Понятие физической работоспособности (ФР) широко распространено в физиологии труда, спорта, авиационной и космической физиологии. Понятие «физическая работоспособность» является частью общей работоспособности. Общую работоспособность достаточно сложно отделить от умственной деятельности, так как процессы, происходящие в организме при любом виде нагрузок, в принципе схожи.
Следует помнить, что понятия «выносливость», «тренированность» имеют самостоятельное значение, не являются синонимами физической работоспособности и являются лишь одним из ее параметров, характеризующих деятельность работы в данном режиме.
Физические возможности, приобретенные в одном виде деятельности, используются в других видах. На этом эффекте основан перенос тренированности, когда под воздействием внешних факторов адаптируются все системы организма, а не только те из них, на которое это воздействие было направлено. Правда, такой перенос возможен лишь в сходных по структуре движений видах физической деятельности. Практика показала, что рост достижений в одном виде физических упражнений может сопровождаться существенным снижением результатов в других упражнениях, даже сходных по биомеханической структуре.
В случае чрезмерных физических нагрузок, адаптационные процессы могут сопровождаться чрезмерной активацией энергетических процессов в организме. Биологическая «цена» такой адаптации может проявиться в прямом изнашивании функциональной системы, на которую падает основная нагрузка, либо в виде отрицательной перекрестной адаптации, то есть ухудшении деятельности других систем, связанных с данной нагрузкой.
Физическая работоспособность имеет свои конкретные признаки и отличия. Согласно теории функциональных систем П.К.Анохина, в организме с достаточно высокой скоростью формируются функциональные системы, которые включают в себя комплекс тех анатомо-функциональных систем организма, которые, в своей совокупности и обеспечивают достижение поставленной цели.
Сформированная функциональная система существует только то время, которое необходимо для решения поставленной задачи, обеспечивает необходимую двигательную реакцию, а также гемодинамическое и вегетативное обеспечение всеми имеющимися безусловными рефлексами и временными связями. Лица с низким уровнем ФР не располагают достаточным запасом («банком») рефлексов, и не способны выполнить значительную физическую работу.
Развитие необходимого «банка» рефлексов достигается многократным повторением заданной мышечной работы, то есть, тренировкой. В результате, в организме формируется многозвенная система регулирования, обеспечивающая адекватное выполнение необходимых мышечных усилий.
Наряду с формированием двигательных навыков, формируются и ycловно–рефлекторные навыки вегетативных систем, обеспечивающих саму возможность выполнения движений. В каждом конкретном случае, сформированная функциональная система имеет свои специфические отличия, которые проявляются во взаимоотношениях и взаимодействиях всех функций организма.
Итак, физическая работоспособность - это способность к выполнению конкретной работы, где физические (мышечные) усилия являются основными для достижения конечного результата.
Уровень физической работоспособности определяется эффективностью выполнения заданной работы, то есть максимальным ее исполнением за минимально возможное время.
Оценка физической работоспособности является сложной проблемой. В целом, физическая работоспособность определяется результатами спортивно–медицинского тестирования, соотнося эти результаты с оценкой функционального состояния организма в покое. Если спортивно–медицинское тестирование является, по сути, задачей несложной, то оценка функциональных возможностей организма требует значительных интеллектуальных и организационных усилий.
Физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб с физической нагрузкой – нагрузочными пробами. Рабочая группа по нагрузочным пробам, созданная Американской коллегией по кардиологии и Американской ассоциацией сердца определила 7 основных направлений, в каждом из которых выделено множество классов и подклассов показаний к применению нагрузочных проб. Основные области применения нагрузочных проб следующие:
• массовые обследования населения с целью выявления заболеваний сердца, связанных, в том числе, и со значительными физическими нагрузками;
• выявление лиц с гипертензивной реакцией на нагрузку;
• профессиональный отбор для работы в экстремальных условиях, или для работ, требующих высокой физической работоспособности.
