Управление персоналом в торговых организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В настоящее время многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации, каковой является любое торговое предприятие, вне зависимости от формы собственности и количества сотрудников.
В этих условиях определение перспектив развития торговой организации в настоящее время становится жизненной необходимостью. В первую очередь – выбор целевой группы покупателей, т.е. той категории населения, на которую ориентируется торговое предприятие. Теория и практика развития рыночных сетей показывают, что чем более точно определен перспективный покупатель и поняты его потребности, тем более точно можно настроить всю организацию на удовлетворение его нужд и соответствие его системе ценностей и потребностей.
Именно клиент предъявляет требования не только к товарам, предлагаемым в розничной сети, но и ко всей системе управления, в том числе и к руководству трудовым коллективом, определяя тем самым формат торговли, используемые технологии организации торговли, требования к персоналу по численности и квалификации и др.
Сегодняшняя ситуация в рыночных отношениях характеризуется двумя тенденциями. С одной стороны увеличивается объем рынка современных форм торговли, а с другой стороны увеличивается конкуренция, особенно с учетом начавшегося развития деятельности на российском рынке международных торговых сетей.
В этой связи наиболее актуальным становится повышение эффективности предприятия. Под эффективностью в общем смысле понимается прибыль на вложенный капитал в средней и долгосрочной перспективе. В реальности эффективность предприятия складывается из очень многих факторов, которые условно можно разделить на следующие виды:
Внешние факторы | Являются первичными, так как создают основу бизнеса – обеспечивают рост количества клиентов и объема продаж. Внешние факторы включают в себя: стратегический выбор покупателей, ассортимента, концепции и идеологии торговой сети, территориальное расположение торговых точек и другие, в совокупности позволяющие обеспечить приток покупателей. Внешние факторы являются самыми важными факторами, обеспечивающими эффективное управление компанией и отправной точкой для определения факторов внутренней эффективности. |
Внутренние факторы | К факторам внутренней среды эффективности деятельности торговой организации следует отнести: · организационную структуру управления торговой компанией; · основные и вспомогательные процессы ведения торговли (организация продаж, логистика, сервис и т.д.); · культуру торгового предприятия; · кадровый и финансовый менеджмент и др. Все эти элементы необходимо рассматривать в комплексе. Особое внимание уделяется рассмотрению предприятия как единого целого, в котором трудовой коллектив существует не сам по себе, а обеспечивает функционирование торговой организации. |
В целом процесс управления персоналом торгового предприятия должен базироваться на следующих основных принципах:
· система формирования и использования персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития;
· в процессе управления персоналом должна преследоваться цель стабилизации состава работников, поскольку высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно;
· в процессе управления персоналом небольших магазинов (до 15 человек) следует отказываться от жесткой классификации работ. Желательно совмещать по возможности разные виды работ;
· отбор работников должен осуществляться на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам – главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов по реализации товаров наиболее сложного ассортимента;
· в процессе формирования персонала торгового предприятия необходимо использовать трудовую мотивацию;
· в процессе управления персоналом торгового предприятия должны обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. То есть, обеспечению режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, социальных выплат.
При этом в процессе управления трудовым коллективом торговой организации на первое место выдвигаются следующие направления работы руководителя (см. рис. 18.1).
Рис. 18.1. Основные направления работы руководителя
торговой организации
Дата: 2018-11-18, просмотров: 462.