Экологические проблемы Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальная экологическая политика создает необходимые предпосылки для реализации права нынешнего и будущих поколений на дальнейшее развитие при сохранении качества окружающей среды. Однако все же остается нерешенным ряд серьезных экологических проблем, вызванных как внешними, так и внутренними угрозами.

К внешним экологическим угрозам относятся:

· глобальные нарушения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, уменьшением биоразнообразия;

· экстремальные климатические явления (наводнения, засухи, ураганы, лесные пожары и т.п.);

· трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию воздушными и водными потоками;

· размещение вблизи границ (на удалении менее 100 км) крупных экологоопасных атомных объектов, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.

Географическое положение обусловило большой удельный вес трансграничной составляющей в атмосферных выпадениях. Из-за преобладающего западного переноса воздушных масс более 70 % загрязняющих веществ, оседающих на территории республики, поступает из западных стран. Беларусь является одной из наиболее загрязняемых трансграничными выпадениями стран Европы. Особенно четко влияние трансграничного переноса отмечено для серосодержащих соединений: концентрации сульфат-иона в восточной части республики в 5—6 раз ниже, чем у западной границы; 80 % осадков диоксида серы Беларусь «импортирует». Вблизи западной границы отмечено и максимальное содержание свинца в снежном покрове.

В связи с актуальностью проблемы мы подписали Рамочную конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — первый многосторонний международный договор, определяющий права и обязанности каждой из сторон в случае предполагаемого осуществления крупных проектов, способных вызвать значительное вредное воздействие на окружающую среду.

Внешнюю угрозу для населения представляют находящиеся в соседних странах атомные электростанции — Чернобыльская, Ровенская, Игналинская, Смоленская. Но более всего сейчас нас беспокоит вывод из эксплуатации и демонтаж Игналинской АЭС на территории Литвы рядом с границей на оз. Дрисвяты. В рамках реализации Программы по выводу ИАЭС из эксплуатации предусматривается построить временное хранилище отработавшего ядерного топлива, которое будет храниться не менее 50 лет. В силу существующих гидрографических и гидрологических условий сток поверхностных вод в районе строительства пункта хранения отработавшего ядерного топлива и пунктов хранения радиоактивных отходов с территории Литвы идет на территорию Беларуси. В случае выброса радиоактивных элементов в окружающую среду именно по водным путям может произойти основное загрязнение водотоков.

Внутренние угрозы экологической безопасности вызваны совокупностью факторов антропогенного характера, порождаемых процессами, происходящими на территории страны. Основные из них следующие:

· радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

· опасность техногенных аварий в связи с высокой степенью износа основных средств производства (в промышленности — 63 %, а в отдельных отраслях — 75—80 %);

· накопление больших объемов отходов производства и потребления, обусловленное недостаточным развитием эколого-ориентированной индустрии по переработке отходов;

· деградация земель и природных комплексов в результате применения неадаптированных к местным природным условиям технологий обработки земель;

· опасность высвобождения в окружающую среду трансгенных организмов при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

Несмотря на достигнутый за 20 лет реальный эффект по минимизации последствий Чернобыльской аварии, проблема предотвращения отдаленных угроз радиационного загрязнения территории остается одной из самых серьезных. По всем классам болезней отмечается рост заболеваемости населения, особенно раком щитовидной железы. Хотя в республике создано 370 местных центров радиационного контроля продуктов питания (МЦРК), необходима целенаправленная работа по радиоэкологическому просвещению и обучению населения простым методам радиационной защиты и способам предотвращения попадания радионуклидов в организм с местными продуктами питания.

Контроль за содержанием радионуклидов в пищевых продуктах и питьевой воде позволяет снизить дозу внутреннего облучения населения и гарантирует поступление в торговую сеть и сеть общественного питания только проверенных продуктов. Однако на территориях с повышенным уровнем радиационного загрязнения существует опасность занесения радионуклидов в организм людей с продуктами питания из личных подсобных хозяйств и «дарами» природы. Установлены республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 (РДУ-99) в пищевых продуктах и питьевой воде. По сравнению с нормативными показателями РДУ-96 они более строгие, но по-прежнему не дотягивают до российских нормативов. Анализ показал, что до 15 % проб молока (от «своих» коров), приносимого на контроль населением, и более 80 % грибов, ягод, мяса диких животных, рыбы имели превышение допустимых уровней цезия-137.

На государственном уровне проводятся мероприятия по обеспечению производства чистых продуктов питания. К защитным мерам, направленным на снижение перехода радионуклидов из почвы в растения и по пищевой цепочке в организм человека, относятся подбор культур и сортов, в силу биологических особенностей минимально накапливающих радионуклиды, внесение в почву калийных и фосфорных удобрений, известкование кислых почв, скармливание дойным коровам комбикормов с химическими сорбентами, применение сепараторов молока и др. В «чернобыльских» регионах в рацион питания детей, посещающих детские сады и обучающихся в школах, включается систематическое потребление пектиновых пищевых добавок и витаминов.

