ТЕМА 13. ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Мотивация как объект психодиагностики

2. Поведенческие корреляты в различии мотивов.

  1. Методы оценки мотивации
  2. Диагностика уровня притязаний

Список литературы:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  2. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.,1984
  3. Общая психодиагностика, М., 2002,с.155-178
  4. Сосновикова Ю.Б. Психическое состояние человека, их классификация и диагностика. - Горький,1975
  5. Практикум по общей и экспериментальной психологии/ Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1987. – 225с.
  6. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: МГУ, 1984.
  7. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. – М.: МГУ, 1992.
  8.  Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: МГУ, 1990.
  9. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
  10. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: МПА, 1995.
  11. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
  12. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
  13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.,1976,т.1-2

1. Мотивация как объект психодиагностики. Определение мотива, мотивационной сферы, направленности личности, основные психологические характеристики мотивационной сферы.

Основной характеристикой личности является ее направленность. Направленность это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличной ситуации. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Поведение человека характеризуется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: побудительной (связана с мотивами и мотивацией) и регуляционной.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Также это причина лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивация более широкое понятие, чем термин «мотив», обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), а также это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационная сфера с точки зрения ее развитости характеризуется тремя аспектами: широта, гибкость, иерархизированность. Широта - это качественное разнообразие мотивационных факторов. Это разнообразие потенциального круга предметов, которые являются средством удовлетворения актуальных потребностей. Гибкость -  подвижность связей между разными уровнями иерархизированной организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целью. Иерархизированность мотивов в соответствии с предпочтением какого-либо поведения, деятельности. (например структура потребностей по Маслоу).

Для диагностики мотивации используют ряд индикаторов и критериев, с помощью которых выноситься суждение о качественных и количественных характеристиках ситуации. Среди них можно выделить следующие:

    1. прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д.
    2. искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций.
    3. повышенная апперцептивная восприимчивости к объекту актуальной мотивации, влияния мотивов когнитивной оценки.
    4. выделение зоны целей релевантных мотиву.
    5. проявление мотивов в воображении и фантазии.
    6. эффект Зейгарник.
    7. время принятия решения при мотивационном конфликте.
    8. свободные ассоциации и так далее.

2. Поведенческие корреляции в различии мотивов. Две ведущие мотивационные тенденции: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи. Характеристики поведения исходя из этих двух ведущих мотивов.

Мак – Клеланд при проведении ТАТ и анализе рассказов обнаружил у большого числа испытуемых две противоположные тенденции: тенденция надежды на успех и тенденцию боязни неудачи. Мак – Артур исследовал школьников и заметил, что они делятся на две группы: ориентированные на успех, ориентированные на избегание неудачи. В 1953 Аткинсонд используя эффект Зейгарник обнаружил, что если незавершенное действие подкреплять как неудачу, то эффект Зейгарник становиться более выраженным, либо эффект Зейгарник был менее выражен или вообще не проявлялся. Таким образом, ТАТ позволил выделить 2 типа мотивации: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Дальнейшие исследования (Культ, Задер, Лайль) показали, что мотивацию избегания неудачи можно дифференцировать на две характеристики: потребность избегания неудачи и эмоционально отрицательное состояние. Так с одной стороны, это активное избегание неудачи в ситуациях и в этом случае оно более ли не менее устойчиво как личностная черта или свойство, с другой стороны – это боязнь неудачи, в данном случае включается эмоциональный компонент и этот вид избегания ситуативный.

Исследователей волновал вопрос, как будет меняться поведение в зависимости от выраженности одного из мотивов. Данные исследования проводил Шмальт в 1976 году, с помощью которых удалось показать следующее: испытуемые мотивированные на успех (МУ) предпочитают средние и слегка завышенные задания, мотивированные на избегание неудачи (МИН) выбирают экстремальные задания, либо слишком завышенные, либо слишком заниженные. После серии задач с чередующейся информацией успеха и неудачей испытуемые МУ переоценивали свои неудачи, мотивированные на неудачи переоценивали свои удачи, объясняется контрастом неудачи. В ситуациях с риском МУ рискуют расчетливее, чем вторая группа людей МИН. В условиях простых задач МИН работают быстрее и результаты снижаются медленнее. В условиях сложных задач и при дефиците времени МИН – ухудшают работу, МУ – улучшают.  

Дети в ситуации конструирования показали следующие особенности своего поведения: МУ чаще отклоняли помощь, отклоняют предложение об отдыхе. МУ дольше выполняли значимое задание.

Люди МУ склонны планировать будущее на более длительный срок, время используют с высокой активностью, целенаправленностью.

Мак – Клеланд показал, что МУ связана с экономическим ростом страны. В развитых странах показатель МУ значительно выше, чем МИН, и наоборот. Также в высших слоях общества МУ выражена больше, чем МИН, и наоборот.

3. Методы диагностики мотивации. Проективные методы и опросники диагностики мотивации, проблемы диагностики мотивов. 

Методы оценки мотивации можно поделить на две категории: к первой относятся проективные методы, ко второй относятся опросники. К проективным методикам можно отнести ТАТ Мюррея, методику диагностики мотивации Хекхаузена. Две эти методики позволяют диагностировать описанные выше виды мотивации МУ и МИН. В основе проведения методики Хекхаузена лежит составление рассказа испытуемым по предложенным ему картинкам, в соответствии с определенным планом. Разработанная система критериев оценки рассказа позволяет отнести испытуемых к имеющим мотивацию достижения успеха или мотивацию избегания неудачи.

Другой проективной методикой является тест Шмелева «ТЮФ» - тест юмористических фраз. Стимульным материалом являются юмористические фразы их всего 100. Данная методика основана на принципе свободной тематической классификации. Субъект зачисляет в один класс (их всего 10) с однозначным стимулом, имеющим мотивационно валентный семантический признак, многозначные стимулы, включающие этот признак. Появление сверхкрупного класса является свидетельством наличия доминирующей мотивации. Методику предпочтительнее проводить для консультирования.

К опросникам мотивации следует относить методики Мехрабина. Один опросник мотивации достижения  - диагностирует мотивы стремления к успеху и избегания неудачи. Специфика проведения заключается в том, что его можно проводить исключительно в группе, поскольку результаты каждого человека интерпретируются относительно результатов всей группы. Т.е. после подсчета результатов каждого человека, строим полигон частот, находим медиану и относительно ее интерпретируем данные. Количество людей в группе должно быть не меньше 10.  Этот опросник содержит две формы: форму А (для мужчин) и форму Б (для женщин). Второй опросник Мехрабина – мотивации аффиляции, диагностирует два мотива: стремление к принятию (СП) и страх к отвержению (СО). Специфика проведения та же, что и в первом опроснике. Есть еще опросник Орлова «потребность в достижении», который можно использовать индивидуально.

Так же к смежным оросникам диагностики мотивации можно отнести опросник Роттера УСК (уровень субъективного контроля) - диагностирующий два типа характеристики личности: интернальность и экстернальность. Методика Рокича «ценностных ориентаций» - на диагностику значимых инструментальных и терминальных ценностей.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 692.