Объект, предмет философии и ее структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В большинстве философских школ и направлений объект рассматривают с позиции познания, исследования субъектом чего-то.

Объект (позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

Объектом становятся лишь те существующие независимо от человека неживые и живые компоненты его среды обитания, которые включаются в человеческую деятельность. Другими словами, объектом для человека является то, что начинает им осваиваться в процессе познания и практически-преобразовательной деятельности.

Что касается объекта философии, то он определился в процессе становления последней, обусловлен ее местом и ролью в духовной и практически-преобразующей жизни человека.

Известно, что философия возникла на той ступени развития культуры, когда в связи с развитием общественных отношений происходило разложение мифологического сознания, изначально определявшего содержание существующего тогда в обществе мировоззрения, которое в чувственно-наглядной форме рисовало картину мира как «поля антропоморфных сил»[1]. Возникшее и утверждавшееся разделение труда, все более реальное отделение умственного труда от физического обусловливали кризис мифологического мировоззрения. Место человека в природе стало определяться его собственной активностью, результаты которой обусловливались его возможностями охватить и осмыслить динамичную природную и социальную среду своего обитания, существовавшую независимо от него и не укладывавшуюся в рамки обыденного сознания. Все это и создавало объективные предпосылки для формирования философского мировоззрения и выделения объектной области для философской рефлексии, философских систем, возникших практически одновременно в культурах Индии, Китая, Древней Греции. В них содержались размышления как над миром, так и над обыденным сознанием, мифологией. Философские устремления были нацелены на выявление предельных оснований и использовали не только логическую обоснованность своих объяснений, но и анализ различных образований культуры, опыта изменения человеком природы и формирования общностей людей, государственных устройств. Не оставался вне внимания философии и человек с отражающими его сущность делами, процессы мышления и познания, методы и способы познавательно-преобразовательной деятельности.

Сегодня философия сохраняет свое основное предназначение. Она ищет ответы на следующие вопросы: В чем состоит основа всего сущего? Каковы причины и источники развития природы, общества и человеческого мышления? Как, каким образом происходит развитие в реальном мире? В каком «направлении» может и будет развиваться природа, общество и человеческое мышление?

Объект философии — это неживая и живая природа, включенная в поле мировоззренческого осмысления ее человеком, наличествующие в ней всеобщие связи и закономерности развития, а также социально-исторический организм в его конкретном проявлении как самостоятельная единица исторического развития людей и как общество вообще со всеми видами и типами социальных общностей, а также человек как природное и социальное существо.

Объект философии позволяет классифицировать философские науки и одновременно обусловливает предел истинности знаний в этих науках. Только непонимание этого факта иногда порождает утверждение, что естественные науки наиболее точны по сравнению с науками философскими. Такого рода утверждения некорректны, ибо никто из математиков или физиков не станет утверждать, что математика более точна, чем физика. Сегодня, на данном этапе развития науки, признается, с одной стороны, что точность в естественных науках связана с возможностью их математического выражения, а с другой — в самой математике все больше и больше внимания уделяется процессу доказывания и доказательства, что является характерным для логики и философии в целом. Другими словами, все науки точны по степени адекватности их собственному объекту и своей предметной области. Других, более значимых критериев точности в науках пока не существует.

Конечно, в содержании объекта философии имеется множество структурных элементов, которые характеризуются своими специфическими признаками и носят, с одной стороны, всеобъемлющий характер, а с другой — отражают только «свои» сущностные и отличительные черты и свойства.

Например, если вести речь о социоисторическом организме, то данный компонент объекта философии включают в себя язык, традиции, обычаи, различные социальные нормы (в том числе и правовые), религиозные и идеологические установки, ценностные ориентации, социально-психологические чувства и т.д.

В определенной мере данный объект одновременно включает и выражает признаки идентичности черт людей, входящих в разные сообщества, обусловливает складывание определенных социальных типов личностей, предопределяет социализацию людей, устанавливает определенную систему регулирования отношений между людьми, их миропонимание и отношение к прошлому, настоящему и будущему общества в целом.

Таким образом, социально-исторический организм как компонент объекта философии в его конкретном проявлении выступает и в качестве самостоятельной единицы исторического развития людей, и как общество вообще, со всеми видами и типами социальных общностей, со своей системой регулирования отношений между людьми.