Пробы с дозированной физической нагрузкой применяются весьма широко с самыми разнообразными целями, но обоснование их применение едино: физическая нагрузка является идеальным и самым естественным видом воздействия, позволяющим оценить полноценность компенсаторно-приспособительных механизмов организма, и, помимо этого, оценить степень функциональной полноценности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Полученные данные внесите в таблицу 22:
Оценка физического развития студента(-ки) _____________________
(ф.,и., возраст)
По ка за те ли | Фактические данные обследуемого | Средняя возрастная норма | Раз-ница | Квадратиче-ское отклонение (сигма) | Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения) | Степень развития показа-теля | |||||
Рост (в см) |
|
|
|
|
| ||||||
Вес (в кг) |
|
|
|
|
| ||||||
ОГК в покое (в см) |
|
|
|
|
| ||||||
Оценка физического развития ребенка ___________________________ ( имя, возраст) | |||||||||||
Рост (в см) |
|
|
|
|
| ||||||
Вес (в кг) |
|
|
|
|
| ||||||
ОГК (в см) |
|
|
|
|
| ||||||
Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента:
Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка и соответствующие средние возрастные показатели в таблицу №23
1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития:
Таблица №23Варианты индивидуальных данных
Имя ученика п/п | Возраст | Длина тела (в см) | Масса тела (в кг) | ОГК(в см) |
Таня | 7 | 110,6 | 24,6 | 53.8 |
Олег | 8 | 115,8 | 36,7 | 58,9 |
Дима | 9 | 112,5 | 26,3 | 52,5 |
Лена | 10 | 117,9 | 39,7 | 67,4 |
Денис | 11 | 137,5 | 42,6 | 77,9 |
Евгений | 12 | 144.8 | 36.4 | 69,5 |
Сергей | 14 | 163.0 | 59.3 | 88,0 |
Лиза | 15 | 157,5 | 46,8 | 76,2 |
Катя | 16 | 163.6 | 52.9 | 79.3 |
Семён | 16 | 157,5 | 51,2 | 77,6 |
Сравните эти данные со средними возрастными нормами Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц.
Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу и оцените его. Если разница лежит в пределах +1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития. Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.
Таблица №24 Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки. | ||||||
Возраст (лет) | Рост (в см) | Масса тела (в кг) | Окружность грудной клетки (см) | |||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
3 | М 95,6 | 95 | 14,9 | 14,6 | 52,9 | 51,9 |
σ 3,6 | 4,1 | 1,5 | 1,6 | 2 | 2,4 | |
4 | М 102,7 | 102,7 | 17 | 16,6 | 54,8 | 53,4 |
σ 3,5 | 4,2 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | |
5 | М 108,9 | 111,7 | 19,5 | 19,9 | 57 | 56,2 |
σ 4,8 | 4,2 | 2,7 | 2,4 | 3 | 2,3 | |
6 | М 116,1 | 115,3 | 20,9 | 21,4 | 58,6 | 57,7 |
σ 4,9 | 5,2 | 2,4 | 3,8 | 2,6 | 3,9 | |
7 | М 121,1 | 120,9 | 23,6 | 23,8 | 60,6 | 59,6 |
σ 4,8 | 5,3 | 3,4 | 3,6 | 3,3 | 3,9 | |
8 | М 124,5 | 124,3 | 24,9 | 24,7 | 62,8 | 60,9 |
σ 4,8 | 4,9 | 3,3 | 3,3 | 2,5 | 3,4 | |
9 | М 131,1 | 130,6 | 27,7 | 27,5 | 64,2 | 62,5 |
σ 5,2 | 4,9 | 4,2 | 4,3 | 3,3 | 3,8 | |
10 | М 136,2 | 136,4 | 30,5 | 31,1 | 65,8 | 65,1 |
σ 5,3 | 5,5 | 5,1 | 5,2 | 3,6 | 4,3 | |
11 | М 140,1 | 142,9 | 34,4 | 35,6 | 67,3 | 67,3 |
σ 5,5 | 6,1 | 5,8 | 6,7 | 4,2 | 4,7 | |
12 | М 144,9 | 148,8 | 37,9 | 39,3 | 69,9 | 70,3 |
σ 6,0 | 6,4 | 6,3 | 6,9 | 4,3 | 4,9 | |
13 | М 151,3 | 152,4 | 44,4 | 45,7 | 73,7 | 74,6 |
σ 6,9 | 7,1 | 7,2 | 7,1 | 4,9 | 5,1 | |
14 | М 158,4 | 157,4 | 48,9 | 49,2 | 77,8 | 76,7 |
σ 7,5 | 7 | 8,4 | 7,4 | 5,1 | 5,3 | |
15 | М 164,3 | 159,6 | 54,3 | 53,1 | 81,9 | 79,3 |
σ 7,4 | 7,2 | 8,4 | 7,2 | 5,4 | 5,7 | |
16 | М 168,8 | 161,1 | 59,4 | 55,6 | 85,5 | 80,5 |
σ 6,8 | 6,5 | 7,3 | 7,6 | 5,1 | 4,9 | |
17 | М 171,9 | 163 | 63,2 | 58,1 | 87,9 | 82,1 |
σ 6,8 | 6,6 | 6,8 | 7,3 | 4,7 | 4,6 | |
18 | М 174,8 | 162,1 | 66,9 | 59,2 | 90,2 | 84,1 |
σ 6,1 | 5,6 | 8 | 7,1 | 5,2 | 4,4 | |
19 | М 177,2 | 162,8 | 68,2 | 59,6 | 93,1 | 84,9 |
σ 5,8 | 5,1 | 7,5 | 6,8 | 6,1 | 4,8 |
По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1263.