобы сориентировать студентов в сложной системе философских вопросов, весь материал распределен в семи разделах, каждый из которых завершается практикумом: практическими заданиями, схемами, тестами.
Преподавание философии студентам юридических вузов преследует следующие цели:
— раскрыть перед студентами причины и источники развития природы, общества и человеческого мышления, стимулировать осмысление и освоение ими общих законов развития;
— развить у студентов диалектическое мышление, умения и навыки эффективного использования (применения) философских подходов, методов в анализе и оценке происходящих изменений в обществе, в отношениях человека с себе подобными и общностями людей;
— обеспечить формирование у студентов философского мировоззрения, методологической культуры мышления и практического действия;
— выработать навыки непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
— сформировать способности выявления юридического аспекта изучаемых вопросов;
— развить умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
— помочь в овладении приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;
— утвердить в сознании и поведении выпускников вуза устойчивые нравственные идеалы, позволяющие им правильно определять направление деятельности в сложных социальных ситуациях, которыми изобилует жизнь и практическая деятельность юристов.
Главная задача изучения философии студентами юридических вузов состоит в том, чтобы сформировать их как образованных мыслящих субъектов, активно включающихся в различные виды юридической деятельности, ориентированных на высокие идеалы и ценности, любящих Родину и являющихся ее патриотом.
В результате изучения курса философии студент должен:
знать
— содержание, сущность и специфику, основные тенденции развития современной философской мысли;
— смысл и содержание общественного развития и человеческого бытия;
— специфику применения философских знаний для осмысления социальных ситуаций и их разрешения на основе философской методологии;
— особенности проявления общих законов развития в практической деятельности юриста, в возникновении и разрешении правонарушений;
— объект, предмет, категории, основные законы философии и ее роль в жизни человека и общества;
— принципы философии;
— содержание и этапы развития философии, философские партии и основные школы философии, в том числе и развитие философской мысли в России;
— выдающихся представителей философской мысли;
— содержание учений выдающихся философов прошлого;
— основные направления современной философской мысли;
— смысл философского понятия бытия, его структуру;
— структуру диалектики и ее основные функции;
— современные концепции сущности и структуры общества, тенденции его развития;
— сущность личности, характер ее взаимоотношений с обществом;
— предпосылки возникновения сознания и его социальную сущность;
— содержание, структуру, формы и методы научного познания;
— этические и эстетические аспекты в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов как юристы;
— сущность социального прогресса с позиций формационного и цивилизационного подходов;
— природу и сущность глобальных проблем современности, а также возможные пути и средства их разрешения;
Уметь
— осмысливать и формулировать личные мировоззренческие, социально-нравственные установки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;
— применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем юридической теории и практики;
— самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;
— анализировать противоречия глобализации и осмысливать пути разрешения глобальных проблем;
Владеть
— навыками разрешения социальных противоречий на основе использования философских знаний;
— использования положений гносеологии в выявлении сути социальных проблем, в том числе правонарушений;
— применения положений философской методологии в практической деятельности юриста;
— определения мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предотвращения правонарушений и их разрешения, если они возникают;
— эффективного обоснования профессиональных научно-исследовательских программ в области юридических наук;
— использования законов возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений;
— анализа различного вида и уровня социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений, для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений;
— выявления основных закономерностей и форм регуляции поведения людей, обеспечения прав и свобод человека и гражданина нашей страны;
— включения моральных и эстетических регулятивов в формирование личности юриста;
— аргументированного, логически непротиворечивого проведения судебных заседаний;
— работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающие происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений.
На достижение и решение указанных целей и задач ориентирован данный учебник.
РАЗДЕЛ 1
Дата: 2018-11-18, просмотров: 242.