Участие в международном экологическом сотрудничестве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современных условиях реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является его активной участницей. Основные задачи республики в этой деятельности:

· развитие международного партнерства;

· подготовка обоснований по присоединению к многосторонним договорам;

· укрепление двустороннего сотрудничества и расширение связей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами;

· разработка двух- и трехсторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии;

· реализация договоренностей в рамках подписанных соглашений.

В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в республике уделяется выполнению международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (14 ноября 1979 г.) и протоколы к ней:

1. Протокол о финансировании совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) (28 сентября 1984 г.);

2. Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 % (8 июля 1985 г.);

3. Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков (1 ноября 1988 г.);

· Венская конвенция об охране озонового слоя (22 марта 1985 г.);

· Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (22 января 1988 г.);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ЭСПО) (26 февраля 1991 г.);

· Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (14 июня 1992 г.);

· Конвенция ООН о биологическом разнообразии (11 июня 1992 г.);

· Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (20 декабря 1994 г.);

· Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (25 мая 1999 г.);

· Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (16 сентября 1999 г.);

· Конвенция о всемирном культурном и природном наследии (12 октября 1988 г.);

· Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (16 декабря 1998 г.);

· Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (17 июля 2001 г.);

· Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию (6 мая 2002 г.);

· Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (12 марта 2003 г.);

· Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (21 апреля 2003 г.);

· Конвенция о стойких органических загрязнителях (26 декабря 2003 г.);

· Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (12 августа 2005 г.) и др.

 

В рамках подписанных конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения международных обязательств), установлены критические нагрузки на экосистемы под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам, предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены до уровня 1987 г., а потребление ОРВ за последние годы сведено к минимуму.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь участвует в создании Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET). Единая экологическая сеть должна способствовать сохранению пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран, сокращению фрагментарности экосистем, созданию трансграничных охраняемых природных территорий. Идея EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Природоохранным ведомством осуществляется активная деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения таких важных природоохранных задач, как создание потенциала в области стратегической экологической оценки и реализации природоохранных конвенций в стране, расширение возможностей в сфере устойчивого развития на местном уровне, реализация Орхусской конвенции в части доступа к правосудию, а также для подготовки полномасштабного проекта по обращению со стойкими органическими загрязнителями.

Расширяется взаимодействие с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

Являясь одним из учредителей ООН, Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО, ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, ИНФОТЕРРА и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов республики с Программой развития ООН (ПРООН), в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на местном уровне («Местные повестки-21»).

Традиционными направлениями международного технического сотрудничества остаются проблемы сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий в границах национальной сети особо охраняемых природных территорий, формирование институциональной и законодательной базы для внедрения системы комплексных экологических разрешений, выработка механизмов реализации положений Киотского протокола.

В рамках программы малых грантов ПРООН/ГЭФ завершена реализация проектов, целями которых являлись:

· разработка модели территориальной организации устойчивого землепользования сельскохозяйственного кооператива, граничащего с охраняемой природной территорией международного значения;

· создание потенциала для развития молодежного движения в защиту трансграничных водотоков, ландшафтного и биологического разнообразия;

· вовлечение населения региона Полесья в практическую деятельность по сохранению биоразнообразия;

· развитие экологически чистого сельского хозяйства в национальном парке «Нарочанский»;

· строительство туристической экодеревни с использованием энергосберегающих экотехнологий из местных возобновляемых материалов;

· организация и устойчивое использование низинных болот ради сохранения их уникального биоразнообразия.

За приверженность идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2007 г. Республика Беларусь избрана в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде на 2008—2011 гг.

В области охраны окружающей среды у Беларуси и других стран СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — это последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды, подписанное в феврале 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачами Межгосударственного экологического совета являются:

· осуществление координации и согласованной политики в области охраны окружающей среды;

· проведение совместных экологических экспертиз проектов;

· оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

· ведение межгосударственной Красной книги;

· определение условий и порядка участия сторон в выполнении обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

· Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания (9 сентября 1994 г.);

· Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ (23 июня 1995 г.);

· Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (12 апреля 1996 г.);

· Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (6 июня 1997 г.);

· Соглашение о принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов (6 июня 1997 г.).

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы со странами СНГ, а также такими государствами и потенциальными инвесторами, как Германия, Швейцария, Швеция. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной. Достигнуты межведомственные (между природоохранными ведомствами) договоренности с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

К приоритетным направлениям сотрудничества с сопредельными государствами — Литвой, Россией и Украиной — относится охрана трансграничных водных объектов от загрязнения, для чего необходимо проведение совместного мониторинга их состояния. С этой целью в 2008 г. был подписан протокол о сотрудничестве в области мониторинга и обмена информацией о состоянии трансграничных вод между природоохранными ведомствами Республики Беларусь и Литовской Республики.

Совместно с Латвией разрабатываются проекты по созданию и функционированию трансграничной особо охраняемой природной территории.

Планомерно развивается сотрудничество с Россией и Украиной в рамках подписанных межправительственных соглашений в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. Регулярно проводятся встречи уполномоченных, заседания рабочих органов по реализации соглашений; решаются конкретные вопросы, связанные с инвентаризацией трансграничных водных объектов и источников их загрязнения, определением формата обмена информацией, согласованием показателей качества воды и т.д.

Наметился прогресс в развитии сотрудничества в области охраны окружающей среды с Республикой Польша. В частности, принято решение о подготовке к подписанию четырех соглашений:

1. о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;

2. о сотрудничестве на трансграничных водах;

3. о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий;

4. о создании трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье».

По линии сотрудничества с Австрией 24—25 ноября 2008 г. в Минске прошло четвертое заседание белорусско-австрийской рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды и созданию природоохранных технологий. В ходе заседания прошла презентация деятельности австрийских фирм по переработке отходов, по внедрению биогазовых технологий и технологий с использованием древесной биомассы в качестве топлива, по строительству малых гидроэлектростанций и освоению альтернативной энергетики. Состоялись встречи представителей австрийских фирм с руководителями ряда белорусских предприятий, заинтересованных во внедрении природоохранных технологий.

В стадии разработки и проведения переговоров находятся:

· трехсторонние соглашения по охране и рациональному использованию бассейнов рек Западной Двины (Россия, Беларусь, Латвия) и Днепра (Беларусь, Россия, Украина);

· двусторонние соглашения в области охраны окружающей среды с природоохранными министерствами Азербайджана и ЮАР;

· межведомственное соглашение о сотрудничестве в области охраны и устойчивого использования трансграничных природоохранных территорий с Украиной.

Природоохранными структурами в рамках переговорного процесса проводятся десятки встреч с представителями соответствующих зарубежных ведомств по вопросам осуществления совместной деятельности по реализации Киотского протокола, развития альтернативных и возобновляемых источников энергии, сотрудничества в области управления трансграничными водными объектами и очистки сточных вод, управления отходами и обращения со стойкими органическими загрязнителями, сохранения биоразнообразия, добычи полезных ископаемых и др. Продолжается работа с экспертами и представителями секретариатов конвенций (РКИК, Конвенции ЭСПО), экспертами ЮНКТАД, европейского бюро ВОЗ и представителями Британского королевского общества защиты птиц.

Активное участие в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать преодолению экологических угроз совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылок.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 268.