В классическом психоанализе важнейшей особенностью проективного метода считалась его направленность на обнаружение бессознательных особенностей, черт личности. На самом деле уменьшение влияния структуры приводит к более развернутому поиску соответствия - активному, сознательному процессу. Можно выделить два вида проекции: структурную (преимущественная объективация неосознанных установок) и тематическую (актуализация осознаваемых индивидом элементов его поведения). Проективный подход создает условия для проявления защитных механизмов, которые могут актуализироваться на перцептивном и содержательном уровнях.
4. Проективный метод в психологии. Его особенности. Роль стимула в проективных методиках. Модели стимула
Первая теоретическая концепция проекции в применении к исследованию личности принадлежит Г.Мюррею (1938). В основе проективного метода лежат три принципа.
1. Направленность на уникальное в структуре и организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов.
2. Личность рассматривается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3. Эта система постоянно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя и искажая каждую ситуацию в систему внутреннего мира человека. Все несет отпечаток личности.
Проективный метод есть по существу построение модели личности, он направлен на изучение неосознаваемых форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным, собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.
Общими для проективных методов являются следующие признаки:
· Неопределенность стимула
· Отсутствие ограничений в выборе ответа
Отсутствия оценки ответов как правильных и неправильных. Можно выделить три модели стимула:
1. Основанная на относительной частоте реакций испытуемого на стимул (Роршах, ТАТ). Вывод делается исходя из подсчета сходных ответов.
2. Основанная на относительной частоте специфичных ответов. Выбираются стимулы для измерения четко определенной черты и подсчитывают появления искомой характеристики (Хекхаузен).
3. Основанная на общей однородности стимулов со ступенчато изменяющейся структурой. Стимулы располагаются в порядке возрастания вероятности проявления в ответе определенной черты.
По мнению Л.Ф. Бурлачука, проективная методика – это прием опосредованного изучения личности, основывающийся на построении специфической, пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализация в восприятии тенденций, установок, и других личностных особенностей.
Виды проективных методик
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, как утверждает Л.Ф. Бурлачук, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику.
Различают следующие группы проективных методик:
№ | Вид методики | Основной принцип | Примеры |
1. | Конституитивные | Придание смысла аморфному материалу | Пятна Роршаха и Хольцмана |
2. | Конструктивные | Оформление деталей в осмысленное целое | Тест мира, “Деревня” |
3. | Интерпретативные | Истолковывание, интерпретация ситуации | ТАТ, Хекхаузен, Жиль |
4. | Катартические | Игровая деятельность в особых условиях | Психодрама |
5. | Рефрактивные | Изменения в речи, почерке, общении | Графологическая проба |
6. | Экспрессивные | Изобразительная деятельность на свободную тему | ДДЧ, Несуществующее животное |
7. | Импрессивные | Выбор стимулов из ряда предложенных | Люшер |
8. | Аддитивные | Завершение предложения, рассказа | Тест незавершенных фраз |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 705.