Одной из насущных проблем традиционного загрязнения окружающей среды является проблема обращения с отходами. Она входит в число приоритетных направлений природоохранной деятельности страны. Ежегодно образуется более 800 наименований отходов производства с широким спектром физико-химических свойств. В 2000 г. общий объем их накопления составил 23,3 млн т, в 2007 г. — 38,0 млн т. Ежегодный прирост объемов отходов производства составляет в среднем 8 %. Основная доля — это крупнотоннажные отходы, в 2005 г. на них пришлось 76 % общего объема, причем 74 % — галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые; 1,4 % — фосфогипс; 0,6 % — лигнин гидролизный.

Серьезную угрозу для окружающей среды представляют также стойкие органические загрязнители, полихлорированные бифенилы и непригодные пестициды; отходы гальванических производств (шламы и растворы); смазочно-охлаждающие жидкости; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов; нефтешламы; неорганические кислоты, в том числе аккумуляторные; медицинские отходы лечебно-профилактических учреждений и т.п.

Объем использования отходов производства с учетом крупнотоннажных составляет всего 17 % годового объема их образования (причем на протяжении 10 лет этот показатель практически не меняется), без учета крупнотоннажных — 66 % .

Проблема деградации земель обусловлена как природными факторами, так и деятельностью человека, несоблюдением норм и правил рационального использования и охраны. Применительно к природно-территориальным условиям и особенностям хозяйственного использования деградация земель (почв) проявляется в следующих основных формах:

· водная, ветровая эрозия почв;

· химическое (в том числе радиоактивное) загрязнение земель (почв);

· ухудшение свойств почв, особенно торфяных, при сельскохозяйственном их использовании;

· деградация земель в результате добычи полезных ископаемых, дорожного и других видов строительства, затопления и подтопления земель;

· деградация торфяных почв из-за торфяных пожаров на осушенных болотных массивах;

· деградация земель лесного фонда вследствие нерационального лесопользования и лесных пожаров;

· деградация земель при чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузках.

Новую потенциальную опасность представляет высвобождение в окружающую среду трансгенных организмов при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

С одной стороны, основанная на методах генетической инженерии биотехнология помогает бороться с голодом и болезнями, улучшать экологическое состояние планеты; с другой — недостаточная изученность и малый опыт применения биотехнологии заставляет опасаться возможных неблагоприятных последствий генно-инженерной деятельности.

Ряд исследователей предупреждают, что высвобождение генетически модифицированных организмов (ГМО) в окружающую среду потенциально создает угрозу:

· разрушительного воздействия на биологические сообщества; утраты биологических ресурсов в результате засорения местных видов генами, перенесенными от ГМО;

· появления новых паразитов и сорняков, а также усиления вредоносности уже существующих на основе самих ГМО или в результате переноса трансгенов другим видам;

· выработки ГМО токсичных веществ — продуктов трансгенов.

Следует отметить, что применение новых биотехнологий в сельском хозяйстве, пищевой и фармацевтической промышленности, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства может дать положительные экономические результаты. Вместе с тем нужны гарантии, что это безопасно для общества и окружающей среды, т.е. не навредит здоровью людей, не нарушит экологический баланс природных систем, не поставит под угрозу сохранение биологического разнообразия. Как ни привлекательны экономические преимущества от использования генно-модифицированных организмов, общественность, правительственные и законодательные органы многих стран озабочены решением проблемы предвидения и предотвращения возможных негативных последствий генно-инженерной деятельности.

29 января 2000 г. в Монреале на внеочередном совещании сторон Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) был принят Картахенский протокол по биобезопасности к КБР. Он признан основным международным документом, регулирующим вопросы безопасности генно-инженерной деятельности.

Беларусь присоединилась к Картахенскому протоколу в 2002 г. В республике только за 2005 г. было исследовано 762 пробы пищевых продуктов, и генетически модифицированные составляющие обнаружились в 9 образцах — в основном в продуктах, содержащих сою (пельмени с растительными добавками, пищевые концентраты).

В 2006 г. для создания механизма регулирования генно-инженерной деятельности был принят Закон «О безопасности генно-инженерной деятельности». Он устанавливает правовые и организационные основы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности и направлен на охрану здоровья человека и окружающей среды, выполнение международных обязательств в области безопасности генно-инженерной деятельности.

Ответом на экологические угрозы сегодня могут быть только технологические решения, а стимулом для их скорейшего принятия — нормативные требования к обеспечению надлежащего качества окружающей среды, подкрепленные обязательным соблюдением основополагающего принципа рыночных эколого-экономических отношений — «загрязнитель платит». И хотя опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что полностью избавиться от этих угроз пока невозможно (они существуют и в постиндустриальном обществе), но ограничить их приемлемым уровнем, не превышающим предела устойчивости экосистем, необходимо. Залогом создания потенциала экологической устойчивости может быть только инновационный путь развития, направленный на экологизацию экономики.


//'); //]]>

 




Дата: 2018-11-18, просмотров: 406.