Антимонопольное регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Монополия устраняет главное экономическое достоинство конкуренции – побуждение к совершенствованию производства. К тому же деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социально-политическими конфликтами.

    Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий, крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью и против всех форм накопления монопольной власти.

  Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890), который был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и расформирование фирм-монополистов. Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.

 

Спрос на факторы производства

Спрос на экономические ресурсы отличается от потребительского спроса по двум пунктам: спрос на факторы производства (труд, земля, капитал) является производным и взаимозаменяемым.

Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом потребительские блага.

Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена максимизацией прибыли фирмы. Если один из факторов стал дороже, то его заменяют другим, более дешевым. В результате конкуренции между факторами производства образуется устойчивое равновесие.

Процесс замещения каким-либо фактором возобновится, если увеличится прирост продукта вследствие дополнительного применения этого фактора. Иначе сказать, комбинация производственных ресурсов (факторов производства), обеспечивающая максимизацию прибыли в условиях совершенной конкуренции, достигается, когда предельный продукт (добавочный продукт), умноженный на цену выпуска, равен цене фактора производства.

Правило наименьших издержек гласит, что затраты минимизируются, когда предельный продукт на 1 рубль производственных ресурсов уравнен для каждого производственного фактора.

Рынок труда

С точки зрения производства каждый потенциальный работник может рассматриваться как собственник человеческого капитала. Человеческий капитал – это мера воплощенной в человеке способности приносить доход, определяемый запасами человеческих качеств.

Чем разнообразнее и уникальнее эти качества, тем больший доход может получить собственник этого человеческого капитала. Поэтому вкладывание средств в развитие человека нельзя рассматривать только как производственные расходы, а следует рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

 Реализация человеческого капитала осуществляется через труд. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание разнообразных благ.

Труд отличается от других факторов тем, что является функцией жизнедеятельности человека. Труд неотделим от человека и не может быть объектом купли-продажи, поэтому вернее будет сказать, что на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда или рабочее время. В этом заключается своеобразие труда как товара.

Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и т.п.

К особенностям рынка труда относятся:

ü большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;

ü важность неденежных факторов (сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.);

ü присутствие на рынке труда важнейших институтов (профсоюзов, корпораций, государства), без учета которых невозможен анализ спроса и предложения труда.

На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Покупатель рабочей силы – предприниматель, продавец рабочей силы – наемный работник. Покупатель рабочей силы руководствуется будущей предельной полезностью рабочей силы в процессе ее применения. Продавец рабочей силы руководствуется величиной издержек на воспроизводство рабочей силы. Воспроизводство рабочей силы предполагает стоимость благ, обеспечивающих физическое существование самого работника и членов его семьи, а также расходы на обучение и удовлетворение духовных потребностей.

Спрос и предложение труда

Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным, т. е. зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса.

Субъектами спроса на рынке труда выступают производство и государство (проще сказать, спрос на труд предъявляют работодатели), а субъектами предложения выступают домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется двумя показателями – величиной заработной платы и ценностью предельного продукта труда (т.е. той суммой прибыли, которую приносит дополнительная единица труда).

С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении сравняется с величиной заработной платы. Нанимать нового работника целесообразно только в том случае, если продукт труда этого дополнительного работника стоит выше его заработной платы. В противном случае фирма экономически проиграет.

Объем спроса на труд (L) находится в обратной зависимости от величины заработной платы (W) и графически выражается кривой спроса на труд (DL), рис. 21 а.

            

    Спрос на труд может изменяться под воздействием ряда факторов:

ü увеличение спроса на готовую продукцию приведет, как правило, к увеличению спроса на труд (кривая спроса на труд сдвинется при этом вправо), и наоборот;

ü изменение баланса факторов производства (если капитал как фактор производства растет в цене, то при возможности взаимозаменяемости факторов производства спрос на труд увеличится, чтобы заменить дорогостоящую технику, т. е. дешевый фактор производства вытесняет дорогой фактор производства);

ü рост спроса взаимодополняемых факторов производства (при росте спроса на капитал, землю как факторы производства спрос на труд увеличивается, т. е. один фактор производства «потянул» за собой другой фактор производства);

ü технический прогресс приводит к увеличению спроса на более квалифицированный труд, сокращая спрос на труд неквалифицированный.

Объем предложения труда также зависит от величины заработной платы. Как правило, продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения имеет положительный наклон, рис. 21 б.

Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработной платы величина предложения труда возрастает, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается.

Но предложение труда отдельного индивида имеет особенности, которые объясняются эффектами дохода и замещения. При увеличении заработной платы каждый час свободного времени воспринимается работником как упущенная выгода, поэтому растет стремление заместить свободное время дополнительной работой. В этом суть эффекта замещения.

Но при достижении заработной платы определенного высокого критического уровня (WK) эффект замещения сменяется эффектом дохода, когда работник начинает сокращать рабочее время (t) и использовать свободное время для отдыха и наслаждения. Причем, чем выше становится заработная плата, тем меньше человек хочет работать, т. к. выше становится цена отдыха, рис. 21 в.

                    

За последние сто пятьдесят лет средняя рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном росте заработной платы. В развивающихся странах рабочие, как правило, увеличивают предложение труда при увеличении заработной платы. На отраслевом уровне, в отличие от индивидуального, повышение заработной платы в отрасли привлекает работников из других отраслей и данный эффект дохода не наблюдается. Следует отметить, что поведение кривой индивидуального предложения уникально и не является постоянным.

При совмещении кривой спроса и кривой предложения на одном графике легко определить точку равновесия, как точку пересечения графиков. При этом спрос на труд равен предложению труда, а рынок труда находится в равновесном состоянии, рис 21 г.

                                 

При любой другой величине заработной платы, отличной от WE, равновесие на совершенном рынке труда нарушается. Если цена на услуги труда будет выше равновесной (WB), то на рынке труда возникнет безработица, обозначенная двойной стрелкой «избыток труда». Если цена на услуги труда будет ниже равновесной (WH), то на рынке труда возникнет дефицит рабочих мест – «дефицит труда».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 468.