Основы формирования правосознания в экологическом менеджменте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При осуществлении экологического менеджмента субъекты управления в сфере природоохранных и природоресурсных отношений должны иметь достаточно высокий уровень знаний о развитии природы и общества, об экологических последствиях антропогенного воздействия, уметь прогнозировать экологические ситуации, принимать радикальные меры по сохранению окружающей среды. Только при соблюдении данного условия возможно оптимальное решение проблем экологии, сочетание экологических интересов населения с экономической выгодой предприятий. В качестве фактора, влияющего на качество природопользования и охраны окружающей среды, целесообразно признать экологическое правосознание лиц, осуществляющих деятельность в сфере экологического менеджмента.

Процесс формирования экологического правосознания, являющегося разновидностью общественного сознания, должен осуществляться при тесном взаимодействии его триединых элементов: эколого-правового просвещения, воспитания и образования, осуществляемых в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Эколого-правовое просвещение, воспитание и образование осуществляются на основании Закона «Об охране окружающей среды», Национальной стратегии устойчивого развития, общеобразовательных и специальных программ. Примечательно, что в ст. 2 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды закреплен принцип организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры. В рассматриваемом природоохранном законе также содержится специальный раздел об образовании, просвещении и научных исследованиях в области охраны окружающей среды, а соответствии с которым в целях формирования экологической культуры граждан и подготовки специалистов по охране окружающей среды устанавливается система образования, которая включает дошкольное, общее базовое общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, обеспечивается во всех учреждениях образования путем обязательного преподавания основ знаний в области охраны окружающей среды и природопользования.

В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, вводится преподавание специальных курсов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Подготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов отраслей экономики в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются в специальных учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.

В целях формирования экологической культуры граждан, воспитания у них бережного отношения к природе в ст. 77 данного Закона предусмотрено осуществление просвещения в области охраны окружающей среды посредством распространения знаний об экологической безопасности, в том числе информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Просвещение в области охраны окружающей среды, в том числе информирование граждан о законодательстве, об охране окружающей среды, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами, республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также учреждениями образования, здравоохранения, музеями, библиотеками и другими учреждениями культуры, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Наконец, работники, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в соответствии со ст. 76 названного Закона обязаны иметь необходимые знания в области охраны окружающей среды, природопользования и регулярно их повышать. При назначении должностных лиц и специалистов, аттестации и переаттестации должно учитываться наличие у них необходимых знаний в области охраны окружающей среды.

Рассмотренные выше нормы законов «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об образовании» имеют общий характер и не способны детально упорядочить отношения, складывающиеся в области экологического правосознания. Необходимо четкое выделение уровней, методов форм и средств эколого-правового просвещения, воспитания и образования.

Такой подход будет свидетельствовать о существовании целостной системы деятельности по формированию экологического правосознания индивидов. Эта система может состоять из а) религиозного, международного; б) государственного; в) профессионального и г) бытового уровней.

Специфичен религиозный уровень формирования экологического правосознания. Это объясняется значительной самостоятельностью рассматриваемого уровня по отношению к другим уровням экологического просвещения, воспитания и образования. Так, одной из причин экологического кризиса церковь считает деградацию традиционных культур, в том числе и христианской. Христианская духовная культура выступает за оптимальное, органическое взаимодействие человека с природой и является одним из необходимых факторов, обеспечивающих предотвращение необратимой деградации окружающей среды и человека.

Государственный уровень наиболее урегулирован правом и систематизирован. Одной из важнейших функций государства, как известно, является экологическая функция. Государство, его органы, заинтересованные в рациональном природопользовании и сохранении окружающей природной среды, должны формировать, закреплять в праве, а затем реализовывать единую экологическую политику, что возможно при наличии высокого экологического правосознания.

Необходимость выделения международного уровня обусловлена, во-первых, особым трансграничным положением республики на Европейском континенте. Во-вторых, данный уровень появляется как следствие включения в правовую систему некоторых принципов и норм международного права о природопользовании и охране окружающей среды. Указанные и другие факторы предполагают формирование у граждан знаний о международных экологических правовых нормах.

Государственный уровень экологического правосознания во многом связан с профессиональным, имеющим своей целью подготовку специалистов экологической ориентации, осуществляющих свою деятельность в юриспруденции, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, других сферах жизнедеятельности общества.

Формирование экологического правосознания на бытовом уровне осуществляется через привлечение граждан к деятельности различных общественных организаций, движений, фондов, лабораторий, союзов и иных общественных объединений. Характерным примером организации экологического просвещения и воспитания на данном уровне является проведение указанными общественными формированиями «Дней цветов», «Дней птиц», операций «Муравейник», «Чистая вода», организация экологических пикетов, демонстраций и других, акций, через которые их участники в конструктивном или деструктивном плане выражают свои эколого-правовые знания и взгляды.

