Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962) во многом определила политику Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды. Уточнение содержания проблемы окружающей среды с точки зрения новых реалий произошло в Париже на Межправительственной конференции по проблемам биосферы (1968). В рамках реализации решений этой конференции была разработана и принята одна из крупнейших научных программ экологических исследований под эгидой ООН — межправительственная и междисциплинарная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Ее основная задача заключалась в обеспечении научных основ рационального использования и сохранения ресурсов биосферы в целом и в отдельных типах экосистем. Широкомасштабная просветительская деятельность, осуществляемая международным сообществом ученых в рамках этой программы, помогла донести до правительств ряда стран идею, что дальнейшее нерациональное использование ресурсов планеты и продолжение загрязнения окружающей среды ставят под вопрос человеческое благополучие не только на национальном и региональном, но и на глобальном уровне. Осознание реальности угрозы послужило побудительным мотивом проведения в 1972 г. в Стокгольме первой Международной конференции по окружающей человека среде.
Итоговые документы Стокгольмской конференции отразили согласованную волю мирового сообщества по коренным вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, дали государствам возможность использовать механизм ООН для поиска решения важных экологических проблем в различных частях планеты.
Решения конференции носили рекомендательный характер, но они создали предпосылки к формированию комплекса международно-правовых норм для регулирования множественных аспектов охраны окружающей среды. Историческую значимость Стокгольмской конференции подчеркивает тот факт, что день ее открытия — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды.
Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — сосредоточена на наиболее острых проблемах глобального экологического кризиса, таких как изменение климата, опустынивание земель, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП — формирование Глобальной системы наблюдений, или Всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Она будет состоять из следующих подсистем:
· ИНФОТЕРРА — глобальная информационная сеть, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц указателями источников информации по окружающей среде;
· ГСМОС — глобальная система мониторинга окружающей среды для координации замеров глобального загрязнения;
· МРПТХВ — международный регистр потенциально токсичных химических веществ, обеспечивающий раннее оповещение в случае нанесения ущерба окружающей среде от химических загрязнений.
Пока единственной полностью функционирующей частью Глобальной системы наблюдений является ИНФОТЕРРА (Информация о Земле).
ЮНЕП — центральное учреждение ООН, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92 ). Она проходила на уровне глав государств и правительств 178 стран и стала ответом на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (1989) о необходимости созвать конференцию для выработки стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации.
Документы, принятые КОСР-92, получили законодательный характер. Они обязывали государств-участников отрегулировать национальные законодательства в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развития.
Понятие «устойчивое развитие» вошло в лексикон мирового сообщества в 1987 г. после опубликования доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР, или комиссия Брундтланд, созданная по инициативе Генерального Секретаря ООН в 1983 г.). В докладе доказывалась невозможность решать крупные экологические проблемы в отрыве от проблем социальных, экономических и политических. Устойчивое развитие определялось как модель социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Главными условиями устойчивого развития являются:
· приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением);
· сохранение биологического и культурного разнообразия;
· согласование природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов.
Концепция устойчивого развития была принята как официальная позиция ООН. Ключевым ее понятием является изменение качества роста, который должен быть менее материало- и энергоемким и более справедливым по распределению прибылей. Устойчивое развитие требует и учета человеческих потребностей — как экономических (благосостояние), так и неэкономических (образование и здоровье).
На Конференции в Рио-де-Жанейро были поставлены также вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» в качестве сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.
Таким образом, если Конференция ООН в Стокгольме положила начало интенсивному согласованному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то в Рио-де-Жанейро были подведены первые итоги международного экологического сотрудничества и приняты такие важные документы, как Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Конвенция о биологическом разнообразии и Повестка дня на XXI век — суперпрограмма, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем ближайшего будущего.
Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро стало периодом конкретизации государствами глобального плана действий по устойчивому развитию, разработки национальных концепций или стратегий устойчивого развития. Во многих странах предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведение институциональных реформ, совершенствование нормативно-правовой базы, ратификацию основных международных конвенций, расширение доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию, усиление организационно-экономического механизма природопользования и т.п. Вместе с тем, по оценкам Комиссии ООН по устойчивому развитию, правительства и народы мира не сделали всего возможного для выхода из планетарного кризиса. Бесспорно, предпринятые усилия позволили увеличить площади охраняемых природных территорий планеты, сократить производство и использование разрушающих озоновый слой атмосферы хлорфторуглеродов, стабилизировать выбросы углекислого газа на уровне 1998 г. Однако в это же время усилилась деградация плодородных земель, неуклонно истребляются реликтовые леса, сокращается биоразнообразие планеты, продолжается загрязнение воздуха и воды, появилась новая угроза — разрушительное воздействие генной инженерии. Далеки от решения проблемы бедности и неравенства, ущемления прав человека, роста заболеваемости населения Земли, возникновения социальных и военных конфликтов, насилия, терроризма. В связи с этим состоявшаяся в августе—сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге встреча на высшем уровне по устойчивому развитию вновь привлекла внимание мировой общественности к этой актуальной теме.
Решения, принятые на конференциях ООН, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей перед сугубо экономическими целями.
Направления решения экологических проблем разрабатываются также специализированными учреждениями ООН, образованными по секторальному принципу. К ним относятся: Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа развития ООН (ПРООН), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и др.
Глобальные экологические проблемы находятся в центре внимания международных общественных организаций, партий, групп, движений так называемых «зеленых», или эколо- гистов. Самой известной в настоящее время является созданная в 1971 г. экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»), главное направление деятельности которой — борьба с радиоактивным загрязнением биосферы.
Ведущей международной неправительственной организацией — основателем мирового природоохранного движения считается Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО в Фонтенбло (Франция, 1948). По инициативе МСОП создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.
В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, среди них — созданный еще в 1922 г. Международный совет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.
С 1961 г. ведет активную деятельность Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF — Wold Wildlife Fund) — один из инициаторов Международной конвенции об охране водно-болотных угодий. Благодаря ему развернулась первая международная кампания по спасению тропических лесов, в результате которой были созданы десятки особо охраняемых природных территорий в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В начале 1980-х гг. WWF инициировал введение реструктуризации внешних долгов в обмен на дополнительное финансирование страной-должником природоохранной деятельности на своей территории. По схеме «долги в обмен на природу» списана существенная часть долгов Польше, Болгарии, Филиппинам, Мексике, Коста-Рике и др.
Среди наиболее молодых общественных организаций экологической направленности следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества (Москва, 1988), Московский международный энергетический клуб (1990), а также Международный Зеленый Крест (1993), который главными своими целями считает экологическое образование и воспитание как основу устойчивого развития и изменения системы ценностей мировой цивилизации.
Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят и международные финансовые организации — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Они определили охрану окружающей среды одной из главных задач своей деятельности.
Европейский банк реконструкции и развития первым из международных финансовых институтов закрепил в уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
· оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;
· содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
· поощрение развития в странах рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
· организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;
· проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т.д.
Специалисты банка разрабатывают «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов генной инженерии, связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.
С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР осуществляется реализация экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внимание уделяется инвестированию энергетических объектов, обеспечивающих «положительный экологический замещающий эффект» — переход электростанций с бурого угля на газ.
В целях создания финансовых возможностей участия в глобальных инициативах стран с переходной экономикой и развивающихся стран в начале 1990-х гг. в качестве экспериментальной программы Всемирного банка был учрежден Глобальный экологический фонд (ГЭФ), который в настоящее время осуществляет свои проекты совместно с Программой развития ООН и ЮНЕП. За первые 10 лет существования Глобальный жкологический фонд выделил 4,2 млрд дол. США в виде грантов на реализацию около 1000 проектов (по охране международных вод, защите озонового слоя, реализации конвенций по изменению климата и сохранению биоразнообразия и т.д.) в 160 странах.
Помощь богатых европейских стран и международных финансовых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды в отношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других государств Центральной и Восточной Европы.
Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств — неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 514.