Вопрос о собственности на различные блага, особенно на природные ресурсы, является одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем человечества. В зарубежной литературе распространено понимание собственности как фактического отношения субъекта к вещи, власти лица над вещью, которую оно присваивает, в том числе посредством физической силы, в интересах удовлетворения своих потребностей. Признание этой власти субъекта над вещью со стороны общества в писаных или неписаных законах, по мнению большинства зарубежных ученых, означает право собственности. Такое понимание последней допускает возможность применения любых, даже неправедных способов приобретения различных благе целью установления на них «власти» частных лиц.
В свою очередь, согласно марксистскому учению, под собственностью понимаются присвоение индивидуумом материальных благ и предметов природы в пределах определенной общественной формы и возникающие на этой основе экономические отношения между людьми. Главным критерием понятия собственности здесь избран факт «присвоения» благ без указания на социально-правовые основания овладения людьми этими благами.
В обоих случаях определение собственности и даже права собственности выводится, в первую очередь, из утилитарных имущественных интересов людей,связанных с «присвоением» вещей и (или) предметов природы, а юридические основы, законность и социальная справедливость такого присвоения имеют второстепенное значение или вообще не учитываются. Между тем незаконное и неправедное присвоение любых благ фактически представляет собой волюнтаристскую узурпацию титула собственности.
Представляется, что понятие собственности, а тем более права собственности, должно основываться исключительно на юридических критериях.
Применительно к естественным благам понятие собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы означает предусмотренные только законами основания, условия и пределы притязаний государства, юридических и физических лиц на указанные ресурсы, объекты и комплексы. Так, Декларацией о государственном суверенитете было провозглашено, что земля, ее недра, другие природные ресурсы, воздушное пространство являются собственностью народа, которому принадлежат исключительные права на владение, распоряжение и пользование этими ресурсами. В Законе «Об объектах, которые находятся только в собственности государства» от 5 декабря 2000 г. дан подробный перечень природных ресурсов как объектов государственной собственности. К таким ресурсам относятся: земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, которые не подлежат в соответствии с законодательством передаче в частную собственность; недра; воды; леса; особоохраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество, дикие животные, которые живут на воле и (или) включены в Красную книгу; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения вилы растений, включенные в Красную книгу; воздушное пространство.
Согласно законодательству, помимо государственной земельной собственности, допускается частная собственность на землю граждан, юридических лиц (их собственников) а также собственность на земельные участки иностранных государств, предоставленные для постоянных дипломатических учреждений.
Таким образом, интегрированными объектами права собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы соответственно выступают: земли, недра, воды, леса, атмосферное пространство, дикорастущие растения, дикие животные, особо охраняемые территории и объекты. Многие из указанных объектов имеют свои разновидности. Так, к землям относятся категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа рабочих, курортных поселков) и сельских населенных пунктов, а также садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда, водного фонда и запаса.
Законодательством предусматриваются также особо охраняемые природные территории, градостроительные территории, территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению и др. В этой связи вместо существующего Кодекса о земле оправдано принятие Земельно-территориального кодекса, регулирующего использование и охрану: земель сельскохозяйственного назначения; земель лесного фонда; территорий природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; территорий водного фонда; территорий населенных пунктов; территорий промышленности, транспорта, связи, обороны, иного специального назначения; территорий, пострадавших от катастроф, аварий или стихийных бедствий; земель и территорий с земли запаса.
Недра, как объект права собственности, включают необщераспространенные (нефть, газ, руды, металлы, минералы и др.) и общераспространенные (песок, гравий, глины и т. д.) полезные ископаемые, торф, сапропелевые отложения водоемов и пресные подземные воды, а также пещеры, гроты, шахты, разрезы, тоннели и другие естественные или техногенные подземные полости (пустоты).
Водные объекты подразделяются на реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и другие поверхностные водоемы, а так- же подземные воды. В некоторых государствах имеются внутренние моря, территориальные моря и ледники.
