В XX в завершилось формирование мировой цивилизации, проблемы развития и выживания отдельных стран превратились в глобальные. Комплекс указанных проблем перевел тематику выживания человечества из области гипотетических рассуждений о будущем в сферу политики, повседневных задач общества и каждого человека в частности. Выработка реалистической стратегии выживания и развития является наиболее актуальной задачей в области природопользования и охраны окружающей среды, которая требует своего незамедлительного решения. Спонтанные механизмы саморегулирования в этой сфере, как известно, являются недостаточными. В связи с этим несоизмеримо возрастает роль системы управления природопользованием и охраной окружающей среды (системы экологического управления). В основе любой модели управления лежит обоснованная экологическая политика, которая, в свою очередь, базируется на концепции развития или поддержания определенного уровня состояния социо-эколого-экономической системы.
Формирование концепции будущего развития - основополагающее условие определения содержания конструктивного экологического управления. В этом отношении существует два принципиальных взгляда: технологический и экологический.
Выбор технологической концепции как основы решения экологической проблемы лежит между двумя противоположными стратегиями: «тотальной очистки» и «тотального ограничения». Следуя первой - основная часть энергии и материальных ресурсов будет затрачиваться на поддержание созданной техносферы, при весьма призрачных перспективах развития. Согласно второй - необходимо уменьшить долю потребления человеком продукции биосферы, сократить промышленное производство и энергопотребление, практически закрыв тем самым все пути решения демографической проблемы. Следование этим концепциям делает весьма гипотетическим само человеческое развитие.
Более продуктивной является концепция экологически устойчивого развития, которая предполагает согласование потребностей, интересов, мотивов деятельности разных слоев населения и природопользователей на основе консенсуса понимания существующих проблем и возможностей их решения. При этом необходима интеграция концепций устойчивого природопользования и социально-экономического развития. Первая из них является исходным пунктом в формировании системы стратегического экологически ориентированного управления, а вторая oпределяет общие условия решения экологических проблем
Природопользование, как система удовлетворения материальных и нематериальных потребностей человечества, обеспечивается функционированием ряда правовых, экономических и организационно-управленческих механизмов, к которым относятся планирование, экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование, эколого-экономическое регулирование, правовая регламентация и организация управления. Все отмеченные механизмы тесно взаимосвязаны и должны представлять целостную систему.
Основой для осуществления стратегического управления, как было уже отмечено, является экологическая политика. Ее формирование невозможно без анализа существующей ситуации, выбора приоритетных целей и задач, учета психологической готовности людей понимать и решать экологические проблемы и др. Это относится также к микротерриториальному уровню - уровню предприятий, на котором управление должно базироваться на сформулированной и одобренной экологической политике.
Реализация экологической политики государства обеспечивается разработкой, внедрением и поддержанием в рабочем состоянии системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, постоянным развитием и совершенствованием концепции экологического управления.
Природопользование как система включает в себя не только механизмы потребления, но и процедуры и механизмы его ограничения, регламентации. В регламентации природопользования и охраны окружающей среды можно выделить несколько форм:
· организационно-правовое регулирование деятельности;
· закрепление статуса природных и природно-антропогенных объектов;
· нормирование воздействия на природную среду и ее системы;
· оценка состояния окружающей среды и природных объектов;
· учет прямых и обратных воздействий и связей геосистем;
· упорядочение деятельности хозяйствующих субъектов.
Систему регламентации природопользования необходимо органично дополнять экономическим механизмом экологического управления, учитывая особенности функционирования природоресурсной и природоохранной сфер.
Дальнейшее совершенствование всей системы управления природопользованием и охраной окружающей среды должно осуществляться как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Причем в условиях развития рыночных отношений роль низовых звеньев хозяйствования и экономических методов экологического управления возрастает.
Усиление нормативно-регламентирующих начал во взаимосвязи с экономическими методами управления, перенос основной «тяжести» решения экологических проблем на уровень интересов хозяйствующих субъектов знаменуют собой более эффективную систему управления природопользованием и охраной окружающей среды - экологический менеджмент.
Такая система должна базироваться не только на жестких административных методах и принуждении, но и на общепризнанных процедурах и методах менеджмента, который предполагает использование ряда специфических и эффективных инструментов управления.
В связи с отмеченным основными направлениями совершенствования системы экологического управления являются: использование рыночных механизмов регулирования деятельности в природоохранной сфере (экологическая сертификация, экологическое страхование), стимулирование инициативной экологической деятельности субъектов хозяйствования в природоресурсной сфере, использование более эффективных механизмов контроля и регулирования воздействия на окружающую среду действующих объектов (экологический аудит), совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, внедрение национальной системы экологических показателей, более широкое использование в практике планирования и осуществления хозяйственной деятельности экологического нормирования.
//'); //]]>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 478.