Разберем для начала индивидуальный спрос, т. е. спрос, предъявляемый одним индивидом. Например, вы захотели на 10 рублей приобрести мороженое. Если 100 граммов продукта будет стоить 10 рублей, то вы сможете приобрести максимум эти 100 граммов. Если 100 граммов стоят 20 рублей, то можно приобрести максимум 50 граммов мороженого. Если продукт будет стоить 5 рублей за 100 граммов, то на всю сумму можно съесть 200 граммов мороженого и т.д. см. табл.
Таблица распределения объемов покупки в зависимости от цены за 100 граммов продукта при полной трате 10 руб. | |||||
Цена, руб. | 2 | 5 | 10 | 20 | 50 |
Размер покупки, г | 500 | 200 | 100 | 50 | 20 |
Исходя из этих данных, строится кривая индивидуального спроса, которая при полной трате фиксированной суммы представляет собой «чистую» гиперболу, рис. 7.
По вертикальной оси принято откладывать цену и обозначать ее буквой «Р», по горизонтальной оси – количество товара и обозначать ее буквой «Q», кривую спроса – буквой «D».
Когда же на приобретение товара тратится неопределенная (нефиксированная) сумма, то график спроса не будет иметь гиперболическую зависимость: при высоких ценах может сработать «механизм скупости» потребителя, а при низких ценах – пренебрежение продуктом и недоверие к нему. Поэтому график индивидуального спроса чаще всего носит чисто условный характер.
Идеальная кривая спроса корректируется реальными, изменчивыми потребностями индивида: когда слишком мало продукта или слишком его много – для потребителя такие объемы не реальны. Поэтому на кривой спроса можно выделить действительную и мнимую части.
Кроме того, на поведение потребителя действует огромное количество факторов, таких как влияние окружающих людей, погоды, имеющаяся в распоряжении сумма денег и величина доходов сейчас и в будущем, да и просто настроения потребителя, которые довольно существенно изменяют график реального спроса в сравнении с линией гиперболы.
Рыночный спрос – это суммарный спрос на товар или услугу индивидуальных потребителей при любой возможной цене в течение определенного периода времени. Рыночный спрос на благо зависит от цен заменяющих (субститутов) и дополняющих товаров (комплементов), дохода каждого потребителя, ожиданий потребителей, числа потребителей, погоды, высказываний первого лица государства и т. д. и т. п.
Резюме. Спрос бывает индивидуальный, рыночный и совокупный. В первом случае спрос предъявляется со стороны индивида на конкретное благо, во втором – со стороны всех покупателей данного рынка на данное благо, в третьем – спрос на весь товар в какой-либо отрасли или спрос на все товары конкретного рынка.
Законы спроса и предложения
Важнейшими законами рынка являются законы спроса и предложения. Именно благодаря действиям этих законов возникает равновесная («здоровая») цена на рынке.
Личный доход и цена на благо уменьшают возможности удовлетворения всех безграничных потребностей индивида. Тем самым потребность под воздействием цены превращается в спрос.
Спрос − это та часть потребности, которая обеспечена денежными средствами, т. е. является платежеспособной потребностью. (В связи с этим заметим, что «платежеспособный спрос» – это тавтология). Цена создала из потребности спрос и в этом её великая созидательная сила. Если бы цены исчезли, то это повлекло абсолютную экономическую катастрофу.
Если спрос рассматривать как объем возможной купли товара в зависимости от цены на него, то это будет величина спроса Qd. Как правило, величина спроса всегда меньше потребности, но в экстремальных ситуациях величина спроса на некоторые товары превышает реальные потребности. Например, оптовые закупки товаров первой необходимости (сахар, мука, крупы, мыло, стиральные порошки и т. п.) для личного потребления в период сильной инфляции.
Зависимость величины спроса от цены характеризуется как закон спроса: повышение цен на товары и услуги при прочих равных условиях обычно ведет к уменьшению величины спроса и наоборот.
Закон спроса можно представить математической формулой: Qd = k/Р, где Qd – величина спроса, Р – цена на товар, k – некоторая постоянная величина. Таким образом, спрос является функцией цены, а величина спроса является значением этой функции при данной цене.
Закон спроса представляет собой обратную зависимость и графически изображается или в виде гиперболы (рис. 7), или прямого отрезка с отрицательным углом наклона, рис. 8 а. Кривая спроса обозначается буквой D.
Снижение цены на какой-либо товар сопровождается рядом эффектов:
1) эффект роста выгоды, когда при прежних расходах покупатель получает больше полезности;
2) эффект дохода, когда при прежних объемах покупки экономится часть денежных средств потребителя;
3) эффект замещения, когда подешевевший товар используется в качестве товара заменителя (субститута).
Закон спроса придает поведению покупателей объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их поведение на рынке.
Однако на реальном рынке закон спроса имеет ряд исключений. К ним относят:
1) эффект повального увлечения, когда с ростом цены спрос не снижается;
2) эффект снобизма, когда спрос индивидуума на товар снижается при снижении цены, т. к. товар становится доступным для всех;
3) эффект Веблена, когда высокая цена товара является показателем престижности его владельца, при этом, как правило, цена значительно превышает качество товара (эффект демонстративного поведения);
4) эффект Гиффена, когда потребление «низшего» товара, т. е. товара, имеющего невысокие потребительские качества или товары первой необходимости (товары Гиффена − сахар, мука, хлеб, макароны, картофель) растет при росте цены на него, при этом спрос растет за счет отказа от «нормальных», более дорогих товаров таких, как мясо, морепродукты, деликатесы.
