Концепция экологического менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общем смысле концепция — это система взглядов и ключевых положений, определяющих принципиальный подход к пониманию какого-либо явления или процесса.

Концепция экологического менеджмента - это система ключевых положений, определяющих специальную деятельность по у правлению экологическими (эколого-экономическими) процессами (звеньями).

При рассмотрении концептуальных основ построения системы экологического менеджмента необходимо, прежде всего, выделить объект и субъект управления как две подсистемы, определяющие содержание процесса управления, а также основные компоненты управляющей системы, или системы воздействия: организационная структура управления, функции управления, принципы управления, методы управления.

Основные положения концепции экологического менеджмента, с одной стороны, исходят из теории управления, а с другой - из теории устойчивого природопользования.

При раскрытии содержания представленной схемы, ее концептуального смысла особое внимание следует обратить на то, что основы экологического менеджмента определяют как общие положения управления (категории, понятия), так и специфика управляемого объекта.

Общими понятиями и категориями, определяющими содержание управления как воздействие управляющей системы на управляемую, являются: цель управления, организационная структура управления, функции управления, принципы управления, методы управления, объект управления.

Особенности организации воздействия управляющей системы на управляемую определяет цель управления. Содержание цели экологического управления целесообразно рассматривать через призму действия законов экологии.

В этом отношении заслуживает внимание «правило экономико-экологического восприятия», сформулированное американским ученым Дж. М. Стайкосом (1970) и названное его именем.

Это правило сводится к четырем фазам восприятия проблем сферы жизни:

· ни разговоров, ни действий;

· разговоры, но без действий;

· разговоры, начало действий;

· конец разговоров, решительные действия.

Названные фазы восприятия можно интерпретировать с точки зрения зрелости экономико-экологических (эколого-экономических) отношений и в целом уровня их экологизации.

Н. П. ФеДоренко и Н. Ф. Реймерсом в контексте сказанного была предложена схема экологизации экономических отношений, состоящая из четырех основных этапов:

· экономическое развитие при отсутствии экологических ограничений (так называемая фронтальная экономика);

· возникновение экологических ограничений (экономика с учетом охраны окружающей среды);

· доминанта охраны природной среды с экономическими и технологическими ограничениями (концепция устойчивого развития);

· все ради выживания (концепция экологического развития). Предполагается, что каждый этап характеризуется определенной

· остротой возникших проблем и социально-экономическими возможностями общества их решить.

Чтобы скорректировать поведение человека и целенаправленно формировать эколого-экономические отношения, необходимо учитывать не только экономические тенденции развития и все возрастающую ограниченность экоресурсов, но и законы экологии, которые призваны (при их осознании) определять новые ориентации человека.

В этом отношении следует обратиться к четырем иконам, которые были в свое время (1974 г ) сформулированы в форме афоризмов известным экологом Б. Коммонером

1. Все связано со всем (о всеобщей связи вещей и явлений в природе).

2. Все должно куда-то деваться (закон сохранения),

3. Природа знает лучше (о главном критерии эволюционного отбора)

4. Ничто не дается даром (за все надо платить).

Первый закон - общедиалектический, связанный с системой внутреннего динамического равновесия экосистем (вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям функционирования всей экосистемы).

Второй закон указывает на отношения «экосистема - среда», в нем ландшафты Земли и биосфера в целом рассматриваются как замкнутые системы (бытовые и производственные отходы не исчезают бесследно).

Третий закон связан с неполнотой информации. Пока общество не имеет максимально достоверной информации о механизмах и функциях природы, наносится ущерб природной среде. Поэтому необходима предельная осторожность.

Четвертый закон - это закон бумеранга, закон обратной связи Все последствия воздействия на экологические системы необходимо оценивать экономически.

В дополнение к законам Б. Коммонера современные экологи вывели еще один закон - «На всех не хватит» (закон ограниченности ресурсов). Этот закон свидетельствует о возрастающей ценности экологических ресурсов во времени.

Необходимость реализации экологических законов с учетом зрелости эколого-экономических отношений определяет содержание цели экологического управления. Общая цель экологического управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы - экологической сферы. Процесс управления направлен на достижение этого состояния. Исходя из такого понимания, к цели экологического управления предъявляются следующие требования:

· цель должна быть обоснованной и комплексно выражать условия устойчивого развития, вытекающие из действия основных закономерностей и принципов природопользования.