На данном уровне экологическое правосознание формируется применительно к каждому индивиду в той степени, в которой он фактически причастен к правовым отношениям природопользования и охраны окружающей среды. Например, городской житель меньше соприкасается с природоохранными нормами, чем работник органов охраны природы, лесного хозяйства и т. д. Однако в целом каждый индивид, являясь одновременно компонентом природы и существом разумным, должен признавать правовые запреты и ограничения, установленные обществом в целях обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Например, степень обязательности при преподавании экологических знаний в дошкольных учреждениях не имеет значения, в то время как эколого-образовательная деятельность в высших учебных заведениях осуществляется на основе обязательных планов, со строго заданной целью.

Организационно-правовыми формами экологического просвещения, воспитания и образования являются международные, национальные, региональные конференции, симпозиумы, круглые столы, учебные программы, лекции, семинары, специальные курсы, уроки, узаконенные демонстрации, шествия и другие-акты общественных объединений. К таким формам можно отнести также фонды, специальные рубрики в СМИ, постановки и демонстрации художественных произведений, организованную деятельность по реализации народных традиций и др.

Что касается методов формирования экологического правосознания, то можно выделить три способа правового просвещения и образования: убеждение, принуждение, стимулирование (или поощрение). Эти методы различаются между собой по субъектной направленности, степени императивности и обязательности.

В качестве средств практического внедрения эколого-правового просвещения и образования выступают акты государственных органов, печать, радио, телевидение, предметы искусства, учебники, пособия и т. д.

Рассмотренные выше уровни, методы формы, средства эколого- правового просвещения и образования в совокупности должны обеспечивать формирование у индивидов экологического правосознания, адекватного состоянию общественного развития, что в целом будет способствовать рациональному природопользованию и повышению эффективности охраны окружающей среды.


//'); //]]>




Содержание и концепция экологического менеджмента

За истекшее время, после принятия Концепции устойчивого развития, как на уровне мирового сообщества, так и в отдельно взятых странах радикальных изменений в этом плане не произошло. На состоявшемся в Йоханнесбурге (Южная Африка) Саммите ООН по устойчивому развитию, проходившем с 26 августа по 4 сентября 2002 г., было подчеркнуто, что экономические и экологические проблемы, обозначенные десять лет тому назад на аналогичной конференции в Рио-де-Жанейро, в своем большинстве не решены: стремительно нарастает бедность населения, увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, все более усиливаются межнациональные конфликты и противоречия на международной арене, углубляется экологическая ситуация в мире.

В большинстве случаев, как правило, игнорируется тот факт, что нынешнее состояние биосферы уже во многих случаях превысило допустимые пределы устойчивости. Сложившиеся стереотипы мышления, базирующиеся на прошлом опыте человечества и глубоко укоренившиеся в сознании большинства людей, служат убеждением, что нынешние экологические затруднения можно разрешить в основном за счет внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, интенсификации производственных процессов и т. п.

Такого рода представления не учитывают того бесспорного факта, что главное в достижении устойчивого развития зависит от ценностных ориентации человека и его отношения к природе. Представление о человеке как венце эволюции, лежащее в основе антропоцентризма, предопределило сугубо потребительский вектор развития цивилизации и привело к необходимости разработки стратегии устойчивого развития, которая предполагает выбор нового пути социально-экономического развития, учитывающего требование сохранения окружающей среды и изменения человеческих качеств.

Идея об удовлетворении человеческих потребностей и изменение этих потребностей под влиянием развития новых качеств человека, его знаний, воспитания и ценностных ориентаций являются основополагающими для разработки модели национальной стратегии устойчивого развития.

Модель устойчивого развития - это конструируемая социо-эколого- экономическая система, выражающая взаимодействие общества и природы, направленное на приращение национального богатства и сбалансированное, взаимообусловленное воспроизводство его основных источников - человеческого, экономического и экологического капиталов, обеспечивающих стабильное удовлетворение материальных и духовных потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Истоки механизма устойчивого развития лежат в недрах человеческой культуры, а силы, приводящие этот механизм в движение, уходят своими корнями в материальные и духовные потребности общества, их субординацию и взаимосвязь. Именно диалектика, вектор и новое качество потребностей определяют «коридор» устойчивого развития. В этой связи устойчивое развитие следует понимать как развитие нормативное, обусловленное заданной линией поведения человека и факторами его жизнедеятельности.

В этой связи культурологический подход, основанный на необходимости перехода от антропоцентризма к биоантропоцентризму, определяет контуры будущей модели устойчивого развития, предполагающей формирование новых человеческих качеств и обеспечивающей реальные возможности сохранения пригодной для жизни среды обитания.