Необходимо отметить, что отнесение пресных подземных вод одновременно к полезным ископаемым, как части недр, и собственно к водным объектам является следствием несовершенства законодательства о недрах и водного законодательства. Это порождает неопределенность правового режима данного природного ресурса, например неясность по взиманию горной или водной рент за его использование.
Исходя из лесопромышленного, водоохранного, санитарно-гигиенического и оздоровительного значения, леса делятся на группы и категории защитности. Количество групп и категорий защитности лесов зависит от исторических условий, состояния лесных ресурсов в государстве, экологических и других факторов.
Отнесение лесов к государственным или колхозным связано в основном с вопросами распределения подведомственности и использования данного природного ресурса между лесопользователями, подчиненными разным органам, и гражданами.
В природоресурсном законодательстве отсутствует деление атмосферного пространства, нелесного растительного мира и животного мира, выступающих в качестве объектов права собственности, на категории или группы.
Атмосферное пространство, как элемент природной среды в пределах государственных границ и космоса, являющееся собственностью государства, часто необоснованно отождествляется с воздухом, который в естественном состоянии не может находиться в чьей-либо собственности. Воздушные массы пребывают в постоянном движении и фактически представляют собой трансграничные, международные природные ресурсы, регулирование использования и охраны которых должно осуществляться преимущественно международно-правовыми нормами и актами.
Между тем, в силу несхожести физических свойств разных уровней атмосферы, она классифицируется на тропосферу; стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу.
В составе нелесного растительного мира как объекта права собственности можно выделить редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, включенные и Красную книгу растения и обычную «дикую» растительность, произрастающую на полях, лугах, в лесах, водоемах или в пределах других экосистем.
Объектами права собственности в рамках животного мира могут выступать дикие животные, относительно постоянно обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в водах, лесах и других экосистемах. Показателями постоянства обитания являются процессы размножения и жизнедеятельности животных на локализованных участках данных территорий.
К особо охраняемым природным территориям и объектам, выступающим в качестве объектов права собственности, относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. Кроме того, существуют природные территории в виде ландшафтно-энологических ниш, сезонных и суточных путей (коридоров) миграции диких животных к водопою, кормовым угодьям, ночлегу, зимовке и т. д. Режим этих территорий целесообразно закрепить в законодательстве о заповедании.
Правовые нормы о содержании права собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, а также об охране данного права рассредоточены по разным законодательным и подзаконным нормативным актам.
Согласно Гражданскому кодексу (ГК), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом, которые и образуют содержание права собственности на имущество Предписывается, что ГК является основой для других нормативных актов, регулирующих отношения собственности.
Однако природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, имеющие естественное происхождение, не относятся к имуществу создаваемому человеком, поэтому правомочия владения, распоряжение, пользования этими ресурсами, объектами и комплексами имеют не имущественный, а экологический характер. Следовательно, право владения, право распоряжения и право пользования как элементы содержания права собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы необходимо закреплять в природоресурсных кодексах и законах.
Право владения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами заключается в дозволенном природоресурсным, иным законодательством фактическом обладании государством разными липами такими ресурсами, объектами или комплексами. Поскольку собственники в данном случае реально не в состоянии физически охватить и обладать своей собственностью, законом они наделяются юридическим титулом владельца.
Если исходить из норм Декларации о государственном суверенитете, что владение, распоряжение и пользование природными ресурсами принадлежит народу, то претворение в жизнь первых двух правомочий по отношению к общенациональным естественным благам реально возможно только через деятельность различных органов государства. Так, от имени и в интересах народа соответствующие государственные органы в пределах своей компетенции должны осуществлять правомочия владения и распоряжения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами.
Применительно к праву владения указанными ресурсами, объектами и комплексами наиболее оптимально и демократично делегирование данного правомочия исполнительным и распорядительным органам, которые через органы местного самоуправления, собрания и другие формы осуществления народовластия способны значительно полнее, чем центральные органы, учесть экономические, экологические и другие интересы населения низовых административно-территориальных образований. Однако на практике фактически, а часто даже юридически, владельцами природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов выступают разные ведомства. Например, колхозные леса находятся в ведении органов сельского хозяйства, лесные и другие угодья на землях обороны подчинены военному ведомству, заповедники, национальные парки и отдельные заказники подведомственны Управлению делами Президента.