Социоисторическому организму как компоненту объекта философии присущи следующие черты:

— он историчен и в определенной степени представляет собой исторический процесс, где создаются и формируются новые формы, где появляются новые значения и смыслы, заключенные в результатах человеческой деятельности;

— является по своему наполнению в большей степени формой должного, ценностного и в меньшей — сущего;

— содержит в себе целеполагание людей, идеалы и ценности к которым они стремились, а также нормы, которыми они руководствовались;

— в определенной степени представляет собой социальную природу (социоприроду), где в связях и взаимодействиях ее элементов наличествуют объективные закономерности, но не законы, что свидетельствует о факте отсутствия в этом объекте устойчивых причинно-следственных связей между наблюдаемыми и фиксируемыми явлениями и причинами (факторами) их вызвавшими;

— структурно включает в себя полиаспектное количество различных социальных общностей, отношений, элементы духовности, которые способны быть составной частью предметной области отдельных философских наук;

— включает в себя человека во всех его проявлениях, и, одновременно, выделяет его в самостоятельный объект философского осмысления.

Что же касается предметной области философии, то здесь необходимо сделать некоторые пояснения. В современной философии и науке пока нет достаточно ясного и четкого определения предметной области ни для одной из сформировавшихся к настоящему времени наук. Так, согласно имеющимся трактовкам предметная область, например, для теории чисел — натуральный ряд или множество целых неотрицательных чисел, а для ботаники — множество всех растений; такие подходы требуют дополнительного пояснения и уточнения.

Вместе с тем, приблизиться к пониманию предметной области философии можно, если обратиться к соотношению результатов исследования отдельных наук и философии.

Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна специальная наука не изучает закономерности, которые являются общими для явлений природы, развития общества и человеческого мышления. В переделах каждой науки есть различные уровни обобщения, которые, однако, не выходят за рамки определенной сферы бытия природы, человеческих сообществ. В философском же исследовании сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит в единство результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов и закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Более того, философия включает в себя не только предельно обобщенные достижения специальных наук, но и социальные, моральные, эстетические аспекты реального бытия своего объекта. Именно поэтому понятия, категории, принципы и законы философии имеют всеобщее значение, а ее методы обеспечивают доказательное отражение законов и закономерностей объекта. Все это в целом позволяет философии осуществлять предвидение будущих изменений в природе, обществе и в самом человеке.

Формируя философское мировоззрения, философия разрабатывает и коренную проблематику этого феномена: отношение мышления к бытию. Выясняя существо мировоззрения, философия ищет ответ на вопросы о том, что такое бытие, материя и что такое сознание, мышление.

За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру, так как последний включает в себя человека как свою одухотворенную, социальную, самосознающую часть. В этом контексте сам человек, проблема человека являются величайшей мировоззренческой проблемой, по существу стержнем всей философии.

Таким образом, есть основания утверждать, что предмет философии — это сложное образование, которое включает в себя:

— наиболее общие связи и взаимодействия элементов объекта философии, а также элементов объекта с познающим субъектом, выступающим как представитель реального мира;

общие законы и закономерности развития природы, общества и человеческого мышления;

условия и факторы, которые обусловливают возникновения и развитие конкретных элементов изучаемого объекта и самого объекта в целом, отношение мышления к бытию;

самого человека в качестве элемента объекта философии, являющегося относительно устойчивым образованием, имеющим внутреннюю потенцию к созданию связей с себе подобными, с живой и неживой природой, являющимся субъектом познания и преобразования себя и среды своего обитания.

Предметная область философии — это общие закономерности возникновения, становления и развития неживой и живой природы, общества и человеческого мышления, отношение мышления к бытию, причины и источники развития всего сущего, содержание, структура мышления человека, а также сам человек в его взаимосвязи с себе подобными, средой своего обитания.

К сказанному следует добавить, что философия и философские науки исследуют не только общие связи и взаимодействия «вещных» элементов бытия природы, общества, человека, отношение мышления к бытию, природу и сущность человека, но и отношения людей между собой, социальными институтами, результатами своей деятельности, духовную творческую деятельность человека, моральные, эстетические, аксиологические и правовые аспекты этой деятельности.

В определенной мере уточнив объект и предмет философии, опираясь на достижения современного этапа развития человеческой культуры и познания, можно сформулировать ее определение.

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, раскрывающее целостный взгляд на мир, место человека в этом мире, на средства и способы его познания и преобразования, а также наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, изучающая познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к среде своего обитания, к деятельности и ее результатам.

Завершая рассмотрение объекта и предмета философии, следует сказать, что используемые здесь подходы к трактовке данных феноменов не являются окончательными и полностью исчерпывающими их содержание. Более полное раскрытие содержания философии можно осуществить, рассмотрев ее структуру.

Сначала философия являлась единым и нерасчлененным знанием о мире, человеке, мышлении, развитии, о прошлом, настоящем и будущем. Однако затем в ней стали выделяться различные школы, относительно самостоятельные виды знаний и наук.