· цель должна быть определенной, ясной, значимой и достижимой

· содержательной основой цели управления должна быть цель более высокого порядка. Так, например, экологические цели управления предприятием должны соответствовать общей цели экологического управления региона и т. д.

Организационная структура управления - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

К звеньям управления относятся структурные подразделения разных уровней управления, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их части.

функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Основные функции: планирование (основанное на достижении поставленной цели), организация, контроль.

Принципы управления - основополагающие идеи, закономерности и правила, лежащие в основе процесса воздействия и осуществления управленческих функций. Основные принципы:

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации (оптимальное распределение полномочий);

· единоначалие и коллегиальность;

· научная обоснованность (предвидение);

· плановость;

· сочетание прав, обязанностей и ответственности;

· частная автономия и свобода;

· иерархичность и обратная связь.

В системе вышеназванных отношений системообразующую роль выполняет экологическая связь.

Реализация функций и принципов управления осуществляется с помощью системы различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы управления характеризуются своей направленностью, содержанием» организационной формой. Направленность — это ориентация методов на систему (объект) управления. Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - система воздействия прямое (непосредственное) или косвенное (например, постановка задачи, стимулирующие условия).

В конкретном методе управления определенным обратом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма В этой связи выделяются следующие методы управления:

· организационно-административные, основанные на распоряжениях. директивах;

· экономические, обеспечиваемые разными материальными стимулами;

· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности участников системы управления.

Для достижения экологической цели формируется специальный объект управления - экологическая сфера, основным элементом которой выступают отношения по сохранению (воспроизводству) отдельных элементов природной среды или природных комплексов в целом.

В системе управления экологическая сфера интерпретируется не только как окружающая природная среда, функционирование которой обусловлено экологическими законами, а с точки зрения экономических отношений как сфера природоохранного и ресурсосберегающего труда.

Экологическая сфера, рассматриваемая с позиции формирования экономических интересов природоохранного и ресурсосберегающего труда, по своему составу неоднородна. В ее структуре целесообразно выделять: экологически ориентированный труд в сфере материального производства (экономические интересы сокращения вредного воздействия материального производства на экосистемы, рациональное использование природных ресурсов и т. п.); природоохранный труд в собственно экологической сфере, где экономические интересы целесообразной деятельности человека непосредственно связаны с продуцированием экосистем и сохранением биоразнообразия.

Соответственно следует различать: природоресурсную сферу, как сферу экологоориентированного (ресурсосберегающего) труда в материальном производстве, и природоохранную сферу, как собственно экологическую сферу.

Отсюда наблюдается определенная дифференциация в структуре и содержании экологического менеджмента. Исходя из развития системы менеджмента, как специфической области управления, природоресурсной сфере имманентно понятие экологического менеджмента. Для природоохранной сферы более предпочтительно употребление понятия экологического управления (с позиции традиционной терминологии и понимания процессов управления).

Однако, учитывая особенности становления рыночных отношений, а также соблюдая преемственность во взглядах на содержание управленческого процесса, в системе экологического менеджмента можно дифференцировать: для материального производства - так называемый инициативный экологический менеджмент, или «менеджмент по необходимости»; для собственно экологической сферы - «менеджмент по призванию».

Как видим, специфика экологического менеджмента обусловлена, прежде всего, объектом экологического управления - системой природоресурсных и (или) природоохранных отношений, в которых экологическая составляющая является определяющей.

Таким образом, объект управления — экологическая сфера - с одной стороны, показывает единство такой науки, как экологический менеджмент, а с другой, все-таки, необходимость ее дифференциации в зависимости от конкретной сферы человеческой деятельности - собственно экологическая сфера или материальное производство.

В системе дифференциации экологического менеджмента определяющее значение имеют не столько состав и содержание рыночных отношений (хотя они играют заметную роль в понимании содержания менеджмента как такового), сколько эколого-экономические интересы сохранения отдельных элементов природной среды и природных комплексов в целом.

Поскольку концепция определяет общий подход к построению системы экологического менеджмента, преобладающее значение в этом процессе имеют принципы управления и принципы природопользования, их взаимосвязь и синтез.

В сфере материального производства экологические интересы по отношению к интересам экономическим являются сопутствующими, второстепенными. Поэтому здесь экологический менеджмент, призванный уравновесить эти интересы, присутствует по необходимости. Другое дело, собственно экологическая сфера, в которой экологический интерес направлен непосредственно на реализацию экологической цели (например, сохранение биоразнообразия в национальном парке).

