Эффективность конкурентных рынков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В экономической теории принято выделять следующие рынки по степени их конкурентности:

1) рынок совершенной конкуренции, где конкуренция достигает максимального своего возможного значения;

2) рынок монополистической конкуренции, на котором конкуренция потеснена монопольной властью фирмы на свой собственный продукт, но который может быть заменен товаром другой фирмы;

3) олигополистический рынок, где несколько производителей начинают договариваться между собой о зонах влияния на рынке, в этом случае конкуренция приобретает неценовый характер;

4) монополистический рынок (или монополия), на котором присутствует всего один производитель со своим уникальным продуктом, для которого трудно найти заменители.

Таким образом, от первого до последнего рынков степень конкурентности на них убывает от максимума до минимума. Пропорционально убытию степени конкуренции на рынке растет рыночная цена, т. е. чем меньше конкуренции, тем выше цены, и наоборот. Далее, чем меньше конкуренции на рынке, тем менее эффективно распределяются ресурсы и доходы в обществе. Иначе сказать, чем более монополизирован рынок, тем больше социальная напряженность в обществе. Таким образом, снижение конкуренции на рынке приводит к снижению его эффективности в области распределения благ и ресурсов.

С другой стороны, монополии естественного характера такие, как сетевое газоснабжение, водопровод, энергоснабжение, ж/д транспорт резко снижают технологическую нагрузку и использование обычных рыночных конкурентных сил в этих сферах привело бы к расточительству природных ресурсов. Поэтому естественные монополии желательны для общества, но при этом их цены должно регулировать государство, учитывая интересы как потребителей, так и производителей.

Таким образом, следует заметить, что эффективность конкурентных рынков достигает своего максимума для каждого только в определенном секторе рынков.

 

Рыночная власть

Степень конкурентности рынков определяет рыночную власть – чем меньше конкуренции, тем менее эластичен спрос и выше рыночная власть над ценой. На чистом монопольном рынке рыночная власть абсолютна. Абсолютность рыночной власти характеризуется абсолютно неэластичным спросом, рис. 20.

Абсолютно неэластичный спрос характеризует поведение потребителей, приобретающих благо в постоянных объемах за определенный срок по любой предложенной цене (поэтому линия спроса располагается строго вертикально), какой бы высокой она не была, например, хлеб, соль, вода и т. п.

Рыночная власть представляет собой отрицательное явление для общества, т. к. перестает действовать закон спроса, умеряющий алчность монополиста. При наличии рыночной власти нерационально распределяются ресурсы и доходы в обществе, что приводит к социальным напряжениям.

Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции, так как на монопольном рынке конкуренция отсутствует. Здесь существует только один продавец-производитель, предлагающий уникальный товар (не имеющий близких заменителей). Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль.

 Закон спроса на абсолютно монопольном рынке не действует, т. к. спрос абсолютно неэластичен (в то время как на рынке совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен). Аппетит монополиста ограничен только доходами потребителей.

Монопольный рынок возникает главным образом в результате слияния фирм, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе.

В условиях монополии другим фирмам невозможно войти в отрасль, так как входные барьеры многочисленны и разнообразны: это патенты, правительственные лицензии, квоты, пошлины, авторское право, товарные знаки и др.

Монополистический рынок приводит к нежелательным последствиям:

ü снижается уровень жизни, т. к. потребитель вынужден оплачивать завышенные цены, сокращая другие расходы;

ü снижается качество товаров, т. к. ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым;

ü снижается экономическая эффективность производства, так как монополии не заботятся об экономии затрат (поэтому теплотрассы города Орска и др. городов РФ греют не только воздух в домах, но и на улице, ведь все оплачивается потребителем).

Однако среди монопольных рынков имеются такие рынки, происхождение которых носит естественный или целесообразный характер. Естественный монопольный рынок отражает уникальность природных богатств страны, региона, города. Разновидностью естественной монополии является авторское право.

Целесообразные монопольные рынки возникают там, где многочисленность производителей снижала бы экономическую эффективность (таково, например, снабжение электричеством, газом, водой, ж/д транспортом). Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, − эффектом снижения издержек производства в результате укрупнения предприятия. В этом плане естественные монополии являются желательным явлением для общества.

Естественный монополист приобретает огромное влияние на процесс общественного производства, так как завышенные цены на его продукцию приведут к повышению цен в отраслях, использующих эту продукцию в качестве ресурсов, то есть снижение эффективности будет наблюдаться во всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

Дополнение. Фирма-монополист представляет целую отрасль. Она производит продукцию, у которой нет близких заменителей, поэтому она контролирует общий объем предложения, т. е. может увеличивать, уменьшать предложение продукта при существующем спросе и таким образом изменять цену. Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией со стороны других отраслей. Например, услуги ж/д транспорта можно заменить на услуги автотранспорта, речного или морского судоходства, авиаперевозок или вообще отказаться от данной услуги. Поэтому кривая спроса на рынке реальной монополии будет иметь некоторый наклон (рис. 2* ниже по тексту), т. е. кривая спроса не будет абсолютно неэластичной, как это показано в таблице темы «Конкуренция и монополия». 