Эти исключения носят локальный или временный характер, поэтому закон спроса – великий регулятор рыночной экономики. Обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса можно считать самым могучим защитником покупателя на рынке.
Предложение – это все товары и услуги, представленные к продаже. Величина предложения QS – это объем товара, который представлен на рынке по определенной цене. Зависимость величины предложения от уровня цены называется законом предложения: повышение цен на товары и услуги при прочих равных условиях обычно ведет к росту величины предложения и наоборот. Таким образом, закон предложения носит прямой характер и изображается в виде кривой изогнутой к верху или для простоты прямым отрезком, рис. 8 б. Кривая предложения обозначается буквой S.
Следует отличать сам спрос D и само предложение S от величины спроса Qd и величины предложения QS: спрос или предложение на графике – это вся кривая, величина спроса или величина предложения – это точка на оси «Q», см. рис. 8 а и 8 б.
Факторы спроса
Рассмотрим, какие факторы приводят к обратной зависимости между уровнем цены и величиной спроса:
1) при снижении цены увеличивается число местных покупателей, для которых эти товары ранее были не доступны, поэтому объемы продаж увеличиваются;
2) подешевевший товар «перетягивает» часть покупателей дорогого товара;
3) при снижении цены увеличивается объем покупок прежних покупателей, которые стремятся довести величину своего спроса до своей реальной потребности. Эти же закономерности действуют и в обратном направлении.
Если цена действует на величину спроса, то иные неценовые факторы действуют на сам спрос (кривую спроса), увеличивая его или уменьшая. На графике увеличение спроса будет характеризоваться смещением кривой спроса вправо, а уменьшение спроса – влево, рис. 9 а.
К неценовым факторам (это то, что в законе спроса скрывается за фразой «при прочих равных условиях») относятся:
1) денежные доходы покупателей;
2) изменение числа покупателей за счет уезжающих или приезжающих жителей данной местности;
3) фактор покупательских ожиданий, носящий экономические причины (инфляция) и неэкономические (погода, мода, праздники);
4) присутствие или отсутствие на рынке взаимозаменяемых (субститутов, например – чай и кофе) и взаимодополняемых товаров (комплементов, например – фотоаппарат и фотопленка) и динамика их цен.
Рост денежных доходов населения приводит, как правило, к росту спроса на нормальные (качественные) товары (не товары Гиффена). Снижение доходов приводит к обратному эффекту.
Приезжающие покупатели из другой местности, как правило, обусловливают рост спроса на товары и услуги. Ожидание инфляции провоцирует бурный рост спроса, а плохая погода – к снижению спроса, за исключением спроса на зонтики, плащи, лекарства. Перед праздниками спрос растет, а после праздников спрос падает. Рост цен на кофе или его отсутствие может вызвать рост спроса на чай, а рост цен на фотоаппараты или их отсутствие может вызвать падение спроса на фотопленку.
Предложение и его факторы
Предложение − это все товары и услуги, представленные к продаже. Величина предложения – это объем товара, который представлен на рынке по определенной цене. Как и спрос, предложение подвержено влиянию неценовых факторов. К ним относятся:
1) цены на ресурсы;
2) уровень технологии производства;
3) налоги;
4) дотации;
5) число производителей и продавцов;
6) цены на субституты и комплименты;
7) ожидания продавцов динамики спроса, цен, доходов;
8) коррупция и т.д.
Эти неценовые факторы смещают кривую предложения целиком. Увеличение предложения характеризуется смещением кривой предложения условно вправо, уменьшение предложения – влево, рис. 9 б.
Увеличение предложения означает, что при установившихся на рынке ценах производитель готов предоставить к продаже большие объемы благ.
Рост цен на субституты товара А вызовет рост предложения товара А, а рост цен на комплименты товара А вызовет падение предложения этого товара. Снижение цен на ресурсы, снижение налогового бремени, выплаты дотаций производителям, рост числа производителей и продавцов, ожидание роста доходов у населения, рост спроса и цен, снижение коррупции, внедрение новых технологий − все это ведет, как правило, к увеличению предложения.
Эластичность
Спрос имеет такую важную характеристику, как эластичность. Эластичность спроса по цене – это мера ответной реакции величины спроса на изменение цены.
Дуговая эластичность спроса по цене определяется отношением относительного изменения величины спроса к вызвавшему его относительным изменением цены:
Е = (1)
Графически варианты различной эластичности представлены на рис. 10 а следующим образом:
Если при небольшом изменении цены величина спроса изменяется значительно, то говорят, что спрос эластичный (D4).
Производителям выгодно переводить эластичный спрос в неэластичный спрос путем ограничения объема продаж. С течением времени спрос на товар становится более эластичным. Рост эластичности спроса – это всегда выгода покупателя, потому что при эластичном спросе повышение цены маловероятно, а более вероятно снижение цены.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 741.