Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно закону предложения кривая предложения выражает функциональную зависимость величины предложения от изменения цены. Для фирмы кривая предложения представляет собой определенную линию, ограниченную снизу.

Как известно, условием максимизации прибыли любой фирмы будет являться равенство предельного дохода предельным издержкам (формула 8). Любая фирма будет стремиться к этой точке равновесия. Кривая предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде не меняет своего положения на плоскости. Кривая предельного дохода может принимать различные положения в зависимости от сложившейся цены на рынке. Для совершенно конкурентной фирмы кривые предельного дохода и спроса совпадают и располагаются на плоскости параллельно оси абсцисс, рис. 18 а.

 

Каждая кривая спроса будет соответствовать определенной цене. Цены ниже средних переменных издержек не позволят фирме удержаться на рынке, например Р1. Точка «N» является «точкой бегства фирмы с рынка». Следовательно, такая фирма не сможет осуществлять свое предложение при ценах ниже Р2. Цены Р2 и Р3 обеспечивают покрытие издержек производства, поэтому фирма в этих условиях будет успешно существовать. Равновесие фирмы будет соответствовать кривой предельных издержек, начиная с точки N. Итак, кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет совпадать с той частью кривой предельных издержек МС, которая выше минимума средних переменных издержек.

В отрасли. Совокупность предложений отдельных фирм определит общую величину рыночного предложения. Для построения кривой предложения необходимо сложить все кривые предложения каждой фирмы этой отрасли, рис. 18 б.

 

В результате суммирования кривая предложения в отрасли будет иметь ступенчатый характер, т. е. будет состоять из отрезков, например, S1, S2, S3 и т. д. При большом количестве фирм в отрасли ступенчатый характер кривой предложения скрадывается и кривая предложения на графике будет представлена сплошной восходящей линией.

Эффект масштаба

При увеличении концентрации физического капитала и объемов производства начинает проявляться эффект масштаба. Существуют положительный и отрицательный эффекты масштаба.

Положительный эффект масштаба проявляется в снижении средних издержек производства и ведет к росту прибыли. Этому способствуют:

1) повышение уровня разделения и специализации труда, что приводит к уменьшению потерь рабочего времени;

2) только крупные предприятия могут себе позволить приобрести эффективное дорогостоящее спецоборудование (мелкие фирмы этого сделать не могут);

3) относительное уменьшение количества рабочей силы, управленческого персонала, обслуги, сырья, энергии, территории, помещений, транспорта и оборудования, приходящихся на единицу продукции.

Однако со временем дальнейшее расширение предприятия может привести к отрицательному эффекту масштаба, когда начинают расти издержки производства на единицу продукции. Это связано в первую очередь с ростом издержек функционирования крупной системы (трансакционных издержек): команды, спускаемые сверху, могут быть искажены в процессе движения до исполнителей так же, как и информация идущая снизу вверх, которая может быть искажена, либо вообще не дойти до ответственного органа. Таким образом снижается экономическая эффективность крупного предприятия.

 

Выручка и прибыль

    Доходы предприятия состоят из выручки от реализации продукции. Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступившая на предприятие за проданную продукцию и иные материальные ценности.   

Прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия и источником его жизнедеятельности.

Следует отличать бухгалтерскую прибыль от экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными издержками. Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя), рис. 19 (или более подробно на рис. 14). Таким образом, экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли. А внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки.

Экономические издержки позволяют понять различия между подходом бухгалтера и экономиста в оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за отчетный период. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 558.