Сформулированные принципы экологического управления - принцип стратегического решения, принцип «бумеранга» и принцип паритета экологических и экономических интересов - носят долгосрочный (стратегический) характер.

Принцип стратегического решения выражает преимущество долгосрочной цели над текущей и обусловливает необходимость обязательного подчинения экономических действий экологическим задачам устойчивого развития.

Принцип «бумеранга» обусловливает необходимость учета законов и правил экологии, обязательное соблюдение экологических ограничений в развитии общества. В противном случае возникают затруднения (кризисы) не только экологического, но и социально-экономического характера.

Принцип паритета экологических и экономических интересов свидетельствует о равнозначности и равноценности экологических и экономических результатов хозяйственной деятельности предприятия (организации).

По своей сути, экологическое управление есть разновидность стратегического управления.

Терминами «стратегическое управление», «стратегическое планирование» обозначаются идеи и подходы, с помощью которых будущие перемены и их воздействие на социально-экономические процессы оценивают и учитывают в текущих решениях.

В общих чертах задачи стратегического управления как фундамента построения экологического менеджмента состоят в том, чтобы определить цели организации, направления ее деятельности и пути решения главных проблем, а также выработать политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей. При этом следует исходить из того, что стратегическое управление имеет дело в основном с достижением эффективности производства, понимаемой в широком смысле слова как степень соответствия деятельности человека его потребностям.

В системном виде основы построения экологического менеджмента восходят к концепции устойчивого развития. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость более широкого трактования экологического менеджмента как важнейшей подсистемы стратегического управления, способной к реализации новых цивилизационных ценностей и целей.

Впервые концепция устойчивого развития была выдвинута Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР), возглавляемой по инициативе Генерального секретаря ООН (1983-1987) премьер-министром Норвегии Брундландтом, которая позже названа комиссией Брундландт.

Уже к 1990 г. существовало около 60 определений устойчивого развития. однако многие сходятся на том, что определение, данное комиссией Брундландт, является наиболее удачным. Его суть состоит в предоставлении равных возможностей нынешнему и будущим поколениям в удовлетворении своих потребностей.

С экологической точки зрения это означает, что социально-экономическое развитие должно протекать таким образом, чтобы минимизировать отрицательные последствия истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды для будущих поколений.

Проблемы окружающей среды не существует вне социально-экономического развития, направленного на удовлетворение человеческих потребностей.

Учитывая возрастающую ограниченность природных (в том числе экологических) ресурсов, а также весьма низкий в мире уровень социального обеспечения основной массы населения, следует переходить к новому качеству экономического роста - роста значительного и в то же время социально и экологически устойчивого.

Устойчивое развитие представляет собой процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации природных ресурсов, направления инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Постоянное и желательно все возрастающее удовлетворение человеческих потребностей определяет основную задачу устойчивого развития.

В докладе МКОСР «Наше общее будущее» подчеркивается, что мир, в котором процветает бедность и несправедливость, всегда будет подвержен экологическому и другим кризисам. Устойчивое развитие требует удовлетворения основных текущих и долгосрочных потребностей человека; характер этих потребностей обусловлен культурными факторами разлития. Учитывая необходимость экономического роста, следует еще раз подчеркнуть, что этот рост «не вправе» ставить под угрозу функционирование природных систем, от которых зависит жизнь на Земле: атмосферы, водных ресурсов, почвы и живых существ, то есть то, что составляет эколого-ресурсную базу развития.

Проблемы устойчивого развития приобрели новое звучание в мире после состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В результате работы этой Конференции 179 государствами был принят исторический документ «Повестка дня на XXI век», имеющий статус программы всемирного сотрудничества.

Данная программа направлена на гармоничное достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех стран мира. Речь, таким образом, идет о кардинальном пересмотре ценностных установок современного общества, под влиянием которых должна произойти основательная экологизация производства и человека.

В аспекте формирования новых ценностей наиболее актуальная проблема - это становление и развитие гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества - сложный и противоречивый естественный, политический и социальный процесс.

Формирование гражданского общества обусловлено как внутренними, так и внешними причинами политического и социально-экономического развития суверенного государства.

В качестве основной внутренней причины выступает необходимость утверждения безусловного приоритета прав и свобод личности перед государственными, конфессиональными, корпоративными и иными интересами.

