1. Представление о себе и личностные конструкты
2. Техника репертуарных решеток
3. Самосознание как объект психодиагностики
4. Методы диагностики сознания и самосознания
Список литературы:
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское Педагогическое Агентство, 1998.
2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т." Введение в экспериментальную психологию личности",М.,1985,с.187-203
3. Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986. — 207 с.
4. Психологическая диагностика детей и подростков, — М.: Изд-во Междунар. Пед. Академии, 1995.
5. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981.—232с.
6. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М: УРАО, 1997.
7. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Пер. с англ. —М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
1. Представление о себе и личностные конструкты. Представление о личности и личностных конструктах в теории Келли. Проблема диагностики сознания, специфика вызывания конструктов.
Исследования показали, что особенности ситуации и черты личности, взятые отдельно, объясняют только10% дисперсии поведения. Поэтому необходимо изучать взаимодействие ситуативных и личностных факторов. Для восприятия объектов и событий субъекты используют определенные измерительные линейки или понятия, называемые конструктами. По мнению Келли, каждый человек – ученный, который самостоятельно осваивает, понимает и объясняет мир. Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отношений и установок человека к миру. Согласно Келли «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения..." (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Г, Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений.
Специфика конструктов по Келли основана на следующих принципах:
1. Принцип биполярности. Противопоставление позволяет наиболее точно определить содержание конструкта.
2. Принцип индивидуальности. Каждый человек имеет свои уникальные конструкты. Закрепляются те, что прошли проверку временем.
3. Диапазон применимости. Каждый конструкт применим к ограниченному набору объектов.
2. Техника репертуарных решеток. Особенности метода, его применения, способы вызывания конструктов, виды репертуарных решеток.
Техника репертуарных решеток - это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955 г. Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Репертуарно-матричные методики являются перспективным направлением развития современной психосемантики и психодиагностики.
На первом этапе проведения данной методики необходимо выделить конструкты личности. Существуют следующие способы вызывания конструктов.
1. Метод триад. Испытуемый выделяет качество, которое объединяет двоих человек из списка ролей и отличает их от третьего.
2. Метод самоперсонализации. Вместо одного из персонажей в триаду включается “Я” испытуемого.
3. Метод полного контекста. Состоит из классификации набора ролей по разным основаниям.
4. Метод лестницы. Позволяет подняться от начального узкого конструкта к более широким, путем интервью.
5. Процедура пирамида. Рассматривается как обратная процедуре лестница.
На основе конструктов создаются репертуарные решетки. В них представлены оцениваемые объекты и выделенные конструкты. Объекты выделяются в зависимости от цели проведения репертуарной техники, т.е. те объекты по отношению к которым вы собираетесь проверить конструкты или соотнести. Выделяют несколько видов решеток:
1. Классическая, где фиксируется наличие прямого или обратного полюса конструкта.
2. Ранговая, где элементы ранжируются по каждому конструкту.
3. Оценочная, где элементы оцениваются по каждому конструкту с помощью семибальной шкалы.
4. Импликативная, позволяющая выявить общие и частные конструкты путем их попарного сравнения.
3. Самосознание как объект психодиагностики. Проблемы изучения самосознания. Уровневая концепция самосознания (Э.Эриксон).
Психодиагностика самосознания
I I
Диагностика процесса Диагностика продуктов
самосознания и результатов этого процесса
(Я - концепция, Я - образ)
I I
Знание о себе Самоотношение
Я - концепция имеет уровневое и сложное строение.
1. Уровень организма (схема тела, самочувствие).
2. Социальный индивид (общность, социальная самоидентификация).
3. Личность (Самоорганизация, способности, мотивы, дифференцированная составляющая Я – концепции.)
Структура самоотношения включает в себя самоуважение, самоинтерес, аутосимпатию. Также выделяют следующие типы отношений и самоотношения: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, внешнее уважение – внутреннее неуважение, внешнее неуважение – внутреннее уважение, близость, растождествленная близость, отдаленность.
4. Методы психодиагностики самосознания. Самоотчеты. Опросники. Проективные методы. Управляемая проекция.
Методы психодиагностики самосознания можно разделить на:
1. Самоописания и стандартные самоотчеты.
2. Свободные самоописания с применением методов контент – анализа и графа.
3. Опросники (Столина, Роттера УСК)
4. Репертуарные решетки.
5. Проективные техники (ТАТ, графического самопредставления, рисуночные методы, психодрама)
6. Семантический дифференциал (Ч. Осгуд).
7. Метод направленной проекции.
Метод направленной проекции заключается в следующем: испытуемый тестируется с помощью теста Кеттелла. Через две недели ему предлагают протестироваться с целью изучения того, насколько хорошо он понимает других людей. Ему дают описание человека его возраста, пола, похожей профессии с набором черт, полученных при интерпретации теста Кеттелла. Второй “портрет” имеет противоположные личностные черты, противоположную профессию, тот же возраст и пол. Испытуемого просят описать этих людей по определенному плану. Это позволяет выявить мотивы, ценности, отношения человека, причины его личностных проблем, типы отношений (описанные выше) и т. д.
Наибольшие проблемы при психодиагностике самосознания возникают при применении методов самоотчетов. Искажающими факторами являются: социальная желательность, ублажающая и самоконструирующая самоподача, наличие неосознаваемых тенденций.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 652.