Основной замысел модели в прикладном аспекте выражает система целей. Алгоритм формирования системы целей должен учитывать:

1. основные положения концепции устойчивого развития;

2. особенности социально-экономического и экологического развития страны в переходный период;

3. национальные ценности и особенности менталитета;

4. международную роль экологического потенциала страны.

Система целей включает стратегическую цель, основные цели и основные задачи (цели для исполнителей), которые взаимосвязаны между собой.

Стратегическая цель представляет собой генеральное направление, выражающее политику государства по реализации идей устойчивого развития. Стратегическую цель конкретизируют основные цели, дифференцированные по направлениям, определяющим экономический, социальный, экологический и институциональный аспекты устойчивого .наития Конструктивную нагрузку несут основные задачи, которые являются руководством для непосредственных участников национальной стратегии устойчивого развития.

Стратегическая цель устойчивого развития состоит в росте общего благосостояния парода, обеспечивающего удовлетворение разумно обоснованных потребностей настоящего и будущих поколений на основе новых ценностных ориентаций. Эта цель предполагает не только достижение материального благополучия и социальной справедливости, но и сохранение качества окружающей среды, ее оздоровление.

Реализация этой цели тесно связана с выделением ряда основных подцелей, в качестве которых выступают следующие:

1. поддержание качества жизни и качества окружающей среды на основе формирования культуры нового типа;

2. обеспечение социально и экологически приемлемого экономического роста;

3. сохранение продуцирующей способности природных экосистем н обеспечение экологической безопасности.

Необходимо отметить, что достижение основных целей возможно при условии создания эффективной нормативно-правовой базы за счет совершенствования уже действующего законодательства в области природопользования и разработки новых нормативных правовых актов. Важное значение при этом имеет выявление стимулов хозяйственной деятельности, ответственность за социальные и экологические последствия осуществляемых мероприятий. В этой связи необходимо определение допустимых пределов воздействий на природные экосистемы в различных регионах в контексте социально ориентированного развития экономики.

Целевые ориентиры, отражающие качество жизни и качество окружающей среды, уровень экономического развития, социального и экологического благополучия, важно выразить в соответствующих показателях.

Критерием качества жизни могут служить продолжительность жизни человека, состояние его здоровья, состояние окружающей среды, доход, измеряемый валовым национальным продуктом на душу населения. уровень занятости и уровень образования.

Поддержание качества окружающей среды и его улучшение возможно при проведении мер технологического характера (разработка и внедрение новых технологий, очистных сооружений, использования отходов и их обезвреживание, снижение энергоемкости пpoизводства и т д ); совершенствовании и разработке законодательных актов, зонирование территорий населенных пунктов, озеленение городов, организация санитарно-защитных зон; экономических и инженерно-организационных мер (снижение интенсивности движения транспорта и др.).

Сложившаяся структура промышленного и сельскохозяйственного производства, связанная с нерациональным размещением производительных сил в республике, определяет остроту современной экологической ситуации. В этих условиях крайне важными для достижения устойчивого развития являются внедрение современных технологий на крупных заводах химической и нефтехимической промышленности, замена животноводческих комплексов более мелкими производствами, трансформация крупных предприятий в средние и малые.

Реализация основных целей неразрывно связана с решением ряда актуальных задач по достижению устойчивого развития. В их числе:

· нейтрализация последствий чернобыльской катастрофы, обеспечение радиационной безопасности населения;

· увеличение темпов экономического роста;

· экологизация производства, науки и основных сфер человеческой деятельности;

· сохранение хозяйственной емкости экосистем;

· снижение природоемкости и материалоемкости производства, внедрение энергоресурсосберегающих и наукоемких технологий;

· сохранение и поддержание стабильности в обществе, предотвращение негативных тенденций в социальной и политической жизни;

· улучшение демографической ситуации в республике;

· ликвидация бедности и сокращение преступности;

· сокращение распространения наркомании, алкоголизма и других социальных болезней общества;

· формирование экологического сознания и экологической культуры;

· повышение эффективности международного сотрудничества и роли государства в решении проблем охраны окружающей среды.

В качестве ключевых элементов модели, реализующих цели устойчивого развития, выступают человеческий, экономический и экологический капиталы, имеющие системообразующий характер и определяющие акценты и требования в отношении удовлетворения нынешних и будущих потребностей людей.

Категория «капитал» наиболее последовательно и адекватно выражает интересы устойчивого развития, обеспечивая компромисс между долгосрочными и текущими целями. Национальный капитал - это совокупность (запас) материальных (физических), интеллектуально-духовных и природных ценностей, определяющих приращение богатства народа.