Внутренней причиной является также необходимость реструктуризации экономической и социальной жизни общества на основе утверждения экономической самостоятельности (самодостаточности) граждан, развития их домашних хозяйств, а также выход на достойный цивилизованного человека материальный и духовный уровень жизни.

Основным внешним фактором перехода к гражданскому обществу выступают фундаментальные ценности мировой, прежде всего европейской цивилизации.

Обращаясь к опыту гражданского устройства развитых стран Запада. а также внутренним истокам и основам собственного бытия и развития, нельзя не заметить, что ценностные ориентации поведения человека определяют не столько политические идеи, сколько идеи здоровой и разумной жизни.

Основными ориентирами гражданского общества являются ценности индивидуальной жизнедеятельности. Именно осознание и реализация самоценности человеческого существования укореняют чувство свободы и политической ответственности, чувство гражданского долга и человеческой совести, чувство достоинства личности и патриотизма, чувство причастности к окружающему цивилизованному миру.

Вместе с тем основополагающие тенденции развития мировой цивилизации свидетельствуют о том, что под угрозой оказалась фундаментальная ценность человека - его право на жизнь.

Учитывая логику цивилизационного процесса и его основные проблемы, можно полагать, что важнейшим системообразующим элементом формирования гражданского общества может стать экологическая идея. Последняя теснейшим образом связывает статус человека, среду его обитания и социальные условия жизни, формируя новую систему социально-экономических интересов общества.

Сути экологической идеи в прикладном аспекте отвечает концепция «собственного дома». «Собственный(родной) дом» воедино вбираете себя и частный, и глобальный аспекты человеческой жизни.

Социально-эколого-экономичесмое обустройство человека, в мотором ведущее положение отводится добротному очагу жизни, «отчему дому» с его духовно-нравственными устоями и обычаями, основанными на богатстве мировой и национальной культуры, любви к космосу и родной природе, должно выражать главную линию экологической концепции становления государственности и гражданского общества.

Определяющим условием успешного реформирования социально- экономической жизни государства с позиции формирования «собственного дома» является устойчивая тенденция обеспечения материальной достаточности и роста интеллектуально-образовательного уровня человека.

В условиях невысокого дохода на душу населения проблема качества жизни была и остается наиболее актуальной. Это обстоятельство определяет приоритет материальных интересов человека над его другими интересами, но вовсе не свидетельствует о второстепенности его духовных и экологических потребностей.

Строительство собственного дома не только символизирует органическую взаимосвязь экологии и экономики, но и гармонизирует разнообразные интересы человека даже при незначительном уровне его материального достатка. Гармонизация этих интересов возможна только на основе утверждения фундаментальных ценностей гражданского общества.

Организационной основой решения социально-экологических проблем выступает экологическая политика государства. Процесс формирования экологической политики находится в неразрывном единстве с политическим устройством и социальными целями государства, выражает менталитет нации, ее географические и исторические особенности развития.

В то же время сформированная и принятая на вооружение экологическая политика оказывает активное влияние на политическую линию государства и все стороны его жизни.

В широком понимании экологическая политика государства означает «искусство управления экологической сферой». В прикладном аспекте экологическая политика государства - это система природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий общенационального характера, направленная на решение проблем экологии человека и экологизацию народного хозяйства на основе утверждения в материально-духовной жизни общества новых ценностных отношений природопользования. В качестве основных направлений экологической политики республики в переходный период следует выделить:

· достижение определенного (критического) уровня удовлетворения элементарных потребностей людей, без которого невозможно изменение мотивации экономической деятельности;

· наличие институциональных структур, социальных слоев и групп, заинтересованных в сохранении окружающей среды; сильное и независимое экологическое движение;

· разработка действенного природоохранного законодательства, механизмов его реализации;

· аккумулирование средств для реализации национальной и региональных природоохранных программ;

· подготовка высококвалифицированных специалистов в области природопользования.

Действенные шаги по реализации концепции устойчивого развития необходимо связывать, прежде всего, с функционированием эколого-экономического механизма природопользования. Создание такого механизма требует:

· согласования долгосрочных и текущих целей социально-экономического развития;

· совершенствования макро- и микроэкономических подходов;

· совершенствования эколого-экономического инструментария инновационной деятельности;

· разработки и согласования системы межгосударственных отношений по глобальному воздействию на окружающую среду;

· формирования системы экономических воздействий на экологизацию производства;

· стимулирования создания рынков экологических услуг, продукции, технологии и образования (экобизнес);

· учета факторов экологического риска.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 482.