Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ход работы:

Пальценосовая проба

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.

Оценка результатов

В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

Торможение движений, возникших в силу инерции

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.

Ответьте на следующие вопросы.

1.Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы?

2.Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

 

3.Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

 

 Работа № 21. Исследование функциональных особенностей зрения.

Определите остроту зрения, пользуясь таблицей докт. Сивцева Д.А.

Для определения остроты зрения пользуются таблицей доктора Сивцева Д.А., составленной из строк букв различной величины. Остроту зрения у дошкольников определяют с помощью таблицы, на которой вместо букв изображены знакомые детям предметы

Как правило, исследования проводят с расстояния 5м, раздельно для каждого глаза /другой глаз должен быть закрытым/.

В определении остроты зрения участвуют два человека: один является испытуемым, другой должен располагаться рядом с таблицей и показывать испытуемому буквы:

· Разместить таблицу Сивцева Д.А. так, чтобы она была хорошо и ровно освещена.

· Усадить испытуемого на расстоянии 5м от таблицы и закрыть один глаз экраном или рукой.

· Затем предложить испытуемому назвать буквы из строк, начиная сверху вниз. Найти ту последнюю строку, буквы которой испытуемый может прочесть.

· Если последняя строка, которую отчетливо видит испытуемый десятая, острота зрения равна 1. При нормальном зрении первая строка видна с расстояния 50м. 10-я - с расстояния 5м.

· Затем процедуру повторяют с другим глазом и результаты исследований занести в таблицу 28

 

Таблица№28 «Острота зрения»                         

Ф.И.О.

Возраст

Пол

Острота зрения

левого правого
         
         
         
         
         
         
         

 

По результатам измерений дайте индивидуальные характеристики остроты зрения различных испытуемых.

Средние показатели остроты зрения у человека: а) нормальная - 1.0 и выше; б) пониженная - от 0.8 и ниже; в) повышенная - 1.5 - 2.0

X ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

Цель: освоить методы оценки функционального состояния дыхатель-

ной системы.

Задачи:

1) освоить метод спирометрии, определить легочные объемы;

2) освоить метод спирографии, определить легочные объемы;

3) оценить вентиляционные функции легких;

4) определить должную жизненную емкость легких;

5) определить форсированную жизненную емкость легких.

Оборудование: спирометры, спирограф, мыльный раствор, спирт, вата. Сущность процесса дыхания заключается в обеспечении организма кислородом, необходимым для окислительных процессов, и выделении из организма диоксида углерода, образующегося в результате обмена веществ. Для изучения внешнего дыхания (вентиляция легких), газообмена в легких и

тканях, а также транспорта газов кровью используют различные методы, позволяющие оценивать дыхательную функцию в состоянии покоя, при физической нагрузке и различных воздействиях. Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду.

Различают внешнее и внутреннее звенья системы дыхания. Внешнее звено системы дыхания — это совокупность легких с воздухоносными путями и грудной клетки с мышцами, приводящими ее в движение. Внутреннее

звено системы дыхания включает кровь, сердечно-сосудистую систему и органеллы клеток, обеспечивающие потребление кислорода (внутреннее дыхание).

Дыхание состоит из следующих этапов: газообмен между альвеолярной смесью газов и атмосферным воздухом;

газообмен между альвеолярной смесью газов и притекающей к легким венозной кровью; транспорт кислорода и углекислого газа кровью;

газообмен между артериальной кровью и тканями; тканевое дыхание.

При мышечной работе функция дыхания усложняется и усиливается, что очень важно для обеспечения высокого уровня газообмена.

Работа № 1. Спирометрия

Функциональное состояние легких зависит от возраста, пола, физического развития и ряда других факторов. Наиболее распространенной характеристикой состояния легких является легочный объем, который свидетельствует о развитии органов дыхания и функциональных резервах дыхательной системы.

Спирометрия – метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и

составляющих ее объемов воздуха. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха можно непосредственно измерить с помощью спирометра. При исследованиях используют также суховоздушный спирометр (рис. 5). Для оценки функции внешнего звена системы дыхания у обследуемого следует сравнивать измеренные легочные объемы с должными величинами, которые рассчитывают по специальным формулам или определяют по номограммам. Отклонения ± 10 % расценивают как несущественные.

Ход работы

Спирометрпредставляет собой цилиндр, погруженный в воду и связанный резиновой трубкой с мундштуком. Есть и суховоздушные конструкции спирометров. Пациент вдувает воздух через мундштук в цилиндр, который всплывает над водой пропорционально объему выдохнутого воздуха После каждого определения спирометр освобождают от воздуха. После дезинфекции мундштука накладывают зажим на нос.

Рис.6. Суховоздушный спирометр

1. Спокойно вдохните из атмосферы и выдохните в спирометр. Зафиксируйте величину дыхательного объема (ДО).

2. Спокойно выдохните в атмосферу, затем – глубоко в спирометр. За-

фиксируйте величину резервного объема выдоха (РОвыд)..

3. Емкость спирометра заполните воздухом до показателя 3 л, спокойно

вдохните из атмосферы, а затем глубоко – из спирометра. Колпак спирометра

опускается на величину резервного объема вдоха (PОвд). При работе с сухим

спирометром данный показатель рассчитывается по формуле

РОвд= ЖЕЛ – ДО – РОвыд.

4. Глубоко вдохните из атмосферы и глубоко выдохните в спирометр. Зафиксируйте величину жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и сравните ее с должной жизненной емкостью легких (ДЖЕЛ).

Рекомендации по оформлению протокола работы

Полученные данные зафиксируйте в тетради протоколов опытов. Сделайте выводы, исходя из того, что:

1) ДО должен составлять 15 % от ЖЕЛ;

2) РОвд и РОвыд – от 42 % до 43 % от ЖЕЛ;

3) форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) – 80–100 % от

ЖЕЛ;

4) величина резервов дыхания – не менее 60–63 % от ЖЕЛ;

5) частота дыхания (ЧД) в покое – 8–16 раз в минуту.

При анализе нужно выделить следующие основные нарушения функции внешнего дыхания:

а) обструктивные, когда затруднено прохождение воздуха по дыхательным путям, главным образом – по бронхам. При обструктивных процессах снижаются показатели максимальной вентиляции легких (МВЛ), ФЖЕЛ,

незначительно уменьшается ЖЕЛ;

б) реструктивные, когда имеется препятствие, которое затрудняет расширение и спадание легких (пневмосклероз, спайки плевры, окостенение ребер и т.п.). При реструктивных процессах снижаются ЖЕЛ и максимальная

вентиляция легких (MBЛ), в то же время ФЖЕЛ и показатели пневматотахометрии не изменены;

с) смешанные нарушения.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1992.