В системе устойчивого развития каждый вид капитала выполняет свою, только ему присущую воспроизводственную функцию. Во временном аспекте темпы роста экономическою капитала могут уступать темпам роста человеческого и экологического капиталов. Однако с позиции интересов устойчивого развития инвестиционная политика должна обеспечить его расширенное воспроизводство. В противном случае подрывается производительная и материальная основа жизнедеятельности общества и благосостояния народа. Проблема сохранения и обновления экономического капитала - одна из ключевых для нынешнего этапа развития общества.

Не менее актуальной проблемой является сохранение и воспроизводство экологического капитала, величину которого определяют продуцирующая способность экосистем (лесных, водно-болотных, земельных), ассимиляционный потенциал окружающей среды. Его воспроизводственная структура должна учитывать разнообразные экологические потребности общества, а также международную роль природных комплексов страны в сохранении естественного равновесия Европейского континента.

В целом структура и темпы роста экономического и экологического капиталов зависят от уровня развития и качества человеческого капитала. Человеческий капитал в концентрированном виде выражает взаимосвязь между социальной, экономической и экологической сферами. Его рост (приращение) свидетельствует о благоприятных изменениях, которые происходят в этих областях (сферах) и взаимосвязях между ними. Как фактор национального богатства человеческий капитал реализуется в новых технологиях, структуризации экономики и всего общества.

С культурологической точки зрения технология - это искусство превращения (трансформации) естественных ресурсов в готовый продукт (полезный результат). В основе любой технологии лежат ценностные ориентации человека, обусловленные его потребностями. Под влиянием знаний меняется суть технологии, а значит, и содержание созидательного процесса производства разнообразных благ. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что на данном этапе социально-экономического развития приращение ценностей и в целом национального богатства определяететься знаниями, овеществленными в высоких (наукоемких) технологиях. Применение знаний в области высоких технологий свидетельствует о взрывном характере экономического эффекта и установлении на многие продукты сюрреалистической (сверхреальной) цены, выражающей значительный разрыв между созданной в денежном выражении ценностью и ее стоимостью. Поэтому и значительны параметры экономического роста индустриально развитых стран. Все это свидетельствует о том, что новым источником богатства является нечто виртуальное, не материальное, совершенно не вписывающееся в обычную систему экономических оценок и рыночных отношений. Этим источником выступает интеллектуальный капитал - «творческие силы и способности человека», основанные на информации и знании.

Начавшиеся в конце XX в. в развитых странах технологические изменения знаменуют переход к обществу нового типа с коренными преобразованиями социальной структуры, в основе которой лежит так называемая интеллектуальная экономика — хозяйственная система, развитие которой базируется на человеческом (интеллектуальном) капитале, материализованном в высоких технологиях, культуре производства и образе жизни, информационно-организационных структурах, определяющих новое качество экономического роста.

С позиции технологического развития страны обращают на себя внимание высокие материалоемкость и природоемкость выпускаемой продукции. Материалоемкость продукции в целом по народному хозяйству в последние годы составляет более 60%. О природоемкости современного производства свидетельствует огромное количество отходов, которое образуется в процессе переработки исходного природного сырья в готовый продукт.

Отсутствие необходимых организационных структур и экономических интересов ресурсосбережения - главная причина низкого уровня технологической культуры производства.

Экологически чистый социализированный доход характеризует:

· доход, очищенный: а) от продукции, выпущенной с нарушением экологических норм хозяйствования; б) от стоимости отходов (включая экологически опасные), образующихся в результате производства и потребления продукции;

· социально приемлемый разрыв между его максимальной и минимальной величинами (на одного человека), ориентированый на достижение равных возможностей для удовлетворения насущных материальных, духовных и экологических потребностей человека с позиции достойной его жизни;

· поступление сверхприбыли (или ее значительной части) от частной и иной деятельности на нужды всего общества путем вложений в духовно-интеллектуальную и экологическую сферы.

Оценку продвижения по пути к устойчивому развитию призвана отразить система индикаторов, построенная по принципу реализации основных положений модели. В этой системе целесообразно выделить: 1) индикаторы экономической, социальной и экологической безопасности страны, выражающие нижний (пороговый) предел устойчивого развития; 2) индикаторы, выражающие динамику процесса устойчивого развития, изменение параметров жизни общества в аспекте удовлетворения всей совокупности человеческих потребностей.

Культурологическая концепция актуальна не только потому, что она выражает суть будущего развития в контексте прогрессивных мировых тенденций, но и потому, что главный ресурс ее развития - это человеческий капитал, особенно такой его структурный элемент, как образование, от которого во многом зависит воспроизводство национального капитала - основы устойчивого развития.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 434.