Правовая охрана среды жизнедеятельности человека, в отличие от правовой охраны природы, представляет собой правовое регулирование природоохранных отношений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, энергетике, сельском и коммунально-бытовом хозяйстве, городах и других населенных пунктах, на транспорте, в научной, оборонной, санаторно-курортной и иных нехозяйственных сферах, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы, а также по ликвидации неблагоприятных экологических последствий техногенных катастроф и аварий или стихийных бедствий.
В юридической литературе и других источниках отсутствуют научно обоснованные, последовательные, исчерпывающие классификации сфер жизнедеятельности людей, в которых может и должна осуществляться природоохранная деятельность: учеными избирательно исследуются проблемы охраны окружающей среды в производстве, аграрном секторе, урбанизированных регионах от загрязнения токсичными веще- ствами или агрохимикатами и т. д. Этот пробел делает неопределенными объекты, круг субъектов и содержание общественных отношений в процессе охраны среды жизнедеятельности человека, не способствует формированию и систематизации законодательства для регулирования указанных отношений.
В этой связи не случайно существование огромного количества разрозненных, противоречивых или дублирующих друг друга отдельных правовых норм, правовых нормативных актов по охране окружающей человека среды в промышленности, энергетике, городах и других населенных пунктах, сельском хозяйстве, иных сферах антропогенной деятельности и в целом по обеспечению экологической безопасности. Наряду с рассмотренными в предшествующих разделах некоторыми общими и собственно природоохранными нормами, законодательными и подзаконными актами к правовым относятся также Законы «О предпринимательстве» от 14 июня 2003 г., «О здравоохранении» от 11 января 2002 г., ряд других нормативных актов.
Основными, поддающимися учету и оценке загрязнителями среды жизнедеятельности человека признаются промышленность, транспорт, энергетика и коммунально-бытовое хозяйство. В промышленности большой вред этой среде и здоровью людей причиняют металлургическая, химическая, нефтеперерабатывающая отрасли, станко-, авто-, тракторо- и иное машиностроение, промышленность строительных материалов и др. Не менее отрицательное воздействие на состояние экосистем оказывают выбросы, шумы и вибрации, источниками которых являются объекты и средства соответственно автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта, промышленной и коммунальной теплоэнергетики. В силу массового сосредоточения населения в городах происходит скопление огромного количества биомассы и гипертрофированное развитие коммунально-бытовых инфраструктур на небольших по площади и относительно автономных участках территорий, нарушение баланса или деградация их экосистем. Поэтому предотвращение и максимальное снижение влияния промышленности, транспорта, теплоэнергетики и коммунально-бытового хозяйства на окружающую человека среду являются одной из главных задач природоохранной деятельности.
Весьма актуальны проблемы охраны окружающей среды и в аграрном секторе экономики. В данной сфере оправдано выделить охрану среды жизнедеятельности человека от вредного воздействия сельскохозяйственного производства и правовые меры по охране сельского хозяйства от вредного антропогенного воздействия. Специфика агрохозяйственных отраслей предполагает необходимость детального правового упорядочения процессов транспортировки, хранения и переработки сельхозпродукции, захоронения или уничтожения экологически опасных ее видов. Так, перемещение бального скота в другие местности, нарушение порядка его уничтожения и захоронения способны вызвать эпидемии среди людей и эпизоотии среди животных. Например, надлежаще необустроенные скотомогильники животных, болевших сибирской язвой, представляют опасность для всего живого на протяжении трех и более столетий.
В силу этих и ряда других причин в юридической литературе вполне обоснованно стала подробно исследоваться природоохранная деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утилизации отходов производства и потребления. Примечательно, что анализу начали подвергаться также вопросы правового регулирования природоохранных отношений в вооруженных силах и других сферах обеспечения национальной безопасности государств.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об отсутствии последовательности и системности в правовом регулировании собственно природоохранной деятельности. Представляется, что правовая охрана среды жизнедеятельности человека должна осуществляться не по отраслям или сферам производства, видам транспорта и местам проживания людей, а, во-первых, в направлении экологизации законодательства, регулирующего процессы размещения, проектирования, строительства, изготовления или сборки, реконструкции, ввода в действие, эксплуатации и прекращения функционирования соответственно предприятий, зданий, сооружений, машин, механизмов, иных объектов, оказывающих воздействие на экосистемы указанной среды безотносительно отраслевой принадлежности таких объектов. Во-вторых, в плане совершенствования и повышения экологичности технологий эксплуатации указанных объектов, сокращения сроков их амортизации. При такой общей конструкции правовой охраны окружающей человека среды все экологические требования, в целом предъявляемые, например, к объектам автотранспортной или теплоэнергетической деятельности, следует распространять на частный автотранспорт, ведомственные автомобили и котельные, несмотря на то, что они не относятся соответственно к автомобильной и энергетической отраслям народного хозяйства.
Правовое регулирование природоохранной деятельности в курортных, рекреационных и некоторых других зонах содержит в себе одновременно элементы правовой охраны природной среды и правовой охраны среды жизнедеятельности людей.
Наконец, в соответствии с Законом «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с учетом уровней загрязнения, возможностей проживания и получения экологически чистой продукции выделены: 1) тридцатикилометровая зона эвакуации, прилегающая к станции; 2) зона первоочередного отселения; 3) зона последующего отселения; 4) зона с правом на отселение; 5) зона проживания с периодическим радиационным контролем. Отнесение участков указанных территорий к соответствующим зонам осуществляется Правительством. Правовое положение физических лиц. принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, отселенных и выехавших на новое место жительства с территорий радиоактивного загрязнения, проживающих на этих территориях, определяется Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Указанные законы имеют узкоспециализированную направленность и не способны охватить работы и мероприятия, необходимые для устранения последствий чрезвычайных ситуаций. В этой связи оправдана унификация правового регулирования деятельности по ликвидации последствий любых техногенных катастроф и аварий или стихийных бедствий общенационального, регионального и локального масштабов, что предполагает разработку и принятие комплексного законодательного акта.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 470.