Кроме того, когда фирма-монополист выносит на рынок большее количество товара, его цена падает в силу убывающей предельной полезности блага. Монополист волен назначать любую цену на свой товар или поставлять его в любом количестве, но сделать то и другое одновременно он не может, поскольку монополист не контролирует сам спрос. Монополист может контролировать цену путем изменения объемов продаж. Другими словами, цена зависит от объема выпуска, является функцией объема производства.

В отличие рынка совершенной конкуренции, где фирмы являются ценополучателями, монополист сознательно ищет такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.

При решении этого вопроса можно воспользоваться методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС). Валовой доход представляет собой произведение Р и Q (цена × количество). Для случая совершенной конкуренции валовой доход будет представлен площадью закрашенного прямоугольника на рис. 1,а. Для случая несовершенной конкуренции, когда величина спроса непостоянна (кривая спроса имеет наклон), величина валового дохода при увеличении выпуска продукции сначала будет расти от нуля до определенной величины, а затем снижаться до нуля. Это легче понять, если внимательно рассмотреть рис. 3* (выше по тексту), где площади прямоугольников представляют различные величины валового дохода.

Как видно из рисунка площадь квадрата, зарисованного шахматными клетками, имеет наибольшую площадь, а прямоугольники, заштрихованные косой линией, имеют наименьшую площадь из представленных. Очевидно, что при дальнейшем приближении к осям площади прямоугольников будут стремиться к нулю. На основании этого можно построить график валового дохода – TR (рис.4*).

Если на модель валового дохода наложить кривую валовых издержек, то получим модель максимизации прибыли монополиста (рис.4*).

Как видно из рисунка 4* разность между валовым доходом и валовыми издержками максимальна при Q1. Это означает, что фирма при данном объеме производства будет получать максимальную прибыль (вопрос, как найти эту точку?). Заметим, что при наибольшем валовом доходе в точке Q2 фирма не достигнет максимальной прибыли, а в точках М и N прибыль равна нулю.

 Данный рисунок является хорошей иллюстрацией определения прибыли. Прибыль - это разница между валовым доходом и валовыми издержками.

Другой способ определения максимальной прибыли монополиста основан на методе сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС).

Как уже было сказано, для увеличения объемов продаж фирма вынуждена снижать цену на товар, поэтому предельный доход (МR), полученный от продажи дополнительной единицы продукта, уменьшается. При этом линия предельного дохода расположена всегда ниже линии спроса (рис. 5*).

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход всегда меньше цены (MR < Р), в то время как в условиях совершенной конкуренции предельный доход совпадает с линией спроса. Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становится равным нулю. Далее предельный доход становится отрицательным, а общая прибыль начинает уменьшаться. Таким образом, график предельного дохода содержит в себе информацию том, на каком участке валовая прибыль увеличивается. При этом в точке А линия спроса имеет единичную эластичность (|Е|=1), до точки А спрос эластичный (|Е|>1), а после точки А спрос неэластичный (|Е| < 1).

Данная закономерность позволяет понять на каком участке линейного спроса (D) монополист устанавливает цену − на эластичном.

Максимальная прибыль любой фирмы определяется равенством предельного дохода и предельных издержек: MR = MC . Когда предельный доход превышает предельные издержки MR > MC, фирма может увеличивать объем производства, т. к. ее прибыли будут расти. В случае, когда MR < MC фирма будет нести убытки, т. е. недополучать возможные прибыли. При этом фирме необходимо срочно снизить объемы выпуска продукции, если она заинтересована в максимизации прибыли. Полное равновесие монополиста будет определяться точкой Е (рис. 6*), при этом цена будет определяться точкой Е1 и составит величину Р1, а объемы выпуска продукции − Q1. Иначе сказать, монополист получит максимальную прибыль при цене Р1 и это в его власти.

На рынке совершенной конкуренции равновесие установилось бы в точке Е2, при этом цена (Р2) была бы ниже, а объемы производства (Q2) − больше. Но в этом случае монополист не получал бы монопольную прибыль, поэтому на это не пойдет ни один монополист.

У монополистов существует так называемое правило «большого пальца», по которому они определяют цену, обеспечивающую им максимальную прибыль:

Р = , где МС − величина предельных издержек; е − эластичность спроса по цене. Например, если предельные издержки составляют 12 руб., а эластичность спроса по цене равна − 4, то цена монополиста будет равна 16 руб.

Формула «большого пальца» показывает, что чем больше по модулю эластичность спроса по цене, тем ниже будет цена монополиста и чем ближе эластичность спроса к минус единице, тем выше монопольная цена. Таким образом, монопольная власть зависит от эластичности спроса по цене на продукцию монополиста.

Для измерения степени монопольной власти используют индекс Лернера:

L= , где Р − цена монополиста, МС − предельные издержки.

Чем ближе величина индекса Лернера к единице, тем больше монопольной власти у монополиста. В условиях совершенной конкуренции этот индекс равен нулю.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 460.