Так, если рассматривать структуру философии с позиций культур отдельных народов, с учетом их развития и усложнения социальных связей, возникновения классовых отношений и многообразия новых видов деятельности, то можно выделить философские учения в Китае, Индии, Древней Греции, а также Европы, России (более подробно исторические этапы развития философии и ее черты будут рассмотрены в разделе 2). Например, в древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологией. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Они практически не развивали рационально-логическую составляющую философского мышления и научную обосновать мировоззренческих выводов, вместе с тем достаточно много внимания уделяя идее космологической природы сознания, разрабатывая принципы житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все это встраивалось в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, в воспроизводство существующего уклада жизни, кастовой иерархии отношений и включения людей в систему строго корпоративных связей.

В лоне античной культуры возник и развивался иной тип философствования, объективной предпосылкой которого была социальная, политическая и экономическая жизнь полисов. Здесь формировалась философия, ориентированная на связь с наукой, на логико-рационалистическое построение системы знаний о природе, человеке и обществе.

В античной философии возникли основные исследовательские программы развития будущей западной философии, к которым изначально следует отнести философию европейского Средневековья, утверждавшуюся в лоне христианской культуры и в значительной степени отчуждавшуюся от античной философии.

Философия эпохи Возрождения, которая в определенном смысле осуществила синтез с античной философской традицией, сделала значительный шаг в осмыслении места и роли человека в жизни общества, культурном и социальном прогрессе.

Что касается философии Нового времени и эпохи Просвещения, то ей было присуще появление многообразия философских систем, которые основывались на результатах научной революции XVI—XVII вв., коренным образом изменившей картину мира.

Особое место в развитии философии занимает немецкая классическая философия, которая в значительной степени персонифицирована. Однако в общем плане в ней были разработаны основные концепции мироустройства, развития и познания. Ее можно назвать «трансцендентально-критической»[2].

Философия XIX в. определила переход от доминирования классических философских систем к первым неклассическим философским учениям: марксизму, эмпириокритицизму, философии жизни, экзистенциализму, феноменологии, философии психоанализа и др.

Философия ХХ в. сочетает неклассические философские направления  с сохранением классических традиций. В ней намечается критика этих мировоззренческих принципов, обусловленных, не в последнюю очередь, кризисными явлениями: экологическим, антропологическим, социальным и др.

Структурность предметной области философии обусловила развитие философских наук, т.е. с уточнением собственно философской проблематики внутри философии формировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области научного философского знания. К ним следует отнести учение о бытии (онтология); учение о познании (гносеология), этику, эстетику, философию истории, социальную философию, политическую философию, философию права, философию науки, философию техники, историю философии, философию религии и др. (См.: Рис. 1.1.)

 

Схема 1.1. Структура философского знания

 

При этом «внутри» каждой философской науки происходило структурирования философских воззрений по отношению представителей философской мысли к одному из компонентов предмета философии — к вопросу об отношении мышления к бытию. Обойти его никому из философов не удавалась и не удается сейчас. За разрешение какой бы проблемы философ не взялся, ему волей-неволей придется выбрать для себя материалистическую или идеалистическую позицию, которая будет обусловливать все результаты его философского исследования. (См.: Рис. 1.2.)

Рис. 1.2. Центральный вопрос философского мировоззрения

 

Дело в том, что признав первичность бытия по отношению к мышлению, мы становимся на позицию материалистов и считаем, что материя первична, а сознание, дух — вторичны, т.е. материя предшествует идеальному и порождает его. Если же мы признаем, что сознание первично по отношению к материи, тогда мы — идеалисты и стоим на позиции, что мировой дух творит материальный мир. Может быть и такой вариант, когда философ считает, что мышление и бытие — это равноправные субстанции. Тогда он становится на позиции дуалиста.

Материализм берет за исходное мир, существующий объективно, независимо от сознания человека, отвергает все антинаучные трактовки происхождения реального мира, объясняет существующую реальность из нее самой. В этом и состоит мировоззренческий и методологический принцип материализма. Идеализм имеет прямо противоположную позицию в происхождении и развитии реального мира, утверждая, что данное развитие определяется духовным началом.

Другая сторона вопроса об отношении мышления к бытию состоит в оценке такого феномена, как познаваемость мира. Другими словами, смысл данной позиции заключен в отрицании или признании возможностей человека в постижении объектных законов бытия, мира. Те, кто считает, что мир принципиально познаваем, называются гностиками, а полагающие, что мир принципиально непознаваем, — агностиками. Примером второй позиции может быть религиозная философия, которая отрицает познаваемость мира и утверждает примат религиозной веры над разумом.

Применительно к социальной философии, философии истории вопрос об отношении мышления к бытию переходит в плоскость соотношения общественного бытия и общественного сознания. От того или иного ответа на этот вопрос формулируется и понимание определяющих сил общественного развития в относительно самостоятельном существовании общностей людей по отношению к неживой и живой природе, а также по отношению друг к другу.