Физические и отдельные юридические лица могут владеть только земельными участками, находящимися в их собственности. Предусмотренное же земельным законодательством право землевладения целью, характером и содержанием практически не отличается от права землепользования
Под правом распоряжения природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами понимается установленная природоресурсным и другими законодательствами возможность специально уполномоченных на то органов государства и граждан, имеющих в собственности земельные участки, определять юридическую судьбу данных ресурсов, объектов и комплексов соответственно путем их изъятия и предоставления в пользование или аренду, полного или частичного исключения из хозяйственного оборота, отчуждения иностранному государству; купли-продажи, завещания, дарения, залога и т. д.
Распоряжением являются, например, акты передачи государством части своей территории по концессионному договору или в аренду другому государству, планирования направлений и масштабов освоения природных ресурсов, определения их целевого назначения, создания заповедников или национальных парков, факты продажи или дарения гражданами своих садоводческих участков, установления и взимания арендной платы или налоговых платежей за природопользование, предоставление по ним льгот и т. д.
С учетом видов, размеров и ценности природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, других факторов право распоряжения ими в пределах своей компетенции имеют Парламент, Президент, Правительство, исполкомы областных, районных, городских, Советов депутатов. Некоторыми специальными распорядительными полномочиями наделены также органы охраны природы, лесного хозяйства, горного надзора и др. Например, органы охраны природы выдают разрешения на специальное водопользование и лицензии на отдельные виды пользования недрами; лесохозяйственные органы - лесорубочные и лесные билеты, органы горного надзора - лицензии и акты горного отвода соответственно для добычи необщераспространенных полезных ископаемых или строительства в недрах подземных сооружений и т. д.
Земельными участками, находящимися в собственности физических и юридических лиц, в установленном законом порядке и под контролем государства распоряжаются эти лица.
Право пользования природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами сводится к допустимому природоресурсным законодательством непосредственному или опосредованному извлечению из указанных ресурсов, объектов или комплексов веществ, продуктов, иных полезных свойств, например добыче полезных ископаемых или диких животных, заготовке лесопродуктов или выпасу скота, выращиванию сельскохозяйственной продукции или застройке земель, осуществлению рекреации или получению ренты за природопользование и т. д.
Пользование природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами может осуществляться государством и другими их собственниками, полностью или частично делегироваться государственным органам, передаваться юридическим и физическим лицам, лицам без гражданства, иностранным государствам, их юридическим и физическим лицам.
Все перечисленные субъекты пользуются указанными ресурсами, объектами и комплексами, в первую очередь размещая и эксплуатируя на них различные свои здания, строения и сооружения и обеспечивая их коммуникации, например президентские или парламентские дворцы, здания министерств или ведомств, офисы компаний, кооперативные жилые дома или индивидуальные домовладения, резиденции послов или консульские представительства и т. д.
Опосредованное пользование государством природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами сводится к получению им через налоговые платежи от природопользователей части земельной, лесной, горной и других природоресурсных рент. Поскольку органы местного управления не являются собственниками и даже владельцами указанных ресурсов, объектов и комплексов, многие платежи за их использование полностью или в значительной сумме обычно взимаются в общегосударственный бюджет. Местным и территориальным образованиям остаются только различные отрицательные экологические последствия природопользования.
Опосредованно пользуются природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами министерства, ведомства, учреждения и организации, получающие средства на свое содержание из доходов от природопользования, например землеустроительная служба, лесная, горнотехническая или другие природоохранные инспекции и т. д.
Юридические и физические лица пользуются природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами путем получения продуктов природопользования, извлечения иных полезных свойств.
Собственники земельных участков пользуются этими участками в процессе производства продуктов земледелия и животноводства, строительства зданий и сооружений или посредством сдачи земель в аренду.
//'); //]]>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 465.