Потребителю полезно знать, что снижение цен на товары первой необходимости вряд ли следует ожидать, т. к. они обладают неэластичным спросом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предложение, так же как и спрос, характеризуется эластичностью. Эластичность предложения по цене − это мера ответной реакции величины предложения на изменение цены.

Дуговая эластичность предложения по цене определяется отношением относительного изменения величины предложения к вызвавшему его относительным изменением цены:

                            Е =                                                                     (2)

Графически варианты различной эластичности предложения представлены на рис. 10 б:

Если при большом изменении цены величина предложения изменяется незначительно, то говорят, что предложение неэластичное (S2).

Неэластичное предложение обеспечивает большую стабильность производства из-за меньшей амплитуды колебаний дохода при изменении цен в обоих направлениях. Поэтому часть предпринимателей озабочена переводом эластичного предложения в неэластичное предложение, путем искусственного ограничения объема производства. Это возможно при условии монополии данного производителя и отсутствии товаров заменителей (субститутов).

 

Рыночное равновесие

Спрос и предложение порождают два таких феномена, как цена спроса и цена предложения. Цена спроса – это цена, по которой потребитель готов приобрести определенное количество товаров. Цена предложения – это цена, по которой производитель предлагает свой товар. На рынке встречаются цена предложения и цена спроса, в результате чего возникает рыночная цена, или равновесная цена, когда продавец ещё согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка не выгодна).

Качественная однородность графиков спроса и предложения позволяет совместить оба графика на одной плоскости и наглядно представить возникновение равновесной цены, рис. 11 а.

                                                                                 

Точка пересечения графиков является точкой равновесия «Е», которой соответствует на вертикальной оси равновесная цена РЕ, а на горизонтальной оси – равновесное количество товаров QЕ, т. е. всё то количество товаров, которое будет продано и будет, соответственно, куплено. В этом заключается идеал рынка.

Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Отсутствие конкурентных сил не способствует возникновению равновесной цены.

Рассмотрим механизм возникновения равновесной цены, исходя из того, что если величина спроса больше величины предложения, то цена будет расти и наоборот, если величина спроса меньше величины предложения, то цена будет снижаться.

Допустим, что на свободном рынке установили цену (Р1) ниже равновесной, тогда величина спроса будет выше величины предложения, а это автоматически приведет к повышению цены до равновесной. В противном случае на рынке возникнет дефицит товаров, рис. 11 б.

Если цена Р2 на свободном рынке будет выше равновесной, то величина спроса будет ниже величины предложения и цена автоматически снизится, иначе на рынке возникнет избыток товаров. Таким образом, в результате действия конкурентных сил на свободном рынке всегда поддерживается рыночное равновесие.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1737.