Материалистическое раскрытие проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания выражается следующим образом: общественное бытие в конечном итоге определяет общественное сознание, которое, будучи производным от общественного бытия, в свою очередь оказывает активное обратное воздействие на это бытие.

Идеализм по данной проблеме стоит на следующей позиции: в качестве определяющего фактора общественного развития выступает или Бог, или объективный мировой дух, или идеи исторических личностей и т.д.

Надо отметить, что материализм в своем развитии прошел длительный путь: от наивного в древности, через механистический и метафизический, к высшей форме — диалектическому материализму. Интересно, что материалистом можно быть как стихийным, так и на основе знаний, полученных в процессе учебы или самостоятельных исследований.

Существуют исследователи, сочетающие как материалистическое воззрение, так и идеалистическое, в форме религиозной веры. В качестве примера соотношения веры и материализма можно привести позицию по этому поводу А. Эйнштейна, который предлагал свой вариант взгляда на взаимодействие различных форм восприятия человеком действительности. Он не отвергал религию, а тем более веру. По его мнению, нельзя себе представить ученого без глубокой веры в то, что правила, по которым существует мир, доступны разуму. Великий физик, бесконечно преданный науке, убежденный в огромных возможностях научного познания и его роли в жизни человека, тем не менее, ясно осознавал и ограниченность рационального осмысления реальности.

А. Эйнштейн считал, что наука может показать только как различные процессы, явления, предметы реальности связаны между собой, как они обусловлены друг другом. Наука, по его мнению, позволяет людям получать сведения о предметах реального мира и о самом человеке, сформировать знание о сущем. Стремление к такому знанию ученый считал высшим из всех стремлений, на которые способен человек. Вместе с тем, такого рода знание, как полагал А. Эйнштейн, не приближает человека к открытию того, что должно быть, а именно к знанию о должном. Разум не может объяснить смысл фундаментальных, или, по убеждению ученого, конечных целей. Дать ответы на эти вопросы может, как считал А. Эйнштейн, только религия. В качестве важнейшей цели он называл независимое развитие индивида, свободно отдающего свои силы службе человечеству, причем, находящего в этом глубокое удовлетворение, делающего это с радостью, ведь главное предназначение индивида, видимо, состоит не в том, чтобы править кем-то, возвышаться над кем-то и так далее, а в том, чтобы служить людям, природе. Эти цели указывает или должна указывать религия. А. Эйнштейн, безусловно, признавал сильные стороны науки, но не отрицал значения ни религии, ни веры. Важнейшая роль религии, по его мнению, состоит в том, чтобы освободить человека от рабства эгоцентричных устремлений, страхов. Образной квинтэссенцией взаимообусловленности науки и религии, по А. Эйнштейну служит афоризм о том, что «наука без религии хрома, религия без науки слепа».

Идеализм также прошел длительный путь «совершенствования». Такая его форма, как объективный идеализм, сформировалась в античной Греции (в работах Платона), была усовершенствована Г. Гегелем, сохранилась и по сей день. Представители объективного идеализма признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его возникновения находится объективный дух.

Сторонники субъективного идеализма считают, что объективный, не зависимый от человека мир не существует. Он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятий, представлений.

Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и, следовательно, признание бытия внешнего мира, не зависимого от сознания, недопустимо. Последовательное развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму — философской позиции, основанной на утверждении, что существует только «я» и, кроме меня, ничего и никого нет. Это напоминает ситуацию, когда человек оказывается в комнате, где его окружают зеркала, и видит только себя. Найти выход из такой комнаты невозможно, ибо человек будет натыкаться только на свое собственное отражение.

Конечно, идеализм имеет как социальные, так и гносеологические причины и источники возникновения и существования. Дело в том, что философы существуют в конкретных социальных системах, в конкретных общностях и сталкиваются с трудностями своего бытия, что определенно накладывает отпечаток как на выделение и осмысление результатов общественной практики, так и на их обоснование.

В социальном аспекте философский идеализм был предопределен и отделением умственного труда от физического, их противопоставлением, возникновением социального неравенства и классовых антагонизмов. Нельзя не учитывать и тот факт, что познание мира — очень противоречивый процесс, в котором наличествует и фантазия, и здравый смысл, и хитрость ума, и сила логики, и правдоподобные допущения. Выходит, что все это предполагает возможность отрыва мысли от действительности, уход в сферу фантазии, в абсолютизацию человеческого мышления, сознания, идеи и духа.

Вместе с тем нельзя не признать, что объективный идеализм раскрыл закономерности развития идеи и мира, обосновал мысль о том, что результаты человеческой деятельности, и прежде всего духовной, отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием. Объективный идеализм сформулировал содержание диалектики, создал систему категорий философии, раскрыл основное содержание диалектического метода, но в идеалистической трактовке.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.